Немного про шахматы

Зиновик Ирина Юрьевна

Шахматы для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_shahmat.docx12.81 КБ
Файл shahmaty_5-7_klass.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему. 

   Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

   Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

   Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат

   Шахматная игра практически является бесконечной - если бы человек со времен Адама и Евы, не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся  5-7х классов МАОУ  СОШ № 96 г.Краснодара и составлена на
основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС и
обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
 создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных);
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления,
памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих
методических принципов:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и
всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со
стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
 принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира
;
 принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения
алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих,
зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при
знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации
материального перевеса.
 Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным
методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции -
мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
 При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно
изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического
мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
 Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление
помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. 3
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках
решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
 Практическая игра.
 Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
 Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
 Участие в турнирах и соревнованиях.

Общая характеристика игры
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок воспринимает их именно как игру. Сейчас
шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и
искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих
качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны
создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам
как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение
всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности,
способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное
средство их умственного развития
, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление
, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в
школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В
школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную
значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного
досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности
и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных
детей.
Место шахмат в системе образования школьников
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его
творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует
процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять
в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение
смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным
эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и
концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку
, распознавать ложь и правду, критически относиться
не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными
областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному
развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1», г. Жиздра, в соответствии с вариативной частью базисного учебного
плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа «Шахматы» для учащихся 5-11-х
рассчитана на 144 часа учебного времени на один год обучения (количество учебных часов в неделю – 4).
Ценностные ориентиры содержания
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим
людям и к природе. 4
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление
любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к шахматам как виду
искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания шахмат как части культуры человечества, проникновения в суть
явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание
шахматного воспитания способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального
человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В
процессе её организации средствами шахмат у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость,
ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в
частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через шахматы интереса к своей стране: её
истории, культуре, достижениям, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении шахмат для укрепления здоровья человека
(физического, социального и психологического), о их позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о шахматах как факторе успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим состоянием, величиной физических нагрузок,
данными мониторинга здоровья;
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения учебных игр и соревнований;
– решение шахматных задач на высоком качественном уровне, характеристика признаков техникотактического исполнения;
– выполнение действий из базе шахмат, применение их в игровой, соревновательной и жизненной
деятельности.
Содержание программы 5
Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое
значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах
доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал,
вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так
же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов, обучаются решения шахматных
задач.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки,
головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях
и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки»,
«Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных
знаний.
Результаты образовательной деятельности:
 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных
способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
 Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это
предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать
работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе
полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности
осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
Содержание практического раздела программы
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
 "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т. п.).
 "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
 "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
 "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из
учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
 "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за
фигура.
 "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные
фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
 "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура
загадана.
 "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга.
Чем отличаются? (Цветом, формой.)
 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в
сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
 "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию.
 "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в
начальном положении. 6
 "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и
бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
 "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом
фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
 "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
 "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и не перепрыгивая их.
 "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
 "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения
по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
 "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
 "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
 "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
 "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы
не оказаться под боем.
 "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
 "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
 "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
 "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из
своих фигур.
 "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями.
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
 "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под
шахом или нет.
 "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
 "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
 "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
 "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному
королю.
 "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит
первый шах.
 "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную
партию.
Дидактические игры и задания
 "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
К концу первого года обучения дети должны знать:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
7. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы
мира по шахматам.
8. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
 “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:
“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в
начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. 7
 “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:
“Вторая горизонталь”).
 “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
 “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
 “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске
определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
 “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы
учащихся.
9. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Дидактические игры и задания
 “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько
очков?”
 “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих
шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
 “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых
белые должны достичь материального перевеса.
 “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
10. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
 “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
 “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
 “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
 “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних
вертикалей или горизонталей.
 “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
 “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее
количество полей для отхода.
11. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
 “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
 “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
12. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания

 “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным
мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
 “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
 “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
 “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
 “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы
добиться ничьей.
 “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
К концу обучения дети должны знать:
• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
• ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
• принципы игры в дебюте;
• основные тактические приемы;
• что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил
шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход;
записывать шахматную партию;
• матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

• проводить элементарные комбинации.
• грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации;
• точно разыгрывать простейшие окончания.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Шахматная комбинация (7)

1

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

2

Матовые комбинации. Тема завлечения

1

3

Матовые комбинации. Тема блокировки

1

4

Тема разрушения королевского прикрытия

1

5

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты

1

6

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов

1

7

Тема уничтожения защиты. Тема связки

1

Повторение (2ч)

8

Повторение программного материала

1

9

Игровая практика

1

Основы(17)

10

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр

1

11

Ходы фигур, взятие

1

12

Рокировка

1

13

Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

14

Шах, мат, пат

1

15

Начальное положение

1

16

Игровая практика

1

17

Шахматная нотация

1

18

 Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

1

19

 Обозначение шахматных фигур и терминов

1

20

Запись начального положения

1

21

Краткая и полная шахматная нотация

1

22

Запись шахматной партии.

1

23

Ценность шахматных фигур.

1

24

Пример матования одинокого короля

1

25

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой
материала

1

26

 Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью
шахматной партии.

1

Основы дебюта (18ч)

27

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

28

Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. 1

1

29

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

30

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика.

1

31

 Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита

1

32

Решение заданий. Игровая практика

1

33

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника

1

34

 “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

1

35

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты

1

36

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”.

1

37

 Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит.

1

38

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

39

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

40

 Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

41

Решение заданий. Игровая практика

1

42

 Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

43

Игровая практика.

1

44

 Повторение изученного о дебюте

1

Основы миттельшпиля (14ч)

45

Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле

1

46

Связка в миттельшпиле. Двойной удар

1

47

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах

1

48

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика

1

49

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки

1

50

Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения

1

51

Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

1

52

Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов

1

53

Решение заданий. Игровая практика

1

54

Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах 1

1

55

Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика 1

1

56

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

1

57

Игровая практика

1

58

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи)

1

Основы эндшпиля (5ч)

59

Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле

1

60

Итоговая практика

4

Повторение (5ч)

61

Повторение программного материала

1

62-68

Итоговая практика

7

Итого:

68часа

Материально-техническое обеспечение
 шахматные доски с набором шахматных фигур
 демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
 шахматные часы
 шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
 шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной
нотации
 мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» 12

Учебно – методическое обеспечение
1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для общеобразовательных учреждений". - Обнинск:
Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение,
1999.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

Список литературы по программе
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и
учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
2. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
3. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
4. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
5. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
6. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
7. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
8. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
9. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
10. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
11. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
12. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

Планируемые результаты изучения программы
1. Развитие умственного потенциала обучающихся, их способности мыслить и действовать.
2. Появление потребности к интеллектуальным играм.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей  СОШ № 96

от 29.08.2018  года № 1

___________      _______________

     подпись                                Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

____________        А.Н. Силиверстова

29.08.2086