Родителям.

Быстрова Вероника Геннадьевна
Задайте вопрос логопеду.
Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?   

      Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.                                           

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

  • нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
  • желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
  • следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для детей подготовительной группы на тему: «Звук [ Ж ] , буква Ж»

Слайд 2

Здравствуй ! Меня зовут Жужа ! Давай поиграем?

Слайд 3

Я очень люблю произносить один звук, догадался какой? Правильно! [ Ж ]

Слайд 4

Для того чтобы произнести звук [ Ж ] , скажи, где у нас должен находиться язычок? Правильно, наверху! Как чашечка! (Покажи как ты умеешь делать «чашечку»)

Слайд 5

А в каком положении у нас губки? Молодец! Губы похожи на «Бублик»! А как расположены зубы? Правильно! Как забор, только между ними есть небольшое расстояние. Когда мы произносим звук [ Ж ] , воздух проходит свободно? Или ему мешают губы, зубы, язык? Да! Воздух встречает преграду! Вывод: Звук [ Ж ] -согласный звук. А теперь положи тыльную сторону ладошки на горлышко и произнеси звук [ Ж ] . Чувствуешь, горлышко гудит! Вывод: Звук [ Ж ] - звонкий звук!

Слайд 6

Вывод: Звук [ Ж ] согласный, звонкий звук, запомни этот звук всегда звучит твердо . Давай поиграем! Я нарисовал картинку на которой есть предметы в названиях которых есть звук [ Ж ] . Найди их и назови.

Слайд 7

Пока мы играли, мне позвонили мои друзья, у них беда! Они хотели навестить меня, но не знают кому в какой вагон садиться. Ты сможешь им помочь? Сколько слогов в названии друга, в такой вагон ему и садиться. (Ребенок называет название друга отхлопывая слоги, следить чтобы слог был правильный и не состоял из одного согласного «жук, ху-дож-ник , ё-жик , же-ре-бё-нок »). Когда ребенок правильно определит количество слогов нажмите мышью на соответствующего друга.

Слайд 8

Чтобы записать звук [ Ж ] нам нужна буква Ж. Посмотри, на что она похожа? Конечно! Она очень похожа на меня! На жука! Найди и сосчитай сколько букв Ж спряталось на картинке. Сконструируй букву Ж. Из пластилина, ватных палочек, пуговиц и т.п.

Слайд 9

Напиши букву Ж. Обрати внимания, буква пишется сверху вниз. Щелкни на жука и он покажет как писать букву.

Слайд 10

Мне нравится с тобой играть! Но пора собираться, а вот и чемоданы. Помоги сложить вещи.(Если слышим звук (Ж) в начале слова, то кладём предмет в первый чемодан, если звук (ж) в середине слова, то кладем предмет во второй чемодан). Определив положение звука щелкните на картинку.

Слайд 11

Ты просто замечательно справился со всеми заданиями, молодец! Если тебе понравилось то мы встретимся еще раз ! Дополнительное задание. Прочитай слоги (Читая мы произносим не название буквы, а звук. Первый звук в слоге поем, второй говорим коротко. Стараемся не делать паузы между первым и вторым звуком. Когда произносим первый звук смотрим какая буква следующая и сразу складываем губы для произнесения следующего гласного)Найди предмет который начинается на этот слог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для детей 6-7 лет по обучению грамоте. Дифференцируем звуки [ ш-ж ]

Слайд 2

Здравствуй! Сегодня перед занятием мы с тобой сделаем гимнастику для язычка. Хорошо? А зачем нам гимнастика? Правильно, чтобы тренировать мышцы языка. Каждый день, Всегда, везде , На занятиях, в игре, Смело чисто говорим , Никуда мы не спешим!

Слайд 4

Какой ты молодец! А теперь давай поиграем с ветерком . Прогони муху. ( Ребенок дует на муху, щеки не раздуваем, вдох делаем через нос, губы слегка вытянуты вперед .) Сделаем упражнение «грибок» и подуем на него. Сдуй листок. Если ребенок дует правильно, щелкните мышью по мухе. И также по листику .

Слайд 5

Привет! Это снова я, Жужа , я тут летела и увидела шину, которая сдувалась и так шипела! И я подумала, а ты умеешь шипеть? И еще: чем наши звуки отличаются? Ты поможешь мне разобраться? Я так и знала, ты мне поможешь! Итак… Произнося звук Звук [ ш ] Губы, Зубы, Язык, А произнося Звук [ Ж ] Губы, Зубы, Язык,

Слайд 6

Ты просто посмотри! Все одинаково! Давай послушаем как они звучат. Прижми ладошку к горлышку и произнеси звук [ ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш ] . Правильно горлышко не гудит!!! Вывод: Звук [ Ш ] согласный, глухой звук, который всегда твердый! [ ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж ] Горлышко гудит! Вывод: Звук [ Ж ] согласный, звонкий звук, который всегда твердый!

Слайд 7

Ты знаешь, чтобы записать звуки [ Ш ] , [ Ж ] н ужны буквы Ш и Ж. Вчера ко мне подошли ребята. Познакомься, их зовут Шура и Женя. Они долго играли вместе, и все игрушки перепутали и теперь не могут сами разобрать их. Давай им поможем? Нужно сложить игрушки в ящики с буквой, на которую начинаются имена детей. Ребенок называет предмет определяет какой звук слышит Ш или Ж . Попросите ребенка ответить полным предложением: «В слове «шампунь» я слышу глухой звук Ш, «шампунь» кладем в ящик с буквой Ш» и щелкаем мышью по предмету.

Слайд 8

Молодец! Как быстро ты справилась с заданием! Шура и Женя играли в слова. Шура показывал картинку , а Женя писала название. Посмотри, Женя не написала несколько слов, помоги ей. В слове Кошка, какой первый звук? Найди соответствующую букву, наведи на неё мышкой и щелкни и т.д. каждую букву.

Слайд 9

Умница! А Жужа стала считать, сколько звуков в словах. А ты сможешь? Сосчитай и скажи, в каком слове больше всего звуков, а в каком меньше всего? Если сосчитала, то проверь себя, нажми на жука и он покажет правильный ответ.

Слайд 10

Ты так замечательно справляешься с заданиями, молодец. Если понравилось, то мы встретимся снова. Расскажешь какие задания вызвали затруднения? До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для К.Толи, повторение пройденного. Звук [ К ] .

Слайд 2

Привет меня зовут Капа, а тебя? Давай поиграем? Я люблю звук [ К ] .Потому что когда идет дождик капельки стучат « к-к-к-к-к-к » Постучи вместе со мной. Ребенок отстукивает заданный ритм по рисунку.

Слайд 3

Чтобы начать играть давай сначало поиграем с язычком,губками и ветерком! Посмотри кто прилетел. Правильно. Это муха. Прогони её. Подуй и она улетит . Ребенок дует на муху, губы трубочкой, щеки не надувает, вдох через нос. Правильно подул, щелкните на муху.

Слайд 4

Улыбка Посмотрите, как лягушки Потянули губки к ушкам.

Слайд 5

Хоботок А теперь слонёнок я , Хоботок есть у меня!

Слайд 6

БЛИНЧИК Язык широкий положи И спокойно удержи.

Слайд 7

ЧАСИКИ Влево – вправо, Влево - вправо Мой язык скользит лукаво :

Слайд 8

КАЧЕЛИ На качелях я катаюсь Вверх- вниз, вверх-вниз А потом взлетаю ввысь.

Слайд 9

ГОРКА Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с горочки.

Слайд 10

Киска сердится Посмотри как выгнул спинку этот рыжий кот!

Слайд 11

Ты знаешь как капает дождик? Правильно «кап – кап - кап ». Напомните ребенку как произноситься звук К. Язык горкой – покашляй. Дождик, дождик, Как –кап, кап-кап, На макушку, Кап-кап,кап-кап , На животик, Кап-кап, кап-кап, И на ножки, Кап-кап, кап-кап. ( ребенок проговаривает и показывает куда капает дождик )

Слайд 12

Посмотри, лягушка и кукушку услышали песенку дождика и решили поиграть со звуком [ к ] ( Произнеси слог 3 раза и щелкни мышью по лягушки .)

Слайд 13

Тучка Капа пролетела над ….( Пусть ребенок повторит сначала слова в И.п. ед. числа(кукушка, какаду, какао, кокон, кок, котик, каток, комок, кубик, кубок, комик), если получилось, то попробуйте повторить предложение с предлогом «над», следить чтобы звук [ к ] ребенок произносил правильно, предложенные слова содержат 2 звука [ к ] , щелкни тучку и она передвинется )

Слайд 14

Посмотри, сколько у меня картинок! Назови что это? Ответ ребенка: «Это пена».(мак, вода, кофе, хата, поле, ива)

Слайд 15

Игра «Прятки» Давай поиграем в прятки? Наведите на картинку мышью и щелкните один раз и картинка исчезнет. Спросите: Чего нет? Ответ ребенка «Нет воды» и т.п.

Слайд 16

Тебе понравилось со мной играть? Если понравилось встретимся в другой раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие на автоматизацию звука [ л ] Ф ормирование фонематического восприятия навыков анализа и синтеза, формирование умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры, развитие функции программирования, регуляции и контроля .

Слайд 2

Здравствуй! Как тебя зовут? Меня зовут Лунатик. Я пришел к тебе за помощью. Вчера Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Мы Лунатики , жители Луны, долго думали, что подарить Солнцу , Царю света, чтобы он был очень рад подарку, но так и не придумали… Ты не мог бы нам помочь?

Слайд 3

Но прежде чем заниматься каким – либо делом, мы, Лунатики, делаем космическую зарядку, для губ, языка и ветерка. Давай сделаем зарядку! (Пока слайд на экране, ребенок должен удерживать артикуляционную позу, под счет до 6-10)

Слайд 4

Улыбка Посмотрите, как лягушки Потянули губки к ушкам.

Слайд 5

Хоботок А теперь слонёнок я , Хоботок есть у меня!

Слайд 6

БЛИНЧИК Язык широкий положи И спокойно удержи.

Слайд 7

ЧИЩУ ЗУБКИ Чищу зубки, чищу зубки И снаружи и внутри, Не болели чтоб они

Слайд 8

Вкусное варенье Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу .

Слайд 9

Чашечка Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

Слайд 10

Парус Плыл кораблик по волнам, Парус рвался к облакам

Слайд 11

Какой ты молодец! А теперь давай поиграем с ветерком . Прогони муху. ( Ребенок дует на муху, щеки не раздуваем, вдох делаем через нос, губы слегка вытянуты вперед .) Сделаем упражнение «грибок» и подуем на него. Сдуй листок. Если ребенок дует правильно, щелкните мышью по мухе. И также по листику .

Слайд 12

Молодец, а теперь чтобы помочь лунатикам, надо добраться до Луны. Сначала полетим на космодром. Как ты думаешь, на чем? Конечно на самолете ! (Острый Язычок ставим за верхние резцы, гудим в кончик языка,(Если не получается, то просто прижимаем кончик языка зубами, ))губы в улыбке. [ Л-л-л-л-л-л-л-л-л ] (Когда ребенок начнет произносить звук, щелкните на самолет мышью)

Слайд 13

Когда мы произносим звук [ Л ] , что мешает свободному прохождению воздуха (ветерка)? Правильно! Язык Значит звук [ Л ] , согласный звук. Дотронься тыльной стороной ладошки до горлышка и коротко произнеси [ Л ] . Правильно горлышко гудит! Значит звук [ Л ] согласный, звонкий звук!

Слайд 14

Пока мы летим давай поиграем. Будем слушать звук самолета. Если слышишь звук самолета [ Л ] , щелкни мышью на самолетик. (взрослый произносит звуки , например к-н-п-в-л-п-р-д-м-л-н , потом слоги ка-на-ра-ла-ро-мо-ло-но и т.п.)

Слайд 15

Мы прилетели на космодром, надо пересесть в ракету, которая перенесет нас на Луну. В нашей ракете много ненужных вещей. Каких? Назови правильно. Давай наведем порядок и их уберем . Пример: если мы уберём медведя. Нет кого? ( Нет медведя .)(Когда ребенок сказал правильно, щелкните мышью по этой картинки)Слова: тополек, буханка, медведь, пипетка, тюльпан, дельфин, поганка, калитка, малютка, комната.

Слайд 16

Теперь можно забираться в ракету. А ты знаешь, что означает слово «забрался»? Правильно! Посмотри и скажи кто куда забрался.

Слайд 17

А теперь полетели!( Ребенок за взрослым произносит слоги, при правильном произнесении щелкните мышью по ракете) 1-бла-бло-блу-блы 2-гла-гло-глу-глы 3-зла-зло-злу-злы 4-кла-кло-клу-клы 8-шла-шло-шлу-шлы 7-фла-фло-флу-флы 6-сла-сло-слу-слы 5-пла-пло-плу-плы 9- тла-тло-тлу-тлы 10- хла-хло-хлу-хлы

Слайд 18

Вот мы и на Луне! Посмотри сколько красивых вещей на луне! Что же мы подарим Солнцу? Давай подарим Солнцу те предметы, которые будут напоминать ему о Луне. На какой звук начинается слово Луна?(Слово «Луна» начинается на звук [ Л ] ) Давай выберем все предметы в которых слышим звук [ Л ] , а те предметы в названиях которых нет звука [ Л ] мы уберем, щелкая по этому предмету мышью. Молодец! Эти предметы мы и подарим Солнцу. Внимательно посмотри на наши подарки и запомни их. А теперь перейди к следующему слайду. ( дудка, лодка, молоток, духи, палатка, колбаса, дыня, медуза, одеяло, диван, лопата, желудь, лавка, сморода, колодец, звезда, индеец, клубок, индеец )

Слайд 19

Какие подарки потерялись?

Слайд 20

Спасибо тебе за помощь! (Давай передадим привет Солнцу, запиши предложения цифрами.) Привет ! Мы всегда тебе рады! (Взрослый произносит слово, ребенок считает сколько звуков в слове и щелкает соответствующую цифру(пример: В предложении «Луна привет!» 4 6!))

Слайд 21

Спасибо за помощь! Если тебе понравилось мы можем встретиться еще раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для детей 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте Зв у к [ д,дь ] , буква Д Формирование фонематических представлений, совершенствование умения детей пользоваться в речи предлогами.

Слайд 2

Здравствуй. Сегодня на занятии мы с тобой познакомимся со звуком, который очень нравится одной забавной птице. Птица эта живет в лесу. А вот как эта птица называется, попробуй догадаться. Отгадай загадку: Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор, Все время стучит, Дерево долбит, Но их не калечит, А только лечит .

Слайд 3

Молодец! Конечно, это дятел! Как ты думаешь, какой звук любит дятел? Конечно, он любит звук [ д ] Чтобы правильно и четко говорить так, как стучит дятел, сделаем упражнения для язычка? Хорошо, начнем.

Слайд 4

Упражнения: «Блинчик»(лопатка), «орешки», «вкусное варенье», «качели», «маляр», «лошадка», «грибок», «барабан».

Слайд 5

Молодец! Но посмотри, пока мы делали гимнастику для язычка, Дятел спрятался. Наверное, он за листочками. Давай подуем на листочки и увидим где Дятел . ( Ребенок делает вдох через нос, выдыхает через рот, губы слегка вытянуты, щеки не надувает) Щелкните на листочки поочередно.

Слайд 6

Посмотри , Дятел на листочке прислал нам письмо.

Слайд 7

Ответим дятлу на письмо? Когда мы произносим звук [ Д ] . Где у нас находится язык? Правильно, за верхними зубами, стучит. Мы можем этот звук пропеть? Что мешает прохождению воздуха? Конечно – Язык! Вывод: Звук [ Д ] согласный звук. Приложи тыльную сторону ладошки к горлышку и произнеси звук [ д-д-д-д-д ] Горлышко гудит. Вывод: Звук [ Д ] согласный звонкий звук.

Слайд 8

А теперь давай поиграем. Игра поймай звук [ Д ] . Если слышишь звук «дятла» то хлопни в ладоши. Взрослый произносит цепочку звуков например: [ п-р-л-т-д-к-н-е-г-р-д-б-т-м ] , если ребенок услышал звук [ Д ] щелкни на картинку . Далее произносим цепочку слогов «па де ра ми ду ко ды ро до» и т.п. А теперь слова «балка, сом, дуб, парта, береза, дом, елка, диван, солдат, дым, мышь» и т.п.

Слайд 9

Дятел прыгал по ветке и искал червяков . В начале ветки, в середине и в конце ветки. Распредели картинки по схемам определив место звука в слове. (картинки со звуком [ д ] в конце слова нет т.к. этот звук в конце слов оглушается и слышится как Т ) щелкните мышью на картинку после правильного определения места звука Д в слове

Слайд 10

Итак звук [ Д ] согласный, звонкий звук. Но он еще может быть твердым и мягким. Послушай как звучит согласный, звонкий, твердый звук [ д ] : [ Д-да-до-ды-ду-дэ ] А теперь поиграем в игру «камень и подушка» (если слышишь звук [ Д ] то покажи кулак, а если звук [ Д ь ] , то покажи подушку(сложи ладошки под щеку, как будто спишь)) И как звучит согласный, звонкий, мягкий звук [ Дь ] : [ дь-дя-дё-ди-де-дю ] Взрослый произносит слоги, слова ребенок показывает, добейтесь того чтобы ребенок не делал ошибок. Пример: да, до, де, дю , ду дед, дом, дятел, диван, дрова, дудка, дерево и т.п.

Слайд 11

Ч тобы записать звуки [ Д,Дь ] нам нужна буква Д . Посмотри на что она похожа? Буква Д - как будто дом, Но всегда с одним окном. Буква Д встает пораньше, Трактор Д нам поле пашет.

Слайд 12

А теперь давай сами сконструируем букву Д

Слайд 13

Посмотри дятел тоже сделал букву Д из веточек которые нашел… Скажи, а где он нашел веточки для буквы. Щелкни на дятла.

Слайд 14

Ты молодец! С твоей помощью Дятел теперь знает о звуке [ д ] и букве Д все! Повтори : Буква Д нужна для записи согласного, звонкого звука [ д ] , который может быть и твердым, и мягким. И он придумал игру .(«добавь слог», взрослый называет начало слова, а ребенок заканчивает его слогом «да») Дятел начинает говорить слог, а ты закончи слогом «ДА», и получи слово!

Слайд 15

Ты знаешь, Дятлу очень понравилось с тобой играть! И ему будет очень приятно если ты вспомнишь загадку о нем. До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на автоматизацию звука [ Р ] в произношении. Задачи: Коррекционно-образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; Тренировать в согласовании прилагательного и существительного Коррекционно-развивающие: развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р]; Развивать зрительное и слуховое внимание. Коррекционно-воспитательные: способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Слайд 2

Здравствуй! Сегодня мы с тобой полетим на Марс. Ты знаешь, что такое Марс? Да, Марс - это планета Солнечной системы. Как называют людей, которые летают в космос? Совершенно верно! Астронавты. А какими они должны быть? Да, сильными, смелыми, умными, отважными, здоровыми и т.п. (как придумает ребенок) Давай сделаем гимнастику для язычка, он ведь тоже должен быть сильным, послушным. Если мы встретим марсианина, нам захочется рассказать о себе и о нашей планете? А чтобы он нас понял, мы должны хорошо и понятно говорить!

Слайд 3

На чем же мы сможем добраться до Марса? Конечно на ракете! Сейчас мы с тобой побудем конструкторами и сами соберем ракету. Для этого надо просто подуть на деталь и она сама станет на место. Дуть надо правильно, щеки не надуваем, вдох делаем носом, выдох ртом губы слегка вытянуты.( Если ребенок дунул правильно, сильно нажмите мышью на деталь.)

Слайд 4

Молодец! А теперь давай заведем мотор нашей ракете. Нам нужно правильно произнести звук [ Р ] , Давай вспомним как он произносится. ( Ребенок делает вдох носом и произносит длительно звук [ р ] , щелкните на ракету, пока она летит ребенок рычит )

Слайд 5

Пролетая одну планету за другой мотор ракеты по разному рычал. Повтори за взрослым, произноси звук [ Р ] более протяжно чем гласный звук.

Слайд 6

Посмотри, вот мы и на Марсе. Как тут красиво! И все красного цвета. Назови, что ты видишь .(Ребенок проговаривает сначала существительные, потом согласовывает слово «красный» с этими сущ. .говоря «красный сыр» (веер, комар, топор, шар, мухомор, самовар, помидор, телевизор)и т.д.) Проговариваем слова медленно, более длительно говорим звук Р: мухоморррр.

Слайд 7

А если мы все предметы перекрасим в черный цвет, то какие они будут? ( проговариваем так же как и с красным.)

Слайд 8

Марсиане любят играть в вопрос –ответ. Давай поиграем? Послушай вопрос и ответь полным ответом. Пример: Что съели мыши? «Мыши съели красный сыр.» Что запыхтело? Кто пищит над головой? Что положили в сарай? Что лопнуло у Маши? Что нашли в лесу под елкой? Что купили в магазине? Что положили в салат? Что выключил папа? Что съели мыши?

Слайд 9

Ты молодец! На следующей встрече мы продолжим путешествие по Марсу, на сегодня мы закончим маленькой чистоговоркой. Попробуй её выучи. Ребенок правильно повторил, щелкните на картинку мышью . Ар-ар-ар летит комар. Ор-ор-ор подмели мы двор Ур-ур-ур-щенок гоняет кур Ыр-ыр-ыр мы едим сыр.

Слайд 10

Умница. До скорой встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на автоматизацию звука [ Р ] в произношении. Задачи: Коррекционно-образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; Тренировать в согласовании прилагательного и существительного Коррекционно-развивающие: развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р]; Развивать зрительное и слуховое внимание. Коррекционно-воспитательные: способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Слайд 2

Здравствуй! Ну вот мы и встретились снова. Продолжим наше путешествие по космосу? Сегодня мы отправимся на необычную планету, которая называется Сатурн. И конечно, перед полётом нам надо потренироваться . Приготовились, начали!

Слайд 3

Пока мы с тобой тренировались небо заволокло тучами и стало темно. Даже не видно где же наш космический аппарат. Давай хорошо подуем и разгоним тучи. Ребенок дует на артикуляционный уклад «грибок», взрослый щелкает мышью.

Слайд 4

Теперь можно и в путь! Заведи мотор и полетели.( щелкаем мышью по ракете )

Слайд 5

Когда мы летели в космосе, что мы видели? Правильно, мы видели много звезд, метеориты, комету, планеты. (Когда ребенок повторит словоряд (следите за правильностью произнесения звука Р)щелкните мышью по слайду. Объясните незнакомые слова)

Слайд 6

Вот мы и прилетели на Сатурн. Как ты думаешь, как мы назовём инопланетян, которые живут на Сатурне. На марсе живут марсиане. На Сатурне…..(сатурииняне), Ты знаешь если их позвать по именам то они покажутся.( Щелкни мышью) Макар Захар Фёдор Артур Никанор Нестор Александр

Слайд 7

Сатурииняне всегда чем-то заняты. Посмотри на картинки и скажи, что каждый из них делает. (Ребенок проговаривает предложение, пусть покажет картинку ,на которой нарисован тот инопланетянин про которого он сказал. После того как все предложения обговорены предложите поиграть . Пусть вспомнит где Макар и что он делал, Никанор и т.п.)

Слайд 8

Тебе понравилось путешествовать? Замечательно! Надо возвращаться домой. Заведи мотор и полетели домой. До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Продолжение автоматизации звука К, формирование слоговой структуры слов 1-2типа.

Слайд 2

Здравствуй! Я соскучилась по тебе. Поиграем? Сегодня Тучка Капа пошла погулять. Сначала она позавтракала и съела блинчик. Потом она попила чаю из чашки.

Слайд 3

Потом она перелетела через забор и попала не детскую площадку. На площадке Капа покачалась на качелях, на горке, на лошадке.

Слайд 4

И стала играть в прятки. Капа спряталась попробуй её найти. Не видишь? Сдедай язычок трубочкой и подуй в трубочку и тучка найдется. ( Ребенок дует на тучи , взрослый щелкает мышью.)

Слайд 5

Капа обрадовалась, что её нашли и стала капельками играть на барабане. Послушай музыку дождика и подбери к нему рисунок.

Слайд 6

Посмотри, Капа получила письмо.

Слайд 7

Что же у неё в письме? (Вспомните вместе с ребенком как правильно произносить звук К, Щелкните мышью по слайду и появиться картинка с чистоговоркой. Повторите её правильно 3 раза , чтобы ребенок запомнил. И щелкните мышью и появиться следующая картинка, делаем аналогично со всеми картинками т.д.)

Слайд 8

А теперь давай вспомним все чистоговорки . Взрослый проговаривает начало чистоговорки ребенок заканчивает её если повторил правильно щелкни мышью по слайду.

Слайд 9

Молодец! До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра ходилка «Самолеты» для автоматизации звука Л

Слайд 2

Прежде чем начать игру, сделаем гимнастику для зарядки язычка энергией.

Слайд 3

А теперь подуем, вдох через нос, вдохнули, губки слегка вытянули, щеки не надуваем, подули, также дуем на артикуляционную позу «Грибок», «лопатку», «трубочку». Щелкните мышью, появится свеча.

Слайд 4

Заведем мотор у Самолетов.

Слайд 5

Речевой материал к следующему слайду .(Ребенок проговаривает слогоряд и словоряд, после правильного повторения щелкните мышкой по слайду)

Слайд 6

А теперь, поехали! Какой самолет раньше доберется до финиша?

Слайд 7

Молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра ходилка «Самолеты» для автоматизации звука Л

Слайд 2

Прежде чем начать игру, сделаем гимнастику для зарядки язычка энергией.

Слайд 3

А теперь подуем, вдох через нос, вдохнули, губки слегка вытянули, щеки не надуваем, подули, также дуем на артикуляционную позу «Грибок», «лопатку», «трубочку». Щелкните мышью, появится свеча.

Слайд 4

Заведем мотор у машин.

Слайд 5

Речевой материал к следующему слайду .(Ребенок проговаривает слогоряд и словоряд, после правильного повторения щелкните мышкой по слайду)

Слайд 6

А теперь, поехали! Какая машина раньше доберется до финиша?

Слайд 7

Молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука Р (продолжение)

Слайд 2

Здравствуй! Сегодня мы с тобой отправимся в магазин. А на чем мы полетим? На самолете! Но сначала его надо собрать. Для этого сильно подуем на «Грибок» ( Вдох через нос, упражнение «Грибок», сильно дуем, а язычок постараемся не опускать.(ребенок постарался, щелкните мышью на слайд и так 3 раза))

Слайд 3

Молодец! У нас есть транспорт. Теперь в путь. И все, что найдем, заберём с собой! (Щелкаем мышью по слайду.)

Слайд 4

Молодец! Покажи еще раз как работает мотор у нашего самолета? ПРА-ПРА-ПРА ПРО-ПРО-ПРО ПРУ-ПРУ-ПРУ ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

Слайд 5

Вот мы и в магазине. Расскажи, что есть в магазине. «В магазине газета «Правда». (пробка, прут, прыгун, братья, брови, брус, бобры, бранза , бронза)»

Слайд 6

А теперь, мы махнем волшебной палочкой и все превратим в бронзовые фигурки. Смотри, теперь : «В магазине бронзовая газета «Правда». (пробка, прут, прыгун, братья, брови, брус, бобры, бранза , бронза)»

Слайд 7

Догадайся, что мы купили, а что нет.

Слайд 8

А теперь давай выучим загадку и загадай её своим друзьям. Если отгадал правильно щелкни мышью.

Слайд 9

Молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука Л (3)

Слайд 2

Здравствуй! Сегодня мы с тобой отправимся в магазин. А на чем мы полетим? На самолете! Но сначала его надо собрать. Для этого сильно подуем на «Грибок» ( Вдох через нос, упражнение «Грибок», сильно дуем, а язычок постараемся не опускать.(ребенок постарался, щелкните мышью на слайд и так 3 раза))

Слайд 3

Молодец! У нас есть транспорт. Теперь в путь. И все, что найдем, заберём с собой! (Щелкаем мышью по слайду.)

Слайд 4

Вот мы и в магазине. Расскажи, что стоит на полках. За чем мы пришли в магазин? (Ребенок называет предметы, потом отвечает полным ответом. «Мы пришли в магазин за…..»)

Слайд 5

А теперь скажи какие предметы мы купили? («Мы купили голубые банки».)

Слайд 6

Посмотри внимательно и скажи, что мы забыли в магазине?

Слайд 7

А теперь давай выучим загадку и загадай её своим друзьям. Если отгадал правильно щелкни мышью.

Слайд 8

Молодец! Но встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука Р (стечение звука Р с другими согласными)

Слайд 2

Здравствуй! Сегодня я получила письмо. Посмотри, что в нем написано. (Щелкните мышью и появится письмо, щелкните на ножницы, и еще раз по слайду. Прочитайте письмо, спросите , кто такой Петрушка? Подуй на слайд (Не забывайте, что вдох делаем через нос, сделаем из язычка трубочку и подуем в неё.)и он появится, ребенок дует, а вы щелкните на слайд. )

Слайд 3

Как же нам помочь Петрушке?( Выслушайте предложения ребенка ).А, может, нам построить ему дом? Из чего строят дом? (ответы ребенка). Откуда мы возьмем киррррпичи ? Правильно из магазина. Тогда отправляемся в магазин . На чем? Да, поехали на машине. Машина в гараже. Нужно открыть замок. Замок заколдованный и чтобы его открыть необходимо сделать вот эти упражнения. ( после выполнения ребенком упражнения щелкните мышью на соответствующую картинку и так с каждым упражнением. Когда появиться замок Попросите произнести волшебные слова «АДРА-АДРО-АДРЫ-АДРЭ»,щелкните на замок.) А теперь заведите машину.(РРРРР)

Слайд 4

Вот мы и в магазине! В этом магазине продают товар не за деньги ,а за правильно сказанные слова. Будем проговаривать словоряды . ( если ребенок правильно сказал, то щелкаем мышью). Итак , говорим и покупаем , и сразу будем строить дом.

Слайд 5

Дом мы построили, посмотри чего нет в нашем доме ? Правильно, окошка. Посмотри какое окошко в магазине из него кто-то выглядывает. Скажи кто выглядывает из окошка полным ответом. (Из окошка выглядывает Петрушка. (матрос, Федр, подружки, друзья, Петр) Щелкните по картинки героя и появится другой) . Молодец, теперь в нашем доме есть окошко(щ елкните мышью по слайду, появится окошко)

Слайд 6

Чего еще нет у домика Петрушки? Ну конечно, трубы! Посмотри, вот труба. ( Какая труба? Пусть ребенок отвечает самостоятельно, пример ответа: (Оранжевая труба, кирпичная труба, коричневая труба, большая труба… и т.п.))А кто сидит на трубе? (щелкните мышью по слайду .(Примерный полный ответ :На коричневой трубе сидит певчий дрозд.) Кто спрятался за трубой? Щелкните мышью . Попросите ответить полным ответом.) Молодец! Теперь у дома есть труба!

Слайд 7

Петрушка очень обрадовался домику! И решил всех угостить ватрушками. Сосчитай сколько ватрушек принес Петрушка? ( Счет: Одна ватрушка, две ватрушки, …и т.д .) Посмотри кто ест ватрушки? (Примерный ответ: Петрушка ест ватрушку.) И про себя не забудь сказать , Петрушка и тебя угощает.

Слайд 8

Посмотри как Петрушка танцует, он очень рад. И ему очень понравилось строить дом вместе с тобой, а тебе? До встречи!!!