Для вас родители!

Тендитная Инна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала. Одним из средств решения данной задачи я вижу использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

  1. Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»? Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде. На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою компьютерную грамотность. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим средством обучения детей. Я - за активное применение ИКТ в дошкольных учреждениях. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
  2. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения. Так, я определила для себя тему: «Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни посредством мультимедийных занимательных игр. Данная цель определяет задачи:  активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;  систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;  формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;  во спитывать волевые каче ства лично сти ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;  формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
  3.  обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка; Для создания мультимедийных игр я использую программу Power Point. Создание такого вида игр не занимает слишком много времени. При разработке авторской компьютерной игры необходимо продумать следующее:

 Чем эта мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее обыкновенной?

 Для какой работы будет создана данная игра: индивидуальной, групповой или фронтальной? Отсюда будет зависеть и необходимый формат игры. Используя программу Power Point и её компоненты, такие как Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.), довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Авторские педагогические игры предоставляют педагогу возможность индивидуализировать обучение, позволяют регулировать темп и количество решаемых задач, развивают логическое мышление, воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал, по сравнению с традиционными формами обучения. Мультимедийные занимательные игры в данном случае выступают как средство познавательного развития. Игры, которые выполнены в виде перезентаций в программе Microsoft PowerPoint имеют ряд преимуществ:

    4. - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

         - проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

         - ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

         - процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

         - компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

         - игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

         - маленькие дети требуют большой помощи взрослых при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает педагога.

        Используя мультимедийное оборудование не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях. При работе воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений. Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с мультимедийным оборудованием с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна 5 превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут. Опираясь на последние исследования педагогов-психологов, дидактические принципы педагогики и исходя из нашего опыт использования мультимедийных игр, можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при подготовке материала.

  Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень яркий, без лишних деталей. Разрешение JPEG.

 Минимум текста, замена текста аудиозаписью.

 Подбираем иллюстрации. Изображения должны быть высокого качества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG. Совет: Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы снизим вес всей презентации.

 Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном слайд, то они (изображения) должны быть одного размера и выдержаны в одном едином художественном стиле. Стремясь увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о соразмерности объектов Любые несоответствия, могут исказить восприятие ребенка.

 Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными. 6 Вывод: Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

 обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

 психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

 возбуждает живой интерес к предмету познания;

 расширяет общий кругозор детей;

 возрастает уровень использования наглядности на уроке;

 повышается производительность труда воспитателя и детей на занятии. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

 



Предварительный просмотр:

Как преодолеть  страхи родителей  перед школой.

        Часто родители обращаются к психологу по поводу различных страхов, которые охватывают перед школой. Ведь все они искренне переживают за дальнейшую жизнь будущего первоклассника. Готов ли ребенок к школе? Нужно ей уметь читать? Какую школу выбрать?

     Попробуем вместе разобраться в этих важных для каждого из нас вопросах.

СТРАХ ПЕРВЫЙ:        

НЕОБХОДИМО РЕБЕНКУ УМЕТЬ ЧИТАТЬ?

1. С обучением детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму - очень сложный процесс, и для того чтобы ребенок действительно научилась читать, а не отгадывать буквы, нужно, чтобы его мозг был зрелым, а механизмы зрительной дифференциации - хорошо развитыми.

2. Нельзя сравнивать успехи ребенка с успехами других детей, помня о том, что все дети - разные.

3. Нельзя малыша заставлять читать: в этом случае процесс обучения превращаются на дрессировку, механическое заучивание. Через принуждение читать у ребенка не формируются ощущения, восприятия, воображение. Нужно стремиться, чтобы малыш сам захотел взять книгу в руки. Ребенку должно нравиться разучивать буквы и звуки.

4. Прежде чем посадить своего малыша за азбуку,  хорошо бы самим усвоить методику преподавания чтения, прочитать специальную  учебно-методическую литературу, посоветоваться со специалистами по обучению детей дошкольного возраста, научиться разнообразным  игровым приемам. Старайтесь превратить домашние занятия интересными и познавательные для ребенка. Только при этих условиях педагогические усилия родителей будут эффективными.

5. Обучение чтению и письму должно быть одновременным. Если нет, то учителю начальных классов, который будет переучивать ребенка, придется прилагать много усилий. А переучивать, как известно, всегда сложнее, чем учить.

6. Школа не имеет права требовать, чтобы при поступлении в первый класс ребенок уже  умел читать и писать печатными буквами. Бесспорно, это облегчает жизнь учителю, но - не ученику. Готовить детей к школе, безусловно, стоит. Но готовность к школе не предусматривает умение читать и писать. Прежде всего речь идет о физическую, физиологическую и психологическую готовность, развитие речи, моторики, зрительного восприятия ребенка, формирование механизмов организации деятельности, то есть готовность учиться и способность выдерживать учебную нагрузку.

СТРАХ ВТОРОЙ:

    Не опоздаем в первый класс?

     Чтобы не возникало сомнений относительно того, не рано (Не поздно) ребенку в школу, следует прежде всего оценить готовность малыша к обучению (можно обратиться к психологу). Кому-то можно начинать учиться уже в 6 лет, а кому-то лучше подождать до 7.

Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью - учебой, чтобы его интересовала не внешняя атрибутика школьной жизни и не перспектива сменить обстановку, а прежде всего возможность научиться.

СТРАХ ТРЕТИЙ:

ВЫБОР ШКОЛЫ И ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

«Все лучшее - детям!» - это девиз большинства  родителей. Лучшей должно быть и школа, и обучающая  программа. Учитывая опыт многих родителей, можно утверждать следующее:

• лучшая школа - это школа, где детей не делят на «сильных» и «слабых», где «убивают» знания, а учат думать;

• лучшая программа - та, что не лишает ребенка желание учиться и не вредит его здоровью;

• если школа выдвигает такие требования, которым, по мнению родителей, ребенок не справится, не стоит идти в эту школу.

Чтобы не ошибиться в выборе школы, родителям необходимо:

1. Узнать как можно больше о:

• педагогическом коллективе;

• типы и виды реализуемых образовательных программ;

• особенности школьной жизни, режим занятий, недельная нагрузка учащихся;

• особенности медицинского обслуживания, питания, соответствие школы к требованиям техники безопасности и санитарных норм;

• техническое и методическое оснащение обучающихся классов;

• традиции школы, ее выпускников;

• дополнительные образовательные услуги;

• отношение к детям;

• взыскании с родителей оплаты;

• медицинские противопоказания к занятиям интенсивно интеллектуальным трудом по программным  материалом повышенного уровня сложности и тому подобное.

2. Пройтись по коридорам и послушать, как общаются учителя с детьми. Не жалейте  на это времени, лучше изнутри изучать жизнь учебного заведения.

СТРАХ ЧЕТВЕРТЫЙ:

 ВЫБОР УЧИТЕЛЯ

      Недаром говорят: «Выбирая ребенку первого учителя, ты вроде выбираешь ей судьбу». Это выражение правильный хотя бы потому, что в этом возрасте учитель для ребенка часто находится на первом месте, поэтому для нее очень важны его забота и внимание.

Первоклассник должен доверять своему учителю. Только в этом случае он чувствует  в безопасности и уверен в своих силах, охотно общается со сверстниками и взрослыми, учится  с интересом.

Рецепт против этого страха существует только один: выбираем ребенку не школу, а учителя.

СТРАХ ПЯТЫЙ:

    Адаптация к школьной жизни

    Чтобы адаптация к школе была  успешно, следует помнить о следующем:

1. Нельзя настраиваться на  проблемы, передавая, таким образом, свои страхи перед школой ребенку. Но в то же время нельзя недооценивать  сложность периода адаптации к новым условиям. Процесс привыкания к школе может длиться много времени, до полугода, в зависимости от особенностей школьника, так чтобы он был успешным, нужно придерживаться  трех требований: жесткий режим дня, достаточная двигательная активность и спокойная доброжелательная обстановка в семье.

2. Нельзя ограничивать ребенка своим вниманием. При малейшей возможности больше

времени проводите вместе: гуляйте, готовьте ужин, обсуждайте события дня, выполняйте  сложные задачи и тому подобное. Которая ситуация не возникла в школе, ребенок должен быть уверен, что родители - его союзники, защитники и помощники, в любом случае готовы понять, поддержать, помочь.

СТРАХ шестой:

КТО заботиться?

      Он еще такой маленький, наш первоклассник. Кто отведет его утром за руку на занятия, поможет переодеться, подбодрит  добрым словом? Кто встретит после уроков, приведет домой, накормит обедом?

Если у вас есть родственники и близкие, готовые взять на себя заботы о маленьком школьнике - эти страхи не для вас. Но как быть тем, кто рассчитывают   только на свои силы?

1. Перенесите отпуск на сентябрь, чтобы в сложный период адаптации к школе быть рядом с ребенком. За это время ребенок овладеет удобным и безопасным  маршрутом  от дома до школы, научится открывать входную дверь, разогревать себе обед, привыкнет к новому режиму дня. Если ребенок все это будет делать самостоятельно под контролем взрослых, вскоре он будет справляться  вполне самостоятельно.

Кроме того, первоклассник должен знать правила безопасности: к кому он может обратиться или позвонить, если возникла экстренная ситуация; не входить в лифт, не открывать двери незнакомцам, пользоваться бытовыми принадлежностями и тому подобное.

2. Если отпуск взять не удалось, а в школе  нет группы  продленного дня (или вы не хотите, чтобы ребенок проводил там время после уроков), не нужно впадать в отчаяние. Наверное, в вашем доме есть старики, которые за небольшую плату согласятся  заботиться о ребенке, встречать  его из  школы и провожать  домой. А возможно, в вашем классе есть родители, которые также оказались в подобной ситуации, и с ними можно будет договориться об очередности.

СТРАХ СЕДЬМОЙ:

ЧТО БУДЕТ СО ЗДОРОВЬЕМ?

      По утверждениям медиков, вследствие трудностей в период привыкания, перенапряжения  организма к концу первой четверти много первоклассников жалуются на усталость, недомогание, головные боли, нервное напряжение, нарушение сна. Некоторые становятся плаксивыми, капризными, агрессивными. Если к тому же у ребенка в дошкольный период были выявлены  хронические заболевания, все это может привести  к потере работоспособности, быстрой утомляемости и отставание в учебе.

О чем следует помнить?

1. В период адаптации следует быть особенно заботливыми и попытаться снизить психологические  нагрузки. Никаких  упреков, недовольства результатами! Ласковое слово, похвала, чуткость, внимание - лучшая поддержка для маленького ученика, позволит сохранить его здоровье.

2. Необходимо упорядочить режим дня. Ночной сон должен быть длительным - не меньше чем 10 часов, дневной сон также обязательный 1,5 часа.

3. Домашние занятия не могут  продолжаться часами, а тем более их не стоит выполнять  «за один присест». Желательно делать 10-15-минутные перерывы для отдыха  после выполнения каждого задания по определенному предмету. Если вы решили контролировать выполнение задания, после своего возвращения с работы, то нужно быть готовым, что хороших результатов не будет иметь. Как правило, после 19-ти часов работоспособность ребенка снижается, она становится невнимательным и рассеянным.

4. Если ребенок физически ослаблен и имеет проблемы со здоровьем, вероятно, с дополнительным  обучением в музыкальной и художественной школе не стоит торопиться. С другой стороны, умеренные занятия плаванием, гимнастикой, бегом, зимними видами спорта во время первого года обучения помогут укрепить здоровье.

5. Нельзя забывать о полноценном сбалансированным  питанием. Поэтому не забывайте предлагать школьнику завтрак, даже если он категорически отказывается от еды утром. Уговорите ребенка, чтобы он хотя бы выпила стакан сока или съела яблоко.

6. Прогулки, физические упражнения, игры на свежем  воздухе должны быть обязательными. Такой  активный отдых будет значительно полезным , чем лежание перед телевизором.

7. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка  на недомогание, усталость, головная боль, бессонница и т. Как правило, это объективные показатели того, что ребенок испытывает трудности  в обучении.

СТРАХ ВОСЬМОЙ:

Останется ВРЕМЯ «НА ДЕТСТВО»?

Хотя мы и говорим нашим первоклассникам  «ты взрослый», нельзя забывать о том, что на самом деле они есть и долго еще будут  детьми, живущими в мире игр и детских фантазий. Если отобрать у маленьких учеников время на игру для дополнительных занятий (чтобы лучше учились), не позволять играть любимыми  игрушками, общаться с друзьями, то вскоре вы заметите, что результаты ухудшились. Ребенок должен играть, у него должно быть свободное время на общение с друзьями и с игрушками. В этом и заключается  сохранение  детства: чем больше дети играют, тем успешнее учатся в школе.

Останется у первоклассника время на детские игры, посещение интересного кружка или спортивной секции, поездки в гости, зависит  только от того, правильно ли организован  его день, насколько внимательно относятся родители к его нынешних интересам.

Переступая порог, за которым ждет новый школьный мир, малыш должен быть уверен, что он не останется с ним один на один. Он должен чувствовать: его любят, ему готовы помочь , его готовы поддержать в любой ситуации.



Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В  СЕМЬЕ

Дискуссия, обмен опытом

Мы привычно воспринимаем тезис: семья — ячейка общества. Но всегда ли реально им руководствуемся? Не секрет, что и сегодня еще есть семьи, живущие в соответствии лишь со своими эгоистичными устремлениями, в отрыве от забот страны, непричастные к тревогам мира. Именно им адресуется наше напоминание: за воспитание ребенка каждая семья ответственна перед государством, что записано в нашей Конституции. Каждый ребенок рождается для жизни в обществе. Подготовить его к ней — задача родителей. Вот почему так важно сверять выработанные в семье установки и требования с общественными, чувствовать пульс жизни страны. Мать и отец отвечают не только за умелость своего воспитанника, но и за его гражданское лицо. В определенном смысле можно говорить об ответственности семьи за здоровье общества, за будущее Советского государства.

Коль семья — социальный организм, она должна обладать своими органами управления и координирования. Именно здесь маленький человек постигает значение нормативных требований, получает первый опыт подчинения распоряжению, переживания осуждения, радость одобрения, необходимость подчинения большинству, опыт ответственности и согласованности. Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей с годами вырабатываются понятия о целях, средствах и желательных результатах деятельности, о взаимных правах и обязанностях каждого члена, о мерах, принимаемых в случаях отклонения поведения от принятых в семье норм. Это помогает ориентироваться в окружающем, выработать свой личный «кодекс».

Каркас, костяк семейного коллектива — дисциплина. Но не та, которой мы чаще всего пользуемся, сводящаяся к одергиваниям типа: «Не тронь, слишком мал!», «Не лезь, куда не следует!», «Не стучи,— голова болит!», «Не сори, дом — не мастерская!» и т. п. Это — дисциплина воздержания. Ее с трудом приемлет растущий человек, бурлящий энергией и стремящийся к познанию. И не без оснований, поскольку это весьма незначительно продвигает его по пути совершенствования. Значительно больше развивает дисциплина преодоления. Она стимулирует желание ребенка действовать, предъявляет высокие требования к его умению преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

Любой коллектив (значит, и семейный тоже) должен иметь общую цель. Общими для всех членов семьи — и взрослых, и маленьких — должны быть цель деятельности и сам процесс труда. Работа сообща сплачивает, приучает подчинять индивидуальные интересы коллективным, вырабатывает единодушие мнений, деятельное сочувствие, общность интересов.

Семья — первый коллектив, с которым имеет дело растущий человек. Лишь с годами в его жизнь войдут коллективы дошкольного учреждения, школы, коллектив товарищей. Так что именно в кругу близких ему взрослых, прежде всего матери, отца, бабушки, дедушки, сестры или брата, ребенок овладевает первоначальным опытом уважения к другому, товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сплоченности, сознательной дисциплины и организованности.

Воспитывая сына (или дочь), каждый из нас осуществляет по отношению к нему самые разные действия: управляет им, учит его, общается с ним. Что отличает каждое из этих действий? Управление предполагает, что взрослые превосходят своего воспитанника по целому ряду параметров — опыту, возрасту, физической силе, правам и обязанностям, авторитету... Из этого следует, что управление замешено на власти большего над меньшим (что совершенно естественно). Чем значительнее превосходство родителей, тем им легче управлять развитием сына или дочери. Чтобы учить ребенка, нам достаточно превосходить его лишь по одному параметру — по количеству и глубине знаний, умений и навыков, требующихся для выполнения конкретной деятельности (в частности, трудовой). Общение же не требует от взрослых привычного им превосходства над ребенком. Оно тем лучше, чем более мы с сыном (или дочерью) равноправны как партнеры! Более того, всякое неравенство, превосходство старшего над младшим (и его демонстрация), власть лишь тормозят наше общение. Значит, воздействуя на младшего члена семейного коллектива, полезно соразмерять воспитательную задачу с соответствующими ей приемами и помнить: управлять и учить, еще не значит — общаться!

Как определить оптимальную дозу управления, обучения и общения для нормального развития семейного коллектива? Лучшие советчики в этом — отзывчивое сердце и острый ум матери и отца. Никто лучше родителей не сможет определить, какое из воздействий более других соответствует конкретной ситуации, воспитательной задаче, настроению ребенка. Показатель этого соответствия — радостный настрой маленького труженика, его реальные достижения, ярко выраженное стремление к взаимодействию с близким взрослым.

Так ли уж важно, сложился ли у нас с детьми душевный контакт? Безусловно, важно. Если его нет, воспитательный процесс перестает быть зависимым только от семьи, от матери и отца, с годами он все больше начинает зависеть от внешних обстоятельств, случайностей, от влияний чужих ребенку людей. Чтобы сын или дочь хотели с нами общаться, нам нужно учиться общению, искать золотую середину в характере своих воздействий. И, конечно, всегда помнить — чувство меры не вычисленное, а реальное, живое противоречие, требующее от каждого отца и матери труда собственной души.

В жизни так много ситуаций, разрешить которые совсем нелегко, когда приходится делать выбор между множеством возможных решений — прочесть привычно нотацию, рассердиться на ребенка, проявить по отношению к нему мудрость, а порой и снисходительность. Примером, который мы приведем ниже, хотелось бы отдать предпочтение последнему из названных решений.

Отец не раз разъяснял шестилетнему Алеше, что в его отсутствии работать молотком не следует. Однако жажда взрослого труда оказалась сильнее послушания. Обнаружив в кухне поломанный посылочный ящик, мальчик начал усердно вколачивать в него гвозди, силясь починить его. За этим занятием и застал Алешу отец. Он стал свидетелем того, как маленький труженик безуспешно пытался попасть молотком по шляпке непослушного гвоздя. Это никак не получалось, и мальчик решил придержать гвоздь рукой. Сноровки недоставало, поэтому удар пришелся по пальцам. Сынишка уже был готов заплакать, но увидел стоявшего за его спиной отца. Сдерживая слезы, мальчуган спрятал руку за спину. Видя бледное лицо сына, полные слез глаза, брошенный инструмент и спрятанную руку, отец решил: нравоучение сейчас ни к чему: мальчишке больно, он все равно чувствует это сильнее, чем правильные слова. И отец спросил: «Больно?» Алеша, почувствовав облегчение, тихо ответил: «Нет, папа». Приняв решение, взрослый мужчина теперь знал, как поступить дальше. Он спокойно предложил сыну: «Палец опусти в холодную воду»,— и вышел из комнаты, занявшись своим прежним делом. Вечером отец поинтересовался у мальчика, болит ли у него палец, но не подошел, к его постели, как обычно. Теперь у Алеши не так болел палец, как его жег стыд за ослушание. Мальчик сказал: «Папа, я не стану больше брать молоток, когда тебя не будет дома. Я понял, сначала нужно научиться работать им. Покажи мне, как правильно вбивать гвоздь». Отец погладил сына по голове и сказал: «Ты молодец. Все понял правильно. Ложись спать, а завтра, когда я приду с работы, мы вместе починим ящик и сложим в него овощи».

С первых лет жизни ребенок включается в сложную систему взаимоотношений со старшими и младшими членами семьи. С ними он связан чувствами любви, взаимного уважения и заботы. На основе этих чувств у подрастающего человека пробуждается желание помочь близким, принять участие в общих делах семьи, взять на себя посильную часть работы. Ни для кого не секрет, что воспитание у ребенка умения и желания трудиться тесно связано с общей атмосферой семьи. Если труд составляет сущность бытия взрослых членов семейного коллектива, то, как правило, никому из них не приходится подстегивать сына (или дочь) к участию в заботах семьи. Трудовая атмосфера — лучший воспитатель, агитирующий сам за себя.

«Но разве не встречаются семьи, в которых мать и отец — труженики, а дети вырастают ленивыми?» — вправе спросить читатели. Да, такие семьи есть. Но не лишне напомнить, что жнем мы то, что сами и сеем. Если ребенок на протяжении многих лет жизни остается сторонним наблюдателем, а не участником общих дел семьи, то, естественно, у него появляется опыт быть рядом, но не вместе: Из таких детей действительно могут вырасти лишь созерцатели, привыкшие к тому, что другие трудятся для них.

Каждая личность развивается в коллективе лишь при условии, что она имеет право па собственную активную позицию, свою точку зрения, отличное от других мнение. При этом активное начало каждого в отдельности должно базироваться на сознательной солидарности с целями семьи. Вольно или невольно каждая семья вырабатывает свои нормативы, с помощью которых регулирует жизнь взрослых и детей. К ним можно отнести, например, обязательность постоянного движения вперед. В жизни семейного коллектива не должно быть застоя, поэтому ему нужно иметь четкую перспективу на сегодня, на завтра. Только при этом условии растущий человек научится понимать, что его личные планы должны сочетаться с планами всего коллектива, а не идти с ними вразрез.

Есть и другие важные нормы, регулирующие здоровье семейного коллектива. Напрпмер, влияние семьи на все без исключения стороны жизни ребенка — его учебу, быт, игру, отношение к сверстникам, общественную работу и т. п. В семейном коллективе важен и бодрый тон жизни: деловитость и оптимизм взрослых создают у детей чувство защищенности, способствует установлению у них чувства собственного достоинства. Хорошо, если в семье есть традиционные правила общежития. Они помогают сплотить родителей и детей, создают в доме особый микроклимат, с их помощью семейный коллектив обретает собственное «лицо». Таких незамысловатых правил-требований может быть множество: начинать все вовремя, верить друг другу на слово, не подводить друг друга, без напоминаний убирать за собой, поздравлять взрослых в дни рождения собственной игрушкой-самоделкой, никогда не отступать от данного слова и т. д.

Отсутствие в семье требовательного отношения к выполнению правил, ставших традиционными, негативно складывается на растущей личности, на ее привычке держать свое обещание. К примеру, как в этом случае:

Мать с отцом решили, что Толиной обязанностью будет поливка комнатных растений. Мальчик обрадовался этому решению и пообещал делать это ежедневно. Однако энтузиазма хватило лишь на несколько дней. Спустя неделю от удовольствия не осталось и следа, и Толя стал забывать о данном родителям обещании.

  • Толенька, полей цветы.
  • Ну, мамочка, ты же видишь, я читаю...

Нужно было бы сказать сыну: «Ты же обещал поливать цветы каждый день. Смотри, какая в горшочках сухая земля. Если цветы завянут, виноват будешь ты. И дела-то на несколько минут...» Но вместо этого мать полила цветы сама. Полила сегодня, завтра, послезавтра... А потом все забыли, что поливать цветы — Толина обязанность. И решили: у него просто трудно создаются хорошие привычки.

Общность людей в семье рождает такие понятия, как «коллективная гордость», «семейные традиции», «честь коллектива», «трудовой почерк семьи», «семейное мнение» и др. По своему характеру каждая семья является начальной трудовой школой для своего ребенка. Те ли, что нужно, «предметы» преподают в ней отцы и матери? Могут ли взаимоотношения, сложившиеся в семье, быть образцом для самых младших? Без ответа на эти вопросы нельзя рассчитывать на эффективность семейных установок. Полезно начать' с пересмотра привычных представлений и самооценок взрослых.

Известно, что домашняя работа может быть не только жизненной необходимостью. Она может стать радостной, если в нее внести заряд коллективизма, стремиться помочь сплочению семьи. Для этого полезно варьировать формы организации труда в семье. Например, все члены семьи одновременно могут выполнять одинаковую работу независимо друг от друга. При этом можно работать рядом, а можно и на расстоянии (сеять семена, высаживать рассаду, изготавливать елочные игрушки...). В этом случае труд организован так, что практически каждый член семьи имеет индивидуальное задание, выполнение которого имеет значение для всех. При этом обязательно возникает необходимость во взаимопомощи (тем более, что умения детей и взрослых существенно различаются).

Возможна и другая форма организации труда в семье, предусматривающая коллективное задание — одно на всех. Например, нужно вскопать и засадить определенный участок земли. В данном случае работу целесообразно распределить с учетом возможностей каждого — один рыхлит землю, другой формирует гряды, третий высаживает рассаду, четвертый поливает растения. Работать начинают не все одновременно, а подключаются к выполнению своего задания по мере необходимости. В этом случае становятся особенно заметными даже небольшие неполадки и огрехи в работе любого человека, усиливается взаимозависимость между работающими. Ведь достаточно одному некачественно выполнить свою часть работы, чтобы пострадал общий результат.

В условиях такой организации труда дети скорее учатся действовать слаженно, согласованно, чувствовать и подчиняться заданному ритму работы. Так повышается личная ответственность каждого за свою работу и за общий ее результат.

Бывают ситуации, когда в работе участвуют все члены семейного коллектива. Порой ситуация складывается так, что приходится довольствоваться объединением двоих — кого-то из родителей и ребенка. Именно в этом случае многим из нас приходится сталкиваться с таким феноменом, как желаемое или нежелаемое общение. Мы слышим: «Я не хочу с тобой. Пусть лучше папа покажет мне, как пришить пуговицу». В первый момент такое весьма бесцеремонное высказывание ребенка нас просто сердит или обижает. Однако, если абстрагироваться от -шоций, придется признать, что мы имеем дело с детским выбором в нашем семейном коллективе. Выбор этот всегда обоснован, даже если малыш еще не умеет это выразить четкими словами.

Почему же ребенок, останавливая свой выбор на ком-то из нас, лишает другого своей симпатии? Вопрос очень нелегкий. Но нужно постараться на него ответить. Как? Первое, что приходит в голову — обратиться с вопросом к сыну (дочери). Но маленький обидчик может и не осознавать истинной причины своего поведения. В этом случае ответ будет выражать его понимание своего поступка, что не обязательно будут соответствовать истине. Ребенок может и не захотеть вам сказать то, что думает. Тогда вы столкнетесь с хитростью или, что еще хуже, с ложью. Так что не всегда решение задачи «в лоб» имеет смысл. Порой более надежными оказываются обходные пути: нужно всмотреться в ребенка, в себя, в других членов семьи, научиться наблюдать и анализировать жизненную ситуацию.

Общаясь со своим ребенком, следует помнить, что чувство коллективизма может быть или не быть родом из семьи. От нас с вами это будет зависеть. Чтобы малыш впитал это чувство, коллективная деятельность должна быть радостной, удовлетворять потребности ребенка в самоутверждении, творчестве, положительной оценки. Находясь рядом с детьми, мы порой, не придавая этому значения, произносим ненужные слова о том, что домашние дела очень надоели, что они отбирают уйму драгоценного времени, что они неприятны своей бесконечностью и утомительностью. Как было бы нужно найти силы сказать совсем другое: подчеркнуть важность обыденного, поддержать добрым словом порыв ребенка принять часть работы на себя, обратить внимание на то, что вместе работа всегда спорится.

Как правило, мы не скрываем от своих малышей радости от прихода выходного дня, когда можно заняться любимым делом, отдохнуть от будничных дел. Не создаем ли мы тем самым у наших сыновей и дочерей подспудное убеждение в том, что радостными бывают только выходные? А могут ли быть радостными и рабочие дни? Конечно. И ребенок это должен осознавать. Хорошо, если не только семейный отдых, но и семейный труд отзовется в сердце маленького человека теплотой и светом.

Дружная, сплоченная семья, связанная общими целями, интересами, единством взглядов,— необходимое условие развития трудолюбия ребенка. И это даже хорошо, что старшие и младшие отличаются своим жизненным опытом, характером своей трудовой деятельности, эмоциональностью. Главное, что все они — участники единой эстафеты поколений!