Развивающая предметно-пространственная среда в группе ''Пчелки'' 2018-2022 гг.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе ''Пчелки'' 2018-2022 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\igorm\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5.jpgРАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ «ПЧЕЛКИ»

Очень важную роль для всестороннего развития ребенка, играет развивающая предметно – пространственная среда в которой он находится, а также для его воспитания и обучения.

Чем насыщенней и интересней РППС, тем больше могут познать дети.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе играет большую роль.

Цель ИКТ в дошкольном образовании:

Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  •  обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  •   обеспечение взаимодействия с семьёй;
  •   обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
  •   повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
  •   облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет - ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
  •   облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
  •   обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
  •    возможность самореализации;
  •   возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

  •  Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  •   Подбор дополнительного познавательного материала к  занятиям;
  •   Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
  •   Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  •   Создание презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  •   Использование ИКТ  для проведения родительских собраний или консультаций специалистов  для родителей;
  •   Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют  управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  •   Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  •   Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов  по различным направлениям деятельности;
  •   Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  •     Создание медиатек, которые представляют  интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

  •   Помогает  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  •    Помогает  формировать информационную культуру у детей;
  •    Предъявление информации на экране в  игровой форме вызывает  у детей огромный интерес;
  •    Несёт  в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  •    Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  •    Предоставляет  возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  •    Позволяет  моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
  •     Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  •    ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
  •    Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
  •    С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

В нашей группе имеется: компьютер, интерактивная доска, интернет, аудиовизуальное оборудование.

Также в группе имеется лаборатория для исследовательско – экспериментальной деятельности.

Цель:

Основной целью экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду является - развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на реализацию следующих задач

Задачи:

- формировать способность видеть многообразие мира

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

В нашей лаборатории находится различное оборудование, картинки, предметы, которые позволяют детям проводить опыты, ставить проблемные вопросы и находить на них ответы.

В лаборатории материал распределяется по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук» «Магниты», «Бумага», «Свет». «Стекло и пластмасс», «Резина», «Человек» и другое.

Оборудование нашего центра: приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и многое другое.: утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмасс, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики ; красители: пищевые красители, акварельная краска, гуашь; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки и другое; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и многое другое.

 Благодаря исследовательской деятельности, ребенок раскрывается. Он учится анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Для развития творческой личности, в группе имеется центр творческой активности. Центр творчества, который я создала в группе, выполняет разные функции, однако, прежде всего, воспитывает любознательность, воображение и инициативу.

Целью центра художественного творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, совершенствование ручной умелости.

Задачи:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной и др).
  • Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление центра художественного творчества в группе отвечает следующим требованиям.

  1. Центр располагается в хорошо освещённом (у окна) месте.
  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
  3. Материалы для творчества и эстетического развития находятся в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
  4. Эстетичность. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
  5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими центрами.
  6. Вариативность. Оснащение центра периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления.
  7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании центра. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения центра (например, ножницы и клей хранятся в коробках с крышкой).
  8. Соблюдение гендерного принципа.

В нашем центре творчества, дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, увлечены нетрадиционным рисованием, пользуются разнообразными материалами: соленым тестом, пластилином, природным материалом, мелками, ножницами и множество других средств и материалов.

Также имеются игрушки из дерева, посуда, сувениры, расписанные разной росписью, а также наглядные пособия, открытки, сказки, картины при помощи которых можно познакомиться с народным бытом, культурой, традициями и обычаями разных народов.

Для развития творчества у детей, в центре имеется: цветные карандаши, кисти разных размеров, стеки, трубочки для раздувания мыльной пены, палочки для рисования на песке или крупе, гуашевые и акварельные краски, палитры, альбомы, раскраски, пластилин, дощечки для лепки, штампы, трафареты и бумага разных видов.

В группе, совместно с родителями, был создан мини – музей «Денежка».

Цель мини – музея формировать у детей интерес к истории своему прошлому.

Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

2.Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.

3.Знакомство детей с разными видами денег (бумажные, металлические).

4.Воспитывать бережливость.

В нашем мини - музее имеется: банкомат (сделанный своими руками), калькуляторы, деревянные счеты, касса (игрушечная), детские книжки «Откуда берутся деньги», наглядный материал «Примитивные формы первых денег», копилка, сберегательные книжки, деньги: бумажные и металлические, образцы денежных средств других стран, пластиковые карточки, плакаты по теме.

В наше время, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, приобщению воспитанников к здоровому образу жизни.

Цель спортивного центра: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.

Задачи спортивного центра по ФГОС:

 - приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;

- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;

 - развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

 - закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

 - овладение подвижными играми с правилами;

 - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Благодаря оборудованию в физкультурном центре, у детей проявляется потребность к физическому развитию и интерес к подвижным играм. У нас есть атрибутика для игр в хоккей, бадминтон, туннель, обручи, скакалки, мячи разной величины, мешочки с песком, гири, парашюты (сшитые своим руками), груша, боксерские перчатки, для снятия эмоционального напряжения, канаты, воротца, гантели, кегли, массажные дорожки из разного материала, массажеры, кольцебросы Также имеются различные шапочки и маски для подвижных игр.

Центр природы является частью экологической развивающей среды.

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию в освоении окружающего мира.

Задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

 2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

 3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.

7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни

 Центр природы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, возможность экспериментировать с доступными материалами.  В связи с этим на полках разместила обучающие карточки и игры, наглядно – дидактические пособия «Животные», «Деревья и кустарники о.Сахалин», «Подводный мир», «Цветы нашего края», «Птицы», «Насекомые», «Обитатели подводного мира», альбомы «Времена года» и другое. Также у нас есть наборы различных объектов для исследования: раковины, шишки, коллекция камней, гербарии, семена растений и прочие; увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскопы, набор для экспериментирования, глобус, географическая карта, познавательные книги, плакаты, картинки, муляжи овощей и фруктов,  природный материал для поделок, инвентарь за уходом растений.

Центр сюжетно – ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

- Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.

- Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.

-Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Атрибутика некоторых сюжетно – ролевых игр, которая имеется у нас в группе «Пчелка»:

 - «Супермаркет». Имеются весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отдела, банкомат, пластиковые карточки.

- «Поликлиника». Имеется модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.

- «Банк». Банкомат, стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.

- «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.

- «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.

- «Моряки». Штурвал деревянный, бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

-  «Семья»:  Кухонный гарнитур: шкаф, плита, стол, мойка, стиральная машинка, набор посуды столовой, чайный сервиз, столовые приборы;  кухонная техника: миксер, чайник, кофеварка; мебель для гостиной: стол, табуреты, диван, телефон. мебель для спальни -кровать,  постельные принадлежности, кукольная одежда, ванночка для купания, куклы, коляски кукольные, набор для уборки дома: ведро, швабра, совок, щетка.

Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Развернуты только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, кусочки бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре набор игрушечных персонажей , бросовый материал и инструменты.

Патриотический и краеведческий центр

Цель :формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного поселка, его культурным ценностям.

Основные задачи:

- Формирование любви к родному поселку, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

- Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитание чувства гордости за своих земляков.

- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

- Воспитывать  толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Воспитывать уважение к труду.

Содержание центра направлено на формирование патриотических чувств, знаний об истории родного поселка и края, знакомит детей с символикой нашей страны, поселка, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом, с народными промыслами России. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью подрастающего поколения.

У нас в центре есть:

- Альбом с фотографиями Героев Советского Союза .( Л.В.Смирных, А.Е.Буюклы и другие).

.-  Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей пгт, Смирных, о.Сахалин, г. Южно-Сахалинск, Москвы, альбом «России – Родина моя».

-  Альбом «Наш поселок».

- Демонстрационный материал: Портрет Президента, герб, флаг, гимн России

-  Глобус, детские атласы.

-  Альбом с изображениями разных национальностей, в народных костюмах. А также, народные традиции и культура.

- Альбом «Семья – это самое важное в жизни».

 Центр ОБЖ и ПДД.

Основной целью организации занятий по Правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Содержание центра направлено на систематизацию знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. закрепление знаний правил пожарной, дорожной безопасности, безопасности в быту.

В нашем центре имеется:

 - Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из ткани, чтобы можно было складывать и убирать.

 - Мелкий транспорт.

- Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. • Небольшие игрушки (фигурки людей).

- Жезл, фуражки

 - Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге, в быту.

- Плакаты:  строение тела человека,  правила пожарной безопасности,  правила гигиены,  правила ОБЖ,

 - Сборник художественной литературы (стихи, сказки, рассказы).

-. Папки-передвижки по ОБЖ,

- Настольно-печатная игра «Внимание дорога!»

- Демонстрационный материал: -Не играй с огнѐм -Как избежать неприятностей во дворе и на улице -Как избежать неприятностей дома   --Картотека «Безопасное поведение в детском саду»

Центр речевого развития

В речевом центре дети овладевают речью, как средством общения и культуры; развивается связная, грамматически правильная речь, знакомятся с книжной культурой, детской литературой .

 Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Задачи речевого центра:

- Развитие монологической речи.

- Развитие фонематического слуха.

= Подготовка к обучению грамоте.

У нас в группе имеется: Полка для книг, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания, предметные картинки и сюжетные картинки; «алгоритмы», схемы, мнемотаблицы; материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки ); дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова»,Лото, домино; стол, стульчики, мягкий диван. Детские книги по программе и любимые книги детей, портреты знаменитых писателей и поэтов; детские энциклопедии на различную тематику, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы (репродукции картин известных художников).

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий. Появляются и познавательные книги ,а также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе, поэтому в группе есть игры с правилами: это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»).