Сетевое сотрудничество

Хотмирова Татьяна Дмитриевна

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.

Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoe_vzaimodeystvie_obrazovatelnyh_organizatsiy.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Сетевое взаимодействие образовательных организаций,

как фактор всестороннего развития личности ребёнка».

  • современном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

И поэтому именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.

Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Ключевые задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

  • обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
  • расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить

социальный опыт, способствующего формированию их мировоззрения;

- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного

образования;

- создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

Применительно к образовательной деятельности мы можем рассматривать сетевое взаимодействие в трех аспектах:

  1. Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром
  2. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.
  1. Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей

На сегодняшний день сетевое взаимодействие становится ключевой проблемой в рамках реализации ФГОС, так как приоритетом современного образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Современные модели сетевого взаимодействия образовательных организаций:

  1. Концентрирования координационная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие.
  2. Концентрированная ресурсная модель, где в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр.

Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия.

Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.).

  1. Распределенная инструментальная, 
  • распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития (свой инструмент).
  • такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга
  1. Распределенная идентичная

Идентичная сеть – создается на основе формулирование общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов.

Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели образовательной деятельности на данной территории и средств ее достижения.

Может быть создана в форме простого товарищества, ассоциации или союза.

5.  Модель цепи.

Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели.

При этом, цепь взаимодействий четко определена, есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.

Главная фигура в модели цепи – это обучающийся. Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана обучающегося.

Наряду с положительными сторонами этих моделей выявлен и ряд проблем!

  • часто взаимодействие не имеет нормативно-правового закрепления;
  • трудно сохранить ценности дополнительного, школьного и профессионального образования;
  • тяжело сохранить самостоятельную независимость учреждения;
  • возникает опасность заимствования не только достоинств, но и недостатков каждой сферы образования;
  • неумение администрации образовательных учреждений распределить функциональные обязанности субъектов интеграции и координировать работу;
  • не всегда учитываются интересы ребёнка;
  • слабо реализуются функции интеграции;
  • распространение декларативного подхода, когда важность проблемы признаётся многими, но не решается в силу отсутствия необходимых условий: организационных, методических, кадровых;
  • психологические проблемы.

С нашей позиции мы видим ещё одну остро-стоящую проблему: Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе

своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

Именно это на данный момент не позволяет нам расширить спектр востребованных социумом общеобразовательных программ, привлечь талантливых молодых специалистов и т.п.

ДОД характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

И в этом контексте, современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

Дополнительное образование детей – зона ближайшего развития системы образования

Дополнительное образование наряду с формальными чертами имеет и неформальные черты:

  Новые требования к качеству

Отсутствие стандартизированных

результата ДОД;

требований к результатам ДОД;

Единые требования к

Вариативность, гибкость,

программному и учебно-

многообразие программ с учетом

методическому обеспечению,

социального заказа на ДОД;

учебному плану ДОД;

Право выбора ребенком

Объективная необходимость

содержания, форм, методов

участвовать в реализации ФГОС

организации, места проведения

ОО;

ДОД и др.;

Регламентация квалификационных

Равноправие связей, свобода

требований к педагогической

отношений, комфортная

И др.

деятельности;

И др.

атмосфера;

И поэтому ДОД имеет конкурентные преимущества в сравнении с другими видами формального образования:

  • свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
  • вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
  • доступность глобального знания и информации для каждого;
  • адаптивность к возникающим изменениям.

По нашему мнению ДОД является необходимым компонентом общего образования и они не могут существовать друг без друга или развиваться параллельно.

Интеграция сфер образования создаёт новые условия для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов.