Картотеки

Беляева Ольга Владимировна

Представлены картотеки игр, упражнений для организации совместной образовательнойдеятельности с детьми, в режимных моментах, при проведении индивидуальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительные игры на профилактику утомления.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).

"Цапля".

 Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

"Скачки".

Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных "скакунов", быстрых, резвых и т. п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

"Парашютисты".

 Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

"Уши". 

Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

"Скоморохи". 

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

"Тачка".

 Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и "везет". Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему "хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

"Кошка". 

Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки — мышки". Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

"Пленники".

 Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит "в плен" на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
В этой игре развиваются глазомер, координация движений.

"Гуси". 

Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

 "Раки".

 Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

"Великаны". 

Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

"Бег в бумажном колпаке".

По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

"Бег со связанными ногами".

Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на "трех" ногах. Ведущий засекает время. Игра развивает координационные механизмы нервной системы.

"Шарик".

 Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) — выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга. Игра способствует развитию статического равновесия.

"Послушный мячик".

 Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. Игра способствует сплоченности детей.

"Бой петухов". 

Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными "петушиными" данными. В игре развивается динамическое равновесие.

"Большой мяч". Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.


Источник: "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста" (Алямовская В.Г., Петрова С.Н.)



Предварительный просмотр:

Комплексы и игровые упражнения дыхательной гимнастики.

Методика их проведения.

Дыхание – единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется еще и тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей вдыхаемого воздуха при правильной аэродинамике носового дыхания, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.

Надо приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота.  Покажите, как втягивать и сжимать живот во время дыхания. Положите ребенка на спину, прижмите руками его живот: «Ты чувствуешь, какой круглый твой живот? Постарайся сделать его плоским, впалым». Заставляйте ребенка в первую очередь делать дыхательные упражнения, которые развивают емкость грудной клетки. К примеру, игровое упражнение «Поезд делает ча-ча-ча, выбрасывая пар».

 Внимание!  Ни в коем случае не утомляйте ребенка. Эти игры не должны быть долгими.

Обучение правильному дыханию ода из основных форм физического воспитания детей, ослабленных туберкулезной интоксикацией. Правильное дыхание необходимо для здоровья данного контингента детей необходимо так же, как и правильное питание.  Цель представленных комплексов дыхательной гимнастики и игровых упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышения жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Перед проведением дыхательной гимнастики или игровых дыхательных упражнений необходимо провести разминку.

Разминка.

  1. Перед играми на развитие дыхания необходимо несколько раз зевнуть, встать прямо, поднять руки вверх, потянуться на сколько это возможно и сделать глубокий вдох. Затем согнуть ноги в коленях, опустить корпус вперед-вниз и сделать глубокий выдох.
  2. Ноги слегка расставить в стороны, руки положить на пояс, наклониться в левую сторону, при этом правый бок растянется, как гармошка, выдохнуть.  Затем выпрямиться и сделать вдох. После этого наклониться в правую сторону – теперь левый бок растянется как гармошка. Выпрямиться и сделать глубокий выдох.
  3. Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, грудь распрямить. Откинуть голову назад и сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед и сделать выдох.
  4. Положить руки на затылок и наклониться в правую сторону. Выпрямиться и сделать вдох. Затем наклониться в левую сторону и снова выпрямиться.

Комплекс № 1

 Комплекс дыхательной  гимнастики для восстановления носового и
дифференциации ротового и носового дыхания.

  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
  • "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
  • "Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки (1-8).
  • Дать понюхать цветок, духи, фрукты. 

                                      Комплекс № 2

  • Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
  • "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
  • "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м. (1-2 мин).

                                         Комплекс № 3

  • «На турнике» - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф.   (4-5 раз).
  • "Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
  • "Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

                                        Комплекс № 4

  • «Журавли» - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
  • «Пилка дров». Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
  • "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).                                              

                                    Комплекс № 5

  • «Вырастем большими». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
  • «Гуси гогочут». И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
  • «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз). 
  • «Заканчиваем гимнастику». Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз). 

                                     Комплекс № 6

Разминка.

Игровое упражнение  «Веселая пчелка»

цель: учить правильно дышать, обращая внимание на конкретную часть тела.

Дети делают свободный вдох, на выдохе произносят «з-з-з-з», представляют, что пчелка села на руку, ногу, нос.

                                    Комплекс № 7

Разминка.

Игровое упражнение «Выдуй шарик из чашки»

цель:  учить делать глубокий вдох и выдох.

Воспитатель кладет в чашку шарик от настольного тенниса. Дети по очереди делают глубокий вдох, наклоняются над чашкой и дуют в нее так сильно, чтобы шарик вылетел  из посуды.

                                  Комплекс № 8

Разминка.

Игровое упражнение «Паровоз»

цель: развивать грудную клетку.

Встать на колени, затем сильно наклониться вперед, руками опереться об пол, а кисти рук повернуть вовнутрь. Опустить грудь так, чтобы нос почти касался земли. Начинайте «пыхтеть» как паровоз.

мы прибыли на станцию назначения: выпрямите спину, руки, и снова сядьте на пятки. Перед каждой остановкой надо громко свистеть.

                              Комплекс № 9

Разминка.

Игровое упражнение «Птички в гнездышках»

цель: учить ходить и бегать врассыпную,  обращая при этом внимание на правильное дыхание.

Дети сидят на стульчиках, расставленные по углам комнаты «в гнездышках». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны,  приседают, разыскивая корм, снова бегают. По сигналу «Птички – в гнездышки» возвращаются на свои места. Воспитатель учить детей правильно дышать во время бега.

                              Комплекс № 10

Разминка.

Игровое упражнение «Лошадки»

цель: учить детей бегать друг за другом, обращая при этом внимание на правильное дыхание.

Дети делятся на пары, один – лошадка, другой – кучер. Кучер запрягает лошадку (можно использовать скакалку) и начинают бегать змейкой пот группу, (по залу) от одной ее стороны до другой и обратно. Затем меняются ролями и игра повторяются.

кучер может приговаривать «но-но-но», а лошадка – «Иго-го»

                            Комплекс № 11

Разминка.

Игровое упражнение «Поезд».

цель: учить  детей правильному дыханию при ходьбе и беге в колонне по одному.

Дети становятся в колонну по одному не держась друг за друга. Первый ребенок изображает паровоз, остальные – вагоны.

Воспитатель дает гудок – и поезд начинает движение.

Во время движения поезда можно произносить «чух – чух – чух», «ту – ту – ту».

                                     Комплекс № 12

Разминка

Игровое упражнение «Трамвай»

цель: учить детей правильному дыханию при движении парами.

Игра проводится по типу «Поезд»

Игровое упражнение «Каша кипит»

Дети становятся в круг. Представляют себе кастрюлю с кипящей кашей.

Делают глубокий вдох,  ненадолго задерживают дыхание и на выдохе  произносят  «Пых-пых-пых», пока не выйдет весь воздух. Упражнение повторяется вновь (6 – 8 раз)

                              Комплекс № 13

Игровое упражнение «Одуванчики»

Дайте ребенку понюхать одуванчик.

Затем дайте ребенку подуть на одуванчик.

Сначала покажите, что когда он дует ртом, улетают мелкие зернышки.  

Потом покажите, что он может добиться того же результата, если будет дуть носом.

Игровое упражнение «Ромашка»

Дайте ребенку понюхать цветок ромашки. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания.

(многие дети сопят вместо того, чтобы нюхать: они приклеивают свои ноздри, а это как раз обратное тому, что им надо делать.

Игровое упражнение «Ураган»  Детям предлагается «разбросать, раздувая как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек ил кусочков бумаги. Эти упражнения выполняются ртом, носом, затем одной ноздрей.

                        Комплекс № 14

Разминка

Игровое упражнение  «Аист»

Встать в основную стойку.  На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед. Зафиксировать состояние.

Сделать на выдохе шаг, опустить ноги и руки, произнося «ш-ш-ш».

повтор 5 – 6 раз

Игровое упражнение  «Погреемся»

Стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «ух-ух».

возвращается в исходное положение (6 – 8 раз)

                                 Комплекс № 15

Разминка.

Игровое упражнение «Мельница»

Стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р, ж-р). С увеличением темпа движения звук ускоряется.

вернуться в исходное положение (6 – 7 раз)

Игровое упражнение

«Конькобежец»

Стоя, ноги вместе, руки «в замке» за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движения конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги.  Произносится звук движущихся коньков «к –р, к – р) Повтор 5 – 6 раз.

Комплекс № 16

Разминка.

Игровое упражнение «Лягушонок»

Стоя, ноги вместе. Представить как лягушонок делает быстрые резкие прыжки в перерыве квакая. Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «ква-а-а-ак»

Игровое упражнение «В лесу»

представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными нотациями прокричать «Ау».

Комплекс № 17

Разминка

Игровое упражнение «Косарь»

представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу с звуком «жух». Повтор 5 – 6 раз.

Игровое упражнение «Будильник»

Сидя на полу, скрестить ноги, обхватить голову руками. Ритмично с одним и тем же  выражением лица раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так».  Через 3 – 4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление кукушки и произнося «ку-ку»

Комплекс № 18

Разминка.

Игровое упражнение «Петушок»

Встать в основную стойку. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку». Повтор 5 – 6 раз.

Игровое упражнение «Покоритель космоса»

Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, заправляются горючим (делают глубокий вдох):

- при  полете на Луну: на выдохе дети тянут звук «а-а-а», медленно поднимая левую руку вверх, достигают Луны и также медленно возвращаются.

- при полете на Солнце: после заправки горючим дети тянут звук «а-а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца, возвращаются в И.п.



Предварительный просмотр:

Картотека.

Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

«Головоломка.»

Составьте из геометрических фигур изображения животных.

«Заколдованный лес»

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.

Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

«Поможем художнику»

Цель: развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.

Для усложнения игры количество исходных фигур увеличиваются и доводят до 1О - 20.

«Добрые — злые»

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.) (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

«Контурное изображение двух волшебников: модельеры»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, художественного вкуса, активизация мышления и речи.

Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на картон (по количеству детей); лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, клеящий карандаш, набор цветной бумаги, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п. (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раскладывает материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно».

Взрослый предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и пр.), украшения (бусы, ожерелья, серьги, броши и пр.). Если на портрете женщина или девушка, нарисовать на листе бумаги костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.).

После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Взрослый просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их профессии, характере.

Примечание. Для подобных игр желательно подбирать портреты людей, отличающихся полом и возрастом, выражением лица. Портреты политических, исторических деятелей использовать неэтично.

«Мастерская форм»

Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной ориентировки, конструктивных навыков.

Оборудование: фланелеграф, полоски бархатной бумаги, по форме напоминающие счетные палочки;

наборы счетных палочек (по количеству детей).

Ход игры

Взрослый, прикрепляя к фланелеграфу полоски бархатной бумаги, конструирует схематические рисунки, например такие:

Затем он раздает детям наборы счетных палочек и говорит: «Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки». После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить из счетных палочек новые необычные (или реалистические) картины.

Дидактическая игра «Портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица, их пространственном местонахождении. Составить портреты сказочных героев из разрезанных частей.

Дидактическая игра «Семейный портрет»

Цель: Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать части лица и составить портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, брата и сестры. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           

Пословицы и поговорки для детского сада. Старший дошкольный возраст.

Пословицы и поговорки о человеке

Где смелость, там и победа.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Мир не без добрых людей.

На вкус, на цвет товарища нет.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Пословицы и поговорки о труде и лени

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Глаза страшатся, а руки делают.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Кончил дело — гуляй смело.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Легко сломать, а сделать трудно.

Пословицы и поговорки о поведении

Будь как дома, не забывай, что в гостях.

Дома — как хочу, а в людях — как велят.

Других не суди — на себя погляди.

Не мучь мухи: и ей больно.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

После драки кулаками не машут.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Дружба дороже денег.

Как аукнется, так и откликнется.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Куда иголка, туда и нитка.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Лучше матери друга не сыщешь.

Пословицы и поговорки об уме и глупости

Больше думай, меньше говори.

Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

Знай больше, да говори меньше.

Знание лучше богатства.

Птице — крылья, человеку —- разум.

Сперва подумай, а потом начинай.

Ум — хорошо, а два — лучше.

Пословицы и поговорки о явлениях природы

Апрель с водой, а май с травой.

Будет дождь — будут и грибы.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Дождливое лето хуже осени.

Дождь вымочит, а красное солнце высушит.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Январь — году начало — зиме серёдка.

Пословицы и поговорки о хлебе

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Ешь досыта, делай до поту.

Ешь калачи да поменьше лепечи.

Ешь калачи, пока горячи.

Плох обед, коли хлеба нет.

Пословицы и поговорки о труде

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой.

За словом в карман не полезет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.

Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

О дружбе и вражде

Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Одинокое дерево ветер легче валит.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружбу за деньги не купишь.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

С иным водиться — что в крапиву садиться.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Неверный друг опаснее врага.

Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Чем желать смерти врагу, лучше пожелай долгой жизни себе.

Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Постучит беда в окошко — подружится собака с кошкой.

Сперва узнай силу врага, а потом вступай с ним в борьбу.

Не хвались другом в три дня, а хвались в три года.

Лучше честный враг, чем коварный друг.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Один в поле не воин.

  • Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.
  • В согласном стаде и волк не страшен.
  • Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  • Вместе и беда легче переносится.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Все за одного, один за всех.
  • Всяк дом хозяином хорош.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Для милого дружка и серёжка из ушка.
  • Добрая шутка дружбы не-рушит.
  • Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
  • Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  • Друзья познаются в беде.
  • Друзья познаются в несчастье.
  • Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
  • Знакомых много, а друзей мало.
  • И мудрому человеку совет требуется.
  • Каждый сам себе лучший друг.
  • Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Кто друг прямой, тот брат родной.
  • Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.
  • Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
  • Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
  • Лучше умный враг, чем глупый друг.
  • Любят того, кто не обидит никого.
  • Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.
  • Не в службу, а в дружбу.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Неверный друг - опасный враг.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
  • Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
  • Один в поле не воин.
  • Один палец не кулак.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.
  • С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.
  • С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.
  • Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.
  • Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.
  • Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
  • Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Человек человеку - друг и брат.

О РОДИНЕ

Человек без Родины – что соловей без песни.

На чужбине и собака тоскует.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

И собака свою сторону знает. 

Где сосна взросла, там она и красна. 

На чужой сторонушке рад своей воронушке. 

У чужой еды и вкус чужой. 

Каждый кулик свое болото хвалит.

Чужбина — калина, родина — малина. 

Человек без родины — соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

Родина — мать, умей за нее постоять. 

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

На чужбине родная землица во сне снится.

Дома и стены помогают.

На своей улице и собака — тигр.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.

Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

О труде и работе

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Уменье и труд все перетрут. 

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. 

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Всякая птица своим клювом сыта. 

Не боги горшки обжигают.

Под лежачий камень и вода не течет.

Без работы день годом кажется.

Торопливый дважды одно дело делает.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Без терпенья нет уменья.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. 

Велик телом, да мал делом. 

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Какие труды, такие и плоды. 

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья. 

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Малый топор может срубить большое дерево.

Не начавши — думай, а начавши — делай.

Куй железо, пока горячо.

Готовь сани летом, а телегу — зимой.

О времени

Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

Лучше поздно, чем никогда.

Время — деньги. 

Всему свое время.

Делу время, а потехе час.

Другие времена — другие нравы.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Порядок время бережет.

Счастливые часов не наблюдают.

Обещанного три года ждут.

Новое время — новые песни.

Иное время, иное бремя. 

Каждому овощу свое время.

Фрукты хороши в свое время.

Времена года

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Летит лето на крыльях.

Май холодный — год хлебородный. 

Как сено косят, так дождей не просят.

Грач в воздухе — весна на улице.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Матушка весна — всем красна.

Цыплят по осени считают.

Месяц январь – зимы государь.

Зимой солнце светит, да не греет.

Как зима не злится, а весне покорится.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Весна красна цветами – а осень пирогами.

Август собирает, а зима поедает.

Заковал мороз реки, но не навеки.


Предварительный просмотр: