2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях.

Чажытмаа Лагбасурун Чечен-оолович

2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного профессионального опыта

2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях

Тема выступления

Уровень выступления

Подтверждающие документы

1

Семинар:

«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

2

Семинар:

Развитие физических качеств школьников через спортивные и подвижные игры.

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

3

Семинар:

Документация педагог дополнительного образования.

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

4

Формирование культуры здорового образа жизни школьника:

«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы.

Уровень ОО

Сертификат о выступлении



Предварительный просмотр:

Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Цель:

- обеспечить для педагога дополнительного

образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с обучающимися.

Задачи:

1. Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию

развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях.

2. Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.

3. Формировать умение оказывать поддержку обучающимся на занятиях через

интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия —среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия —эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда—это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.

Свойства образовательной развивающей среды:

•гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности,

окружающей среды, общества;

•непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в

деятельности входящих в нее элементов;

•вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

•интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач

посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.

Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:

• создание психологического климата на занятиях: доброжелательного

отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;

• создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих

силах ;

• соблюдение принципа «права на ошибку»;

• диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения

между педагогом и обучающимся;

• учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети в едут дневник собственных творческих достижений;

• сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не

сравнение друг с другом;

• оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм

работы на занятиях;

• формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и

роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;

• создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.

При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития! Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности

функционирования развивающей образовательной среды.

Психологическая поддержка –это процесс:

- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах

ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребенка;

• Избегать подчеркивание промахов ребенка;

• Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

• Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

• Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;

• Уметь взаимодействовать с ребенком;

• Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

• Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;

• Демонстрировать оптимизм

• Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;

ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:

• ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,

«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь...»).

• ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,

приблизить свое лицо к его лицу).

• СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).

• ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать

чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.

В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат...Но главное –воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.



Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств школьников через спортивные и подвижные игры

Цель:

сохранение и укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста через различные игры.

Задачи:

 - создать условия для физкультурно-оздоровительной работы;

- развивать у учащихся жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе различных игр;

- совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям;

- обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья учащихся школьного возраста средствами подвижных игр.

Подвижные Игры - это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство развития физической активности. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме, а следовательно укрепляют здоровье учащихся.

При проведении подвижных игр нужно учитывать физиологические особенности учащихся в каждом возрасте.

В I - IV классах (особенно в I - II классах) игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие движения, как бег, ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети лучше усваивают в игре. Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому нужно проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами. От простых игр нужно переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движения, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры. Для проведения большинства игр в I - IV классах необходимо использовать оригинальный, красочный инвентарь, который легко воспринимается детьми.

В V - VII классах используются многие игры разученные в I - IVклассах. В них необходимо более разнообразные движения, вводить усложненные препятствия на пути достижения цели. Учащимся V - VII классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявление ловкости и координации, с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками. В этом возрасте большее место занимают игры соревновательного характера такие как: пионербол, борьба за мяч, день и ночь, команда быстроногих, перестрелка и др. Ученики в этом возрасте проявляют больший интерес к спортивным играм, поэтому во многие игры включаем элементы спортивных игр. В играх детей данного возраста особое место занимают командные игры с мячом и без мяча.

У учащихся VIII - IX классов процессы возбуждения и торможения еще не установились и очень часто возбуждение превалирует над торможением и поэтому общий эмоциональный тонус в играх очень высок, особенно у мальчиков. Чтобы не допускать перевозбуждения необходимо вовремя пресекать неправильное поведение отдельных играющих в виде: внушения, штрафа, удаления из игры. Иногда очень возбужденных игроков целесообразно переключать на роль помощников учителя или судьи, можно поручать им самим составлять новые правила и варианты игр и самостоятельно проводить их.

Для учащихся старших классов в образовательном процессе по физическому воспитанию необходимо применять спортивные игры с включением элементов подвижных игр; используем для повышения двигательной активности старшеклассников игровые и соревновательные методы обучения.

В подвижных играх происходит решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в тесной взаимосвязи и единстве. Только в этом случае игра становится действенным средством не только физического развития, но и нравственного воспитания учащихся.

Проблема развития физических качеств личности в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование потребности детей к движениям, побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия двигательного потенциала школьников. Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому очень важно на занятия физической культуры вести разъяснительную работу о необходимости развития физических качеств. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Наряду с урочными занятиями в каждом учебном учреждении необходимо организовывать внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность должна включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Её желательно проводить и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. Занятия могут проводиться в разновозрастных группах детей, девочек и мальчиков в спортивном зале и на открытом воздухе.



Предварительный просмотр:

Документация педагога дополнительного образования

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов взнании перечня необходимой нормативно-правовой документацией, требований, предъявляемых к её оформлению и ведению.

Для профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей педагог должен изучать и использовать нормативно-правовые документы международного значения, в частности: Декларацию и Конвенцию ООН о правах ребенка, а также важными документами являются Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон РФ «Об образовании РФ». Кроме основных Федеральных законов и программ, руководящими документами являются региональные законы, городские целевые программы, Устав учреждения.

Педагог должен уметь самостоятельно в соответствии с устными или письменными указаниями руководителя составлять основные служебные документы и оформлять их. Аккуратное, грамотное ведение документации способствует успешному протеканию профессиональной деятельности педагога дополнительного образования и делает ее менее уязвимой при различных проверках и отчетах.

Нормативно-правовая база деятельности педагога дополнительного образования

Существует ряд документов, регламентирующих деятельность педагога дополнительного образования:

должностная инструкция;

образовательная программа.

Среди всей документации образовательная программа является основным документом, регламентирующим работу педагога дополнительного образования.

  • для того, чтобы стать действующим нормативом, нуждается в утверждении администрацией образовательного учреждения (на титульном листе должны стоять печать и подпись директора). Образовательная программа рассматривается и утверждается решением педагогического совета, поэтому ее титул содержит № протокола и дату его проведения.

Педагог ДО, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности учреждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся материально-технической базы.

  • журнал учета работы объединения;

  • календарно-тематическое планирование работы детского объединения;

  • инструкция по соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;

  • протоколы родительских собраний;
  • анализ работы за год.

А так же:

  • Расписание учебных занятий и работы на каникулах,

  • Сведения об учащихся (заявление родителей на приём, медицинская справка, копия свидетельства о рождении (паспорта), заявление родителей о разрешении обработки персональных данных)

  • План воспитательных мероприятий,
  • Протоколы итоговой аттестации,
  • Сканы наград учащихся,
  • Летопись или дневник объединения,
  • Методические материалы,

  • Диагностический инструментарий (диагностические карты, анкеты, контрольные срезы),

  • Поурочное планирование.

Благодаря документированию возникает сознательная организация индивидуальной деятельности.

Процесс ведения документации важен для всех и особенно для начинающих педагогов. При этом решаются следующие задачи:

  • накопление достоверной информации;
  • фиксирование процесса оказания педагогической поддержки;

  • укрепление образовательного партнерства (коллеги, родители, общественность);

  • передача информации на все уровни управления и исполнения;
  • обобщение тех или иных методов, норм, способов воздействия;
  • систематизация информации;
  • учет достижений учащихся.

        

Учебно-методический комплекс (УМК) Что такое УМК? Это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

Структура УМК?*Учебно-методический комплекс состоит из компонентов:на первом месте компонент - образовательная программа. На основании региональных примерных требований разработаны методические рекомендации Центра «Ровесник» к дополнительной образовательной программе.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

-разработка образовательной программы, учебно-календарных планов по дисциплине.

-разработка модели выпускника по дисциплине, включающая цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения.

-разработка конспектов занятий, методики их проведения, наглядных материалов, заданий для учащихся и пр.

-оформление документации по УМК в печатном и электронном виде.

-апробация материалов УМК в учебном процессе.

-корректировка материалов УМК.

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

-предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;

-предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

-соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

-обеспечивать межпредметные связи;

-обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся

Точное определение границ профессиональной деятельности, эффективная реализация прав и обязанностей педагога дополнительного образования невозможны без знания нормативно-правовой основы должностного самоопределения.



Предварительный просмотр:

«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»

История возникновения

Современная вольная борьба зародилась в Англии в конце 19 века. Первые соревнования по вольной борьбе состоялись на Играх III Олимпиады в Сент-Луисе (1904). В состязаниях участвовали только американские борцы (38 спортсменов). С тех пор США являются одними из лидеров в этом виде спорта. На их счету за все время участия в Олимпийских играх (1904—2004) сто четыре медали — больше, чем у любой другой страны. С американскими борцами на протяжении многих лет успешно соперничает сборная СССР (а теперь России). На Олимпиаде в Сиднее (2000) российские борцы завоевали четыре золотые медали (больше всех). Другими ведущими странами в этом виде спорта являются Иран, Турция, Болгария.

БОРЬБА́ ВОЛЬНАЯ, вид предоставлена значительная свобода в выборе технических приемов: спортивной борьбы, в котором участникам различные захваты (в т. ч. ног), подсечки и подбивы. Международная любительская федерация борьбы (FILA) основана в 1912, ее членами являются 142 страны (2002). В программе Олимпийских игр с 1904, чемпионаты мира проводятся с 1951, Европы — с 1928.

Вольная борьба в России

Первый чемпионат СССР по вольной борьбе был проведен в 1945. В 1952 советские борцы впервые приняли участие в Олимпийских играх в Хельсинки (1952), где заняли первое место. С тех пор Россия не уступала своих лидерских позиций.

В 1996 Россия впервые выступила на Олимпийских играх самостоятельной командой. Самый титулованный борец вольного стиля Александр Медведь (см. МЕДВЕДЬ Александр Васильевич) — трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира. Двукратными олимпийскими чемпионами и шестикратными чемпионами мира являются С. Белоглазов и А. Фадзаев. Два олимпийских «золота» имеют также И. Ярыгин (см. ЯРЫГИН Иван Сергеевич), Л. Тедиашвили, О. Андиев, М. Хадарцев. На Олимпиаде в Сиднее (2000) олимпийскими чемпионами стали М. Умаханов, Б. Сайтиев.

Виды борьбы 

Международные спортивные виды борьбы.

Спортивная борьба

Греко-римская борьба (классическая)

Вольная борьба

Дзюдо

Самбо

Бразильское Джиу-Джитсу

Грэпплинг

Национальные виды борьбы

Кураш (Узбекистан) — узбекская национальная борьба.

Гюлеш (Азербайджан)

Казахша курес (Казахстан)

Кох (Армения)

Сумо (Япония)

Гибкость и сила 

Вольная борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки, лоб, иногда подбородок, и пятки, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляк, рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега на длительные дистанции и подвижными играми, особенно популярен баскетбол по правилам регби. Технические действия отрабатывают на манекене (кукле, чучеле), а затем и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника.

Ловкость 

Чем с большим количеством движений знаком борец, тем легче ему перейти от одного действия к другому, тем выше его ловкость.

А ловкость для борца имеет немаловажное значение. Если проследить в течение нескольких лет за одним и тем же спортсменом, специализирующимся в борьбе, нетрудно увидеть, как растет богатство его движений, умение пользоваться ими.

Лучше всего развивать ловкость в учебно-тренировочных схватках с партнером.

Развитию ловкости способствуют: занятия акробатикой, гимнастикой, специальными упражнениями с партнером и без него, имитационные упражнения.

Гибкость 

Гибкость — качество желательное, но не столь уж необходимое для борца. Неоднократные чемпионы СССР Вагаршак Мачкалян, Михаил Бекмурзов и многие другие знаменитые борцы отличались исключительно плохо развитой гибкостью. Этот свой недостаток они значительно компенсировали своими другими, прекрасно развитыми качествами, в особенности силой.

И все же хорошо развитая гибкость позволяет с большим эффектом проявлять силу, ловкость и техническое мастерство. Она позволяет расширить тактические возможности борца.

Упражнения, развивающие гибкость, могут применяться в продолжении всего времени тренировочных занятий. К ним относятся упражнения акробатического характера, упражнения на растягивание, упражнения с широкой амплитудой движений.

Гибкость в сочетании с большой амплитудой движений требует своевременного и умелого расслабления мышц. Тогда при выполнении технического действия увеличивается путь приложения силы, появляются возможности для повышения скорости движения.

При выполнении упражнений на растягивание и гибкость не следует доводить их до появления болевых ощущений в мышцах. Упражнения для развития гибкости должны выполняться ежедневно и на каждой тренировке.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом. Рекомендуется заниматься на жгуте возле гимнастической стенки, отрабатывать подвороты: бедро развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа¬ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных си¬туаций и смешанных единоборств.

Специфика тренировок

Вольная борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки, лоб, иногда подбородок, и пятки, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляк, рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега на длинные дистанции и подвижными играми, особенно популярен баскетбол по правилам регби. Технические действия отрабатывают на манекене (кукле, чучеле), а затем и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом. Рекомендуется заниматься на жгуте возле гимнастической стенки, отрабатывать подвороты: бедро.

Психическоя подготовка

Психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно - тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.

Тем не менее, наметился ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта и реализацию научных достижений в сфере психологической подготовки спортсменов высокого класса.

Во-первых, в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений

Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.

Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Под-скоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).

Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).

Результаты опроса проведенные показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» (А.А. Новиков, А.И. Колесов, 1972).

Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984). «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).

Согласно программы для ДЮСШ (Борьба самбо, 1975) задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

Выходит, что ребенок, придя в секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ.

Способом сохранения контингента обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую подготовку без форсирования спортивных результатов.

По данным ряда источников специальной литературы (А.Ш. Алахвердиев, Р.А. Пилоян, 1982 и др.) в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований.

Из вышесказанного можно заключить, что в проблеме повышения двигательной деятельности единоборцев одним из малоизученных факторов является вопрос мотивации деятельности учащихся спортивных секций в период начальной подготовки. Дети, приходя в спортивную секцию единоборств, вынуждены преимущественно заниматься общефизическими упражнениями, не имеющими ничего общего с избранным видом спорта. Однако в тех случаях, когда программа базовой технической подготовки насыщена специфическими упражнениями, продолжает иметь место отсев по причине отсутствия стимулирующего контроля и оценки усвоения специфических умений.

Таким образом, возникает серьезная проблема организации мотивирующего контроля и оценки усвоения умений на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.