План по самообразованию"Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей"

Баулина Светлана Евгеньевна

 

 С каждым годом увеличивается число детей , страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, что будет мешать ему не только в обучении, но и общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда Баулиной Светланы Евгеньевны

на 2021-2022 учебный год

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Время работы над темой: сентябрь 2021 – май 2022 года.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей

2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.

3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.

5. Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.

ПЛАН РАБОТЫ

№п/п

Содержание

сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение литературы по выбранной теме

Диагностика нарушений слоговой структуры слов у детей старшей группы

Подобрать дидактический материал по коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Систематизировать практический материал по данной теме.

 Изучать опыт работы логопедов по данной теме через интернет - ресурсы.

Подготовить материал по теме для отчёта.

Распространение опыта работы (публикация материала по теме на личном мини-сайте).

 Подготовить отчет для педсовета.

в течение года

октябрь

сентябрь - октябрь

ноябрь

в течение года

май

май

май

Опыт работы по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом и слоговым составом слова, правильно строить предложения и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образованием.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова, с большой степенью вероятности могут проявиться в школьном возрасте нарушения письма и чтения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А. К.Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1.Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск)слога«моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной«пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных«команата» — комната;

2.Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов«деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов«гебемот» — бегемот;

3.Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных«тул» — стул;

Вставки согласных в слог«лимонт» — лимон;

4.Уподобление слогов«кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)«нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов)«кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слов у детей предшествует обследование ребёнка-логопата, которое проводилось по традиционной схеме. Затем составлялся индивидуально-перспективный план и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.

Конкретный вид работы выбирался в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов велась и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывалась из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводилась в два этапа.

Подготовительный этап (работа проводилась на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

На этом этапе ребёнку предлагается выполнить следующие виды работ:

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

«Где позвонили»«Узнай музыкальный инструмент по звуку»«Сколько раз ударили в барабан?»«По звуку угадай действие»«Кто кричал?»«Как стучали громко или тихо?»

2) Работа над ритмом.

Примеры и упражнения:

Сравнение ритмов: узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком; воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка; произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам.

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

3) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен).

4) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку.

Примеры игр и упражнений:

«Делай как я»«Танцующие снежинки»«Передай привет»«Загадки от зверят»«Танцующие листочки»«Бабочки и цветы».

5) Формирование координации движений пальцев рук.

• развитие переключаемости движений пальцев рук;

• развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

• формирование пространственной организации движений пальцев рук.

6) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений«улыбка»«трубочка»«заборчик»«лопатка»«иголка»«горка»«парус»«грибок»«лошадка».

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений.Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т. д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели»

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.

«Часики»

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т. д.

7) Упражнения на развитие реципрокной координации рук.

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Результативность:

- развивается слуховая память, слуховое восприятие;

- формируется общая координация движений;

-формируется умение воспроизводить, сравнивать и узнавать ритм.

Коррекционный этап (работа велась на вербальном материале).

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребёнка.

Отработка слоговой структуры слова проводилась на следующих этапах:

• уровень гласных звуков

• уровень слогов

• уровень слов

• уровень предложений, фраз, стихов и чистоговорок.

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

Виды заданий и упражнений:

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука.

2) Коррекционная работа на уровне слогов.

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2.Наращивание количества слогов«Скажи на один слог больше, чем я».

3.Уменьшение количества слогов«Скажи на один слог меньше, чем я».

4. Проговаривание цепочек слогов.

5. Проговаривание и повторение серии слогов.

6. Проговаривание слогов со стечением согласных.

7. Игра с мячом- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

3) Коррекционная работа на уровне слов.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

• структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;

• формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

• в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний, что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);

• переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций.Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия.

4.Упражнение на разбор слова по схеме:

сколько слогов; какой первый; какой последний; какой слог стоит перед слогом ….; какой слог стоит после слога ….; какой слог стоит между слогами ….

5. Игра «Муравей - почтальон».

6.Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

7.Упражнение: объясни значение слова.

8.Упражнение:исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

9.Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов)- выбрать из них:

самое длинное словосамое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова.

10.Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов в них.

11.Упражнение:даны слова: рады, сосна, лыжи.

Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.

12.Задание: придумать родственные слова к слову.

13.Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.

Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.

Результативность:

- формируется умение проводить фонематический и слоговой анализ слов;

- формируется умение управлять словами сложной слоговой структуры;

- развивается умение анализировать и синтезировать слова;

4) Коррекционная работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов.

Виды заданий и упражнений:

1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).

2. Придумать чистоговорку самому.

3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму.

6. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

7. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой.

8. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

11. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.

Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла (капуста).

13. Чтение предложения по слогам.

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.СПбДетство-Пресс, 2000.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В. В. Учимся играя.Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет.Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова.Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.СПб: Союз,1999.

7. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.Москва: Гном и Д, 2001.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.Москва: 1991.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова.Москва: Гном и Д, 2001.