Тема по самообразованию "Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя - логопеда"

Баулина Светлана Евгеньевна

  Одной из главных задач учителя-логопеда в работе с детьми, имеющие нарушения речи скорректировать дыхание ребенка.Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также помогают научить ребенка правильно произносить звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baulina_plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023_1.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

как элемент здоровьесберегающей технологии

в практике учителя-логопеда

Цель : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности в развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ.

    Задачи:

     - разработать основные направления логопедической работы по формированию правильного речевого дыхания.

изучить различные методики формирования физиологического и речевого дыхания у детей с нарушением речи;

- повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах формирования физиологического и речевого дыхания;

- подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания;

-оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания.

Актуальность.  В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи, при поступлении в школу, составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Следствием несформированной устной речи, фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза и неправильного звукопроизношения является прогрессирование дислексии и дисграфии.

  Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

  Произношение звуков тесно взаимосвязано с речевым дыханием, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

  Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении, прежде всего нужно проводить работу по формированию правильно-направленной и достаточной воздушной струи, то есть с развития дыхания.

  Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также помогают научить ребенка правильно произносить звуки.

  Одной из главных задач учителя-логопеда в работе с детьми, имеющие нарушения речи скорректировать дыхание ребенка. Инструментом стимулирования речевого дыхания является игровая деятельность.

Итог работы:

1. Изготовление пособий и создание картотеки игр и упражнений по формированию речевого дыхания.

2.Оформление зоны в логопедическом кабинете с картотекой упражнений, игровыми пособиями.

Срок реализации 1 год.

                   План работы над темой по самообразованию

Содержание работы

Планируемый результат

Сроки реализации

Поиск новых инновационных методов развития речевого дыхания на специальных порталах, учитывая возрастные особенности детей .

Определение проблемы, целей и задач.

Сентябрь

Октябрь

Исследовать речевое дыхание.

Исследование состояния длительности, направления и силы речевого дыхания.

Ноябрь

Декабрь

Подобрать методический комплекс для развития речевого дыхания.

Оформит картотеку.

Январь

Февраль

Подготовить консультацию для родителей «Формирование правильного речевого дыхания у детей».

Сентябрь

Октябрь

Подготовить мастер – класс для родителей «Изготовление тренажёра для развития речевого выдоха «Сдуй бабочку с цветка».

Февраль

Разработать буклеты для родителей и педагогов «Картотека логопедических игр для развития речевого дыхания».

Март

Использовать игры и упражнения для развития речевого дыхания детей с нарушением речи на логопедических занятиях.

В течении года

Обобщение и оформление материалов, оформление зоны в логопедическом кабинете.

В течение года

Литература.

1.         Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/06/19/razvitie-rechevogo-dyhaniya

2.         Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/samobrazovanie-uchitelja-logopeda.html

3.        Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/proekt-po-razvitiyu-rechevogo-dyhaniya-4343134.html

4.  Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

5.  Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб, 1999.

6.  Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб., Детство-Пресс, 2012.