2.1. Выступления на семинарах, совещаниях, конференциях.

Ломбу Алексей Альбертович

2.1. Выступления на семинарах, совещаниях, конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного профессионального опыта

2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях

Тема выступления

Уровень выступления

Подтверждающие документы

1

«Воспитание как основа формирования интеллектуального развитой личности»

Региональный уровень

Сертификат

2

Формирование культуры здорового образа жизни школьника.

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

3

«Применение физкультурно-оздоровительных игровых технологий на переменах, в спортивных залах  и спортивных площадках»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

4

Нравственное воспитание юных борцов

Уровень ОО

Сертификат о выступлении



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

с.ЭРЗИН ЭРЗИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Тема: «История возникновения и развития вольной борьбы

в Республике Тыва»

                                                                         Тренер-преподаватель по вольной борьбе:

Ломбу Алексей Альбертович

        2020г.

«История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва»

Ключевые слова: Вольная борьба - единоборство двух спортсменов, которые с помощью различных технических приемов - захватов, бросков, переворотов, подножек, подсечек и др. - стремятся положить друг друга на лопатки и добиться чистой победы, либо победы по очкам (каждый удачно проведенный прием оценивается определенным количеством баллов).

Ведение: В 2011 году исполнилось 66 лет со дня создания в нашей республике государственного органа в сфере физической культуры и спорта.

В 1944 году Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР, и в число первых задач новой географической области вошло развитие физкультурного движения.

В 1958 году приезжает выпускник Казанского сельскохозяйственного института Изаил Хусаинович Хасанов. Он направлен работать преподавателем в сельхозтехникум, где и открывает первую секцию по вольной борьбе в республике.

Именно 1958 год можно считать годом начала развития вольной борьбы в республике. За 56 года культивирования вольной борьбы этот вид стал спортом № 1 для подавляющего большинства юношей и девушек. Подготовлены один заслуженный мастер спорта СССР, пятнадцать мастеров спорта международного класса, свыше 300 мастеров спорта СССР и России, три заслуженных тренера России.

В 1961 году в Туве открылась своя первая спортивная школа молодежи при Союзе спортивных обществ и организаций, где начинают работать секции по вольной борьбе.

В этом же году Тувинскую Автономную область переименовывают в Тувинскую АССР. У Союза спортивных обществ и организаций новый руководитель – Владимир Игнатьевич Юрьев. Союз в 1966 году преобразуется в Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Тувинской АССР, председателем которого назначают Николая Кудаевича Бегзи.

Из статьи ветерана спорта Вячеслава Кара-Тоннуг: в этот период уже окрепшая в области физической культуры республика стала постоянным участником чемпионатов и первенств Сибири и Дальнего Востока по многим видам спорта. Особенно хорошо зарекомендовала себя сборная команда по национальным видам спорта, куда входили такие виды борьбы, как тувинская — «хуреш», бурятская — «барильдаа», хакасская — «курес»;

Первая веха вступления Тувы на стезю спорта высших достижений обозначена 1969 годом, когда впервые тувинский спортсмен выполняет норматив мастера спорта СССР. Это борец - вольник Оргелээр Ондар, ныне — кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта ТГУ.

1978 год стал самым памятным в истории развития тувинского спорта, так как он ознаменован первым всесоюзным турниром по вольной борьбе на призы «Центра Азии». Многократным чемпионом РСФСР по вольной борьбе становится Александр Доржу, в 1980 году он первым из тувинских спортсменов выигрывает чемпионат Советского Союза.

С 1982 по 1990 год, когда председателем Комитета по физической культуре и спорту становится Николай Анатольевич Авдеев, физкультура и спорт, а также спорт высших достижений достигают наибольшего расцвета. Значительно улучшается материально-техническая база, строятся новые школы со спортивными залами. Переделываются под спортзалы бывшие котельные Кызыла, начинают строить спортивный комплекс с двумя спортзалами на улице Калинина по линии Тувинского Областного совета профсоюзов. К 40-летию Советской Тувы реконструируется стадион «Хуреш», строится спорткомплекс имени И. Ярыгина.

Доцент кафедры ФФК ТывГУ к.п.н Ондар О. Ч. пишет: Именно в эти годы тувинские спортсмены начинают осваивать высшие ступени пьедестала почета на самых престижных соревнованиях мирового уровня. В 1983 году Александр Доржу становится серебряным призером чемпионата мира в городе Киев, а в 1986 — первым тувинским чемпионом Европы. Роман Монгуш выигрывает Чемпионат РСФСР по вольной борьбе. Ежегодно готовятся свыше 10 мастеров спорта СССР.

В эти самые тяжелые годы, когда начался развал Советского Союза и возрождалась новая Россия, в стране остро ощущалось отсутствие денежных средств, зарплата не выплачивалась месяцами. В республике, не смотря на экономические трудности, при поддержке правительства, и прежде всего Шериг-оола Дизижиковича Ооржака, первого президента Республики Тыва, удалось не только сохранить имеющиеся в спорте традиции, но и добиться результатов в дальнейшем их развитии.

Из автора Сергея Ооржака: в 1994 году были учреждены Кубки Президента РТ по волейболу среди мужских и женских команд с призовым фондом 1000 долларов на каждого победителя. Затем, с такими же призовыми, — по футболу и вольной борьбе. На республиканском празднике Наадым победителям по национальной борьбе хуреш, конным скачкам, марафону стали вручаться легковые автомашины. Все это явилось большим стимулом для активных занятий юношей и девушек спортом. Примечательно, что в республике не была закрыта ни одна ДЮСШ, наоборот, в 90-х годах открылись еще две.

В 1996 году Тува впервые была представлена своими спортсменами на Олимпийских играх: Елена Достай — по стрельбе из лука и Чечен-оол Монгуш — вольная борьба. Они стали участниками ХХVI летних Олимпийских игр в г.Атланта. Появились такие перспективные спортсмены, как Лориса Ооржак, Сонамаа Куулар, Сылдыс Чургуй-оол, которые становились чемпионами и призерами первенств России, Европы и мира. Лориса Ооржак стала участницей ХХVIII летних Олимпийских игр 2004 года в г. Афины, где заняла пятое место.

Этот период был знаменателен также тем, что народные избранники республики разработали первый закон РТ «О физической культуре и спорте», а правительство подготовило несколько республиканских программ, в частности, «Развитие национальной борьбы хуреш в Республике Тыва на 2002—2004 гг.».

В завершении хочу отметить, сейчас в Республике Тыва насчитывается более 600 спортивных сооружений. Это 12 стадионов, 365 плоскостных спортивных сооружений, 193 спортивных зала, 10 стрелковых тиров, 12 лыжных баз и многое другое.

В середине 90-х годов большую популярность получила японская борьба сумо. В 1996 году Аяс Монгуш выиграет чемпионат России, в последующие годы неоднократно выигрывает чемпионаты мира и Европы и добивается высокого звания «Заслуженный мастер спорта», а его тренер Радислав Монгуш стал «Заслуженным тренером России».

Нашими спортсменами в 2005-2006 годах, в том числе Лорисой Ооржак, чемпионкой Европы (2005, 2007 г.), Сатом Опаном, чемпионом Европы среди молодежи (2005 г.), и многими другими завоевано 269 медалей, из них: на чемпионатах, первенствах мира, кубках мира – 21; на чемпионатах, первенствах Европы – 24; на чемпионатах, первенствах России – 227 медалей.

С 2007 года, когда новым директором агентства становится Мерген Чылбааевич Ооржак, который проработал до 2010 г., продолжают стабильно выступать наши ведущие спортсмены. Это Сат Опан, который выигрывает первенство Европы среди юниоров (2008 г.), Кубок мира (2010 г.) и чемпионат Европы (2010, 2011г.), Лориса Ооржак, в апреле 2007 года получившая тяжелейшую травму в автоаварии. Благодаря упорству, настойчивости, а также врачам, которые сумели в кратчайшие сроки поставить ее на ноги, Лориса в 2009 году, восстановившись, выигрывает чемпионат России, затем становится серебряным призером чемпионата мира (2009, 2011 г.), а в 2010 году побеждает на чемпионате Европы. Белек-оол Кужугет выигрывает первенство Европы по вольной борьбе среди юношей (2009 г.), Тимур Ооржак побеждает на первенстве России среди юношей по вольной борьбе.

Прослеживая 56-летний путь развития и становления вольной борьбы Тувы, можно сделать вывод: на основе экономических, социальных и культурных достижений сформировались основные принципы тувинской системы физического воспитания: всесторонность и оздоровительная направленность. Проделана большая работа, тренерско-преподавательским составом ДЮСШ подготовлены  чемпионы и призеры всероссийских и международных официальных соревнований. Каждый из руководителей спортивного ведомства Тувы внес свою лепту в эти результаты, без их труда, настойчивости, упорства не было бы таких достижений.

Нам тренерам предстоит огромный фронт работы, чтобы приобщить к здоровому образу жизни максимально большее количество жителей Тувы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

занятиям

Нравственное воспитание юных борцов

 

с.Эрзин

2019

Нравственное воспитание юных борцов

 

Осуществляя воспитательную работу с юными борцами, тренер должен отчетливо представлять, что его деятельность включает в себя систему целенаправленных педагогических мероприятий по подготовке учащихся к жизни. Подготовка ребят к жизни предусматривает не  только передачу им знаний, накопленного опыта, но и воспитание определенного отношения к окружающей действительности в ее самых разнообразных сферах проявления.

Спортивную борьбу можно назвать школой мужества, а борцовский ковер – полигоном морально-волевой закалки занимающихся. Занятия борьбой дают ребятам не только физическую закалку. Систематическое посещение занятий, постоянное преодоление трудностей тренировочных будней, упорная и самоотверженная работа над совершенствованием технико-тактических действий, неукоснительное подчинение распоряжениям тренера, добрые взаимоотношения с товарищами по команде, проявление всех положительных качеств спортсмена-бойца в напряженных борцовских поединках – все это способствует воспитанию у юных борцов лучших человеческих качеств.

Практика показывает, что у определенной части детей и подростков ведущей и основной может являться спортивная деятельность. Это бывает в тех случаях, когда юный борец увлеченно и активно тренируется, участвует в соревнованиях, а возрастающие в процессе тренировки требования активизируют его внутренние резервы. Такая спортивная деятельность способствует духовному развитию ребенка, формированию положительных качеств его характера. Тренер при этом должен организовывать и осуществлять воспитательную работу таким образом, чтобы занятия борьбой в полной мере удовлетворяли растущие потребности занимающихся.

         Развитие отношений между тренером и юными борцами в значительной степени зависит от человеческих качеств, педагогических способностей и профессионального мастерства воспитателя. В тех группах, где тренировки проходят интересно, где существует взаимопонимание между воспитателем и воспитанниками, формируется стабильный коллектив учащихся. Если тренеру удается сплотить вокруг себя дружный коллектив юных борцов, которые любят борьбу и с успехом преодолевают все трудности тренировки, то это свидетельствует о его организационно-педагогических способностях.

         Чтобы сохранить и упрочить хорошие отношения в коллективе, тренеру необходимо использовать педагогически оправданные методы. Укомплектовав группу юных борцов, часто тренер использует преимущественно авторитарный метод управления, включая в свои отношения с воспитанниками элементы администрирования, неукоснительного повиновения, диктата. В других случаях он окружает ребят излишней заботой и мелочной опекой, ведет себя либерально. И то, и другое снижает эффективность воспитательной работы. Тренер в глазах своих воспитанников должен одновременно быть и старшим другом, и мудрым учителем. Тренер-педагог должен воплощать в себе лучшие человеческие качества, быть добрым, чутким и внимательным. В то же время он обязан проявлять постоянную требовательность к юным борцам, быть строгим и справедливым.

         Нередко еще можно встретить тренеров, стремящихся к личной славе за счет форсированной подготовки способных учащихся в ущерб остальным членам коллектива. От такого отношения страдают и те юные борцы, которые окружены пристальным вниманием, и те, которые его лишены: первые чувствуют на себе угнетающее бремя возлагаемых на них надежд, вторые – безразличие и недовольство тренера. В своей повседневной работе тренер должен одинаково внимательно относиться как к талантливым юным борцам, так и к тем, которые еще не раскрыли свои способности.

         Личный пример тренера во многих случаях служит главным средством воспитания. Уважение ребят к тренеру заставляет их самоотверженно и добросовестно трудиться на тренировке. Тренер становится для них не только учителем борьбы, но и учителем жизни. Многие тренеры, которые пользуются уважением у юных борцов, являются примером для подражания, а это возлагает на воспитателя ряд дополнительных обязанностей. Будучи примером для своих воспитанников, тренер должен с полной ответственностью осознавать, что он не имеет морального права на проявление некрасивых поступков и негативных черт характера, так как подобное может появиться и у учащихся. В повседневной работе с юными борцами он должен постоянно интересоваться их учебой, личной жизнью, проблемами и трудностями, с которыми сталкиваются воспитанники. Если ребята чувствуют постоянное внимание, доброжелательность и любовь к ним со стороны тренера, то они, как правило, отвечают взаимностью.

                Добиться  значительных успехов в воспитательной работе с юными борцами  возможно лишь при условии постоянной связи тренера с учителями и родителями. Если требования у всех едины, то успешность решения многих воспитательных задач гарантирована. Комплексный подход в воспитании, единство воспитательных целей школы, семьи, спортивного коллектива – это тот фундамент, на котором основывается  подготовка юных борцов, это залог будущих спортивных и педагогических успехов тренера.

                 Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности. 

         Нравственное воспитание юных борцов начинается с первых шагов в спорте. Тренеру приходится уже в самом начале не только совершенствовать моральные качества воспитанников, но и нередко заниматься перевоспитанием будущего борца. Не следует забывать, что новички приходят в спортивные секции из различных коллективов, где есть определенные традиции воспитания – семьи, школы, общественных организаций.

         С чего же надо начинать нравственное воспитание?

Прежде всего, тренеру необходимо уяснить, что есть нравственное, а что безнравственное. Ответить здесь можно так: поступать нравственно – значит, в первую очередь учитывать общественные интересы, а потом – личные. Поступать нравственно всегда труднее, легче удовлетворять собственные интересы, даже если они идут вразрез с интересами других людей. Поэтому безнравственные поступки не требуют проявления больших волевых усилий.

         Выполнение юными борцами всех требований предъявляемых спортивной деятельностью, положительно сказывается на формировании у них свойств личности. Система отношений у юных борцов формируется и совершенствуется уже в силу специфики тренировки и соревнований. Однако учебно-тренировочный процесс превращается в средство нравственного воспитания лишь в том случае, когда перед юными борцами ставятся общественно полезные цели и они стимулируются к достижению этих целей через постепенное и последовательное преодоление трудностей.

         Недооценка тренерами нравственного воспитания в работе с юными борцами может привести и к негативным воздействиям занятий на занимающихся. Давайте проследим за формированием мотивации у юных борцов. В младшем возрасте у ребят преобладают опосредованные мотивы занятий борьбой – быть сильным, смелым, ловким и др. С возрастом эти мотивы уже связаны со спортивной деятельностью – выполнить спортивный разряд, добиться включения в сборную команду, стать мастером спорта России. Нетрудно убедиться, что это мотивы личного плана. Воспитательная работа с юными борцами предусматривает формирование у них общественно значимых мотивов (подготовка к защите Родины, к будущей трудовой деятельности, повышение спортивной престижности коллектива), иначе у него могут преобладать личные интересы и в дальнейшем он будет стремиться к вершинам спортивной славы только лишь в силу личных побуждений (награды, призы, материальное поощрение).

         Основным средством воспитательной работы с юными борцами является спортивная деятельность. Важнейшим условием нравственного воспитания является формирование у юных борцов сознательного отношения к тренировке, к людям, к товарищам по команде, к самим себе. Необходимо, чтобы юные борцы осознавали, что хорошо и что плохо, что хочется, а что надо, что нравственно и что безнравственно. На основе нравственных суждений и оценок воспитываются нравственные убеждения, которые всецело определяют действия и поступки ребят. Немаловажное значение приобретает формирование у них нравственного самосознания. Этого можно достигнуть в том случае, если тренер помог им освоить приемы самовоспитания.

         Формирование нравственного сознания и самосознания у юных борцов взаимосвязано с воспитанием у них нравственных чувств. Необходимо использовать различные условия спортивной деятельности, а также ситуации, которое способствуют воспитанию высоких морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, интернационализма, товарищества, чувства соперничества, спортивной чести, спортивного долга и ответственности перед Родиной, спортивным коллективом, общественностью, самим собой.

         Нравственное воспитание ребят тренер осуществляет с помощью методов убеждения, упражнения в нравственных действиях и поступках, поощрения и наказания.

         Методы убеждения являются ведущими  в воспитательной работе тренера. Основу убеждения  составляют логика, разъяснение, система аргументов, доводов, фактов. Убеждение рассчитано на активизацию сознания занимающихся. К методам убеждения  можно отнести беседу, разъяснение, совет, личный пример, диспут, рассуждения, размышления. Необходимо  чтобы разъяснение, совет побуждали учащихся к самооценке, к размышлению. Важно также, чтобы беседы вызывали интерес ребят не только к спорту, но и к другим сферам человеческих отношений. Что касается личного примера тренера, то он может стать главным методом воспитания юных борцов. Учить ребят осмысливать свои действия, здраво рассуждать, объективно оценивать обстановку – это значит учить их воспитывать самих себя.

         Убеждения, разъяснения, личный пример должны логически сочетаться с систематическими упражнениями юных борцов в нравственных действиях, поступках. Например, для сплочения коллектива целесообразно периодически осуществлять такие мероприятия, как экскурсии, совместное посещение спортивных соревнований и др. Каждый юный борец должен иметь общественное поручение, выполнение которого контролируют учащиеся группы. Участие юных борцов в соревнованиях дисциплинирует их, содействует воспитанию коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Результаты такой воспитательной работы могут быть толчком для превращения нравственных убеждений в нравственные привычки, а затем и в нормы поведения.

         Нравственные поступки, действия должны непременно подлежать оценке, которая может осуществляться как в форме поощрения, так и в форме наказания. Большое воспитательное значение имеет похвала, одобрение юных борцов за добросовестное отношение к тренировке, проявление чувства долга и ответственности, выполнение поручений. Очень важно вовремя заметить и одобрить воспитанника, когда его поступок общественно значим, а действия сопряжены с преодолением трудностей. Нет необходимости захваливать обучающихся, это может привести к зазнайству, чванству, излишней самоуверенности. Осуждение поступков и наказания за них должны осуществляться своевременно и справедливо. Тренер использует различные виды наказания, в том числе замечание, выговор, разбор поступка в коллективе, временное отстранение  от занятий, соревнований, отчисление из спортивной школы. Ту или иную меру поощрения или наказания необходимо использовать с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и, главное, эффективности ее воспитательного воздействия на юного борца.

         Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием у занимающихся волевых качеств. Учебно-тренировочный процесс всегда насыщен трудностями и препятствиями, которые необходимо преодолевать, а в условиях соревнований часто приходится проявлять волю к победе. Следовательно, систематическая тренировка и планомерные соревнования являются основными средствами воспитания у юных борцов волевых качеств.

         В своих суждениях и высказываниях мы чаще всего ставим рядом такие понятия, как «сила» и «мужество», «ловкость» и «смелость», «настойчивость» и «выносливость». Это не случайно и говорит о том, что воспитание и проявление духовного и физического имеют тесную взаимосвязь. Поэтому основным средством воспитания воли является физическое упражнение, практические действия юных борцов в условиях тренировки и соревнований. Важны здесь не собственно средства, а то, на что направлено их действие. Воспитание волевых качеств у юных спортсменов должно всегда быть под пристальным вниманием тренера.