Учитель года 2020

Зиновик Ирина Юрьевна

Конкурсные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе « Я – учитель»

«В человеке, всё должно быть прекрасно:

 и лицо, и одежда, и душа, и мысль».

А.П.Чехов

                Я, Зиновик (Еловацкая) Ирина Юрьевна, родилась  15 августа 1956 года в поселке Парабычево Шелковского района Чечено Ингушской АССР. В царской России этот поселок называли: «Земной рай». Он расположен вблизи столицы Хазарского каганата древней крепости Семиндэр у слияния рек Терек и Сунжа. Расположен в лесу, в котором я собирала ландыши, грибы и ягоды, ходила с отцом и братом на охоту и на рыбалку. Земли вблизи крепости орошались  с помощью специально вырытых каналов. Хазары выращивали здесь виноград и фруктовые деревья. По улице   проходила вода и по канавкам заходила в каждый двор.

           В поселке Парабычево сохранился двухэтажный деревянный дом помещиков Хастатовых, в котором гостил великий русский поэт и писатель Михаил Юрьевич Лермонтов, так как хозяйка этого дома была его двоюродной бабушкой. В лесу стоял дуб  на котором Лермонтов вырезал свое стихотворение. Служанкой у Хастатовых была чеченка Бэла, она и стала героиней одного из произведений  Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Около крепости «Семиндер» располагалось юнкерское училище в котором работал мой дедушка заместителем директора. Поэтому мой выбор профессии был не случайным.  Я потомственный учитель.

          В таком чудесном месте я выросла.

           Моя мама, работала в библиотеке и книги были для меня лучшими друзьями. Все четыре тома «Трёх мушкетеров», Александра Дюма я прочла уже в четвертом классе. Через всю жизнь я пронесла  свою любовь к произведениям Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан» и « Двадцать тысяч лье под водой», Вальтера Скотта «Белый клык», «Айвенго», «Овод» Войнич, Ромэн Ролан «Очарованная душа», Герберт Уэльс «Война миров». Кумиром моим был Александр Македонский, книгу о нём «Сын Зевса» я часто перечитывала. Его девиз:» Пришёл, увидел, победил»  я использовала на уроках по информатике.

      Мама дружила с учительницей русского языка и литературы Суровой Ольгой Михайловной. Она была очень строгой и требовательной. Все правила по русскому языку, которым она меня учила,  я помню и сейчас.  Учитель был самым уважаемым человеком на селе. Даже старики в высоких папахах проходя мимо учителя кланялись приветствуя его и моя мама всегда  мечтала, чтобы я стала учителем. Я была старшим ребенком в семье и поэтому занималась воспитанием своих младших братьев и сестер с детства. В школе я училась с удовольствием по всем предметам, но мне всегда нравилось заниматься математикой. Родители выписывали мне журнал «Квант» который издавал МГУ и я никогда не ложилась спать пока не решу три задачи из журнала « Квант».  Вывести формулу  или решить задачу по алгебре, это как разгадать кроссворд, но геометрию я всегда любила больше, особенно стереометрию и планиметрию. Мне очень нравится чертить на доске чертежными инструментами и большими цветными мелками.

           Мне повезло учиться у прекрасных педагогов, любящих своё дело,  и прекрасно преподающих свой предмет. Ведь в 1973 году окончив 10 классов я сдавала экзамены по восьми предметам, все были обязательными: сочинение, литература(устно), алгебра (контрольная), геометрия (устно), химия (устно), биология (устно), физика (устно), немецкий язык( устно).  Учителя всех дисциплин относились к преподаванию своих предметов очень ответственно. Все экзамены я сдала на «Отлично», поэтому смогла сдать вступительные экзамены в Чечено-Ингушский государственный университет, где обучалась пять лет  на «Математическом факультете».

      «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д.Ушинский. Я сделала свой выбор, поступив в  ЧИГУ.  Я еще тогда не знала,  что впереди меня ждет жизнь, полная напряжения, радости тревог, бессонных ночей и счастья.  Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий.

       В 1978 году я получила диплом об окончании ЧИГУ по специальности: Математик, преподаватель математики. Эти пять лет обучения в университете были лучшими годами в моей жизни. Три года я занималась на кафедре «Геометрия», занималась начертательной геометрией, информатикой (изучала языки программирования «Бейсик», «Фортран»). Я была в первом выпуске изучавших программирование в нашей стране.

                   После окончания ЧИГУ я вернулась в свой поселок учителем математики, как и мечтали мои родители и я. Приехала я с мужем, поэтому первые годы моей работы были для меня самыми тяжелыми, работала в две смены, нагрузка 36 часов, на каждый урок я писала план, проверка тетрадей , дети маленькие, т.к. меня некому было заменить я выходила на работу через два месяца после рождения детей (за два года я родила двоих детей), через три часа я бегала домой, чтобы покормить ребенка грудью. Бегала через лес и поле, так было ближе, чем по дороге через , очень часто пугала змей, которые спокойно спали на дорожке. Чтобы не тратить время на то, чтобы обойти школу и зайти через парадную дверь я перелазала через школьный забор, где однажды оставила клок от платья. Директор смеялся, говорил, что таких учителей у него ещё не было.

         Тринадцать лет я работала в Лесхозовской школе учителем математики.  Классы были большими, до 40 человек. Дети в большинстве своем чеченцы со взрывными характерами, но воспитаны хорошо, уважали  учителей, очень умные дети. Пишем контрольную работу, из тридцати человек только три или четыре ребенка могут получить оценку «три», остальные оценки «четыре» и «пять». К контрольной никогда специально не готовили.

        Уроки свои я всегда проводила с удовольствием, как мне как-то сказала одна моя ученица, что на уроках я как-бы играю с детьми в учителя и учеников. Все уроки проходят как игра. Я всегда любила всех своих учеников и дети мне отвечали и отвечают тем же.

         Я работаю в школе учителем математики. Учитель, на мой взгляд, это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время трудно! Но о своем выборе я не жалела никогда. Первые годы моей работы в школе моими наставниками были директор школы по образованию физик, Суров Владимир Павлович и заместитель  директора Кожемякина Таисия Михайловна по образованию математик. Они очень часто ходили на мои уроки, объясняли как можно лучше подать тот или иной материал. Все годы своей работы я постоянно вспоминаю слова своего первого директора: «Учитель ставит оценку «2» не ученику, а себе, за то, что не  смог научить, объяснить доступно детям. Этой оценкой учитель расписывается в своей не компетентности».

Они учили меня познавать мир, искать свое месть в нём. Они помогли мне стать учителем.  И я  благодарна им за это. Они научили меня всему, что пригодилось в работе с детьми.

     У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё служить её величеству математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке.

      Позади уже 35 лет работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивной, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений. За это время мною найдено много примеров, методов обучений,  но каждый день нахожусь в поисках сверхзадачи уроков, стремление к достижению  которой добавило бы уроку значительности, возвышенности, праздничности. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний,  навыков, педагогического мастерства.

           Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Для меня радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

           Использую различные формы проведения уроков (групповые, игровые), различные виды деятельности учащихся на уроке, применяю различные формы и новые технологии, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный и эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету, выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, показываю тропинку к пониманию и у ребенка возникает вера в свои возможности и желание учиться.

           На уроках математики необходимо не только формировать математические компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача. Моя цель, как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. А самым способным я должна уделить особое внимание.

           В моем представлении учитель – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после 35 летней работы. Учитель – это, безусловно, всесторонне развитый  и образованный человек.

            Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с   « царицей наук». Математика для  меня  - это не просто формулы и вычисления,  а способ мышления и способ общения: логичный, доказательный. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения! Я никогда не считала  себя только учителем предметником.  Сегодня для меня более остро встают проблемы нравственности подрастающего поколения, психологические основы успешности учебно – воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей. В. А. Сухомлинский  когда –то утверждал что « если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится  верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.

       Последние пять лет я работала учителем математики, информатики и кубановедения в МАОУ СОШ № 96 г. Краснодара. В школе работают 120 очень опытных педагогов, у которых есть чему поучиться. Школа лучшая в г. Краснодар. Работая в школе  я вела кружок по шашкам и шахматам. 2017году и 2019году мои учащиеся заняли 2 –е место в городе Краснодаре в соревнованиях по «Чудо – шашкам». И были награждены кубком и грамотами.

         Администрация школы № 96 работает как слаженный часовой механизм, даже диву даёшься как у них  всё так чётко получается. Из 2500 учащихся, ни одного второгодника. Все сдают и ОГЭ и ЕГЭ.

         Работая в школе получаешь удовольствие от общения с директором, заучами,  учителями, учащимися.

          В 2018 году администрация школы послала меня на курсы по ментальной арифметике и в 2018 -2019 учебном году я вела с учащимися начальных классов занятия по ментальной арифметике.

          В 2019-2020 учебном году  директор Кононенко Ирина Викторовна  предложила перейти на работу в МАОУ  ООШ №14 с. Преображенское. Школа маленькая, коллектив не большой, но доброжелательный, директор школы в курсе всего, что происходит в школе, полное взаимопонимание с родителями, учащимися и педагогическим коллективом.

             Я с удовольствием работаю в обеих школах. Принимаю участие в турнирах по шахматам и шашкам, занимаюсь ментальной арифметикой, очень люблю играть в волейбол. У меня восемь детей, пятеро уже получили высшее образование, сейчас воспитываю ещё троих. Мечтаю дать им всем хорошее образование.

             Я нужна людям и этим счастлива.