5.2. Материалы для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников

Биилдей Виктория Саидовна

Материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как писать эссе?21.2 КБ
Файл Подготовка к ВОШ 24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Виды эссе

Эссе (essay) — один из наиболее популярных форматов письма как на олимпиадах, так и на экзаменах. Сложно добраться хотя бы до среднего уровня в английском и при этом умудриться ни разу не написать эссе. Посмотрим более подробно, что представляет из себя этот формат.

Суть любого эссе — мысли автора по поводу какого-нибудь вопроса. Дальнейшие детали, дополняющие эту общую формулировку, следуют уже из самого задания. Существуют разные виды эссе. Например:

  • эссе-рассуждение (opinion essay);
  • эссе «за и против» (for and against essay);
  • интерпретация стихотворения;
  • эссе с элементами summary;
  • эссе с предложениями о решении проблем (problem solving essay).

Учитывая многообразие довольно разных видов, невозможно в одной статье дать исчерпывающий ответ на вопрос «как писать эссе». Однако есть особенности, присущие каждому виду эссе без исключения. Об этих особенностях мы и поговорим.

Практика

Чтобы научиться хорошо писать, нужно регулярно тренироваться. Upwego поможет!

Письменная копилка: десятки заданий для writing, включая формат essay. 

«Олимпиадное эссе»: Курс из девяти уроков, отборные задания специально для олимпиадников.

Общая структура эссе

Эссе состоит из трёх частей: вступлениеосновная часть и заключение. Основная часть составляет примерно 2/3 общего объёма сочинения, а оставшуюся треть делят между собой вступление и заключение. Несмотря на разную длину, все части эссе важны одинаково.

Вступление

Главная задача вступления — максимально четко обозначить вопрос, ради которого написано эссе (помимо постановки проблемы вступление может содержать и другую информацию, это зависит от типа задания). Зная заранее, о чем пойдёт речь, читатель воспринимает сочинение более полноценно. Таким образом, вступление мы пишем ради удобства читателя, а не чтобы избежать потери баллов (хотя и для этого, конечно, тоже пишем).

Многие сочиняют вступление, не задумываясь о его роли. Результатом такого подхода становится бесполезное вступление-вода, уводящее от основного содержания работы. Представьте, что к вам подошёл улыбающийся продавец-консультант и с энтузиазмом сообщил, что в магазине имеется богатый ассортимент очень вкусных колбас. Вы доверчиво идёте за продавцом, а он подводит вас к холодильнику, полному мороженой рыбы, и говорит: «Выбирайте, пожалуйста!» Представили своё впечатление? Такое же точно будет у читателя, если вместо нормального вступления вы напишете чепуху.

Сравним два вступления к эссе-рассуждению (opinion essay):

Keeping exotic pets is very popular and many people choose unusual and noticeable creatures like snakes, penguins or even tigers instead of common pets. Not everyone agrees, though, that such animals are the best choice.

Keeping exotic pets is very popular and some people consider getting a penguin, since it is one of the most uncommon and therefore noticeable creatures. Not everyone agrees, though, that it is the best choice.

Эти вступления очень похожи и структурно, и лексически, но акценты в них разные. Прочитав первое вступление, читатель предположит, что в эссе обсуждается вопрос о целесообразности содержания экзотических животных в домашних условиях. Второе вступление даёт понять, что эссе рассматривает не экзотических животных в целом, а только пингвинов. Если вы напишете первый вариант для темы «Exotic pets are a better option than common ones», вступление будет хорошим. А для темы «Penguins make ideal pets» оно окажется плохим.

Как видно из примеров выше, даже незначительные изменения приводят к важным смысловым различиям, поэтому если вы собираетесь использовать во вступлении какие-либо заранее заготовленные фразы, внимательно следите, чтобы они были подходящими по смыслу и по стилю.

Основная часть

В основной части вы излагаете всё, что от вас требуется изложить. Требования различаются в зависимости от типа эссе и, как правило, чётко прописаны в самом задании.

Обычно содержательная часть состоит из двух-трёх абзацев. Иногда деление на абзацы носит принудительный характер (например, эссе на ЕГЭ), но чаще всего вы сами решаете, как делить. В большинстве случаев можно руководствоваться принципом «отдельная мысль — отдельный абзац».

Чтобы абзацы и предложения внутри них воспринимались как единое логическое целое, а не как салатик из мыслей на скорую руку, необходимы так называемые средства связи. Чем они разнообразнее, тем выше будет оценена ваша работа.

Перед написанием черновика или плана стоит рассчитать примерное количество слов для основной части. Для этого берём указанное количество слов, делим на три и умножаем на два. Например, если в задании указаны рамки 250–300 слов, то основная часть должна составлять 166–200 слов. Полученные числа помогут вам ориентироваться в дальнейшем. Например, если вы запланировали три абзаца в основной части, то, написав первый, посчитайте в нем слова. Если их там 110, это значит, что на остальные два абзаца осталось всего 90, и сочинение выйдет несбалансированным, если не сократить абзац до разумных пределов.

Заключение

Снова представим магазин. Мы набрали много продуктов, оплатили покупки на кассе и пошли домой. Вот только пакет нам попался дырявый, и всё купленное благополучно вывалилось на пол. Продукты мы, конечно, соберём, а вот вывалившуюся из головы информацию читатель собирать не будет. Хорошее заключение закрепляет её в голове читателя, а очень хорошее может даже зацементировать.

Итак, цель заключения — подытожить сказанное ранее или сделать какой-либо вывод.

Избегайте повторов слов и структур, когда подводите итоги. Например, в основной части вы написали так:

However, there is an opinion that all the impediments mentioned above are vastly outweighed by the penguin's lovable appearance and the effect it may have on the owner's friends and acquaintances, thus enhancing the prestige of the proud possessor.

А в заключении так:

In conclusion, though penguins' appearance is lovable and they have a positive effect on people, keeping them as pets is very challenging, because...

Повторяя слова и воспроизводя употребленную ранее структуру предложения, вы делаете заключение невыразительным и попутно теряете баллы. Гораздо лучше смотрится полностью перестроенное заключение, в котором вместо перечисления идёт обобщение:

In conclusion, having a penguin might be a positive experience, but as the creature is highly demanding, I would label it a challenging pet...



Предварительный просмотр:

                                            Подготовка к ВОШ

ВОШ щедро награждает своих призёров и победителей: восхищенные взгляды окружающих, чувство глубокого удовлетворения и, что не менее значимо, поступление БВИ, не требующее подтверждения ЕГЭ — такой льготы не даёт ни одна перечневая олимпиада. Неудивительно, что финал Всероссийской олимпиады и успешное на нем выступление — мечта тысяч российских школьников. Но в сам финал попадают уже не тысячи, а пара сотен. Награды и вовсе достаются десяткам: в 2017 году призёров и победителей было 81. Возникает вопрос: что нужно делать, чтобы стать одним из этих 81? Есть ли какая-то стратегия, какой-нибудь универсальный рецепт получения заветного диплома?

Да, такой рецепт есть. И он очень прост! Чтобы гарантированно затащить Всерос, нужно беспробудно ботать года три-четыре, а лучше — пять*. Перевожу на культурный язык: объём материала, необходимого для успешного выступления в финале Всероса настолько велик, что освоить его можно только за несколько лет регулярного труда. Сейчас подробно разберёмся, почему так.

Во-первых, необходимый для финала уровень владения языком — C1. Причем хороший, уверенный C1, который ближе к C2, а не к B2. Говоря проще, должно быть в наличии свободное владение языком во всех аспектах: чтение, аудирование, письмо и говорение. Достижение такого уровня занимает очень много времени.

Во-вторых, к наличию C1 добавляются специфические знания. В частности, страноведение. Можно успешно сдать CAE и даже CPE, не зная ничего о королях, писателях, праздниках и президентах стран изучаемого языка. А стать призером Всероса, не владея этой информацией, затруднительно. Страноведение — тоже объемный материал, и его изучение также занимает много времени.

В-третьих, раздел Use of English составлен таким образом, что даже свободно владеющему английским школьнику есть обо что споткнуться. Например, затруднения вызывают идиомы, которым, разумеется, также придется уделить время.

Вот примерно так обстоят дела с главной олимпиадой нашей страны. Поскольку работы очень много, подготовиться к ВОШ за пару недель или месяцев невозможно. Необходимы регулярные занятия (с преподавателем или самостоятельные) на протяжении нескольких лет. Из этого следует разумный вывод, что чем раньше вы начнёте готовиться, тем выше будут ваши шансы на призерство или победу.

Re:Course 2019/20

онлайн-подготовка к региональному этапу ВОШ

Практика

Копилка: коллекция упражнений по всем аспектам языка.

Культурная копилка: упражнения по страноведению.

Типичные задания: упражнения, которые часто встречаются на олимпиадах (трансформации, trios, open close и так далее).

Примеры заданий Всероссийской олимпиады по английскому языку

  • Чтение: 12
  • Интегрированное аудирование и чтение: 123
  • Аудирование: 1234
  • Лексика: 1234
  • Страноведение: 1
  • 5, 6, 7 классы отлично подходят для начала олимпиадной подготовки: можно заложить прочный языковой фундамент и глубоко изучать страноведение. Кроме того, раннее начало даёт дополнительный опыт участия в подобных мероприятиях.
  • 8 и 9 классы — ещё есть время для хорошей подготовки, но закладывать основы уже некогда. Поэтому если в 8 классе у вас нет уровня А2–B1, то о Всероссийской олимпиаде, скорее всего, можно уже не думать.
  • 10 класс — подготовку стоит начинать только в том случае, если у вас твёрдый B2 и вы готовы очень много работать. Если этого уровня у вас нет, вы не успеете набрать его за оставшееся время и освоить попутно C1.
  • 11 класс — готовиться некогда. Школьный этап проходит уже в сентябре. Поэтому если желание затащить Всерос впервые посетило вас в конце 10 или начале 11 класса, а уровня C1–C2 нет, то лучше направить свои усилия на перечневые олимпиады и ЕГЭ.