Викторина по литературе для учащихся 5-х классов

Сценарий викторины по литературе для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_literature.docx370.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан. 

Викторина по литературе для учащихся 5-х классов

Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1с.Стерлибашево

Гайсарова Лилиана Хайдаровна

Викторина по литературе

Тема: «Знатоки литературы».

Тип урока: внеклассное мероприятие, комбинированный. Изучение и познание нового на основе изученного.

Форма урока: игра.

Основные этапы урока:

1.Подготовка к викторине (делимся на две команды, придумываем название).

2.Проведение викторины.

3.Подведение итогов.

Цель:

создать положительное отношение к предмету литература.

Задачи урока:

Образовательные

-знакомство с писателями и поэтами русской и зарубежной литературы;

-знакомство произведениями;

-объяснение слов, явлений, значений.

Развивающие:

-развивать мышление ,внимание, память;

-развивать активность детей на уроке.

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к книге;

-воспитывать любовь к Родине.


Методическое оборудование:

1.Презентация к викторине.

2. Судейский лист.

3. Экран, проектор.

4. Вата, карточки со стихотворениями.



I Организационный момент.

-Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем викторину «Знатоки литературы». Викторина состоит из нескольких туров. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Присуждать будет наше компетентное жюри.

Но для начала нужно разделиться на две команды ( набираю две команды, выбираем капитана, придумываем название на музыкальную тему).

Три человека члены жюри. Представляю членов жюри, вручаю судейский лист.

Мы начинаем первый конкурс.

Ну что ж, наша викторина взяла успешный старт, и я объявляю первый конкурс – «Угадай кто это?». (Максимальный балл за правильный ответ-1б.) Правила очень простые, на экране появится портрет писателя или поэта, а вы должны назвать фамилию. Не выкрикиваем, право ответа даётся той команде, которая первая подняла руку. За каждый правильный ответ – один балл. Готовы? Начали!

1. Этот писатель написал много произведений не только для взрослых, но и для детей. Такие рассказы как «Лев и собачка», «Косточка». Назовите фамилию писателя. (Слайд №3)

hello_html_5904b13.jpg

Ответ: Лев Николаевич Толстой.

2. «Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою". Кто написал стихотворение? (Слайд №4)

hello_html_4abc0a28.jpg

Ответ: Сергей Есенин.


3. Назовите автора басен «ВОРОНА И ЛИСИЦА», «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ», «СЛОН И МОСЬКА» и многих других. (Слайд №5)

hello_html_1506f9f6.jpg

Ответ: Иван Андреевич Крылов.

4. «Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.»

Кто автор этих строк? ( Слайд №6)

hello_html_m20eefebd.jpg

Ответ: Михаил Юрьевич Лермонтов.



5. Назовите автора сказки, про кузнеца Вакулу, который ездил верхом на чёрте к царице за черевичками для своей возлюбленной Оксаны. (Слайд №7)

hello_html_3f69889d.jpg

Ответ: Николай Васильевич Гоголь.

На этом наш первый тур закончен. Жюри подводит итоги. А сейчас немного отдохнём и посмотрим сценку к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении учащихся 5 класса.

Жюри оглашают итоги первого конкура.

Мы переходим ко второму конкурсу, который называется « Назови произведение, и кто его написал?». Перед вами на экране будет иллюстрация произведения и отрывок из него, нужно отгадать название и автора. Не выкрикиваем, право ответа даётся той команде, которая первая подняла руку. За каждый правильный ответ – один балл. Готовы? Начали!

1. «Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Да вот верёвкой море морщить

Да вас, проклятое племя корчить.»

hello_html_m2b65d98d.jpg(Слайд №9)

Ответ: А.С. Пушкин « Сказка о попе и его работнике Балде».

2. «Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.»

hello_html_m363ed6bb.jpg

(Слайд №10)

Ответ: Н. Носов «Живая шляпа».

3. «Варюша нашла в лесу старую еловую ветку- ту, что воткнула в снег, где оборонила колечко и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, колечко! Оно ничуть не заржавело.»

hello_html_m1ef9bc70.jpg

(Слайд №11)

Ответ: К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

4. «Мими рассказала Якобу, что её превратила в гусыню и занесла в этот город одна старая колдунья, с которой когда-то поссорился её отец.»

hello_html_m69d76b02.jpg

(Слайд №12)

Ответ: Вильгельм Гауф «Карлик Нос».

5. «Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни; они летели гад лесами и озёрами, над морями и твёрдой землёй; под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, летали с криками чёрные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц.»

hello_html_3d290255.jpg

(Слайд №13)

Ответ: Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева».

Молодцы, ребята! На этом второй конкурс закончен! Пока жюри подводит итоги. Мы немного поиграем.

Молодцы! Жюри объявляет итоги второго конкурса и итоги за два конкурса.

Конкурс капитанов.

Конкурс называется «Собери пословицу». Капитанам даётся лист, на котором нужно найти продолжение пословицы.

Задание



Ответы

(Слайд №15)

А пока капитаны думают, мы с вами поиграем.

Давайте проверим ваши ответы, внимание на экран. Капитан, сделавший меньше всего ошибок, получает 4 балла.

Молодцы! Жюри объявляют итоги.

Разминка «Толстощёкий губошлёп».

Оборудование: вата, несколько шариков, карточки со стихотворениями.

Для разминки мне нужен один участник, он кладёт за щёки вату и читает стихотворение на карточке. Это могут делать несколько человек, и выбрать лучшего чтеца.

Переходим к третьему заключительному конкурсу. Он называется «Кроссворд». Перед вами на экране кроссворд и вопросы к нему. Не выкрикиваем, право ответа даётся той команде, которая первая подняла руку. За каждый правильный ответ – один балл. Готовы? Начали!

1 вопрос. Кто приказал своим сыновьям пустить по стреле, чтобы найти невесту?

Ответ: Царь.

2 вопрос. Кто в басне И. А. Крылова работал всё лето?

Ответ: Муравей.

3 вопрос. Какой волшебный предмет мог летать по небу?

Ответ: Ковёр.

4 вопрос. Кем была царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»?

Ответ: Лебедь.

5 вопрос. Кто жил в доме, в котором Маша ела кашу, сидела на стуле и спала на кровати?

Ответ: Медведи.

6 вопрос. Кто написал рассказы о Незнайке?

Ответ: Носов.

7 вопрос. Как звали главную героиню сказки «Царевна- Лягушка»?

Ответ: Василиса.

Молодцы, ребята! Жюри подводит итоги нашей викторины.

Рефлексия.

Ребята перед вами на доске небольшая библиотека. Нужно выбрать книгу, которая соответствует вашему настроению. (Слайд №25)

Красная книга означает, что вам было не понятно, вы испытывали трудности во время игры. Поднимите руки, кто выбирает такую книгу.

Жёлтая книга означает, что было всё понятно, но остались вопросы. Поднимите руки, кто выбирает книгу этого цвета.

Зелёная книга означает, что все было понятно и вам было легко и комфортно. Поднимите руку те, чьё настроение соответствует цвету этой книги.

Объявляется победитель. Церемония награждения.











Судейский лист

Количество баллов за игру

1-я команда _______________________________

2-я команда _______________________________

Члены жюри

__________________________________________________________________