Методическая копилка

Логинова Татьяна Семеновна

В разделе "Методическая копилка" опубликованы полезные материалы для учителей начальных классов такие, как  обобщение педагогического опыта, предметная диагностика, материалы для родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная диагностика

Предметная готовность детей к изучению курсов математики, обучения грамоте и других предметов основывается на показателях ожидаемой подготовки первоклассников, выделенных на основе анализа результатов диагностики. Результаты предметной диагностики дают представление об  общем уровне готовности всего класса и каждого ребёнка  в отдельности к изучению того или иного раздела курса, а так же указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с конкретным ребёнком  и задают направление для этой работы.

Математика

Ф.И.

Счёт от 1до 10

Обратный счёт

Решение

задач

Решение

примеров

Пространственные

представления

1

Бабошин А.

+

+

-

-

+

2

Мордасова Д.

+

-

-

-

+

3

Невидомский З.

+

+

-

-

+

4

Ягонская Е.

+

-

-

-

+

 Средний уровень-2ч.,низкий уровень-2ч.

                                                          Литературное чтение

Ф.И.

Знает буквы

Слоговое

чтение

Читает целыми

словами

Пересказ

текста

1

Бабошин А.

-

-

-

+

2

Мордасова Д.

-

-

-

+

3

Невидомский З.

-

-

-

+

4

Ягонская Е.

+

-

-

+

Низкий уровень-4ч.

Развитие речи

Ф.И.

Фонем.слух

Активный

запас слов

Пассивный

запас слов

Лексический

запас слов

1

Бабошин А.

+

-

+

-

2

Мордасова Д.

+

-

+

-

3

Невидомский З.

-

-

+

+

4

Ягонская Е.

+

+

+

+

Высокий уровень-1ч,среднийуровень-3ч.

Методика»Первая буква»

Цель: проверка умения выделять согласный звук в начале слова.

Ф. И.

Оценка работ

1

Бабошин А.

5б.

2

Мордасова Д.

5б.

3

Невидомский З.

4б.

4

Ягонская Е.

5б.

Высокий уровень-3ч, средний уровень-2ч.

Письмо

Ф. И.

Копирование

1

Бабошин А.

5б.

2

Мордасова Д.

3б.

3

Невидомский З.

4б.

4

Ягонская Е.

2б.

Высокий уровень-1ч, средний уровень-2ч, низкий уровень-1ч.

Диагностика метапредметной готовности

Метапредметной готовностью первоклассников являются предпосылки к формированию УУД. Первоклассник должен уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, владеть необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности.

Методика»Графический диктант»

Цель: проверка умения внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию учителя.

Ф. И.

Оценка работ

1

Бабошин А.

9б.

2

Мордасова Д.

9б.

3

Невидомский З.

8б.

4

Ягонская Е.

2б.

Средний уровень-4ч,низкий уровень-1ч.

                                            Методика»Образец и правило».

Цель: выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задач, преодолевая влияние посторонних факторов.

Ф. И.

Оценка работ

1

Бабошин А.

3б.

2

Мордасова Д.

1б.

3

Невидомский З.

4б.

4

Ягонская Е.

0б.

Средний уровень-2ч., низкий уровень-2ч.

Методика»Рисунок человека»

Цель: выявление умения самостоятельно действовать.

Ф. И.

Оценка работ

1

Бабошин А.

19б.

2

Мордасова Д.

18б.

3

Невидомский З.

16б.

4

Ягонская Е.

15б.

Средний уровень-4ч.

Тест отношений к школе»Домики»

Цель: выявить личностное отношение первоклассников к различным аспектам школьного обучения.

1задание «Цветовая дорожка»-ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.

2задание-«Домики»-подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций.

1домик-мы дома

2домик-мы дома читаем книжку

3домик-в нём живут детки-дошколята

4домик-наша школа

5домик-мы в школе учимся читать

6домик- мы в школе учимся писать

7домик- мы в школе учимся считать

8домик- мы в школе занимаемся физкультурой

9домик- в школе перемена

10домик-играем на школьном дворе

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Бабошин А.

6

4

3

1

2

6

1

6

4

6

Мордасова

Д.

1

2

5

6

4

2

5

1

4

Невидомский

З.

6

1

5

3

2

6

5

1

2

3

Ягонская Е.

2

1

4

4

5

5

6

6

8

9

 

 

Справка

Цель: проверка уровня адаптации первоклассников к школьной жизни.

В классе 4 учащихся. Из них 2 девочки и 2 мальчика. Три ученика прошли подготовку в группе кратковременного пребывания детей в школе. Ягонская Катя занималась до школы в Черногорском детском садике. Все первоклассники владеют санитарно-гигиеническими

навыками. Ученики активно работают на уроке. Катя часто отвлекается на уроке, но на замечания учителя всегда реагирует. В классе доброжелательная атмосфера. Своевременно   проводятся физминутки, релаксационные упражнения. Учитель использует разнообразные формы  работы: групповую,работу в паре.

 Владеет игровыми, информационно-коммуникативными технологиями. В обучении  использует деятельностный подход. Учащиеся учатся самостоятельно ставить цель и задачи урока, анализировать, сравнивать, делать выводы. В конце каждого урока ребята оценивают свою работу на уроке и показывают доброжелательное отношение к обучению с помощью смайликов и светофориков.



Предварительный просмотр:

                                   Родительское собрание.

Тема: «Как помочь ребёнку учиться»

Цель: ознакомление родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;

Задачи: дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

 Оформление, оборудование и инвентарь:

выставка книг для родителей;

памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.

карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

ХОД СОБРАНИЯ

“Ребенок, что тесто,
как замесил, так и выросло”

I. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет его повестку; знакомит с порядком проведения.

Кл. рук.:

- Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

III. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняли учащиеся.

IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:

Кл. рук.:

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до 1 часа – в первом классе;

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

V. Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые учителем из книги ”Поговорим о наших детях”)

Задание № 1 (для первой микрогруппы)

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

  1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?
  2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2 (для второй микрогруппы)

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Задание № 3 (для третьей микрогруппы)

Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.

Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама Юры?
  2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?

VI. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель:

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

VII. Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуальные консультации учителя.



Предварительный просмотр:

Эффективность реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

      От того, как мы относимся к старине,

 к родимой нашей земле, зависит, порою,

быть или не быть культуре и вере,

и как мы   будем жить!

ФГОС начального общего образования в качестве ключевого требования к достижению личностных результатов освоения   основной общеобразовательной программы выделяет формирование российской гражданской идентичности. Появление этого требования обусловлено велением   времени, а именно    усилением   социальной направленности образования.

Сельская школа живёт более тесной связью   с социумом, с представителями разных социальных групп. Ведущим направлением в формировании личности гражданина России является   духовно-нравственное воспитание. Важную роль в формировании у младших школьников базовых   национальных ценностей играет внеурочная работа по изучению родного   края, его природы, истории, культуры.

 Я разработала программу внеурочной   деятельности    «Родными тропами», которая в республиканском конкурсе программ по патриотическому воспитанию заняла  2 место. Данная   программа реализована   в   рамках   кружка «Знатоки родного края».  

Цель программы:

создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи патриотического воспитания.

Задачи программы:

 -формировать интерес к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и   исследовательской деятельности;

-воспитывать уважение к традициям, обычаям, культурному наследию, односельчанам;

-развивать познавательную деятельность и творчество.

Ценно-содержательные линии программы: «Тепло отчего дома», «Моя малая родина», «Наши традиции», «Мы и природа».

Содержательная линия «Тепло отчего дома» включает изучение истории своей семьи. В школе создан музей. В создании которого приняли участие учащиеся и родители.  Учащиеся рассказывают историю   появления памятной вещи в семье и о событиях, связанных с ней.  С огромным   интересом ребята   выполняют задания по сбору воспоминаний своих бабушек и дедушек. В 4 классе была проведена исследовательская работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Данная работа   способствует   взаимодействию детей с родителями, бережному отношению к традициям, помогает укреплению связей между поколениями. Результаты внеурочной   деятельности   по направлению «Тепло отчего дома» отражаются в альбоме «Наша общая семья», куда помещаются   рисунки,   сочинения, фотографии детей и родителей.

 Изучая   раздел, «Моя малая родина», учащиеся знакомятся   с   историей   села, его растительным и животным миром, культурой и хозяйственной деятельностью жителей. Надолго запомнились встречи с ветеранами труда. Затаив дыхание, ребята слушали рассказ Н.Н. Бумаженко   о рождении села, и о том   как много приходилось работать в годы освоения целины.   В конце таких встреч учащиеся   всегда получали добрые советы и напутствия. Очень понравились ребятам   экскурсии на   почту, ремонтно-технические мастерские, животноводческую ферму. А сколько было радости и гордости   у тех ребят, чьи родители были нашими экскурсоводами. Свои впечатления они отразили в   сочинениях   и рисунках. Мои ученики принимают активное участие в проведении сельских праздников, ежегодно   участвуют в акции «Поздравь ветерана».  В   результате исследовательской работы ребята узнали о героических подвигах своих земляков в годы Великой Отечественной войны. Результатом   работы   по   направлению  « Моя  малая родина» является выполнение проекта «Родное село».

Реализация направления «Наши традиции» начинается с посещения школьного музея. По итогам посещения музея проводятся викторины и мини-сочинения. Учащиеся с удовольствием учат стихи хакасских поэтов.  На муниципальном конкурсе чтецов заняли призовые места.  Ежегодно провожу хакасский праздник «Чыл пазы», на котором учащиеся   повязывают разноцветные ленточки (чалама) на берёзу.  Ребята   изучают традиции не только хакасов, но и других   народов, живущих в нашем селе.  Результатом данной работы является открытое мероприятие «Вместе дружная семья», которое было проведено на муниципальной Ярмарке педагогических идей.

 Раздел «Мы и природа» предусматривает изучение природы родного края, развитие экологического мышления через практическую деятельность. Учащиеся с удовольствием выполняют проекты и различные творческие задания. Ежегодно проводятся акции «Чистый   двор»,  « Покормите птиц зимой». Приняли участие в республиканской акции «Мы чистим мир», где стали лауреатами. В составе творческой группы учителей нашей школы я приняла участие в республиканской экологической     акции   « Сохраним  мир птиц». Получили Диплом победителя.

В 2019 году я была на курсах повышения квалификации по теме «Разработка учебно-методических комплектов для реализации регионального и этнокультурного содержания». Мною разработано учебно-методическое пособие «Хакасские музыкальные   инструменты»,     которое  я  буду использовать для проведения занятий внеурочной деятельности.

Статью я хочу закончить словами казахского писателя Мухтара  Шаханова:

«У любого народа    должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей об истории    родного   края,   тем сильнее будет их душевная привязанность к родной  природе и земле, тем действеннее будет любовь к своему народу».

 

                                                                                                                         Логинова Т. С.

учитель первой квалификационной категории

Воротской ОШ №6

Ширинского района