Главные вкладки
3.1. Выступления на научно - практических конференциях, семинарах,секциях
Выступления на научно - практических конференциях, семинарах,секциях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Использование методики П.М.Эрдниева на уроках технологии»
Коломина Е.А.,
учитель технологии
Cоздание передовой системы образования – одна из ключевых стратегических задач модернизации образовательной системы страны. Компентностный выпускник учебного заведения - это конкурентоспособная личность с новым планетарным мышлением, востребованная в современном мире и информационном обществе.
Так какие задачи стоят сегодня перед учителем? Как учитель воспринимает современную ситуацию в образовании? Почему научно обоснованные и интересные методики дают лишь локальный практический выход? Ответы на некоторые наши вопросы мы нашли в книге академика РАО П.М. Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения». УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которой, рассматривая взаимосвязи, причины и следствия, выделяются крупными блоками в целостные группы родственных единиц содержания учебного материала. Следует обратить внимание на одну важную особенность - УДЕ позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения: от структурирования содержания образования и форм его воплощения до совместного труда учителя и учеников. Используемые в учебниках Эрдниева граф-схемы (один из приемов УДЕ), позволяют охватить единым взором доказательство теорем по геометрии и увидеть те детали, которые остаются в тени при словесном способе. Доказательство теорем, как и решение задач по геометрии и физике, помещенные в граф-схемы, лучше усваиваются и быстрее запоминаются. В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие информацию: образ, слово, рисунок, символ, число, модель, предмет.
Используемые элементы технологии УДЕ: совместное и одновременное изучение родственных разделов, взаимообратных действий; освоение и составление граф-схем доказательства; представление информации в образно-наглядной форме; выход на перспективу изучения будущего знания на основе свертывания и развертывания учебной информации. В практике отдаю предпочтение графам «деревья» и понятийным графам, которые используются на различных этапах восприятия учащимися учебного материала: изучение, обобщение, систематизация, структурирование. Метод граф-схем является альтернативным традиционным приемам и способам учебной деятельности и имеет широкий спектр его применения в различных образовательных областях и на практике.
Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.
Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно.
В некоторых учебниках встречаются задания - заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.
Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:
- давать определение понятиям;
- анализировать;
- выделять характерные черты объекта;
- классифицировать объекты;
- упорядочивать информацию;
- составлять списки;
- пользоваться условными обозначениями и сокращениями.
Поэтому считаю, что использование граф-схем в учебном процессе обеспечивает:
-усвоение учебного материала через различные каналы восприятия;
- синтез этой информации с помощью граф-схем или образа;
-логическое осмысление закономерных связей в граф-схеме или образе;
- представление суждений о полученной информации в виде выводов. В связи с этим нами определено несколько направлений, где использование граф-схем, как альтернативного метода, повышает результативность обучения учащихся.
Таким образом, граф-схема – это и есть ход решения задачи в общем виде, представляющий пошаговое движение вперед в направлении нахождения ответа. Работа по созданию семантической сети помогает организовать учебный диалог для «проживания» задачной ситуации, выявить трудные для понимания моменты, вовремя скорректировать учебную деятельность, осознать свои затруднения и преодолеть их. Следует отметить, что в курсе информатики изучается такой способ представления информации, поэтому построение графа или семантической сети, как правило, не вызывают затруднений.
С помощью граф-схем можно построить модель, обобщающую содержание темы урока или изучаемого раздела. Одно из существенных достоинств предлагаемого подхода - никакие операции в граф-схеме не исчезают, а сохраняются и могут расширяться по мере того, как ученик накапливает опыт или использует уже накопленный.
Список примеров можно продолжить и далее, но суть не в этом. Метод граф- схем имеет ряд преимуществ, использование которых в процессе обучения позволяют отработать один из ключевых индикаторов формирования функциональной грамотности обучаемых, а именно: умение анализировать тексты, представлять информацию в различных формах, контролировать ход и результат решения задач, моделировать.
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ
на школьном методическом объединении естественно-математического цикла
на тему: «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии
Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. В истории образования выработаны два способа организации учебы:
- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;
- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.
Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие его собственной логики?
Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.
Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит детей мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.
В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
Актуальность опыта.
Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная, эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.
В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.
Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета, заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Для того чтобы систематизировать проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя, в программу по технологии был введён раздел «Проект». Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса, способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности личности.
Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО естественно-математического цикла по теме "Организация проектной деятельности на уроках технологии"
Коломина Е.А., учитель технологии
В современном подходе к обучению технологии особое место занимает – метод проектов. Это самостоятельная творческая работа ученика, выполненная под руководством учителя.
Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
“Учитель учит и воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру” /Д.С. Лихачев/
Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.
Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:
- связь теории с практикой;
- научность, сознательность и активность усвоения знаний;
- доступность, систематичность и преемственность обучения;
- наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
- деловитости;
- предприимчивости;
- ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Начиная с 2005 года, на уроках технологии я начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.
Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные.
Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
- На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
- На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
- На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.
Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.
Ещё Марк Авралий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.
Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
Реализуется проект в течение года. Занятия по проектам не обязательно следуют одно за другим, а иногда выделяется лишь часть времени на занятиях. Если работа требует больших затрат времени, то предлагается выполнять часть проекта на уроках, а значительная часть проекта выполняется дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной. И в результате часть из них хотя и выполняют проект со значительной долей самостоятельности, но на сравнительно невысоком уровне.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.
Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.
Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.
Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы.
7. Приложения.
О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.
-Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,
-Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).
-Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.
-Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Для улучшения организации проектной деятельности в кабинете технологии оформлен “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов.
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Предварительный просмотр:
Доклад к августовскому совещанию на тему «Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы» 25.08.2023г
Коломина Е.А., учитель технологии
В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся.
Великие отечественные и зарубежные педагоги во все времена особое внимание уделяли индивидуальному подходу к воспитанию и образованию ребенка. Ян А. Каменский отметил первым, что обучение должно выстраиваться, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, которые выявляются систематическим наблюдением. Так же данная проблема получила развитие в учениях отечественных прогрессивных педагогов: Ушинский К. Д. разработал методику приемов индивидуального подхода к детям. Макаренко А. С. считал, что индивидуальный подход - это неотъемлемая часть педагогики. Цель воспитания, по Л. Н. Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоничному развитию всех сил и способностей детей, через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Образование, осознается людьми главенствующей социальной ценностью современности: в обществе формируется устойчивый спрос на образовательные услуги, отчетливо прослеживается динамика профессиональных ориентаций молодежи.
Уроки «Технологии» в школе являются первым шагом к профессиональной ориентации молодежи, особенно актуальных на сегодняшний день рабочих специальностей. В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение требований инновационной экономики, основанной на стремительно изменяющихся технологиях, а также запросов общества. Основная задача здесь — построение приоритетов и структуры среднего образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.
По сравнению с выпускниками прошлых лет, нынешние выпускники более конкурентоспособны, готовы к быстрой трансформации своих представлений и ценностей, профессионально социализируются, проявляя большую целеустремленность, мотивированность в трудовой деятельности, которую начали формировать еще со школы. На таких выпускников всегда есть спрос на рынке труда. Учреждения образования, в том числе и наша школа, формируя профессиональную культуру и профессиональные качества на уроках «Технологии», ориентируют учащихся на становление и поддержание на соответствующем уровне своей профессиональной репутации, на уважение таких традиционных ценностей труда, как долг, ответственность.
Формирование у учащихся системного мышления, профессиональной и творческой активности, социальной компетентности и проходит как в образовательной среде, так и за счет проведения внеучебных мероприятий, выставок творческих достижений учащихся, ярмарок-распродаж и многое другое. Современная тенденция в системе образования направлена к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но, при всем количестве публикаций, проблема индивидуального подхода раскрыта скудно, совсем мало сущности принципа и технологии осуществления.
«Индивидуальный подход» — это дидактический принцип обучения и воспитания, сущность которого состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических способностей. Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на индивидуализацию обучающихся. В процессе индивидуального подхода, обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. ФГОС ставит цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности. Одной из важнейших профессиональных компетенций учителя технологии является его способность к реализации индивидуального подхода к учащимся. Особое значение приобретает эта компетенция в современных условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС. ФГОС указывает на реальные виды деятельности и образовательные результаты обучения учащихся: личностные, метапредметные и предметные. Для учителя технологии они представлены в Примерной программе по предмету «Технология», так например, к личностным образовательным результатам относятся: осознание необходимости общественное полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации и др.;
к метапредметным: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и др.;
к предметным: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений и др.
Основной формой организации обучения учащихся технологии является урок. Главная проблема встает перед учителем, как вести учет особенностей и организовать индивидуальную работу с обучающимися в процессе урочной деятельности. Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Метод проектов, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, саморазвития личности, игровые технологии, технологии групповой деятельности, к которым применим также индивидуальный подход к учащимся. Наиболее успешно осуществить индивидуальный подход к учащимся, возможно применяя различные виды самостоятельной учебной работы. При выполнении учащимися самостоятельных заданий учителю видны трудности отдельных учащихся, с которыми они сталкиваются и своевременно оказывать коррекционную помощь. Так же при работе с успешными учениками учитель может давать более усложненные задания, отвечающие их высокому уровню подготовки, тем самым стимулирую развития их способностей. Основной акцент в индивидуальной работе ставится на подходе к «сильным» и менее успешным по успеваемости учащимся.
Соответственно общие требования необходимости чуткого и заботливого отношения педагога к улучшению успеваемости реализуется к разным категориям учащихся. Индивидуальный подход на уроках технологии к учащимся осуществляется через проверку и оценку знаний. С целью побуждения к регулярным занятиям, мотивирования и повышения эффективности учебной работы менее успешные в учебе школьники подвергаются более частой проверке усвоения материала. Характеру проверки и оценки знаний, а также их степени трудности свойственна некоторая дифференциация. Задания для обучающихся по теме могут быть более или менее сложные, с различной творческой направленностью в зависимости от успеваемости учащегося и его личностных особенностей.
Рис. 1.
Необходимым в индивидуальном подходе является коллективная направленность в построение урока, так чтоб учащиеся имели возможность помогать друг другу и взаимодействовать. Большое значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию мотивов к успешной учебе у учащихся, которые не проявляют старания в получении и применения знаний, не проявляют интерес к производственному труду и многое другое. Именно сочетание коллективной и индивидуальной работы со школьниками на уроке технологии обеспечивает необходимую продуктивную педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа учащихся на уроках технологии плавно должна переходить в групповые занятия и обратно. На уроках по технологии некоторые учащиеся проявляют интерес к моделированию, технике, другие к декоративно-прикладным искусствам, проектированию и др. Педагог, поддерживая и подкрепляя интерес учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь, распределяет между учащимися привлекательную именно для них самостоятельную работу, тем самым удовлетворяя их индивидуальные интересы. Распределив работу по интересам среди учащихся, далее образуются группы по интересам для коллективного взаимодействия и представления своих и общих работ перед классом.
Таким образом, обеспечиваются благоприятные психолого-педагогические условия для проведения групповых занятий по предмету «Технология» и обеспечивается реализации ФГОС. Результативность от правильного введения ФГОС на уроке заключается не только в прохождении и усвоение программы, но и в личностном росте учащихся, которое помогает стать компетентным: умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Литература:
- Атаулова О. В. О структуре урока технологии// Школа и производство. — 2004. № 1. Николаев В. В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: учебное пособие. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
- Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 4. — С. 50-54.
- Гордеева С. И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 50-52.





