2.3. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации, республиканских семинаров (лекции, открытые занятия, мастер-классы, воспитательные мероприятия публикации в СМИ)

Ломбу Алексей Альбертович

2.3. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации, республиканских семинаров (лекции, открытые занятия, мастер-классы, воспитательные мероприятия публикации в СМИ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного профессионального опыта

2.3. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации, республиканских семинаров (лекции, открытые занятия, мастер-классы, воспитательные мероприятия, публикации в СМИ)

Тема проведенного мероприятия

Уровень выступления

Подтверждающие документы

1

Мастер-класс:  

«Перевод нырком захватом руку и туловища с подножкой»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

2

Мастер-класс:

«Перевороты забеганием»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

3

Мастер-класс:

«Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

4

Открытое занятие:

«Применение метода «Круговой тренировки на учебно-тренировочных занятиях по вольной борьбе»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

5

Беседа:

«Безопасность на льду»

Уровень ОО

Сертификат о выступлении



Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: Перевод нырком захватом  руку и туловища с подножкой  

Тренер-преподаватель: Ломбу Алексей Альбертович

Задача: Изучение и совершенствование элементов техники и тактики.

Цель: Воспитание волевых качеств. Развитие быстроты, ловкости, силовых качеств

Инвентарь: Свисток, Секундомер.

Часть урока

Содержание

Доз-ка

Организационно методические указания

1

Вводная часть

Построение.

Приветствие перекличка.

Проверка присутствующих.

Сообщение темы задач урока.

Проверка гигиенического состояния  занимающихся.

     3мин

В одну шеренгу.

Здравствуйте!

Отвечать «Я».

Создать мотивацию.

Проверять форму одежду, кожный покров.

2

Подготовительная часть

Движение налево в обход с выполнением заданий.

а) На носках;  б) на пятках; в) на внешней стороне стопы, руки на пояс; г) на внутренней стороне стопе.

1мин

Следить за выполнением заданий.

Бег с заданиями:

а) правым боком, приставными шагами, руки произвольно.

10мин

Соблюдать дистанцию

б) тоже левым боком

1мин

чаще шаг

в) с высоким подниманием бедра, руки вытянуты вперед.

1мин

колена выше

г) Бег спиной вперед.

д) ускоренный бег по диагонали.

2мин

е) кувырки вперед тоже назад.

2раз

Кувырки выполняются по диагонали ковра

ж) Прыжки на одной ноге.

з) Бег скрещиванием ног.

2мин

Следить за правильным выполнением задания

  Упражнение на восстановление дыхания: 1-2 подняться на носки, руки в стороны вверх- вдох, на счет 3-4 выдох, резко опустить руки

Самостоятельно дыхание не задерживать

ОРУ.

1. И.п.о.с. Вращение движение головы налево! На право!

    7мин

Выполнять одновременно

2. И.п.о.с. Рывки руками ноги на ширине плеч. 1-2 поднять правую руку вверх.

8раз

Каждый рывок выполнять с большой силой

3. И.п. Повороты влево – вправо руки за головой почти отведены назад.

1-2- в левую сторону,

3-4 в правую сторону.

10раз

Следить за правильным выполнением упражнении всеми учениками

3

Основная часть

4. И.п. – руки на пояс 1-4 круговые движения туловищем вперед с левой стороны и с правой.

8раз

С места не сходить

5. Упражнение мельница

8раз

Сделать чаще

6.И.п. наклоны влево, вправо

8раз

голени не сгибать

7.И.п.- руки перед грудью

1- выпад вправо,

2- выпад влево

8раз

Сделать одновременно

8.Движения на мосту вперед с поворотом головы налево, на мостик назад в правой стороны.

2мин

Выполняются с помощью рук

9. Забегание вокруг головы

1мин

Принять на мостик

10. Защита в борцовской стойке

2мин

Сделать одновременно по свистку тренера

Перевод нырком захватом руки и туловища с подножкой.

1. Упереться предплечьем в грудь.  2.Шагая дальней ногой вперед , присесть и захватить руку на туловище.      

     

45мин

Упереться предплечьем в груд  , отставить ногу назад и , поворачиваясь к атакующему , снять руку с шеи  

2.Учебная схватка 2х3

6 мин

Задача схватки борцы решают самостоятельно

4

Заключительная часть

Упражнения для укрепления силовых качеств рук «Отжимания»

100раз

Выполнять одновременно

Упражнения поднятия туловища

40раз

По заданию тренера

Упражнения «приседания»

50раз

Задание по канату

3раз

Силовые качества рук



Предварительный просмотр:

Тема: Перевороты забеганием

Задача: Изучение и совершенствование элементов техники и тактики.

Цель: Воспитание волевых качеств. Совершенствование ТТД в тренировочных схватках

Инвентарь: Свисток , Секундомер.

Часть урока

Содержание

Доз-ка

Организационно методические указания

1

Вводная часть

Построение.

Приветствие перекличка.

Проверка присутствующих.

Сообщение темы задач урока.

Проверка гигиенического состояния  занимающихся.

     3мин

В одну шеренгу.

Здравствуйте!

Отвечать «Я».

Создать мотивацию.

Проверять форму одежду, кожный покров.

2

Подготовительная часть

Движение налево в обход с выполнением заданий.

а) На носках;  б) на пятках; в) на внешней стороне стопы, руки на пояс; г) на внутренней стороне стопе.

1мин

Следить за выполнением заданий.

Бег с заданиями:

а) правым боком, приставными шагами, руки произвольно.

10мин

Соблюдать дистанцию

б) тоже левым боком

1мин

чаще шаг

в) с высоким подниманием бедра, руки вытянуты вперед.

1мин

колена выше

г) Бег спиной вперед.

д) ускоренный бег по диагонали.

2мин

е) кувырки вперед тоже назад.

2раз

Кувырки выполняются по диагонали ковра

ж) Прыжки на одной ноге.

з) Бег скрещиванием ног.

2мин

Следить за правильным выполнением задания

  Упражнение на восстановление дыхания: 1-2 подняться на носки, руки в стороны вверх- вдох, на счет 3-4 выдох, резко опустить руки

Самостоятельно дыхание не задерживать

ОРУ.

1. И.п.о.с. Вращение движение головы налево! На право!

    7мин

Выполнять одновременно

2. И.п.о.с. Рывки руками ноги на ширине плеч. 1-2 поднять правую руку вверх.

8раз

Каждый рывок выполнять с большой силой

3. И.п. Повороты влево – вправо руки за головой почти отведены назад.

1-2- в левую сторону,

3-4 в правую сторону.

10раз

Следить за правильным выполнением упражнении всеми учениками

3

Основная часть

4. И.п. – руки на пояс 1-4 круговые движения туловищем вперед с левой стороны и с правой.

8раз

С места не сходить

5. Упражнение мельница

8раз

Сделать чаще

6.И.п. наклоны влево, вправо

8раз

голены не сгибать

7.И.п.- руки перед грудью

1- выпад вправо,

2- выпад влево

8раз

Сделать одновременно

8.Движения на мосту вперед с поворотом головы налево, на мостик назад в правой стороны.

2мин

Выполняются с помощью рук

9. Забегание вокруг головы

1мин

Принять на мостик

10. Защита в борцовской стойке

2мин

Сделать одновременно по свистку тренера

Перевороты забеганием

1. Захватом шеи из-под дальнего плеча , прижимая ближнюю руку бедром

45мин

При вставании

2.Учебная схватка 2х3

6 мин

Задача схватки борцы решают самостоятельно

4

Заключительная часть

Упражнения для укрепления силовых качеств рук «Отжимания»

100раз

Выполнять одновременно

Упражнения поднятия туловища

40раз

По заданию тренера

Упражнения «приседания»

50раз

Задание по канату

3раз

Силовые качества рук



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа» с.Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва

hello_html_m76618d1e.png

Методическая разработка

для проведения занятия по вольной борьбе

«Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»

Ломбу Алексей Альбертович -

Тренер-преподаватель по вольной борьбе

hello_html_2e3a9b2e.png

Эрзин

2018

Аннотация:

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по физкультурно-спортивному направлению занимающихся вольной борьбой.

Она может использоваться воспитанниками 12-17 лет как дидактический материал.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………4
  2. Методическая разработка занятия……………………………
  3. Методические советы…………………………………………
  4. Литература……………………………………………………..
  5. Приложения……………………………………………………

  1. Пояснительная записка

«Спортивное мастерство зависит от уровня развития физических качеств и теоретической подготовленности. Вместе с тем высокий уровень тактико-технической подготовленности является основой мастерства спортсменов и во многом определяет их возможности…».

к. п. н., доцент А.К. Морозов

Данная разработка направлена на формирование у воспитанников необходимостью сохранения и укрепления здоровья, формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков и создание условий для самореализации; развитие двигательной активности на занятии.

Новизна заключается в обучении разнообразным видам технико-тактических действий современного стиля вольной борьбы.

Актуальность обусловлена проблемой сохранения ценностного отношения подростков к своему здоровью и образу жизни.

Цель методической разработки:

  • Сформировать у подростков положительную мотивацию к занятиям спортом и поддержку здорового и качественного образа жизни, путем сбалансированной системы занятий вольной борьбой;
  • Сформировать двигательные навыки юного спортсмена…

Задачи:

  1. обучить технике и тактике вольной борьбы;
  2. сформировать установку на здоровый образ жизни; научить сохранению и укреплению здоровья;
  3. научить самостоятельно, работать по образцам и схемам;
  4. способствовать улучшению физических качеств посредством вольной борьбы (координации движений, силы, выносливости, скорости, гибкости);
  5. развить работоспособность и двигательную активность воспитанников с помощью систематических занятий вольной борьбой;
  6. развить познавательную активность, устойчивый интерес и интерес к занятиям вольной борьбой и спортом в целом;
  7. воспитывать морально-волевые качества у юного спортсмена.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения по теме: «Техника-тактическая подготовка юного спортсмена» воспитанники должны

ЗНАТЬ:

  • основные технико-тактические действия в основных видах стоек и схваток; 
  • правила по технике безопасности;
  • принципы работы по технико-тактической подготовке;

УМЕТЬ:

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
  • самостоятельно выполнять поставленные задачи;
  • технико-тактические действия в условиях ведения поединков с разными соперниками;
  • владеть техникой и тактикой ведения схватки;
  • выполнять приемы повышенной сложности;

СФОРМИРОВАНО: основные двигательные навыки и навыки ведения захватов

ВОСПИТАНЫ: понимание необходимости занятий вольной борьбой и спортом и мотивация к здоровому образу жизни.

Формирование основных навыков ведения захватов не является приоритетной задачей, так как, прежде всего, существует необходимость развить двигательные навыки юного спортсмена.

Двигательный навык возникает в результате многократных повторений двигательных операций и их совокупностей. В этой связи основной задачей педагога является эффективная организация повторений с максимально возможным участием мышления спортсмена, т.е. успешная реализация одного из основополагающих дидактических принципов физического воспитания и спортивной тренировки — принципа сознательности и активности воспитанников. В соответствии с этим принципом обучение строится на сознательном отношении спортсмена к процессу освоения техники борьбы, убежденности в обязательности точного выполнения предлагаемой педагогом учебно-тренировочной работы, а также предельной заинтересованности в совершенном овладении технико-тактическими действиями.

Во время схватки борцы часто выполняют различные захваты. Смена захватов не является произвольной, а зависит от определенной стратегической цели, задач технико-тактических действий в конкретной ситуации схватки.

Захват — это операция (или устойчивая совокупность операций), позволяющая осуществить удержание какой-либо части тела соперника с целью дезорганизации его активности и проведения того или иного действий (приложение 1)

Захваты осуществляются одной или двумя руками. Использование различных захватов позволяет борцу замаскировать свои действия, дезориентировать соперника и тем самым овладеть инициативой на ковре, а в последующем создать удобную ситуацию для атаки.


Захваты можно подразделить на подготовительные (тактические) и защитные. Кроме этого, захваты решают смысловую задачу конкретного приема.
Захваты делятся на 3 группы:

а) захваты для поддержания активности,
б) захваты как способ связи элементов техники и тактики,
в) захваты для реализации приема, атаки, защиты, контратаки.

  1. Из опыта работы

  1. Методическая разработка занятия

«Техника-тактическая подготовка юного спортсмена.

Взаимоположение при проведении приемов в стойках»

Цель: изучить основные положения в борьбе; обучить элементам маневрирования и атакующим, блокирующим захватам; закрепить основные понятия спортивной специальной терминологии.

Задачи:

- развивать умения, навыки положений, захватов «Вольной борьбы» и дальнейшего их применения при выполнении практической работы;

- воспитывать у воспитанников спортивную культуру, активность на уроке, стремление к развитию морально-волевых качеств.

Тип занятия: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

  • словесный (объяснительная, информационная беседа);
  • демонстрационный (показ наглядных пособий);
  • практические приемы (самостоятельная работа воспитанников);
  • контроль (самооценка).

Дидактический материал к занятию:

  • специальная спортивная литература (учебники);
  • программа для системы дополнительного образования детей;
  • учебное пособие для педагогов, работающих по спортивной деятельности в системе дополнительного образования детей;
  • схемы, плакаты соответствующие тематике

Ход занятия:

I. Организационный этап (приветствие, построение, проверка явки воспитанников)

  1. Подготовительный этап
  1. Сообщение темы и цели занятия
  2. Текущий инструктаж по технике безопасности

  1. Основной этап
  1. Объяснение нового материала:
  • взаимоположение при проведении приемов в партере (блокирующий захват);
  • основы атакующих захватов;
  • расшифровка схем к захватам;
  • использование спортивного инвентаря на занятии.

  1. Взаимоположения борцов при проведении приемов в стойках (рассказ о составных частях каждой стойки и определении точного места каждого спортсмена - сопровождая практическим показом)
  2. Практическая часть. Самостоятельная работа воспитанников.

  1. Контрольный этап
  • правильность выполнения технических приемов (приемы в стойке, элементы маневрирования, атакующие и блокирующие захваты);
  • чистота выполнения захватов, приемов в стойке;
  • лидерские задатки воспитанников (способность организации командных действий в паре);

Выявление недостатков и своевременная коррекция при самостоятельной работе.

  1. Рефлексивный этап
  1. Упражнения на восстановление дыхания, расслабление.
  2. Самооценка, взаимооценка воспитанников.

  1. Итоговый этап

Подведение итогов занятия педагогом (разбор типичных ошибок, при выполнении практической работы включая вопросы для фронтального опроса; рефлексия; объективная оценка результатов совершенствования навыков игры педагогом; сообщение о теме следующего занятия)

Домашнее задание

Используя схемы из учебного пособия по теме «Атакующие и блокирующие захваты» составить план-схему «Действие в атаке, блоках».

Издержки современной подготовки

воспитанника «Вольной борьбы»


Техника и тактика в вольной борьбе исключительно многообразны, причем многообразие их постоянно растет. Развитие техники и тактики борьбы обусловлено, с одной стороны, неослабевающей спортивной конкуренцией на спортивной арене, а с другой — изменением правил соревнований. При этом, как справедливо считают ведущие специалисты по спортивной борьбе, техника в сочетании с тактикой является основой спортивного мастерства борца, тогда как остальные стороны подготовки играют вспомогательную роль по отношению к этому результирующему компоненту деятельности. Таким образом, можно выделить непреходящую проблему, стоящую перед теорией и практикой спортивной борьбы, а именно: совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов.

Для того чтобы определить пути дальнейшего совершенствования технико-тактической подготовки борцов, выделим основные недостатки этого процесса в настоящее время.

Самый большой изъян в подготовке юных спортсменов, заключается в том, что их обучают приемам борьбы, а не самому ведению борьбы с соперником.

Безусловно, прием является результирующей частью действий спортсмена в поединке, но для его эффективного выполнения воспитанник должен уметь провести соответствующую подготовку при постоянном противоборстве соперника. Анализ соревновательной деятельности борцов вольного стиля позволяет говорить о том, что на выполнение конкретных приемов в схватке приходится только 7—9% времени, а остальное время расходуется на подготовку выполнения приема, т.е. на борьбу за захват, на маневрирование и единоборство, на создание необходимой ситуации для начала атаки, на ложные действия, позволяющие ввести соперника в заблуждение об истинных намерениях по проведению того или иного приема, защитных действий и т.д.

В этой связи большое значение приобретают способы тактической подготовки. Как показали педагогические наблюдения, на практике ей не уделяется должного внимания. В то же время, эффективность и надежность проведения приема находятся в прямой зависимости от тактических умений борцов.

Другим существенным недостатком технико-тактической подготовки спортсменов является неправильная последовательность изучения техники борьбы, нарушение дидактических принципов обучения: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Суть недостатка заключается в следующем. Обучение технике на этапе начальной подготовки (согласно действующей программе) предусматривает одновременное овладение приемом, защитой и контрприемом, т.е., осваивая прием, борец должен овладеть защитой и контрприемом от этого приема. Но такая последовательность изучения атакующих и защитных действий, как отмечают многие ведущие специалисты по спортивной борьбе, не позволяет сформировать прочные двигательные навыки.Чтобы пояснить мысль, представим себе, что мы строим здание (учимся атаковать) и тут же, не достроив его, начинаем разрушать фундамент этого здания (учимся разрушать атаки). Именно поэтому у подавляющего большинства борцов нет, как говорится, «школы», т.е. не поставлено выполнение «классических» приемов вольной борьбы.

Следующим существенным недостатком технико-тактической подготовки является бессистемность ее начального этапа. Большинство педагогов работают, как показывают результаты наблюдений, на основе своего опыта, произвольно определяя содержание изучаемого материала. Такой подход привел к обеднению технического арсенала юных спортсменов, в частности, они мало используют в соревновательных схватках приемы с действием ног. Бессистемность формирования технического арсенала проявляется и в том, что отдельные педагоги прибегают при обучении к копированию техники высококвалифицированных борцов, не учитывая индивидуальных особенностей своих воспитанников, не сопоставляя их подготовленность с уровнем подготовленности ведущих мастеров. Некоторые педагоги стремятся (и на это нацеливает программа по борьбе) научить спортсменов выполнять основные приемы и действия из всех классификационных групп, при этом, не оценивая степень их значимости. Нередко встречаются педагоги, уделяющие основное внимание тем приемам, которым они могут лучше научить и которые считают наиболее эффективными; тем самым они нарушают дидактический принцип последовательности обучения. Известно, что построение учебного процесса в соответствии с этим принципом должно обеспечивать положительный перенос двигательных навыков при изучении технико-тактических действий.

Для устранения указанных недостатков необходимо определить содержание базовой подготовки юных спортсменов вольной борьбы каждому педагогу-тренеру.

Вообще, спортивное мастерство зависит от уровня развития физических качеств воспитанника и теоретической подготовленности. Вместе с тем высокий уровень тактико-технической подготовленности является основой мастерства спортсменов и во многом определяет их возможности.

Вся суть выполнения технических действий в вольной борьбе сводится к ограничению степени свободы движений противника в акте, направленном на завоевание победных баллов.

Взаимоположение при проведении приемов в партере

Передвижение и маневрирование в схватке выполняются различными способами и в различных направлениях с целью создания наиболее выгодного положения по отношению к сопернику для успешного выполнения двигательной задачи. Эти действия могут выполняться вперед, назад, влево, вправо, прямо или по дуге.

Броски проворачиваясь (тип «провороты») (высокая стойка)

Броски противника вперед, перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.

Основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.

При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°. В этих случаях важна высокая скорость при выходе из исходной позиции на старт броска.

Броски проворотом (через туловище) (см. рисунок 1)

hello_html_m757d9dfa.png

Броски «Перебрасывания» (средняя стойка)

Перебрасывания – это броски противника в средней стойке, проводимые за счет поднимания противника из высокого или низкого партера, с последующим перебрасыванием его на спину или в положение партера с обязательным в этом случае вращением его вокруг продольной оси на 360°.

Перебрасывания могут проводиться из различных захватов. Главное, чтобы они обеспечивали плотную связь и располагались ближе к общему центру тяжести противника.

При исходном положении атакующего– сбоку, лицом к голове с использованием обхвата туловища могут проводиться перебрасывания: вращаясь (прежнее наименование – накатом), прогибом и разворачиваясь.

Для проведения перебрасывания необходимо воспитаннику вначале подвести свой общий центр тяжести как можно ближе под общий центр тяжести противника и обеспечить обхват туловища противника ближе к его общему центру тяжести.

При отрыве противника от ковра целесообразно ориентироваться не столько на разгибание в позвоночнике, сколько на разгибание в тазобедренном и коленном суставах.

Перебрасывание вращаясь (см. рис. 2)

hello_html_m2ef11fe3.png

Перебрасывание вращаясь (прежнее наименование – накатом) из исходного положения лицом к голове

Плотно прижимая к себе тело противника, атакующий привстает, поднимает его таз и, делая заход ногой в зону, располагающуюся под грудью противника, отводит назад свою другую ногу и, разворачиваясь за себя, проносит тело противника на своем тазобедренном поясе. Продолжая прогиб с вращением атакующий бросает противника сбоку за себя, пройдя через собственное положение на мосту в положение удержания.

Тактическая подготовка.

1. Если атакуемый лежит на животе, то атакующий, подводя левую руку под его грудь, соединяет свои руки у него на правом плече и скручивающим движением вправо подтягивает левой рукой его правую руку к себе, подводит правую руку под его туловище и захватывает правую руку выше локтя.

2. Если атакуемый находится в высоком партере, то атакующий, встав на правое колено и левую ступню сзади-сбоку от него, ложно атакуя, пытается захватить его левую руку на ключ. Если атакуемый, защищаясь, прижимает свою руку к туловищу, то атакующий захватывает ее вместе с туловищем и, переходя на противоположную сторону захваченной руки, выполняет переворот.

Защиты. 1. Как только атакующий начинает соединять свои руки для захвата на правом плече, атакуемый отставляет захватываемую руку в сторону, опуская грудь вниз.

2. Если атакующий выполнил захват туловища с рукой (но неплотно прижал к себе), то атакуемый, приподнимаясь, накладывает предплечье своей левой руки на одноименное предплечье атакующего и усилием рук старается разорвать захват, сползая туловищем вниз к своим ногам (при необходимости распрямляет левую ногу).

3. Если атакующий выполнил захват руки снизу, то атакуемый, не давая себя перевернуть, отжимается левой рукой от ковра, приподнимает туловище вверх, делает высед на левом бедре и поворачивается спиной к атакующему.

Основы атакующих захватов

Активная защита – прием, включающий операции направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки.

Рассмотрим начальный этап формирования у воспитанников «боевого» арсенала на примере атакующих действий, поскольку эффективная атака является стержнем успешной борьбы. Начальным и весьма ответственным этапом формирования навыка конкретного атакующего действия является создание целостного представления о нем. При этом юный спортсмен, что чрезвычайно важно, наряду со зрительными представлениями о двигательной структуре действия, сведениями о его пространственных, динамических и других параметрах получает и первую информацию о тактической сущности изучаемого приема, а также о возможностях его последующего применения в соревновательных условиях. Таким образом, создаются предпосылки для сознательного и активного отношения борца к формированию прочного двигательного умения. В процессе многократного повторения атакующего действия в вариативных условиях сложившаяся программа и соответствующие механизмы организации движений получают дальнейшее качественное развитие — они усложняются, оттачиваются и автоматизируются. В свою очередь, это позволяет борцу при реализации действия акцентировать внимание преимущественно на его смысловой структуре. Тем самым при формировании двигательного навыка создаются реальные возможности для практического освоения тактических вариантов применения, допустим, броска, в моделируемых ситуациях единоборства, что обеспечивает успешное решение главной педагогической задачи технико-тактической подготовки борца — трансформацию приема в действие, а последнего — в спортивные достижения.

Броски наклоном (атакующие)

Броски наклоняясь (тип «наклоны»). Они характеризуются тем, что атакующий бросает (сваливает) противника назад, перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего, который может проводиться за счет сгибания и даже разгибания в позвоночнике, но с наклоном общей проекции на позвоночник (в сагиттальной плоскости).

В основе техники наклонов лежит выведение общего центра тяжести (о.ц.т.) атакуемого за заднюю границу его площади опоры. Атакующий достигает этого за счет резкого толчка плечом (верхней частью туловища) в сторону – вниз и использования своего веса. Такие приемы выполняются без отрыва атакуемого от ковра. Успех зависит от умения использовать усилия и перемещения атакуемого, а также от умения быстро концентрировать свои усилия в направлении проведения приема (т. е. в направлении меньшего угла устойчивости, усилий или перемещений атакуемого).

Сваливания сбиванием можно выполнять с различными захватами: за руку, за руку и туловище, за туловище, за руку и шею, за шею и туловище, захватом руки через плечи.

Броски проводятся без отрыва противника от ковра, поскольку отрыв от ковра потребует разгибания в позвоночнике, а это уже будет не наклон, а прогиб. Поэтому вариантов таких бросков немного, но значение их в обеспечении технико-тактических комплексов борца огромно (рис. 4, рис. 5).

hello_html_m363928d6.png

Расшифровка схем к захватам

Педагог большое внимание уделяет изучению, расшифровке схем на занятиях воспитанниками. Педагог показывает последовательность действий спортсменов на изучаемых схемах с детальным объяснением каждого действия игрока.

Описание приемов выполняется в следующем порядке: начало атаки, захват, подведение собственной опоры к общему центру массы, отрыв, полет и опрокидывание (приземление).

hello_html_m4391c13b.jpg

Педагог проговаривает основные положения борца — исходные операции, выполняемые им в начальный период соприкосновения с соперником. Поединок борцов происходит в постоянном взаимоконтакте. И именно он в значительной мере определяет положение борцов.

Стойка характеризуется тем, что борец касается ковра только ступнями. В положении партера он касается ковра не менее чем тремя точками. Взаимозахват борцов в стойке существенно влияет на высоту положения их туловища и особенности расположения ног относительно друг друга. По первому признаку различают высокую, среднюю и низкую стойки, по второму — правостороннюю, левостороннюю и фронтальную стойки (см. рис.). hello_html_23934534.jpghello_html_545b182c.jpg

Затем, педагог проговаривает понятие «дистанция», используя схемы.

Дистанция — это расстояние между борцами в схватке. Дистанция может быть ближней, средней и дальней (см.рис.). Дальняя дистанция характеризуется отсутствием захвата, на ближней и средней дистанциях обязателен взаимный захват. Причем на средней дистанции обоюдный захват осуществляется на расстоянии, не превышающем длины рук, а на ближней борцы в обоюдном захвате касаются друг друга туловищем.

Умение спортсмена использовать дистанции для проведения атакующего, защитного и контратакующего действия позволяет, во-первых, навязать сопернику свой «стиль», или свою манеру, борьбы; во-вторых, контролировать действия соперника; в-третьих, создать ситуацию для начала атаки; в-четвертых, в экстремальных условиях принимать правильные решения по поводу защитных и контратакующих действий.

Правила соревнований обязывают борцов к контактному взаимодействию. Все время, отведенное на схватку, борцы должны находиться в постоянном конфликтном противоборстве. Естественно, в этих условиях правильное соблюдение дистанции и их сочетания может существенно повлиять на конечный результат схватки. Поэтому на этапе начального обучения следует исключить проведение приемов с дальней дистанции. При таком подходе юные борцы быстрее научатся решать двигательные задачи в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

hello_html_7123fb02.jpg

Пассивная защита — это прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизации за счет активного использования частей своего тела. Так, при пассивной защите в стойке предотвращается выполнение приемов атаки за счет разрыва дистанции, сковывающих захватов, упора руками, головой, зацепов, обвивов и т.д. Обороняющийся борец не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации.

Активная защита — прием, включающий операции, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки.

На рисунке приведена примерная структура обучения активной защите базовой техники. Она состоит из трех крупных блоков: движений ногами, движений руками и движений туловищем. Каждая из них имеет вспомогательные элементы, а те, в свою очередь, подвспомогательные. Так, используя защиту движением ног, за счет маневрирования в неудобном направлении шагом вправо или шагом влево, борец нейтрализует атакующие действия соперника. Того же результата можно добиться, постоянно изменяя взаимное расположение ног (за счет правосторонней или левосторонней стойки) или дистанцию. Тем самым борец создает благоприятные условия для незамедлительного проведения контрприема и добивается преимущества. Такой же принцип защитных движений руками: постоянная смена атакующих захватов с использованием захвата руки двумя руками, или захвата руки из-под плеча, или захвата рук (за локти) снизу в сочетании с блокирующими захватами (упором, хватом, обхватами), и одновременными толчками (левой или правой) рукой позволяет отражать атаки соперника и создавать удобную ситуацию для проведения контратаки. Варьирование элементов защиты движением ногами и руками позволяет эффективно использовать элементы защиты движением туловища. Например, маневрированием в неудобном направлении — шагом право, захватом руки из-под плеча — борец может осуществлять повороты влево, провести защиту нырком влево или наклоном стоя на месте или оказывать непрерывно теснение — грудь к груди.

Такой подход в обучении стимулирует активность юных борцов и моделирует соревнования в тренировочном процессе с самого раннего возраста. Итак, в ходе обучения решаются две взаимообусловленные задачи:

а) умение разрушать или предотвращать нападение соперника в начале атаки;

б) умение использовать выгодные ситуации для продолжения атаки.

Изучение тактики защиты, которая направлена на дезорганизацию деятельности соперника, и создает реальные предпосылки для контратак, требует последовательности в обучении по принципу «от простого к сложному». Однако применение такой тактики оправдано лишь при высоких показателях двигательной реакции и скоростно-силовых возможностей у юного борца.

Педагог детально расшифровывает рисунок «броски проворотом с захватом руки через плечи».

hello_html_2e3a9b2e.png

Рисунок 6. Броски проворотом с захватом руки через плечи

Выход на стартовую позицию броска обязательно сочетается с рывком плечевой оси противника в сторону предполагаемого броска. Тяга должна осуществляться в течение всей 1-й фазы броска. После выхода на стартовую позицию атакующий продолжает вращение своего туловища (уже вместе с туловищем противника), поворачивая свою голову как можно дальше в сторону предполагаемого падения противника.

Благоприятные ситуации для проведения бросков проворотом:

1. Атакуемый, наступая с шагом (или без шага), протягивает руку вперед к разноименной руке атакующего.

2. Атакуемый, преодолевая сопротивление атакующего, пропускает свою руку вниз под его разноименное плечо.

3. Атакуемый, оторвав атакующего от ковра (или попытавшись оторвать его), ставит его на ковер (или прекращает попытку).

Возможные ошибки при проведении бросков типа проворотом:

1. Недостаточный рывок при выходе на старт броска или отсутствие такового по причине погони за скоростью выхода на старт.

2. Попытка быстрее наклониться перед собой вместо продолжения проворачивания вместе с противником.

3. Попытка поднять противника тазом вместо акцента на поворот.

4. Атакующий делает поворот, находясь на дальней дистанции.

5. При повороте атакующий далеко выводит таз.

6. При повороте атакующий заваливается на атакуемого и создает условия для контрприемов.

7. Атакующий не затягивает правую руку атакуемого вперед к своей груди.

8. В исходном положении атакующий неправильно располагает впереди стоящую ногу.

9. Атакующий делает преждевременный захват (особенно плотный), что дает противнику возможность выполнить защитные или контратакующие действия.

10. Атакующий начинает прием на прямых ногах (ноге), что значительно затрудняет выполнение приема.

11. В момент поворота спиной атакующий отклоняется на противника, что приводит к потере равновесия и дает возможность атакуемому провести контрприемы (броски прогибом, переводы).

12. Атакующий далеко выводит таз за ногу противника.

13. Атакующий не выпрямляет ноги, или они после поворота спиной оказываются выпрямленными, что исключает подбив тазом.

14. При подбиве тазом и рывке руками атакующий не поворачивает голову в сторону броска, что удлиняет время проведения приема.

15. В момент окончания броска атакующий запаздывает вынести ногу для выседа, создавая благоприятные условия для осуществления контрприема (перетягивание через мост).

Защита против бросков проворотом:

1. Атакуемый выпрямляется и сковывает противника захватом за руки.

2. Атакуемый опережает атакующего в тот момент, когда тот начинает поворачиваться к нему спиной. С этой целью он приседает, подает таз вперед и выпрямляется.

3. Атакуемый упирается свободной рукой в поясницу атакующего.

Подготовки для проведения бросков проворотом :

1. Сковав руки атакуемого захватом спереди-сверху, атакующий дает ему возможность освободить одну из них. Отпуская руку, атакующий захватывает противника освободившейся рукой за шею и бросает его.

2. Оттолкнув атакуемого от себя и выведя его из равновесия, атакующий в момент, когда противник, пытаясь сохранить равновесие, делает движение туловищем и руками вперед, захватывает атакуемого за руку и шею и выполняет бросок.

3. Захватив противника за руку снизу (сверху) и шею, атакующий рывком руками в сторону, противоположную направлению предполагаемого броска, выводит атакуемого из равновесия. Когда тот пытается сохранить устойчивость, атакующий отклоняется в противоположную сторону и выполняет бросок.

4. Атакующий поднимает руки, вызывая атакуемого на захват туловища. Затем, опережая противника, поворачивается к нему спиной и выполняет бросок захватом руки и шеи.

5. Вызывая атакуемого на захват своей руки и шеи, атакующий, опережая его, сам захватывает противника за руку и шею и выполняет бросок подворотом.

6. Атакующий подводит правую руку под разноименное плечо атакуемого (приподнимая ее вверх), левой рукой захватывает его за запястье или правое плечо снизу и угрожает провести нырок под правую руку. Атакуемый, защищаясь, сгибает туловище и отставляет правую ногу назад, создавая благоприятный момент для проведения приема.

7. Из такого же захвата, как и в первом случае, атакующий толчком грудью и руками выводит атакуемого из равновесия в направлении назад. Для сохранения устойчивости атакуемый отставляет правую ногу назад и перемещает туловище на атакующего, создавая удобный момент для проведения приема.

Контрприемы против бросков проворотом:

1. Сбивание захватом руки и шеи.

2. Бросок прогибом с захватом туловища сзади (сбоку).

3. Перевод захватом туловища (с рукой) сзади

Инвентарь и оборудование.

Для работы педагогу потребуется маты, снаряды: кольца, перекладина, гимнастические конь и козел.

Дидактический материал к занятию:

  • специальная спортивная литература (учебники);
  • программа для системы дополнительного образования детей;
  • учебное пособие для педагогов, работающих по спортивной деятельности в системе дополнительного образования детей;
  • схемы, плакаты соответствующие тематике.

После того, как инвентарь приготовлен, можно приступать к занятию.

Взаимоположение при проведении приемов в партере

Педагог: Сегодня мы с вами изучим, закрепим навыки приемов в партере. Вспомним памятку «Борцам запрещено» и правила поведения борца на ковре.

Нам предстоит научиться понятию «взаимоположение при проведении приемов», навыкам поединка при практической части занятия. Показывая схемы, педагог демонстрирует стойки, захваты данной тематике.

На занятии вам понадобится: маты, спортивные снаряды и мяч для разминки.

Разминка юного спортсмена состоит из двух частей: общей и специальной. Педагог проговаривает каждый пункт схемы разминки, воспитанники выполняют.

Схема разминки.

1. комплекс обще подготовительных упражнений 5-7 мин.

2. элементы акробатики и самостраховки 5-7 мин.

3. игры и эстафеты 5-7 мин.

4. освоение захватов 5-7 мин.

5. работа на руках 5-7 мин.

6. упражнения на мосту 5-7 мин.

Комплекс специальных упражнений.

  • передвижение из упора сзади: лицом вперед, спиной, левым, правым боком;
  • из упора лежа забегание ногами по кругу;
  • передвижение на коленях: лицом вперед, спиной, левым, правым боком;
  • ходьба в упоре на руках с помощью партнера;
  • акробатика: кувырки вперед, назад, вправо, влево;
  • упражнения для укрепления мышц шеи (из упора головой в ковер с помощью рук, передвижение вперед-назад, в стороны, кругообразные);
  • передвижение на мосту;
  • забегание на мосту;
  • упражнения на растягивание для укрепления суставов и связок.

Броски проворачиваясь (тип «провороты») (высокая стойка)

Педагог: Броски противника вперед, перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. Будьте предельно внимательны при их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.

Запомним, что основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.

При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°. В этих случаях важна высокая скорость при выходе из исходной позиции на старт броска.

Педагог: Рассмотрим схему броска. Ответы на вопросы воспитанников.

Броски проворотом (через туловище) (см. рисунок 1)

hello_html_m757d9dfa.png

Броски «Перебрасывания» (средняя стойка)

Педагог: Перебрасывания – это броски противника в средней стойке, проводимые за счет поднимания противника из высокого или низкого партера, с последующим перебрасыванием его на спину или в положение партера с обязательным в этом случае вращением его вокруг продольной оси на 360°.

Перебрасывания могут проводиться из различных захватов. Главное, чтобы они обеспечивали плотную связь и располагались ближе к общему центру тяжести противника.

При исходном положении атакующего– сбоку, лицом к голове с использованием обхвата туловища могут проводиться перебрасывания: вращаясь (прежнее наименование – накатом), прогибом и разворачиваясь.

Запомним, для проведения перебрасывания необходимо вначале подвести свой общий центр тяжести как можно ближе под общий центр тяжести противника и обеспечить обхват туловища противника ближе к его общему центру тяжести.

При отрыве противника от ковра целесообразно ориентироваться не столько на разгибание в позвоночнике, сколько на разгибание в тазобедренном и коленном суставах.

Перебрасывание вращаясь (см. рис. 2)

hello_html_m2ef11fe3.png

Перебрасывание вращаясь (прежнее наименование – накатом) из исходного положения лицом к голове

Педагог: Обратите внимание, что плотно прижимая к себе тело противника, атакующий привстает, поднимает его таз и, делая заход ногой в зону, располагающуюся под грудью противника, отводит назад свою другую ногу и, разворачиваясь за себя, проносит тело противника на своем тазобедренном поясе. Продолжая прогиб с вращением атакующий бросает противника сбоку за себя, пройдя через собственное положение на мосту в положение удержания.

Затем, педагог проговаривает благоприятные ситуации для проведения бросков вращаясь и ошибки при их выполнении:

1. Противник напирает.

2. Противник захватывает атакующего на уровне шеи и плечевого пояса.

Возможные ошибки при проведении

бросков подкласса вращаясь:

1. Попытки разгибаться вместо продолжения вращения.

2. Недостаточно плотно укладывается рука противника на спине через плечи атакующего, в результате чего противник не полностью лежит на плечах атакующего.

После, педагог проговаривает, демонстрируя следующий прием.

Откат набегая с захватом

дальней руки сзади-сбоку (низкая стойка)

(см. рис.3)

Педагог: Прием лучше выполнять, когда атакуемый находится в высоком партере. Атакующий ставит правую ногу на колено между ногами атакуемого, а левую, согнутую в колене, отставляет в сторону на ступню. Затем правую руку накладывает атакуемому на одноименное плечо снаружи-сверху, а левую пропускает под его левую руку и грудь, выполняя захват руки и туловища с помощью соединения своих рук в крючок или захватывая запястье. Усилием рук и скручивающим движением в правую сторону прижимает правую руку противника к его туловищу, захватывает левой рукой его правое плечо выше локтя и тянет на себя-вниз. Одновременно с этим атакующий перемещается от противника влево, переносит правую руку с туловища сверху под туловище снизу и захватывает атакуемого за правое плечо выше кисти своей левой руки. Продолжая подтягивать к себе атакуемого за захваченную руку с помощью толчка ногами и упора своей грудью в левый бок, атакующий переворачивает его спиной к ковру и дожимает захватом руки и шеи спереди .

hello_html_m7cd4d2b6.png

Откат набегая с захватом дальней руки сзади-сбоку

Педагог: Проговаривает основы тактической подготовки. 

1. Если атакуемый лежит на животе, то атакующий, подводя левую руку под его грудь, соединяет свои руки у него на правом плече и скручивающим движением вправо подтягивает левой рукой его правую руку к себе, подводит правую руку под его туловище и захватывает правую руку выше локтя.

2. Если атакуемый находится в высоком партере, то атакующий, встав на правое колено и левую ступню сзади-сбоку от него, ложно атакуя, пытается захватить его левую руку на ключ. Если атакуемый, защищаясь, прижимает свою руку к туловищу, то атакующий захватывает ее вместе с туловищем и, переходя на противоположную сторону захваченной руки, выполняет переворот.

Защиты. 1. Как только атакующий начинает соединять свои руки для захвата на правом плече, атакуемый отставляет захватываемую руку в сторону, опуская грудь вниз.

2. Если атакующий выполнил захват туловища с рукой (но неплотно прижал к себе), то атакуемый, приподнимаясь, накладывает предплечье своей левой руки на одноименное предплечье атакующего и усилием рук старается разорвать захват, сползая туловищем вниз к своим ногам (при необходимости распрямляет левую ногу).

3. Если атакующий выполнил захват руки снизу, то атакуемый, не давая себя перевернуть, отжимается левой рукой от ковра, приподнимает туловище вверх, делает высед на левом бедре и поворачивается спиной к атакующему.

Педагог разъясняет значение и правила проведения контрприемов.

Контрприемы. 1. Бросок через спину с захватом руки под плечо. Как только атакующий соединил руки для захвата туловища противника с рукой, последний при помощи выпрямления захватываемой руки приподнимается вверх, выставляет правое колено вперед-под себя и выводит таз вправо, а правой рукой плотно захватывает атакующего за одноименное плечо. Вслед за этим контратакующий, поворачиваясь налево, резко наклоняется вниз к своему правому плечу и при помощи распрямления левой ноги толкает противника вверх, выполняя бросок через спину. Заканчивается контрприем удержанием с захватом руки и туловища сбоку, спиной к противнику. К этому контрприему прибегают, когда атакующий выполнил захват руки двумя руками снизу и находится слева от атакуемого. Последний выставляет правую ногу на ступню в сторону переворота, приподнимает туловище и захватывает правой рукой одноименное плечо снизу. Убирая голень левой ноги под себя, контратакующий садится на бедро этой ноги и делает резкий поворот налево-за себя, а левой рукой захватывает противника за шею. Перевернув атакующего спиной к ковру, атакуемый ложится на живот и удерживает противника с помощью захвата руки и шеи спереди.

Педагог: Выполняем упражнения на восстановление дыхания.

В итоге занятия проанализируем, приемы, которые изучили, повторили на занятии.

Педагог проговаривает домашнее задание. Используя схемы из учебного пособия по теме «Атакующие и блокирующие захваты» составить план-схему «Действие в атаке, блоках».

Спасибо за внимание! До новых встреч!

  1. Наглядный и дидактический материал.

Последовательность выполнения захвата.

hello_html_m631df03f.png

Перебрасывание прогибаясь (рис. 2.) низкая стойка

Рис. 2. Перебрасывание прогибаясь из исходного положения лицом к голове

Став сзади атакуемого на правое колено между его ногами, а левую ногу поставив сбоку на ступню, атакующий пропускает руки под туловище противника и соединяет пальцы в крючок (правую руку пропускает немного глубже). В момент захвата нижний в целях защиты, как правило, успевает лечь на живот. Подводя полусогнутые ноги ближе к атакуемому, атакующий, оставляя правую ногу между ногами противника, переставляет ее с колена на ступню. Продолжая разгибать ноги, спину и подтягивая атакуемого к своей груди (как бы подлезая под него), атакующий переносит тяжесть тела на левую ногу и, поворачиваясь направо, переставляет правую ногу через ногу атакуемого так, чтобы она оказалась рядом с левой примерно на ширине плеч. Одновременно с этим атакующий сильно отклоняется назад, продолжая подтягивать противника руками к своей груди. Этими действиями атакующий полностью отрывает атакуемого от ковра. Затем, продолжая отклоняться назад, атакующий делает рывок руками на себя-вверх и, подбивая атакуемого, падает с ним в положении прогиба. Продолжая падение назад, атакующий становится на мост и, не распуская захвата, бросает противника на лопатки.

После захвата туловища сзади атакующему иногда бывает выгодно для проведения приема перейти на другую сторону. Перейдя через атакуемого и став сбоку от него на ступни обеих ног, он, выпрямляя ноги, спину и отклоняясь назад, подтягивает противника руками к себе на грудь, а затем, подбивая, бросает его.

Возможные ошибки:

1. Захватив туловище атакуемого и подтягивая его к себе, атакующий неплотно подводит под противника левую руку.

2. Во время отрыва атакуемого от ковра атакующий не переносит ц.т. тела на левую ногу.

3. Перед подтягиванием атакуемого к груди ноги атакующего оказываются выпрямленными.

4. В момент падения назад атакующий делает слабый подбив-рывок.

  1. Литература

1. Белов А.Русский кулак или как бились наши предки //Спортивная жизнь России. - 2009.

2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. Свенгер. М.: Радуга, 1982.

3. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС,1985.

4. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения / под общ. ред. Ренстрёма П.А.Ф.Х. - Киев, «Олимпийская литература», 2010.

5. Подливаев Б.А., Миндиашвили Д.Г. Борьба вольная: примерная программа. М.: 2003.



Предварительный просмотр:

Доклад:

«Применение метода «Круговой тренировки» на учебно-тренировочных занятиях по вольной борьбе

Тренер-преподаватель

Ломбу Алексей Альбертович

1. Особенности построения «круговой тренировки»

1.1. Методические особенности «круговой тренировки»

1.2. Развитие физических качеств методом «круговой тренировки»

3. Практическое применение «круговой тренировки»

3.1. Методика применения «круговой тренировки»

3.2. Примерный конспект учебно-тренировочного занятия по спортивной борьбе (вольной), построенного по правилам «круговой тренировки» (2 варианта)

4. Заключение

5. Список литературы

1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ

«КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ»

1.1. Методические особенности «круговой тренировки»

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятии – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал.

Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Круговая тренировка может проводиться через занятие в конце вводного -

подготовительной части на 10-20 минут или может быть использована в основной части 30 -45 минут. При этом можно придерживаться следующей последовательности:

1) в основной части занятия развитие скоростно-силовых качеств по сокращенному кругу;

2) затем изучение техники выполнения использование подготовительных и подводящих упражнений;

3) время для развития силы, силовой выносливости или синтеза других качеств посредством тренировки;

4) упражнения, развивающие преимущественно выносливость - различные игры, бег, эстафеты.

Круговая тренировка занимает 35 - 40 минут, в зависимости от общих задач занятия.

Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня различных физических качеств и совершенствование    функциональных возможностей организма. В зависимости от физической подготовленности, спортсмены могут объединяться в подгруппы по 5 - 7 человек, получают задания, равномерно распределяясь по всем «станциям» и, по сигналу преподавателя одновременно, начинают выполнять упражнения, соответствующие данному «месту».

При помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:

- увеличение количества повторений за то же время;

- сокращение времени на выполнение того же количества повторений;

- повторение кругов (2 - 3);

- сокращение пауз отдыха;

- введение новых, более эффективных упражнений.

При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять в сложных условиях, без риска.

2.2.Развитие физических качеств методом «круговой тренировки»

Для достижения высоких результатов в борьбе, спортсмен должен не только обладать высокой работоспособностью, но и иметь соответствующий уровень развития физических качеств. Как показывают исследования, у борцов хорошо развиты мышечная и взрывная сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость.

1. Сила.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и отдельную силу.

Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении. Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» используются такие упражнения с отягощением, как подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лёжа, поднимание туловища в висе, сила оценивается и длиной броска набивного мяча. Кроме того, используются упражнения с сопротивлением, в которых применятся амортизаторы и эспандеры. Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения. Увлечение только силовой подготовкой может привести к огрубению мышц, потере их эластичности, гибкости в суставах. Может появиться скованность движений и потеря скоростных качеств. Особенно часто это бывает при чрезмерном увлечении упражнениями с отягощениями (гантели, штанга). Если упражнения выполняются с небольшими отягощениями, то нужно проделывать их с максимальной быстротой и многократно. В этом случае наряду с развитием силы развивается и быстрота движений.

Методы тренировки силы основаны на закономерностях, действующих при чередовании работы с отягощениями и отдыхом, а так же на взаимоотношениях между интенсивностью и объёмом нагрузки. Существует три основных способа применения упражнений с отягощениями и сопротивлением амортизатора или эспандера:

1. работа в течение длительного промежутка времени с малыми отягощениями или сопротивлениями;

2. работа с малыми отягощениями или сопротивлениями с предельной скоростью;

3. работа с отягощениями или сопротивлением около предельного веса и сопротивления.

Развитие силы с помощью малых отягощений имеет своё преимущество. При этом легко осуществляется контроль за правильностью движений и дыхания, исключается избыточное закрепощение мышц и натуживание. При занятиях вольной борьбы эффективно подходит работа с отягощениями около предельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени. Для развития динамической силы на станциях круговой тренировки предпочтительнее применять упражнения с относительно небольшими отягощениями в среднем темпе и большим количеством повторений. Эффект применения силовых упражнений в круговой тренировке в значительной мере зависит от того, насколько рационально распределена нагрузка в каждом занятии в недельном цикле, а также от правильного выбора отягощения и силы сопротивления амортизаторов и эспандеров. Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. При этом некоторые из упражнений должны носить характер общего воздействия, другие – целевой, направленной на развитие какой-либо группы мышц, а третьи – специальный, связанный с определённым материалом. Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений.

Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами занятия. Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включают в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на занятиях. Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость (по рекомендациям М. Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания.

2. Быстрота.

Быстрота - это способность осуществлять движения с определённой скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. Наиболее ценным качеством для спортсмена является скоростная сила, т. к. от неё зависит частота движений.

 Основным методом развития быстроты является многократное выполнение движений с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранён максимальный темп движений. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым.

Быстрота характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь: скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную, так и способность проявлять большую силу в быстрых движениях. Последнее достигается включением в круговую тренировку упражнений с малыми отягощениями, выполняемыми с большой скоростью. Следует стремиться к тому, чтобы спортсмены на тренировках сознательно стремились развивать и увеличивать свою силу.

Таким образом, ведущим средством воспитания быстроты в циклических движениях являются повторные упражнения в максимально быстром темпе, а также упражнения типа ускорений, выполняемые на различных станциях и повторяющиеся через 1-3 станции. Помимо непосредственной работы над быстротой следует широко использовать и специальные упражнения, направленные на совершенствование тех способностей и умений, от которых зависит скорость выполнения в целом. С этой целью на станциях применяются упражнения скоростно-силового характера, упражнения на растягивание, расслабление, а также упражнения, связанные по своей структуре со скоростью.

3. Ловкость.

Ловкость - это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в изменённых условиях, т.е. справляться с двигательной задачей, возникающей неожиданно и требующей правильного, быстрого и экономичного решения.

В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой. Методика развития ловкости имеет специфические особенности, это развитие способности делать сложные движения в быстро меняющейся обстановке, а также быстрота и точность выполнения упражнений.

Процесс развития ловкости на станциях круговой тренировки основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Чем больше у учащихся запас двигательных навыков и умений, тем богаче его двигательный опыт и тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности. Воспитание ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь - двигательного.

На тренировочных занятиях можно выделить три этапа в воспитании ловкости.

Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное – точность движений.

Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени.

Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями. Ловкость можно воспитать по-разному:

а) Ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы. Например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.

б) Ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки. Например: полоса препятствий, различные лазания, перелезания.

в) Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. Например: перетягивание и упражнения типа единоборства.

г) Ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов. Например: броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование.

д) Ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия. Например: обводка предметов, перехват передачи и т. д.

Воспитывать равновесие также можно на занятиях «круговой тренировки». Упражнения могут быть следующими: прыжки, ходьба по бревну, скамейке, кувырки, перевороты и т. д. Ловкость – это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждом занятии.

4. Гибкость.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают общую и специальную гибкость.

Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта. Различают общую и специальную гибкость. Упражнения на "гибкость" могут быть активными и пассивными, т.е. выполняться самостоятельно, с помощью партнёра или отягощением. Активные, в свою очередь, делятся на упражнения, выполняемые без отягощения, и с отягощением. При развитии гибкости особое внимание стоит уделять предварительной подготовке мышц (разминка, бег). Упражнения с преимущественным воздействием "на растягивание" следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду. Особенно надо соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях и в упражнениях с отягощениями на открытом воздухе.

Гибкость - это не только умение ловко владеть своим телом. Хорошая подвижность в суставах спасает от вывихов, других повреждений связок. Хорошая гибкость необходима для каждого спортсмена, т. к. позволяет раскрыть полную силу, быстроту, координацию. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Путём систематических упражнений можно значительно увеличить эластичность

связочного аппарата, а, следовательно, и подвижность в суставах. Воспитание гибкости на станциях круговой тренировки должно быть всегда взаимосвязано с воспитанием силы.

5. Выносливость.

Выносливость - это способность совершать работу определённой интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивления как внешней, так и внутренней среды. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвуют все мышцы двигательного аппарата, характеризуют общую выносливость. Главный принцип воспитания общей выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении количества выполнения физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большого количества мышечной массы.

Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости. Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определённом виде двигательной деятельности. Силовые упражнения выполняются в круговой тренировке на основе принципа постепенности. При этом сначала прирост нагрузки идёт по пути постепенного увеличения объёма тренировочной работы за счёт увеличения станций на силу, затем посредством увеличения интенсивности упражнений за счёт увеличения количества повторений на каждой станции.

Статическая выносливость – это способность поддерживать мышечное напряжение при отсутствии движений. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений в висах, упорах или удержания груза и т.п. Специальная работа, направленная на развитие статической выносливости даёт хорошие результаты и в юношеском возрасте. Наиболее эффективным средством развития скоростной выносливости на станциях круговой тренировки является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также различные прыжковые и метательные упражнения. Развивая скоростную выносливость на станциях круговой тренировки надо параллельно уделять внимание повышению уровня быстроты двигательной реакции.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

«КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ»

2.1. Методика применения «круговой тренировки»

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 – 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

Методическими особенностями круговой тренировки, как формы физической подготовки спортсменов, являются:

1) обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния занимающихся и содержанием программы по физическому воспитанию;

2) направленность комплексов круговой тренировки на решение задач программы физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку спортсмены и гармоническое развитие двигательных качеств;

3) использование различенных вариантов упражнений, применяемых в круговой тренировке, позволяет реализовывать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.

При проведении тренировочных занятий методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки, выполнения общеразвивающих упражнений, в зависимости от числа упражнений в комплексе учащиеся делятся на 6 - 8 групп по 3 - 5 человек. В зале борьбы или в тренажёрном зале отводятся специальные места для выполнения физических упражнений - «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. Комплекс круговой тренировки, как правило, не является простой суммой упражнений на станции. В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности. Перед началом выполнения комплекса для каждого спортсмена устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определяется на первых двух занятиях. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, учащиеся по команде тренера начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30-45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время учащиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 - 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка. На последующих занятиях спортсмены выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 - 45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз). Организм спортсменов постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения и т.д. – в зависимости от количества тренировок, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4-5 тренировках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами. По команде тренера группы начинают одновременно выполнять упражнения, каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 20 сек. в группах начальной подготовки до 30 сек. в учебно- тренировочных группах).

 Способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу - только внешний признак круговой тренировки, характеризующими её как относительно самостоятельную организационно-методическую форму, являются: регламентация работы и отдыха на каждой станции, использование хорошо разученных упражнений, индивидуализация тренировочной нагрузки, систематическое и постепенное повышение тренировочных требований, периодическая смена тренировочных упражнений на станциях, последовательное включение в работу различных мышечных групп. Для лучшей организации в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Тренер выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за спортсменами, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Тренеру нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течение 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку учащемуся (карточки хранятся у тренера). Подсчет пульса начинается после того, как спортсмены приготовились к этому. По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Учащимся, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем занятии. Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность тренеру судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на занятиях) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль спортсменов за соответствующими реакциями организма.

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, тренеру необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в СДЮСШОР.

3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть занятия, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие тренеры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако, не на каждом занятии эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие занятия носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части занятия, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и, таким образом, создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части занятия.

5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки.

7. Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определить способ ее размещения и хранения. Обычно в СДЮСШОР станционное задание записывают на плотной бумаге или картоне, затем плакат обтягивают целлофаном. В верхней части плаката пишут слово «станция» и ее порядковый номер. На практике наиболее распространенный размер плакатов 18*12 см. Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения тренером конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедрением, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Спортсмены, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы тренер комментирует и уточняет.



Предварительный просмотр:

Беседа: « Безопасность на льду»

Цели:

- повторить правила поведения на воде

- обучать правилам безопасного поведения на льду

- учить способам самоспасения.

- обучать способам помощи людям, терпящим бедствие на льду

Внеклассное мероприятие является прямой формой общения воспитателя с учащимися.

Ход мероприятия.

1 Организационный момент.

2 Вступительная беседа.

- Сегодня мы вспомним очень важную для всех тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав загадки.

3 Актуализация знаний.

- Гость гостил, Без досок, без топоров

Ледяной мост мостил- Через речку мост готов.

Без ножа, без топора, Мост, как синее стекло

Без железного долота.( Мороз)

Скользко, весело, светло.(Лёд)

- Так о чём мы будем говорить? ( О ледяных мостах, сковавших реки зимой, о правилах поведения на льду.)

4 Сообщение темы. Работа по теме.

Зима - прекрасная пора для всевозможных игр и развлечений: снежки, постройка городов и снеговиков, катание на санках, лыжах и коньках.

Однако для того чтобы развлечение не превратилось в трагедию, во время нахождения на льду, необходимо соблюдать определенные правила безопасности. Ребята, не только природные явления бывают, опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.

Какие ближайшие к нашей селе водоёмы вы знаете?

-И сегодня мы будем говорить о Безопасности на льду.

- Чем опасен лёд?

Прочность льда.

- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным, если его толщина не меньше 10 см. Чтобы выдержать одного человека.

- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.

-Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.

- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют опасные места, где прогулки опасны.

Наиболее опасные места.

-Слаб он обычно в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

-Следует обходить участки запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

- Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд , как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

- Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

-Вы скажете, так что получается,зимой на льду лучше вообще не ходить?

- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения на льду есть свои правила.

• Двигаясь группой, идите на расстоянии 6 м друг от друга по тем следам, которые оставляет идущий впереди.

• Не ходите на лед весной, тем более под мостом или около берега.

• Если вы ступили на хрупкий лед, перемещайтесь назад ползком или перекатывайтесь.

• Увидев отколовшуюся льдину, не ступайте на нее, они легко переворачиваются.

  • Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.-
  • Прежде,чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

- Как вы думаете, почему? ( Этот путь уже кем-то проверен.)

2 Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

3 Следует взять с собой палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, немедленно возвращайтесь к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами , не отрывая подошв ото льда.

–На что это похоже?

4 Действительно безопаснее всего переходить водоём на лыжах.

- Почему? ( Давление на лёд меньше.)

- А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости их быстро сбросить .Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

5 При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4-5 метров друг от друга.

Способы самоспасения.

- не поддаваться панике,

- попав в беду, сразу звать на помощь, не пытаться « спасаться» молча, любой, кто услышит Ваш зов, поспешит Вам на помощь;

- попытаться освободиться от верхней одежды и обуви, быстро намокшая одежда тянет провалившего под воду;

- следует спокойно опереться локтями об лёд, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги оказались у поверхности воды ,затем ближнюю к кромке ногу осторожно вынести на лёд и затем, переворачиваясь на спину, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли , где лёд уже проверен.

-Ребята ,ну а какую помощь мы можем оказать , если на ваших глазах тонет человек?

Правила оказания помощи провалившего под лёд.

-Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикнете ,что идёте на помощь.

-Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше- ползком ,широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.

-Можно использовать крепко связанные шарфы, шарфы.

-Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.

-Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним от опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть.

5 Итог.

-Давайте подведём итоги мероприятия.

- о чём мы сегодня говорили?

- Как нужно передвигаться по льду?

- Какую помощь нужно оказать человеку провалившегося под лёд?

-Ребята, всё о чём мы с вами говорили ,вы должны запомнить.Лёд коварен , он не прощает беспечности и неосторожности. Помните и вы о своей безопасности!