Рабочая программа занятий с одарёнными детьми

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для работы с одарёнными детьми, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zanyatiy_s_odaryonnymi_detmi.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1 с.Стерлибашево

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

_________/Халитова А.А.

Протокол №____ от

«____» ________20___  г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/Кадыров А.Т.

«____» ________20___  г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «____»_______20___г. №_____

И.о. директора  школы

__________/Кадыров А.Т..

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми

по предмету

«Русский язык»  на 2020-2021 учебный год

6 класс

Составитель:

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Гайсарова Л.Х.

с. Стерлибашево, 2020

Пояснительная записка

Данная   программа разработана учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 с.Стерлибашево Гайсаровой Л.Х. для учащихся с повышенной мотивацией по русскому языку  

Актуальность программы: Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. В то же время с недавних пор российское образование пытается соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. Трудности с обучением в школе детей, отстающих в своем развитии от возрастных норм, проявились в школьной неуспеваемости и заставили общество принять неотложные меры. К сожалению, пока что значительно меньше сделано в отношении детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, поэтому транжирить таланты - непозволительная ошибка для любого государства. В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину.      Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе. Весьма серьёзна проблема, связанная с «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения. Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. Всё это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы "Дети России", включающей в себя три подпрограммы, одной из которых является проект «Одарённые дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки способных и одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности через: • Создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки способных и одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки; • Координацию деятельности базовых центров по работе с способными и одаренными детьми и их поддержка; • Оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с способными и одаренными детьми. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, одним из основных направлений развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей, основанное на идее, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социальноэкономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творчество, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка. Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка - муниципальной или региональной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, регионе. Вместе с тем, недостаточно изучены возможности развития одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирования государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе, и на муниципальном уровне.  

Новизна её в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи

олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

  На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

 Современный русский язык,

 Культура речи

 Историческая грамматика

 Диалектология

 Введение в языкознание

 Стилистика

Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.

Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.

Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

 - обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе, в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней..

При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе

рассчитана на 1год - 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа работы с одарёнными детьми спланирована для учащихся 6-7-ых классов на 2020-2021 учебный год.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы.

Этапы и сроки реализации:

I. Организационный этап ( сентябрь 2020г.- октябрь 2020г.)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышенияквалификации.

II. Практический этап (ноябрь 2020 - апрель 2021 г.)

Данный этап предполагает:

реализацию программы по работе с одаренными учащимися;

расширение форм работы с одарённым учащимся.

III. Обобщающий этап( май 2021г)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.

Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:

  1. предметных олимпиадах;
  2. НПК;
  3. интеллектуальных конкурсах.

Содержание работы.

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

2. Исследовательская деятельность учащегося.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

3.Интеллектуальные и творческие конкурсы

Формы занятий с талантливыми учениками.

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

1) Творческих. Например:

- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских. Например:

- Подготовить проектные работы  на выбранные темы по русскому языку/литературе.

- Объяснить, происхождение различных языковых явлений.

3) Информационных. Например:

- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему «Достопримечательности моего села», используя фотографии и архивные документы из районного краеведческого музея.

4) Игровых. Например:

- Придумать игры для физминутки.

5) Практико-ориентированных. Например:

- Подготовить материал для ОГЭ по русскому языку.

- Выпустить “Словарь диалектных слов Стерлибашевского района”.

- Подготовить альманах “Писатели и поэты Стерлибашевского района”.

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7.Публикации творческих работ.

8. Участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, infourok.ru и других; в дистанционной олимпиаде «Летописец».

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 6 предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 34 часа.

Рабочая программа включает в следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 6 класса.

3. Календарно-тематическое планирование занятий для 6 класса.

4. Планируемый результат реализации рабочей программы

Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.

Реализуемые формы и приёмы работы:

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.

2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.

6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.

Функции учителя:

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.

Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.

Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться.

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для 6 класса

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт.

Раздел 1

 Фонетика и орфография

1.

Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции.

1

2.

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

1

3.

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения.

1

4.

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

2

Раздел 2

 Лексика, этимология и фразеология

5.

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.

1

7.

Процессы архаизации и обновления  русской лексики.

1

8.

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов.

1

9.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

2

Раздел 3

Словообразование

10.

Морфемный анализ слова.

1

11.

Словообразовательные цепочки и гнёзда.

1

13.

Морфемный анализ слова

1

Раздел 4

Морфология

14.

Имя существительные конкретные,  абстрактные, вещественные, собирательные.

1

15.

Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

1

16.

Историческая морфология.

1

17.

Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

1

Раздел 5

Синтаксис

18.

Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

1

19.

Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

1

20.

Компоненты, осложняющие простое предложение(однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

1

21.

Сложные синтаксические конструкции.

1

22.

Синтаксический разбор предложений.

1

Раздел 6

Комплексный анализ текста

23.

Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте.

1

24.

Типы речи и их характеристика.

1

25.

Структура комплексного анализа текста.

1

26.

Понятие темы и идеи текста.

1

27.

Нахождение ключевых слов в тексте.

1

28.

Комплексный анализ художественного текста.

1

29.

Нахождение средств выразительности в художественном тексте.

2

30.

Исследовательский проект. Подготовка и участие в научно-исследовательской конференции по практическому краеведению.

4

Планируемый результат

реализации рабочей программы

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология».
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.