Внеурочная деятельность

Яцык Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

03Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  Абанская  основная общеобразовательная школа №1

                                                                                                                 

  Рассмотрено:                                    Согласовано:                            Утверждаю:

на  заседании  МО                     Заместитель  директора                        Директор  МБОУ

нач.кл                                     по     УВР                                    Абанская ООШ №1                    

Протокол №  ________                                                                               Божков А.А.

от  “________         2018 г.           от  “_________”       2018 г.               от“_______2018г.

Руководитель  МО:___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО  ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Вежливые ребята»

на 2018- 2019 учебный год

2 класс

                                                     учитель начальных классов

Яцык Т.А.

2019 год

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

во 2 классе

по общекультурному направлению «Вежливые ребята»

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемыми результатами начального образования», на авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Абанская  ООШ № 1

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Вежливые ребята».

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи
  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
  • осуществление пошагового и итогового контроля
  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность учителя
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности.

    Реализация программы «Вежливые ребята» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)
    ВР первого уровня:
    Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
    У ученика будут сформированы :
  • внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
  • опыт культурного поведения в социальной среде

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
    ВР второго уровня:
    Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
    У ученика будут сформированы :
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
  • отношение к иному мнению, культуре других народов
  • умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах

Ученик получит возможность научиться:

  • доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
  • навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

    ВР третьего уровня:
    Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
    У ученика будут сформированы :
  • умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
  • желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
    Ученик получит возможность для формирования:
  • активной жизненной позиции
  • внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 Преимущественные формы достижения воспитательных результатов

  • коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.
  • групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программа рассчитана на детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:

1.Мир вежливости, мир хороших манер
2.Я и люди, которые меня окружают.
3.Культура внешнего вида.
4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

 Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/ п

Дата

Тема занятия

По плану

По факту

Речевой этикет-4ч

1

Что такое этика и этикет.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

2

О вежливых словах и их применении.

3

Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания

4

Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа

Культура поведения-8ч

5

Отношение к старшим, учителю, малышам.

6

Отношение к родителям.

7

Как вести себя в школе, на переменах

8

Правила поведения в столовой, за столом

9

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

10

Искусство делать подарки

11

Как правильно разговаривать по телефону

12

Правила поведения в общественном транспорте, в общественных местах

В мире сказок – 5ч

13

Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда

14

Сказка – ложь, да в ней намек

15

Путешествие по «Школе вежливых наук».

16

Праздник вежливых ребят

17

Что мы узнали и чему научились

Всего – 17ч



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  Абанская  основная общеобразовательная школа №1

                                                                                                                 

  Рассмотрено:                                    Согласовано:                            Утверждаю:

на  заседании  МО                     Заместитель  директора                        Директор  МБОУ

нач.кл                                     по     УВР                                    Абанская ООШ №1                    

Протокол №  ________                                                                               Божков А.А.

от  “________         2018 г.           от  “_________”       2018 г.               от“_______2018г.

Руководитель  МО:___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО  ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Занимательная математика»

на 2018- 2019 учебный год

2 класс

Автор-составитель программы:

                                                     учитель начальных классов

Яцык Т.А.

2018 год

  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Планируемыми результатами начального образования», на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Абанская  ООШ № 1

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  3. строить логическую цепь рассуждений;
  4. выдвигать гипотезы;
  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  6. читать графическую информацию;
  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  9. различать существенные и несущественные признаки.
  10. отличать кривые и плоские поверхности;
  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;
  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;
  2. оценке своих достижений;
  3. действовать по плану.

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины.

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
  • «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
  • Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
  • Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
  • Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
  • Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения - работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный»

конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

            Конструкторы «Танграм»,

4.Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Дата

Тема занятия

По плану

По факту

Решение занимательных задач в стихах.

Учимся отгадывать ребусы.

Математические игры

Проект «Придумай фигуру».

«Спичечный» конструктор

«Подумаю, отвечу,   докажу»

Загадки- смекалки.

Математическое соревнование «Веселый счёт»

Нестандартные задачи.

Весёлая геометрия

Математические

игры

Задачи-смекалки.

Числовые головоломки

Математическая газета.  

Математическое

путешествие.

Итоги. Математический КВН.

  Проект: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи, составленные детьми, взятые из жизни).



Предварительный просмотр:

  1. Вводная часть


Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы учебных предметов, реализующий краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае, авторской программы Г.В.Раицкой«Литература Красноярского края»

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Учебный предмет «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.
На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: 34 часа – во 2 классе, по 17 часов – в 3 и 4 классах.
Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство младших школьников с произведениями писателей и поэтов Красноярского края и направлено на достижение следующих
целей:

  • формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;
  • формирование общих представлений о литературном наследии Красноярского края;
  • воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;
  • развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края

В основе программы по учебному предмету «Литература Красноярского края» лежит первичное знакомство с жанровым разнообразием и художественным богатством литературного наследия Красноярского края.

В программу по учебному предмету включены:

  • произведения устного народного творчества (сказки и малые фольклорные жанры) народов, проживающих на территории Красноярского края;
  • произведения устного народного творчества (сказки и малые фольклорные жанры) коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края (эвенков, ненцев, кетов, селькупов, нганасан, энцев);
  • художественные произведения (рассказы и стихотворения о родине, природе, о детях, о труде, о взаимоотношениях людей, о приключениях)

Программа предполагает знакомство с биографиями и творчеством известных поэтов и писателей, прославившими и прославляющими своим творчеством Красноярский край.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающиеся открывают для себя имена Огдо Аксеновой, АлитетаНемтушкина, Любови Ненянг, Зория Яхнина, знакомятся с особенностями их творчества.



В качестве нестандартной формы урока учитель может использовать очное (заочное) посещение музеев (библиотека Юдина, Литературный музей, дом-музей В.П. Астафьева, местные литературные центры) и спектаклей в театрах краевого центра и малых городов Красноярского края.

Особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение.


В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающийся должен:

  • знать произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
  • знать имена известных писателей и поэтов Красноярского края, основные факты их биографии, названия и основное содержание их произведений (не менее 2-3);
  • уметь различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение;
  • уметь пересказывать текст с использованием изобразительно-выразительных средств языка и диалектных слов;
  • уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • уметь самостоятельно подбирать произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края на заданную тему;
  • уметь работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями, в том числе на электронных носителях);
  • уметь высказывать (в устной и письменной форме) оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Содержание программного материала

Фольклор Красноярского края 7 ч

Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Сказки «Медвежья сестра», «Старик и зайцы» (долганские), «Подарки золотой змеи» (эвенкийская), «Почему месяцу холодно на небе» (кетская), «Соколиный костер» (селькупская) и другие. Выявление сюжетной линии в волшебных сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края 10 ч

Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.

  • Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик».
  • Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги».
  • Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник».
  • Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».
  • Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке».

Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.

  • Казимир Леонидович Лисовский. «Заветное слово», «Саранка», «На берегах Енисея», «За каплей капля».

Теория. Стихотворение.

  • Алитет Николаевич Немтушкин. «Березка».
  • Любовь Прокопьевна Ненянг. «Нгэлирей».
  • Роман Харисович Солнцев. «Осина».
  • Анатолий Иванович Третьяков. «Картина утра» и другие.
  • Николай Станиславович Устинович. «Затейница»

Учебно – тематический план.

Фольклор Красноярского края 7 ч

Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сказки «Медвежья сестра»

«Старик и зайцы» (долганские)

«Подарки золотой змеи» (эвенкийская)

«Почему месяцу холодно на небе» (кетская)

«Соколиный костер» (селькупская)

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края 10 ч

Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик».

Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги».

Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник».

Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».

Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке».

Казимир Леонидович Лисовский. «Заветное слово», «Саранка», «На берегах Енисея», «За каплей капля».

Алитет Николаевич Немтушкин. «Березка».

Роман Харисович Солнцев. «Осина».

Любовь Прокопьевна Ненянг. «Нгэлирей».

Анатолий Иванович Третьяков. «Картина утра» и другие.

Николай Станиславович Устинович. «Затейница».

4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата по плану

Фактическая дата

№ урока

Наименование  разделов и тем

Форма организации

уч. занятий

01.09

1

1 полугодие

Фольклор Красноярского края 7 ч

Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Знакомство с фольклором народов Севера.

08.09

2

Сказки «Медвежья сестра»

Выявление сюжетной линии в  сказках, сходства и различий сказок  народов Севера и русских народных сказок.

Иллюстрирование, инсценирование.

15.09

3

«Старик и зайцы» (долганские)

22.09

4

«Подарки золотой змеи» (эвенкийская)

29.09

5

«Почему месяцу холодно на небе» (кетская)

06.10

6

«Соколиный костер» (селькупская)

13.10

7

3 триместр

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

20.10

8

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края 10 ч

Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик».

27.10

9

Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги».

Знакомство с произведениями писателей и поэтов, выявление особенностей  их творчества, иллюстрирование, инсценирование, стихосложение.

10.11

10

Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник».

17.11

11

Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».

24.11

12

Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке».

01.12

13

Казимир Леонидович Лисовский. «Заветное слово», «Саранка», «На берегах Енисея», «За каплей капля».

08.12

14

Алитет Николаевич Немтушкин. «Березка».

Роман Харисович Солнцев. «Осина».

15.12

15

Любовь Прокопьевна Ненянг. «Нгэлирей».

22.12

16

Анатолий Иванович Третьяков. «Картина утра» и другие.

29.12

17

Николай Станиславович Устинович. «Затейница».

12.01

18

Обобщающий урок-викторина.

Викторина, конкурс чтецов



Предварительный просмотр:

  1. Вводная часть

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «По ступенькам добра и справедливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Необходимость социального образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в социально зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Социальное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Программа « По ступенькам добра и справедливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 17 часов, 1час занятий в неделю.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Учащиеся научатся:

  • применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
  • применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
  • правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
  • слова вежливости,
  • основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
  • применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
  • высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
  • проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
  • работать в паре и в группе,
  • проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
  • культурно выражать свои эмоции в совместной работе

ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

3. Содержание учебного предмета, курса

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), ихоценивание.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,дежурства.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

дата

Тема

Количество часов

Примечание

По плану

По факту

Школьный этикет

1

12.01

Правила поведения в школе

1

2

19.01

Правильная организация работы на уроке

1

3

26.01

Школьные перемены как время активного отдыха, игры

1

4

02.02

Поведение в столовой, правила поведения за столом

1

Правила общения

5

09.02

Правила вежливости, представления о добрых и недобрых поступков

1

6

16.02

Знакомство с образом поступков при помощи художественных произведений, сказок

1

7

02.03

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов

1

О трудолюбии

8

09.03

Значение труда в жизни людей

1

9

16.03

Элементы культуры труда

1

10

30.03

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться

1

11

06.04

Оценка своих действий во время приготовления уроков

1

Культура внешнего вида

12

13.04

Опрятность, аккуратность в человеке

1

13

20.04

Правила опрятности и их значение

1

14

27.04

Оценка внешнего вида человека

1

Внешкольный этикет

15

04.05

Вежливое отношение к людям

1

16

11.05

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

1

17

18.05

Правила поведения в общественных местах

1



Предварительный просмотр:

1.      Сижу я как – то в комнате, читаю книгу. Вдруг, что – то стукнуло в окно – может друзья зовут на улицу? Выглянул – никого. А с карниза спорхнула птичка. Присмотрелcя я, а это синичка, со своей красивой грудкой. А на яблоньке их ещё несколько штук сидит.

    В любое время года – весной и летом, осенью и зимой – мы видим и слышим этих птичек. А что же это за птица такая – синица? Я решил исследовать проблему, связанную с синицами. Быстро включился в поиск информации об этих удивительных птичках, и поделиться ей с друзьями, одноклассниками. Нашёл у мамы  книгу, почитал, но в книге информации было недостаточно, поискал в Интернете. И вот что я узнал о синицах:

2. Сведения о синицах.

      Сколько я себя помню, в нашем огороде всегда видел маленьких цветных птичек, быстро перелетающих с ветки на ветку, лазающих по кустам смородины или крыжовника что – то клюющих на земле. Птички эти очень осторожны, поэтому можно смотреть через окно. Особенно я люблю это делать зимой. На улице мороз и снег, а ты сидишь в тепле и смотришь, как птички вьются вокруг кормушки. Кормушку мы с мамой повесили так, что её хорошо видно и можно наблюдать за баталиями вокруг неё.

3. Виды синиц..  Семейство Толстоклювые синицы. Трудно встретить человека, который бы не знал и не видел синиц. Но мало кто знает, что синиц в природе насчитывается несколько видов. В классе Птицы синицы входят в отряд Воробьинообразные, который подразделяется на семейства. Большинство видов семейства – оседлые птицы, совершающие, однако, кочевки. Они никогда не гнездятся в дуплах. Вот некоторые из них:

- усатая синица;

- длиннохвостая синица;

- сутора;

- бурая сутора;

- тростниковая сутора;

4. Семейство Синицевые (настоящая синица). В фауне России семейство Синицевые представлено 14 видами. Назовём часть видов:

- большая синица;

- хохлатая синица (гренадёрка);

- лазоревка;

- московка ( чёрная синица);

- буроголовая гаичка ( пухляк);

5. Семейство Корольковые.

В семейство Корольковые входят три рода:

- корольки – 3 вида;

- расписная синичка – 1 вид;

       Говоря о синицах, большинство людей имеет в виду наиболее многочисленную большую синицу. Моя исследовательская работа выполнена на основе наблюдений и изучений большой синицы, поэтому ей я уделяю больше внимания, чем синицам других видов:

    Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на грудке чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спинка желтовато – зелёная, брюшко жёлтое. Присмотрись внимательно к большим синичкам. У одних птиц галстук проходит через всю грудь, опускается ниже на брюшко, и тянется к самому хвосту, такая широкая и длинная полоска красуется на груди только у синицы – самца. Если же полоса поуже и обрывается не доходя до брюшка, - значит перед вами самочка. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. Длина её тела 130 – 165 мм, вес около 20 гр. Большая синица всеядна. Она отыскивает и поедает насекомых, раздалбливает семечки, летает по помойкам, добывая там кусочки пищи. Синицы любят долбить мёрзлое сало и мясо.

6. Места обитания.

    Синицевые – небольшое семейство воробьиных – распространено на всех континентах, кроме Австралии и Южной Америки. И всюду они сохраняют характерный облик и ведут сходный образ жизни. В России обитает 10 видов, различающихся размерами, деталями окраски и местами обитания. Наиболее известны - большая синица, лазоревка, московка, хохлатая синица, пухляк.

7. Размножение. О размножении синиц я расскажу, опираясь на научную литературу. Строят гнездо обе птицы в течение 4 – 7 дней. Затаскивают иногда до 200 гр. Строительного материала (тонкие веточки, корешки, сухие стебельки трав, пух, перья, клочки шерсти, коконы и паутина пауков и насекомых). Лоток выстилается конским волосом, мягкой шерстью и мягкими перьями. Яйца у синиц белые, с большим количеством красновато –коричневых пятнышек.

8. Питание

    В природе птицы тратят больше энергии на полёт, восстанавливать которую они могут только за счёт пищи. В проведённых на эту тему исследованиях большие синицы съедали в день пищи до 50 г., то есть в 2,5 раза больше, чем гнезду около 400 раз. Являясь насекомоядными, пара больших синиц, выкармливая птенцов, уничтожает несколько десятков тысяч вредных насекомых.

9. Человек и синица. Забота человека о птицах.

   В зимнее время значительное количество оседлых и кочующих птиц зимует в нашей местности. В это время птицы подвергаются всевозможным климатическим воздействиям, затрудняющим птицам добывание пищи. Тут следует прийти птицам на помощь и позаботиться о них. Надо обязательно осенью, не дожидаясь плохой погоды, где только можно, поставить кормушки и подкармливать птиц.

      В качестве кормов рекомендуется употреблять семена и ягоды растений.

В любой местности есть много диких растений, семена и плоды которых служат птицам естественным кормом вплоть до снегопадов, закрывающих их. Эти корма надо собрать в больших количествах.

А рацион большой синицы состоит из подсолнечника, конопли, тыквенных семечек, кусочков мяса, сала свиного несолёного.

Изготовление кормушек.

     В зимнее время нашим пернатым друзьям часто бывает трудно добывать себе корм. Особенно когда после оттепелей наступают сильные морозы и всё покрывается ледяной коркой: деревья кустарники, даже строения. Тогда доступ к корму для птиц закрывается. Птицы (особенно молодые) не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода.

     Чтобы помочь зимующим у нас птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течении всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки.

    Кормушки бывают самых разных конструкций и изготавливаются из разных материалов. Объединим их в определённые группы и покажем полученную классификацию.

    Птицы- «сеятели» лесов, истребители семян сорняков и  борцы против вредных насекомых, поэтому их надо охранять и беречь.

    Нельзя ловить и держать дома в клетках птиц, кроме шести видов, которые легко переносят неволю. Это – щур, дубонос, клесты (еловик и сосновик), длиннохвостый и обыкновенный снегирь. И никаких других! И уж ни в коем случае нельзя ловить птиц, занесённых в Красную книгу, например тростниковую сутору.

     Помните, что  выкормленные в неволе птицы становятся неприспособленными к жизни в природе.

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

«Как правильно разговаривать по телефону»

  1. Познавательные цели:

Углублять представление детей о нравственных качествах  человека, как об  неотъемлемом  условии   межличностных отношений  в  человеческом  обществе

 2. Развивающие цели:     учащиеся  смогут  научиться

  • высказывать своё мнение;
  • аргументировать свою точку зрения
  • анализировать свои черты характера;
  • прогнозировать последствия поступков;
  • участвовать в коллективной деятельности;
  • акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

3. Воспитательные цели:      учащиеся смогут  убедиться в

  • необходимости укрепления межличностных отношений в группе;
  • существовании  влияния друзей друг на друга в коллективе;

                                        

  дети получат возможность 

  • глубже осознать, как правильно разговаривать по телефону;
  • научиться   разрешать проблемные ситуации.
  • расширять знания о происхождении телефона, телефонном этике нравственных качествах личности
  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Предполагаемый результат: формирование у детей  нравственного  понятия "этикет, правила пользования телефоном ", как важнейшего условия    формирования  личности.

 

Оборудование:  карточки  с текстом, для работы в паре, тексты для работы в группе, мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация урока.

№ п\п

Этапы учебного занятия

Деятельность

учителя и учащихся

№ слайда

УУД,

формирующиеся

на данном этапе

Организационный момент.

У. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мне очень приятно видеть вас сегодня здесь.  

Как вы думаете, что нам необходимо для того, чтобы  наше занятие прошло успешно?

Ребята, я желаю вам   сегодня  всем интересной работы на занятии, успехов!!!

   

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Формулирование темы и цели

занятия.

 

 

Ребята я хотела бы начать наше занятие с просмотра небольшого мультфильма и ответить на вопрос: правильно ли поступил мальчик?

У. – Как вы считаете правильным ли был поступок мальчика?

У. – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

 

Д: (Тема нашего занятия: «Как правильно разговаривать по телефону»);

У: Чему сегодня будем учиться? (Д: - Правилам, применять правила при разговоре).

Мультфильм

 

Познавательные:

 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

Личностные: формирование интереса к  теме занятия,

Регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 Обсуждение происхождения телефона

Работа в парах

У: Ребята, а знаете ли вы когда появился первый телефон? Давайте порабатаем в парах?

- Кто придумал телефонный аппарат? (Александр Белл), - Когда появился первый телефон? (143 года назад), Кем работал Александр Белл (учителем в американской школе для глухонемых), Назовите первых предшественники телефона? ( у индейцев южной Америки вождь отдавал распоряжения в стенах дворца.), -Без чего невозможно представить жизнь современного человека в настоящее время? (мобильного телефона);

-Что должен знать современный человек при общении по телефону? (правила);

- Какие правила пользования мобильным телефоном вы знаете?

- Мы знаем, как использовать телефон, но не знаем правил его применения.

- Ребята, а каким другим словом мы можем с вами заменить слова  правила общения по телефону?

- Давайте послушаем Влада он, нам с вами сейчас расскажет.

(Правила разговора по телефону называется телефонный этикет, в переводе с греческого означает Обычай, само слово этикет имеет французское происхождение).  

-Ребята, а вы умеете вежливо общаться по телефону?

- А сейчас давайте с вами посмотрим небольшую сценку, которая называется «Почему обиделась мама?»

Миша: - Алло, Катя это ты?

Мама: - нет, это не Катя, а кто её спрашивает?

Миша: - Да, так знакомая. А где Катя? Дайте Кате трубку!»!!

Мама: - её нет дома, Что ей передать?

Миша: Обещала меня подождать, а сама куда то пропала.

Мама: - Простите, я с вами в таком духе не могу больше разговаривать.

(Раздаётся карточка, лист с заданием).

 

2  слайд

Выступление учащегося о телефонном этикете

3слайд

Сценка

Познавательные:

постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: понимать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном материале;

проговаривать вслух  в сотрудничестве с

учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Анализ телефонного разговора

- Как вы думаете, почему обиделась мама?

- Добился ли Миша своей цели поговорить с подружкой Катей?

- Почему? (1. Не поздоровался, слова приветствия)

- Что спрашивала мама у Миши? (хотела узнать кто спрашивает Катю)

- Что нужно было сделать Мише?

- Как вы думаете, какие слова нужно было использовать Мише? ( 3. Вежливые);

- Скажите, когда разговор закончился, что нужно сделать?

(Попрощаться)

Ребята, а с помощью телефона мы ещё как с вами общаемся? (смс)

- Как вы думаете, при написании с м с,  нам нужно соблюдать правила?

- Конечно, молодцы!

Слайд 4

Правила:

  1. Слова приветствия: (Добрый день, здравствуйте, Добрый вечер)

  1. Представиться;
  2. Вежливые слова: Будьте так любезны, пожалуйста, спасибо, извините.

Слова прощания: До свидания, всего хорошего, пока).

Физминутка


Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

 1 ученик проводит зарядку

Применение нового знания

- Сейчас я вам предлагаю составить диалог из предложенных предложений.

Вася звонит папе на работу.

- Алло! Будьте так любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Ивановича Петрова, его спрашивает сын.

- Подождите пожалуйста. Одну минуточку. Его нет в кабинете, но я сейчас сын его приглашу.

- Хорошо, спасибо большое!)

- Давайте оценим, что у вас получилось?

Работа в группах

Одна группа читает, остальные добавляют.

Рефлексия

Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Чем полезна тема сегодняшнего занятия?

– Кто или что вам помогало справиться?

–– Кто доволен сегодня своей работой?

Слайд 5

Фронтальная работа

 Подведение итогов

  Итак, ребята, теперь вы знаете, как правильно разговаривать по телефону.

- У вас на партах лежат телефоны, напишите смс сообщения, в котором вы расскажите, что вы узнали, чему научились на сегодняшнем занятии.

- Мне было приятно  работать с вами, до свидания!!!