Консультация для педагогов, коллег от инструктора

Камалетдинова Руфина Рафкатовна

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c293d9c0203f4ce48354b9628695c5db-l&n=13

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.

Дети с нарушением речи:

Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.

Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.

Дети с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.

Дети с нарушением интеллекта (У. О).

Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.

Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.

Как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.

Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Имитационно-ролевая игра - это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.

Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.

При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.

Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.



Предварительный просмотр:

«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей»

     Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

  1. В настоящее время в ДОУ используются     оздоровительные  технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными.  
  2.  Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
  3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
  4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе  взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

    Цель здоровьесберегающих  технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.  Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего  процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:  организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение  образовательного процесса в виде модели культуры; организация  культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей  оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.  Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с  участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание  обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа  жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для  создания среды здоровьесберегающего процесса.

В нашем ДОУ  уделяется особое внимание  обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа  жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для  создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима  сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и  жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы  подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать  свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на  расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -

оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой  детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,  пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение ,  быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Корригирующая ортопедическая гимнастика используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет  мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь  технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья  малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения  ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и  развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение  валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику  самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения. Иными словами,  важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести  здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать  это правильно.

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.  А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Также большую пользу приносит Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних  органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому  укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в  различной обстановке и в любое время.

Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.

 

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет  оздоровительную направленность, а используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если  она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать  психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в  вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного  взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого

здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. В нашем саду используются  разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с  жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными  физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями.  Проводимая  физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к  совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего  пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий  повышает результативность воспитательно- образовательного процесса,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую  мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.



Предварительный просмотр:

Профессиональное здоровье педагога

                  

     Состояние здоровья волнует каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно – образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а здоровью педагогов  не уделяется. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением педагог пришёл на работу, зависит успешность воспитанников.  

 

  • Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как поправить и сохранить своё здоровье? Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Существуют особенно распространенные среди педагогов болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Это очень простые способы оздоровления, используя которые можно серьезно помочь самому себе. Но все они имеют одно непростое свойство — требуют личного труда. Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Путешествуя по жизни, ты переживаешь темные и светлые полосы событий. Так принято считать, что жизнь похожа на зебру: черная полоска, белая полоска… Каких полосок было больше у меня? Могу ли я сама стать художником своей жизни? Могу. Достаточно в это поверить и раскрасить черные полосы яркими цветами радуги, в белые добавить краски и жизнь измениться. К лучшему.
  • Если человек воспринимает свое здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье — его «личное дело». В какой - то момент жизни мы теряем здоровье, зарабатывая деньги, а потом теряем деньги, восстанавливая  здоровье.
  • Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.
  • Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:
  • —   во-первых, педагогическая профессия — профессия здоровьеразрушающая;
  • —   во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.
  • Проанализируем, к чему ведет резкая нехватка молодежи в педагогике. Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестает беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в преподавании.
  • В методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость, «наведение страха». Создается психологическая напряженность во взаимоотношениях с детьми. Это вредно и для самого педагога, так как порождает психосоматические болезни и усиливает проявления хронических заболеваний. Образ жизни современного педагога, подразумевающий хронические стрессы, многочасовую работу за компьютером в статической позе, нерациональное  питание, загрязнена экология, недостаточно ведётся спортивно – оздоровительная деятельность. В таких нездоровых условиях сосуды теряют свою гибкость и эластичность и вынуждены работать в режиме гипертонуса, в результате чего развиваются сосудистые заболевания.
  • Перегрузки в педагогической деятельности — привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье?
  • Будем реалистами. В ближайшие 20 лет нас  с вами не ждут какие-то кардинальные изменения. Поэтому все зависит от  нас. Заболевания среди педагогов распределились:
  • 1) сердечно-сосудистые;
  • 2) желудочно-кишечные;
  • 3) нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • 4) болезни крови;
  • 5) нарушение функций щитовидной железы.
  • Рассмотрим самые общие причины перечисленных заболеваний.
  •    Многие считают, что сердце человека — это некий насос по перекачке крови, увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи — духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие, зло. Язык говорит об этом фразами, имеющими глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня — нож в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Сердцем чувствую, этот человек невиновен...», «Чует мое сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем — он жив». Человек различает несправедливость трояко;
  • — с помощью органов чувств;
  • — с помощью интеллектуального анализа;
  • — чувствуя несправедливость сердцем.
  •      Многие считают, что человеческий желудок — некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок — орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не перевариваю...» Или: «Меня от него тошнит...» Язык явно проговаривает «мнение» желудка о ситуации. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнения начинает много есть, чтобы успокоиться. Пища буквально проталкивается в кишечник не переваренная.
  • Напряжение в желудке вызывает уже знакомый нам спазм. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобен своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
  • Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник. Любое напряженное состояние, любая опасность угнетают кишечник, как будто удар пришелся и по нему. Он сжимается, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры (бифидобактерий), которая начинает частично погибать. Причина этого — результат воздействия многих факторов, основными которых являются наследственность и образ жизни.
  • С наследственностью понятно, ее всегда нужно учитывать. На неё выпадает от 10 до 50% всех наших проблем. Но остальные проблемы возникают вследствие других причин.
  •     Заболевания крови. Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно — болезни крови могут возникать из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Вспомним фразу: «Он мне столько крови попортил», «Уж он моей крови попил...». Кровь — это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы — камни, с шумом падающие в это «озеро», расплескивающие воду, пугающие рыбное царство... В кровь вследствие стресса в повышенных дозах попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ, необходимых для физической борьбы. А борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнате или садимся и едим, а в худшем — сидим и переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее. Меняется ее состав, кислотность и т. п.
  •       Заболевания щитовидной железы — очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют «проглоченной обидой». Всю ту неправду жизни, о которой мы упоминали, «чувствует» и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла. Так проявляется обида. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. В конце концов из-за этого спазма может возникнуть заболевание щитовидной железы. Патологические «узелки» могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
  • Все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением.
  • А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.
  •   - Жить совсем без стресса скучно, - говорит Роберт Маундер, психиатр из «Маунт – Синай» в Торонто. – Небольшая встряска иногда полезна. Сильный же стресс вреден для здоровья, и поэтому надо научиться с ним справляться.
  •    - Йога снимает напряжение с души и тела, Глубокое ритмичное дыхание приводит в порядок мысли, успокаивает кровообращение и улучшает снабжение органов кислородом. Занимаясь йогой хотя бы несколько минут в день, вы станете более собранным, целеустремлённым и эмоционально устойчивым. На душе появится более позитивное отношение к миру и повысится работоспособность. Попробуйте делать успокаивающие и расслабляющие упражнения.
  • Поднятие руки: Медленное и глубокое дыхание успокаивает нервную систему и помогает преодолеть стресс.
  •    Сделай те глубокий вдох и поднимите руки – ладонями вверх – над головой. Старайтесь при этом не поднимать плечи. Выдыхая опускайте руки – ладонями в стороны и вниз. Повторите упражнения три, четыре раза, медленно, ритмично, соразмеряя движения рук с дыханием.
  • Поза горы: Всего лишь пять минут, и вы сможете обрести физическое и душевное равновесие, ощутить прилив сил и ясность мысли.
  •     Стоя (или сидя) сложите ладони на уровне сердца, втяните живот, спину держите прямо, расправьте плечи. Сохраняя такую позу, закройте глаза. Если вам покажется, что вы слегка раскачиваетесь, не волнуйтесь: это нормально. Попытайтесь мысленно «заглянуть» внутрь своего тела, в каждый его уголок. Дышите носом глубоко и ровно.
  •  Наклон вперёд: Эта поза проясняет сознание, усиливает приток крови к мозгу и почкам.
  •     Встаньте прямо, вытяните руки вдоль туловища. Сначала слегка согните ноги в коленях и, выпрямляя их, напрягите мышцы, чтобы избежать растяжения. Сделайте глубокий вдох, затем на выдохе согнитесь вперёд, вытягивая живот. Ладонями придерживая локти, расслабьте торс, пусть верхняя часть туловища свободно свисает. Сохраняйте эту позу не более пяти минут, затем очень медленно распрямляйтесь. И наконец, поднимите голову.

  

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда;

Редко;

Часто;

Почти всегда.

  • 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня.
  • 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой.
  • 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня.
  • 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких.
  • 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела.
  • 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня.
  • 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье.
  • 8.После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил.
  • 9. Я чувствую себя перегруженным. 

Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале:

«0» — почти никогда,

«1» — иногда,

«2» — часто,

«3» — почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий.

3-12 средний,

выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

 

Супер-упражнение

Держите карандаш в вытянутой руке, сосредоточив на нем взгляд. Медленно приближайте к своему носу, не отводя  взгляда. Затем также медленно снова вытяните руку. С помощь подобных упражнений можно настолько повысить способность фокусировать зрение, что в дальнейшем не понадобятся очки и линзы.

Положите руки на шею сзади и надавливайте вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдохните.

Напишите письмо! Вы можете описать все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя какое-то время, возможно, это поможет вам посмотреть на себя со стороны.