Главные вкладки

    Социальные проекты

    Большакова Валентина Александровна

    Социальные проекты: "Здоровый ребенок - здоровая страна", "Я и Конституция моей страны", "Мост Дружбы".

    Научно - исследовательские проекты "Рождество Христово", "Особенности календарей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия № 67

    Московского района г.Нижнего Новгорода

    Социальный проект

    «Я и Конституция моей страны»

                                                                            Участники:

                                                                                         учащиеся 3в, 4в  классов.

                                                                            Руководитель:  

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         Большакова В.А.

    2013 год


    Краткая аннотация: В этом году отмечается важное событие - 20-летие Конституции Российской Федерации, Основного закона нашей страны. Знание Конституции РФ — неотъемлемая обязанность каждого гражданина РФ. Начинать выполнять эту обязанность необходимо уже со школьного возраста, с каждым годом всё больше подкрепляя свои знания новыми нужными сведениями.

    Постановка проблемы: учащиеся не знают Конституции РФ, вследствие чего не имеют чёткого представления о своих правах и обязанностях.

    Цель проекта: приобретение учащимися гражданской правоспособности де-факто, путём изучение положений Конституции РФ.

    Задачи проекта:

    -  накопление политико-правовых знаний, важных для социализации личности в современном российском обществе;

    - формирование собственных представлений и установок в нравственно-правовой сфере, основанных на современных правовых ценностях общества;

    - формирование правовой культуры;

    - гражданско-патриотическое воспитание гражданина современной России;

    - приобщение к духовно-нравственному наследию народов России как к важнейшей ценности российской культуры.

    Сроки работы: сентябрь 2013г. – декабрь 2013 г.

    Исполнители проекта: учащиеся 3в и 4в классов МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

    Тип проекта:

    - индивидуальный и групповой;

    - долгосрочный;

    - междисциплинарный;

    - смешанного типа: социальный и творческий

    Проектный продукт: стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки.

    Планируемые результаты и их значимость: повышение политической сознательности учащихся, вовлечение их в политическую жизнь страны, осознание себя  как гражданина РФ.  

    Описание содержания проекта.
    Этапы работы: 
    1. Теоретический
     
    Задачи: - актуализировать и обобщить знания учащихся об Основном законе страны как важнейшем и главном источнике российской законодательной системы;

    - формировать уважительное отношение к Конституции Российской Федерации.  

    Начался этот этап с урока знаний 2 сентября 2013г. «20-летие Конституции РФ», после которого детям было предложено задание по сбору сведений о Конституции РФ. Дети на этом этапе работали с литературой, искали информацию в интернете. В результате детьми были написаны сообщения, сделаны презентации об отдельных статьях Конституции РФ, оформлена выставка рисунков «Конституция РФ глазами детей».    

    2. Практический .
    Задачи: оформить буклеты сочинений и рисунков по теме «20-летие Конституции РФ»,

    провести  занятия с учащимися 1-х и 2-х классов по теме проекта, принять участие в викторине «Знатоки основного закона Российской Федерации». Буклеты изготавливались индивидуально, в группах.    
    Дети с увлечением рассказывали дома о работе над проектом, многие семьи учащихся включились в оформление буклетов.  

    Дети разбились на творческие группы, готовили занимательно-познавательные занятия для учащихся 1-х и 2-х классов. Выступления перед первоклассниками и второклассниками гимназии  прошли как мини-праздники.  Познавательная викторина «Знатоки Конституции РФ» для учащихся 2-классов.

    3. Заключительный этап.

    На классном часе 3а класса был проведён анализ проделанной работы и принято решение принять участие во Всероссийском конкурсе  школьных проектов, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации.

    Дальнейшее развитие проекта.

    Дети решили  продолжить изучение Конституции Российской Федерации и проводить дальнейшую работу по ознакомлению младших школьников с Основным законом РФ через проведение тематических классных часов, проведение викторин и конкурсов знатоков, оформление стенгазет.

    Ресурсное обеспечение

    - текст Конституции РФ, федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», учебные пособия по правоведению.

    - сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

           

             



    Предварительный просмотр:

    Безимени-1

    Администрация города Нижнего Новгорода

    Департамент образования

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

    ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

    e-mail: lingym@sandy.ru

    ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

    Социальный проект

    «Мост Дружбы»

                                                                            Участники:

                                                                                         учащиеся 3в,4в  классов.

                                                                            Руководитель:  

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         Большакова В.А.

    2014 год


    Актуальность: Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития.

    Постановка проблемы: Специально проведённое исследование по методике Марцинковской Т.Д «Лесенка», показало, насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми.  Он  помог выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении,  формируются  доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект  «Мост дружбы».

    Цель проекта: - сформирование ценностных представлений о дружеских взаимоотношений между людьми.

     

    Задачи проекта:

     - учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

    - развивать умение сопереживать  другим людям;

    - воспитывать  взаимоотношения доброжелательности и  уважения друг к другу;

    - формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.

    Сроки работы: январь 2014г. – май 2014 г.

    Исполнители проекта: учащиеся 4в и 3в классов МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

    Тип проекта:

    - индивидуальный и групповой;

    - долгосрочный;

    - междисциплинарный;

    - смешанного типа: социальный и творческий

    Проектный продукт: стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки.

    Планируемые результаты и их значимость:

     - сформируют ценностные представления о дружеских взаимоотношений между людьми

    - приобретут навыки взаимопомощи

    -закрепят навыки сотрудничества.

    Описание содержания проекта. 

    Механизм реализации проекта

    Этапы и сроки

    мероприятия

    Ожидаемый результат

    Отметка о выполнении

    1 этап

    Подготовительный

    2 этап

    Практический

    3 этап Обобщающий

    Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

    Диагностика «Лесенка»

    Марцинковская Т.Д.

     тестирование родителей. Тема «Общение  ребёнка со сверстниками».

    Разработать методические приемы для развития доброжелательного отношения к сверстнику.

    Подбор дидактического материала,  иллюстраций. «Добрые слова», «Не забывай о друзьях», «Опиши своего друга», «Комплименты», «Закончи фразу»

    игра-драматизация «Три товарища», игр/упр. «Узнай настроение»

    Подборка интерактивных игр:

    «Клеевой ручеек». «Слепец и поводырь», «Вежливые слова», «Руки знакомятся- руки мирятся»,»Позвони другу»).

    Изготовление атрибутов

    Чтение художественных произведений:

    В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Л.Толстой «Два товарища», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Ш.Перро «Красная шапочка»

     Фомина «Подруги», «Хорошо, когда с тобою…»

     Л. Толстой «Лев и собачка», «Детская сказка про цену настоящей дружбы»,

    Г.Андерсен «Снежная Королева».

    Разучивание пальчиковых игр «Прогулка», «Дружба». «Апельсин», «Прятки».

    Непосредственная образовательная деятельность : «Доброта и вежливость- залог дружбы», «Секреты дружбы»

    Спортивное развлечение «Если с другом вышел в путь».

    Этикет в стихах.

    Консультации с родителями:

    "Учим ребёнка общаться",

    "Искусство общения".

    Родительское собрание «Общение ребёнка со сверстниками".

     

    Итоговое мероприятие:

    Развлечение «Путешествие на остров Добра», выпуск стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки

    Итоговая диагностика.

    Будет способствовать лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме

    Анализ результатов анкетирования

    Создание условий для развития познавательной активности, развития.

    Развить нравственно ценностный словарь (взаимопомощь, дружба , выручка и т.д.)

    Развитие творческого потенциала, познавательной активности, привитие трудовых навыков.  

    Воспитание уважения к людям  и детям, привитие интереса к художественной литературе.

    Обогащение новыми знаниями. Формирование познавательного интереса.  Знакомство с правилами поведения.

    Выявить степень усвоения детьми темы «Дружба»

    Повышение уровня компетентности родителей по данной тематике.

    Анализ эффективности мероприятий.

    Подведение итогов. Оформление результатов. Обмен опытом.

    Дальнейшее развитие проекта.

    На классном часе 3в и 4в классов был проведён анализ проделанной работы и принято решение поделиться опытом с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ № 62 г. Саратова

    Результативность проекта: руководитель проекта и ученики 3в, 4в классов получили благодарность за сотрудничество с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ №62 г. Саратова за сотрудничество с целью организации социальной практики в рамках реализации межрегионального социального проекта «Мост Дружбы».

    Ресурсное обеспечение

    - сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

           

             



    Предварительный просмотр:

                                                             «Рождество  Христово»

    Научно - исследовательский проект

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.

    1. Что такое Рождество.
    2. История празднования.
    3. Празднование в Православной Церкви.
    4. Традиции празднования в разных странах.
    5. Рождество – начало новой эры человечества.
    6. Анализ анкеты.

    Заключение.

    Список  литературы.

     ВВЕДЕНИЕ.

      На Рождество мы  семьей ходили в церковь. Меня заинтересовал этот праздник, я решил узнать, как праздновали Рождество наши предки, как празднуют Рождество мои сверстники.  Общаясь со своими одноклассниками, я пришёл к выводу, что многие ребята связывают  Рождество с праздником  Нового года, к сожалению, также как и я, очень мало знают о сущности и значении празднования Рождества.  

    Цель моей работы – понять роль  Рождества в жизни человека.

    Перед собой я поставил следующие задачи:

    • Определить, что такое Рождество.
    • Изучить историю  празднования Рождества в Православной Церкви и в разных странах.
    • Понять, почему  Рождество делит время на две эпохи,  и как  в России было введено летоисчисление  «от Рождества Христова».  
    • Провести анкетирование учащихся  своего класса

    В своей работе я использовал различные методы и формы  исследования: анкетирование учащихся, изучение библии, посещение церкви, изготовление панно, знакомство с различными литературными и Интернет источниками.

    1. ЧТО  ТАКОЕ     РОЖДЕСТВО.

       Рождество Христово – это один из основных христианских праздников, он установлен в воспоминание рождения  Иисуса Христа в Вифлееме. Что же произошло тогда, двадцать веков назад, такого необычного, что трогает нас и по сей день?

         Евангелие подробно рассказывает об этом. В те далёкие времена в Палестине жила скромная девушка Мария, которая собиралась выйти замуж за хорошего человека по имени Иосиф. Но однажды ей явился Ангел и сказал, что она родит Божьего Сына, Который по обещанию Бога, записанному в древних пророческих книгах, должен был родиться в Израильском народе Ангел сказал Марии, что Младенца она должна будет назвать Иисусом, что на еврейском языке означает  «Бог спасает», потому что «Он спасёт людей Своих от грехов их». Мария смиренно согласилась с Божьей волей.   В то время Израиль был Римской провинцией    и по решению римского кесаря Августа  в стране проходила перепись населения. Каждому нужно было пойти в город  своих предков и там записаться. Мария была уже беременна,  ей и Иосифу пришлось отправиться в далёкий путь, потому что они были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса. Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета – города, в котором они жили, - до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находился на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем – на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея – горные местности, поэтому путь Иосифа и Марии был не из лёгких. Когда же наконец они пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Многие пришли в Вифлеем для переписи.  Марии же пришло время родить « и родила  Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры.  

           В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус Христос, некоторые из пастухов не спали, сторожа своё стадо. «Вдруг предстал им Ангел Господень и  слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не  бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно с Ангелом  явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках  благоволение». Как видите, для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира , Бог выбрал не дворец, а пещеру, а колыбелью Ему стали ясли – кормушка для скота. И первым возвестил о рождении Его не богачам, а простым пастухам, которые первыми пришли поклониться Спасителю человечества.. А через некоторое время пришли и другие люди, чтобы поклониться  Младенцу. Вот, что о них говорит Евангелие: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим (столицу Иудеи)  волхвы (мудрецы) с Востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».  Волхвы назвали Иисуса  Царём, потому что так называло Его древнее пророчество,  только царство Его было не таким, в которых правили земные цари. Он был предназначен Богом, чтобы стать Царём и Господом  в сердце каждого человека, который поверит в Него. Мудрецы шли за звездой и она привела их к тому месту, где были Мария с Младенцем: «…и увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну»

           Волхвов вела звезда,  но направлялись они к Иудейскому Царю, Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогой пещере, То есть, сперва они приняли саму звезду, указавшую на рождённого Царя, как чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

    2. ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ

            Из истории точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна. По религиозным источникам картина такова: в первые 300 лет существования христианской церкви христиане вообще не знали такого праздника, как Рождество Христово. Поначалу событие рождения Иисуса было составной частью общего празднования «дней святых  Богоявлений» (то есть явления Бога  на земле, как раз рождение Сына Божьего  в человеческой плоти и было явлением Самого Бога людям). В эти дни вспоминалось Рождество Иисуса Христа, Его крещение и поклонение волхвов. Это воспоминание поначалу не было приурочено к конкретной дате, но где-то с  третьего века  нашей эры стало отмечаться 7 января. Точно известно, что 25 декабря,  в современную дату (в этот день Рождество отмечается во всех странах, кроме России) праздник «святых Богоявлений»  впервые стал отмечаться в Риме перед 336 годом нашей эры, в конце царствования императора Константина, утвердившего христианство в качестве государственной религии. Император также своим указом отделил Рождество от Крещения. С  375 года этот обычай установился в Антиохии  (сейчас это территория Сирии), с 379 года в Константинополе (сейчас это город Стамбул в Турции), а в Палестине только с седьмого века нашей эры. Сама дата 25 декабря  не имела исторического значения. Есть несколько версий, почему Церковь приняла решение праздновать Рождество именно 25 декабря.  Одна из этих версий такова: возможно, что выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим праздником «Рождение Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает  прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым  содержанием: рождение Христа стало пониматься, как  «Рождение Солнца Правды».

    3. ПРАЗДНОВАНИЕ  РОЖДЕСТВА  В ПРАВОСЛАВНОЙ     ЦЕРКВИ

            Рождество в России празднуется  7 января, потому что Православная Церковь до сих пор использует Юлианский календарь  (его ещё называют старый стиль), тогда как во всём мире пользуются Григорианским календарём.   Православному Рождеству предшествует 40 дневный пост, во время которого верующие каждый день думают о   Спасителе, в воспоминание Которого они лишают себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января) или сочельник проходит в особенно строгом посте: только с появлением первой звезды можно начинать есть.  На Рождество во всех храмах Православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года. Песнопения, службы Рождества особенно торжественны и мелодичны. Великая радость Церкви в праздник Рождества происходит от  благодарности  Богу за то, что Он пришёл в этот мир, стал человеком и хочет жить в сердце каждого верующего в Него. Историю о Рождении Спасителя, записанную в Евангелии от Матфея, читают на утренней  Рождественской службе.  Весь день Церковного праздника сопровождается колокольным звоном.

            Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения переносится  в жилища верующих. С древних времён православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно.  После Рождества начинается время святок. Издавна на Руси в это время особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким. Это также и время народных гуляний, веселья и радости о рождении Иисуса Христа.

    4.  ТРАДИЦИИ  ПРАЗДНОВАНИЯ  РОЖДЕСТВА  В  РАЗНЫХ  СТРАНАХ

      РОССИЯ   И УКРАИНА

    Красивый и торжественный  праздник Рождества Христова в России и в Украине  сливается  со встречей Нового Года. Этот праздник очень любят и взрослые и дети. Славяне перенесли в  христианство много языческих обычаев, что отразилось и на праздновании Рождества. В предпраздничные дни на улицах сёл и городов можно увидеть странные процессии ряженных. Это группы людей, одетые в костюмы  фольклорных персонажей. Они поют рождественские песни – колядки. С песнями ряженные заходят в дома, где их гостеприимно встречают хозяева и подносят угощение. Эти обычаи старинные. Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть  песню с призывами о счастье и урожае хозяину, то счастье и урожай действительно придут к нему. Традиция делать детям подарки  появилась сравнительно недавно. До этого было принято просто всей семьёй  собираться за праздничным столом в святой вечер, где детей щедро угощали сладостями. Особенное угощение – кутья. Это пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом, ею начиналась трапеза в Рождественский сочельник, она и сейчас является неотъемлемой частью Рождественского празднования.

      СЛАВЯНСКИЕ      СТРАНЫ                                                                                                                  

    В Польше, Сербии и других славянских  странах существует обычай выстилать на Рождество жилую комнату сеном и соломой в воспоминание о том, что Иисус родился не в царских покоях, а в хлеву.

               В Польше отмечают предрождественское время, как время покоя и размышления. Дети едят меньше сладостей и дарят бедным свои вещи. Взрослые меньше пьют и курят и стараются не ссориться. Ведь Рождественские дни – это дни  любви.

         С  Ш  А

                В США дети не знают рождественского сочельника. Там 24 декабря не проводятся никакие богослужения и не вручают подарки. Рождественский праздник начинается у них 25 декабря. Но зато с раннего утра.

                Вечером 24 декабря  дети кладут на камин или подоконник список желаемых подарков и развешивают чулки. Они ждут Санта-Клауса. Он якобы совершает в рождественскую ночь путешествие, ведь он приезжает в оленьей упряжке с Северного полюса.  В ночь с 24 на 25  декабря он сбрасывает свои подарки через трубу камина.

                Для оленей  Санта-Клауса  дети выставляют печенье и молоко. В честь Санта-Клауса в палисадниках развешивают украшения и гирлянды лампочек.  Рано утром 25 декабря дети находят у камина свои подарки.

                Надо сказать, что не только в США дети ожидают Санта-Клауса, во многих других странах на Западе он стал непременным атрибутом праздника. Современный облик Санта-Клаус получил в тридцатых годах двадцатого века благодаря фирме Кока-кола, которая изобрела имидж этого доброго старикана в коротком полушубке красного цвета, красных штанах, сапогах и с мешком подарков за спиной. Каким образом он вклинился в христианский праздник?  Легенда гласит, что в очень далёкие времена в городе Миры Ликийские (территория современной Турции) жил священник по имени Николас Был он очень добрым и всё, что имел, отдавал бедным. А поскольку с детства отличался стеснительностью, делал это тайно.  Цветами облачения  священников были красный и белый, поэтому и святой Николас или Санта-Клаус предпочитает теперь эти цвета. Любопытно, что в разных странах его называют по-разному: в Бельгии -  Санта-Николас, в Бразилии – Папа Ноэль, в Чехии он стал Святым Миколасом, в Италии – Ла Беффала, для японцев – Хотейомо, в Испании – Балтазар, в Нидерландах – Синтерклаас.

    5. РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО – НАЧАЛО НОВОЙ  ЭРЫ    ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

         Мы давно привыкли говорить слова   «наша эра», «до нашей эры», введённые в русский язык после  революции 1917 года на смену словам  «до Рождества Христова»,  «после Рождества Христова». А, например, в английском языке  эры по-прежнему обозначаются – «до  Христа» и «год Господень». То есть Рождество Христа стало важнейшим событием для всего человечества  не только потому, что родился Сын Божий – Спаситель мира,  но и потому что

    современное летоисчисление – «наша эра» - ведётся от Рождества Христова. Так, по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Иисус Христос. Считать начало новой эры от Рождества Христова предложил в 525 году    римский монах Дионисий Малый . До этого в римской империи летоисчисление велось с 29 августа 284 года – от начала правления императора Диолектиана. Римляне называли это  «эрой Диолектиана». С победой христианства  это летоисчисление стали называть   «эрой мучеников», так как император был жестоким гонителем христиан.  Новое летоисчисление было в это время принято государством, но не Церковью. Церковь  приняла его при императоре Карле Великом  (742 – 814 годы  нашей эры ).

          В России летоисчисление  «от Рождества Христова»  было введено указом Петра Первого  от 19 декабря 1699 года. Этим указом Пётр также объявил, что год теперь начинается с 1 января. Наступало новое столетие и государь Пётр Первый желал с его началом изменить летоисчисление в России. До тех пор года считались «от сотворения мира» и Новый Год на Руси начинался 1 сентября, после окончания лета.  Пётр же хотел, чтобы подобно остальным европейским государствам новый год  считали  «от Рождества Христова» и с 1 января.

          Рождество делит время на две эпохи – до и после. В разные времена были попытки начать летоисчисление от других событий, но всё-таки уже третью тысячу лет летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Таким образом, человечество доказало, что появление на земле Христа не смотря ни на что – главное событие в его истории.

    6.  АНАЛИЗ    АНКЕТЫ

    42-м учащимся 3-го и 4-го класса была предложена анкета  к исследовательской работе  «РОЖДЕСТВО». Целью проведения анкетирования было желание узнать: знают ли дети, что такое Рождество, когда  и как оно празднуется и значит ли для них что-нибудь этот день.

          На вопрос  «Что ты знаешь о Рождестве»

    11 человек написали, что это день Рождения Иисуса Христа, 5  человек – день рождения Бога,  8 человек написали – «не знаю», 18 человек  написали своё понимание, в том числе,

    что Рождество – это праздник, похожий на Новый Год, что это день, когда дарят подарки,

     накрывают стол, веселятся, «взрывают салюты».

          На вопрос «Что для тебя значит Рождество?»

    только трое ответили – рождение Спасителя, ещё четверо, что это Церковный праздник, 7 человек написали  «не знаю»  или  «ничего», а  28 – ожидание подарков.

          На вопрос «Когда празднуется Рождество?»

    только трое написали  «не знаю», 5 человек – зимой, в декабре, а 34 человека  написали  25 декабря или  7 января.

          На основании исследования сделан вывод, что дети достаточно осведомлены о дате празднования Рождества, но очень мало знают о сущности праздника и его значении.  Этот вывод и подвёл к желанию подготовить исследовательскую работу о Рождестве Христовом, чтобы самому  узнать о нём как можно больше, а потом поделиться  этой информацией с одноклассниками.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Рождество Христово  - рождение  Божьего Сына,  обещанного Богом через древние пророчества, как Спасителя , «Который спасёт людей Своих от грехов их». История о рождении Иисуса Христа записана в Евангелии. Первые христиане не выделяли этот праздник, а праздновали его вместе с крещением и поклонением волхвов и называли это  «днями  святых  Богоявлений». После того, как христианство стало государственной религией, в Римской империи   Рождество Христово было выделено в самостоятельный праздник  и стало отмечаться 25  декабря, по одной из версий вместо языческого праздника, знаменовавшего день зимнего солнцестояния.  Сейчас Рождество Христово – великий христианский праздник. В Православной Церкви в этот день проходит  особенно торжественная служба. Рождеству предшествует 40-дневный пост. А после него начинаются святки – дни, которые верующие проводят свято, помогая бедным, больным, одиноким.  Рождество в разных странах отмечается по-разному. Для многих рождественская история остаётся  по-прежнему воспоминанием рождения Спасителя, для других – это праздничный день, в котором люди принимают гостей и дарят друг другу подарки.  Для одних  людей  главный герой этого праздника – Иисус Христос, другие ожидают   Санта-Клауса,  иногда даже забывая истинный смысл Рождества.  Рождество Христово стало началом новой эры, счёт лет от Рождества Христова предложил вести римский монах Дионисий Малый в 525 году. В России новое летоисчисление было введено  царём Петром Первым  указом от 19 декабря 1699 года, этим же указом было объявлено, что год теперь будет начинаться не 1 сентября, как было до этого, а 1 января, как во всех европейских странах.

         Самое главное – это понимать смысл того, что произошло более  двух тысяч лет назад в далёкой Иудее.  А произошло величайшее чудо, недоступное до конца нашему разуму.  Великий, Всемогущий, Бесконечный Бог родился в человеческом теле. А сделал Он это для того, чтобы прожить жизнь, как человек, но не совершив ни одного греха, и принять мучительную и позорную смерть, взяв на Себя грехи, как Бог. Ещё более важно понимать, почему Он это сделал. Причина только одна – любовь. Бог любит людей, недостойных Его любви .. И причина этой любви не в нас, а в Нём Самом. «Ибо так возлюби Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелии от Иоанна  3 глава, 16 стих). И потому должны мы с трепетом и благоговением прийти к новорожденному Спасителю, как это сделали мудрецы и пастухи, и принести в дар Ему  не ладан, золото и смирну, а  свои сердца, и поклониться как Богу и Господу нашей жизни. Это в праздновании Рождества самое главное, и только сделав это, можно   отметить великий праздник правильно.

        На основании своих исследований я сделал следующие выводы:

    • Сегодня Рождество Христово не только православный христианский праздник, но и мирской, его празднуют во всём мире.
    •  Самое главное – это понимать смысл того, что «Рождество» это рождение Бога в человеческом теле, а сделал Он это для того, чтобы прожить жизнь, как человек, но, не совершив ни одного греха, и принять мучительную и позорную смерть, взяв на Себя грехи, как Бог.
    • Ещё более важно понимать, почему Он это сделал. Причина только одна – любовь. Бог любит людей, и потому должны мы с трепетом и благоговением прийти к новорожденному Спасителю, и принести в дар ему свои сердца и любовь.

    Результативность

    1.Благодарность за сотрудничество с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ Лицей №62 г.Саратова в рамках реализации межрегионального дистанционного проекта «Исследовательский калейдоскоп», направленного на распространение педагогического опыта.

    2.Участие в проекте для одаренных детей «Алые паруса» социальной сети nsportal.ru

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Библия. Новый завет. Синодальный перевод. Издание Российского Библейского Общества.
    2. Детская Библия. Издание Института перевода Библии.
    3. Детский христианский журнал  «Тропинка». Издаётся Министерством печати и информации РФ. №№ 6 за  2004, 2006,  2007 годы.
    4. Христианская газета. Издаётся  Централизованной религиозной организацией Христианская церковь Краснодарского края. №№  24 за 2004 год и 23 за 2006 год.
    5. Информация из Интернета:

    otvet  mail.ru ,  www rian.ru ,   www  vizual.2000.ru,  kuraev.ru, www  pravm

     



    Предварительный просмотр:

    Безимени-1

    Администрация города Нижнего Новгорода

    Департамент образования

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

    ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

    e-mail: lingym@sandy.ru

    ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

    «Особенности календарей»

     научно - исследовательский проект.

    Автор: ученк 4в класса

    МБОУ гимназия № 67

    Васянькин Никита

     

    Руководитель:

    Большакова В.А.

    учитель начальных классов

    1. Аннотация. Современное общество предъявляет свои требования к организации времени: нанотехнологии, новейшие разработки в различных областях науки и философии «торопят» течение времени. С другой стороны, люди продолжают пользоваться традиционными календарями, придуманными еще на заре человечества. Данная работа исследует разные календари, выявляет расхождение данных, зафиксированных в них, объясняет причины таких несоответствий. Особый интерес представляет сравнительный анализ видов солнечных календарей, а также этимологическое исследование происхождения названий месяцев.

    Оглавление.

    1.Введение.

    2.Календарь.

    3.Солнечные календари.

    4.Лунный календарь.

    5.Заключение.

    1. Введение

    Счисление времени, казалось, не содержит в себе проблем – день следует за днем, год за годом. Но почему-то одни года содержат по 365 дней, а другие по 366? Откуда взялись семидневные недели? Почему их не целое число в году? Какие календари существовали и существуют? Чем календари отличаются друг от друга? Вопросов много.

    Сутки, месяц, год оказываются несоизмеримы «без остатка» в несколько минут, часов или суток. Существует проблема согласования лучшим образом суток, недель, месяцев. Эта проблема решается и в настоящее время.

    Цель данной работы: определить и охарактеризовать ряд существовавших и существующих календарей.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать литературу по данной теме.
    2. Выявить ряд существовавших и существующих календарей.
    3. Выделить особенности и различия календарей.

    Возникла гипотеза: существуют и используются в настоящее время несколько видов календарей.

    Для подтверждения данной гипотезы были проанализированы литература по теме исследования,  информация, полученная при просмотре телевизионных передач и интернета.  

    1.  Календарь

    Календарь [лат. сalendarium – долговая книга, от Calendae, Kalendae – первый день месяца, в который должники обязаны были платить проценты] – система счета длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных святил.

    Название «календарь» связано с тем, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, а первого числа месяца должники платили проценты в соответствии с записями в долговых книгах.

    Построение календаря невозможно без многолетних астрономических наблюдений и развития математики. Различные народы разработали собственные системы счета времени, в которых находили отражение особенности местной культуры. В некоторых странах за основу календаря взят промежуток времени между двумя последовательными одноименными фазами Луны (синодический месяц); такие календари называются лунными и не связаны со сменой времен года. В других странах были разработаны так называемые лунно-солнечные календари, в которых использовался синодический месяц, но продолжительность года согласовывалась со сменой времен года. Основой солнечных календарей является промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия (тропический год), а смена фаз Луны не принимается во внимание.

    Периодические явления, лежащие в основе календаря (смена дня и ночи, фаз Луны, времен года), определяют промежутки времени, известные как сутки, месяц и год. Невозможно подобрать целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток, так как эти три величины несоизмеримы. Однако число месяцев и суток в календарном году должно быть целым, поэтому на протяжении нескольких тысячелетий появлялись многочисленные календарные системы, стремящиеся разрешить указанное противоречие.

    1.  Солнечные календари

    Продолжительность тропического года составляет 365,24220 суток. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять или 365 суток — обычный год, или 366 суток — високосный год. Для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки високосов.

    В первом солнечном календаре, созданном в Древнем Египте, год состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев продолжительностью 30 дней. Оставшиеся 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год начинался в первый день месяца тот (названного по имени бога Тота), когда впервые в году на утреннем небе восходил в лучах Солнца Сириус (что соответствует 19 июля юлианского календаря). В этом календаре каждые 4 года Новый год отставал на 1 день, т.е. восход Сириуса «задерживался» и наблюдался, скажем, не первого дня месяца тот, а второго. Только через 1461 календарный год начало года вновь приходилось на первый день месяца тот.

    1.  Календарь в Древнем Риме

    Древне – римский календарь в середине 1 века н.э. состоял из 12 месяцев общей продолжительностью 355 дней. Год начинался 1 марта. Шесть месяцев этого календаря были посвящены богам: Martius – Марсу,  Aprilis (от aperire – раскрывать, раскрытие почек у растений) – Венере, Maius – богине земли Майе, Junius – Юноне. Предпоследний месяц (Januarius) был посвящен Янусу, последний (Februarius, от februare – приносить искупительную жертву в конце года) – богу подземного царства Фебруусу. Оставшиеся месяцы (с пятого по десятый) были названы соответствующими числительными (Quintilis, Sextilis, September, October, November, December). Названия месяцев являлись определениями при слове mensis – месяц. Счет дней в месяце был весьма своеобразным: выделялись опорные дни (календы, ноны, иды), от которых велся отсчет в обратном направлении.

    1.  Юлианский календарь

    В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провел реформу календаря. Новый календарь, впоследствии названный юлианским, был разработан группой александрийских астрономов под руководством Созигена. Счет по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 года до н.э. Продолжительность года составляла 365 средних солнечных суток, а каждый четвертый (високосный) год содержал 366 суток. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре равнялась 365,25 суток, а одно юлианское столетие содержало ровно 36525 средних солнечных суток.

    Год в юлианском календаре был поделен на 12 месяцев, за которыми сохранились их древние названия. Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные – по 30; февраль простого года содержал 29 дней, високосного – 30 дней. В 44 году до н.э. в честь Юлия Цезаря месяц Quintilis был переименован в июль (Julius),, в 8 году до н.э. месяц Sextilis – в август (Augustus) в честь римского императора Августа. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября – на декабрь. Таким образом, в феврале обычного года стало 28 дней, а в феврале високосного – 29 дней. С 7 года н.э. все годы юлианского календаря, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. В 325 году на I Вселенском соборе юлианский календарь был положен в основу богослужебного цикла христианской Церкви. В 10 веке с принятием христианства юлианский календарь и византийская традиция счета лет от сотворения мира были приняты и в Древней Руси.

    1. Григорианский календарь

    Тропический год короче юлианского на 0,0078 средних солнечных суток. Поэтому примерно за 128 лет расхождение юлианского календарного года с тропическим годом составляет 1 сутки. Это означает, что момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия за 128 лет передвигается на 1 сутки назад, а за 400 лет – на 3 суток. Впервые это смещение было замечено в конце 7 века Бедой Достопочтенным, который указал, что равноденствие наступило на 3 дня раньше ожидаемого – 18 марта.

    В конце 16 века равноденствие сдвинулось уже на 10 суток. В 1582 году папой Римским Григорием XIII была проведена реформа календаря, концепцию которой предложил итальянский врач и математик Л. Лилио; активное участие в разработке нового календаря принимал астроном Х. Шлюссель. Решение комиссии по разработке нового календаря было очень простым: сдвинуть числа на 10 дней, оставить чередование простых и високосных лет, но если год оканчивается двумя нулями, а число его сотен не делится на 4, то такой год будет простым, а не високосным. Так, 1900 год – простой, а 2000 – високосный.

    По новому календарю продолжительность года составила 365 целых и 97/400 суток или 365,2425 суток. Это лишь на 26 секунд больше тропического года. Григорианский календарь иногда называют системой «нового стиля»; за юлианским календарем укрепилось название «старый стиль».

    В 16 веке разница между новым и старым стилями составляла 10 суток, в 18 веке – 11 суток, в 19 веке – 12 суток, в 20 веке – 13 суток. Так как 2000 год является високосным в обоих календарях, то разница в 13 суток между новым и старым стилями сохранится до 2100 года.

    1.  Лунный календарь
    2. Кроме смены времен года и времени суток на Земле наблюдается еще один периодический процесс – смена фаз Луны. За год происходит 12 таких чередований, поэтому в году 12 месяцев. Продолжительность лунного месяца составляет 29,530588 суток, а лунного года -  в 12 раз больше, приблизительно 354,367056 суток, что почти на 11 суток меньше астрономического года. Лунный год стал основой для мусульманского календаря, который появился в 622 году нашей эры, и с этого года по нему ведется летосчисление в мусульманском мире. В настоящее время мусульманский лунный календарь распространен наряду с григорианским в тех странах, где исповедуется ислам.

    С фазами Луны связано и возникновение недели, как четверти полной смены фаз Луны. Число 7 помимо количества дней в неделе обозначало для древних число известных им планет (включая Солнце и Луну), число известных им металлов.

    1. Заключение

    В начале работы было выдвинуто предположение, что в настоящее время используется несколько видов календарей. Гипотеза подтвердилась.

    В данной работе были рассмотрены разные календари: лунные, солнечные. Каждый из них имеет свою погрешность и не является точным.

    В независимости от используемого календаря можно показать его значение для человека.

    Календарь окружает нас в повседневной жизни (дневник школьника, ежедневник, компьютер, телепрограмма и т.д.).

    Календарь незаменим в сельском хозяйстве для определения сроков посевов и уборки урожая, в астрономии.

    Изучая историю человечества мы не можем обойтись без календаря.

    В последние десятилетия появилось много различных предложений по реформе календаря, упрощающих счет недель и месяцев. Но по разным причинам они не были приняты.

    Результативность.

    1.Участие во всероссийской с международным участием научно – практической конференции «Первые шаги в науку»

    2.Благодарность за сотрудничество с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ Лицей №62 г.Саратова в рамках реализации межрегионального дистанционного проекта «Исследовательский калейдоскоп», направленного на распространение педагогического опыта.

     

    1. Список литературы
    1. Большая Российская энциклопедия, том 12, М.: научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2008г.
    2. Климишин И.А. Календарь и хронология, М.: «Наука», 1981
    3. Что такое. Кто такой. Энциклопедия для младших школьников. В трех томах. Том 2. – М.: Издательство «Педагогика», 1975.
    4. Я познаю мир: Математика: Дет. энцикл. / Авт.-сост. А.П. Савин и др.; - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.



    Предварительный просмотр:

      Безимени-1

    Администрация города Нижнего Новгорода

    Департамент образования

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

    ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

    e-mail: lingym@sandy.ru

    ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

    Социальный проект

    «Здоровый ребенок – здоровая страна»

                                                                            Участники:

                                                                                         учащиеся 3в  класса.

                                                                            Руководитель:  

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                         Большакова

                                                                                         Валентина   Александровна.

                                                              2013 год

    Актуальность проекта: Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Самое ценное и важное в нашей жизни – это дети и их здоровье.  

    Постановка проблемы: В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей. Каждый 4-ый школьник страдает хроническими заболеваниями, (50% младших школьников страдают хроническими и простудными заболеваниями, у 7 человек выявлено нарушение осанки, у 5 пониженное зрение, у  детей наблюдаются отклонения в психическом развитии, неврозы.)

    Цель проекта: способствовать созданию условий для формирования здорового образа жизни.

    Задачи проекта:

    Формирование у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни;

    Совершенствование у учащихся начальных классов навыков самостоятельной работы с информационными источниками, а также навыков групповой коммуникации.

    Сроки работы: сентябрь 2013г. – декабрь 2013 г.

    Исполнители проекта: учащиеся 3в класса МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

    Тип проекта:

    - индивидуальный и групповой;

    - долгосрочный;

    - междисциплинарный;

    - смешанного типа: социальный и творческий

    Режим работы: комбинированный (урочно - внеурочный)

    Проектный продукт: Спортивно- игровая программа в форме  путешествия в страну Здоровья - « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

    Планируемые результаты и их значимость: Понимание детьми, что здоровый образ жизни - основа полноценного развития личности и страны.

    Этапы работы над проектом

    Мотивационный этап

    Создание положительного мотивационного настроя.

    Погружение в проект  и выдвижение гипотез  учащимися.          ( октябрь)                                    Подготовительный

    Определение темы, целей и задач, разработка  программы  действий на ноябрь  2013 года.  Распределение  поручений между творческими группами, выбор руководителей  проекта в мини- группах. Обсуждение коллективного  поручения в группе.   Поиск и   обработка собранной информации.  Подготовка защиты проекта    (10- 15 ноября)

    Презентация проекта (защита  проекта )

    Спортивно-игровое - путешествие в страну     «Здоровья»

    Рефлексивно-оценочный

     Оценка и анализ работы по проектной  деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы.

    Отзыв о проведенном проекте.

     

    Содержание   работы проекта

    «Здоровый ребенок – здоровая страна»

    Этапы

    Содержание работы

    Место

    Время

    Мотивационный  этап

    Обсуждение  и выбор формы проведения социального проекта.

    Классный час.

    Решение:

    Провести спортивно игровую программу для учащихся 1- 4классов.

    25октября

    Подготовитель-

    ный этап

    Знакомство с темой для изучения  в 4 классе « Основы здорового образа жизни»  Анкета  «Как сохранить своё здоровье»

    Урок по окружающему миру, библиотека, интернет ресурсы

     Октябрь- ноябрь

    Разработка программы  действий, определение целей и задач изучения.  Распределение  поручений между  творческими группами :

    1 группа– « Мы – друзья    Мойдодыра».

    2 группа – «Мы – друзья спорта».

    3 группа– « Мы – кладоискатели витаминов».

    4 группа– «Мы – друзья природы

    Выбор руководителей  проекта в мини- группах

    Обсуждение организации   поиска информации,    и распределение  работы  в творческих группах:

    научно- познавательная литература, развлечения.

    стихи и сценки, танцы.

    Классный час

    Принято решение: подготовить и провести защиту проекта  в форме развлекательно- познавательной

    программы, понятной и увлекательной для детей младшего школьного возраста.

    15 ноября

    Изучение темы «Вредные привычки. Основы медицинских знаний по оказанию первой помощи».

    Библиотека, интернет ресурсы,

    встреча с

    медсестрой школы

    ноябрь

     Коллективная подготовка  и организация  защиты проекта:

    Распределение ролей  на празднике– стихи, миниатюры – сценки, загадки, познавательные вопросы,  игры с залом, математеческие задачи, спортивный танец.

    Внеурочное время

    Ноябрь

    15- 20

    Подготовка спортивно –игровой программы  среди классного коллектива четвероклассников.

    Подготовка команд консультантами: формирование команд, выбор капитана, девиза и приветствия.

    Внеурочное время

    ноябрь

    Обработка собранной  научно -познавательной информации, составление вопросов для игры, выбор игровых моментов, эстафет, загадок, стихов…

    Кружок « Умники и умницы»

    20

    ноября

     Практикум.   Игры – тренировки       по        организации проведения   спортивно – игровой программы на одноклассниках.

    Обсуждение проблемы: Интересно ли было нам? Что изменить?

    Классный час

    25 ноября

     Стихи собственного сочинения на тему  «  Если хочешь быть

    здоров»

    Урок чтения

    Ноябрь.

    Презентация проекта

    Спортивно- игровая программа в форме  путешествия в страну Здоровья -« Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

    Спортивный зал

     Участники – игры – учащиеся начальной школы

    28 ноября

     Родительское собрание

    «Счастлив тот, кто здоров и  счастлив дома»

     Марафон для детей и родителей  «Здоровье,  знания,  спорт и труд  в одном строю идут»

    Родительское собрание

    3 декабря

    Рефлексивно-оценочный:

    Оценка и анализ работы по проектной  деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы.   Отзыв о проекте.

    Классный час

    5 декабря

     

    Дальнейшее развитие проекта.

    Дети решили продолжить воспитывать в себе осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня занятий физической культурой, выполнение  ежедневной утренней зарядки,  в правильном полноценном питании.

    Ресурсное обеспечение: сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

    Результативность проекта: ученики 3в классов заняли 1 место в конкурсе школьных проектов.

    Благодарность учащимся 3в класса за активное участие в изучении в конкурсе школьных проектов от директора гимназии Э.А.Казаковой.

                                          Литература

    Р. М. Арсланова  « Будьте здоровы» Начальная школа №7, 2005

    Ю. В. Буевич « Приглашаем за здоровьем» Начальная школа №6, 2006

    Н. В. Долгова   « Волшебные правила здоровья» Начальная школа №3 ,2007.

    Т. Н. Максимова « Путешествие в страну здоровья»Классные часы М. ВАКО 2008.

    Г. Ш. Тазиева « Здоровье в саду и на грядке» Начальная школа №7, 2005

    Ф. В. Чаркова «Азбука здоровья» Начальная школа №7, 2001