Материал для родителей

Пяткина Анна Сергеевна

экспресс-листы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспресс-лист

Если ребенок заикается

        

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

        Вероятность возникновения заикания увеличивается:

  • если заикается кто-то из родственников;
  • у аллергиков;
  • при частых респираторных заболеваниях;
  • при нарушении внимания.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

Рекомендации:

  1. Не побуждайте заикающегося ребенка лишний раз к речи. Не требуйте от него рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы.

  1. Важно ограничить участие ребенка в играх соревновательного характера, так как это является для него стрессовой ситуацией.

  1. Периодически устраивайте режим молчания. Играйте в игры молчанки: ребенок молча лепит какую-либо фигуру или изображает что-либо, а взрослый отгадывает.

  1. Важно приучать ребенка слушать спокойную музыку, чаще пойте с ним и танцуйте. Занятия должны быть замедленного темпа.

  1. Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, кислой, горькой.

  1. Речь в присутствии ребенка должна быть замедленного темпа.

  1. При чтении в слух ребенок должен слышать четкое, выразительное, неторопливое, с паузами чтение. Главное – быстро не читать! Тексты для чтения должны быть простые и понятны детям.

Уважаемые родители, если вы обнаружили отклонения у ребенка в речи, обратитесь за помощью к логопеду, с тем, чтобы не был упущен момент, позволяющий своевременно начать необходимую работу.

СЛЕДИТЕ ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА!



Предварительный просмотр:

Экспресс-лист

Как звучат слова

        

        С раннего возраста, приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы, родители и педагоги, выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Прогноз зависит в каждом отдельном случае от соматического здоровья, различных нарушений, а также от структуры личности самого ребенка.

        Эти задания направлены на развитие фонематического слуха у ребенка, что является важнейшей предпосылкой обучения чтению и грамотному правильному письму.

  • Игра не должна утомлять ребенка.               Не забывайте хвалить малыша.

  1. Игра: «Подскажи словечко»

         Лежебока рыжий кот                              Михаил залез на дуб,

         Отлежал себе … (живот)                        Чтобы врач не вырвал … (зуб)

         Наша Таня громко плачет,                     На реке большая драка,

         Уронила в речку … (мячик)                   Поссорились два … (рака)

  1. Игра: «Найди себе пару»

        Подобрать пару, чтобы слова звучали похоже (подобрать рифму)

Песок – носок, муравей – воробей, птичка – синичка, елочка – иголочка, малина – калина.

  1. Игра: «Что здесь не так?»

Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово - … ОРОВА. Что это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные мною слова».

… ОЗА (роза), … АР (шар); КОМА… (комар), ПЕНА… (пенал)

  1. Игра: «Звуковое домино»

        Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове.

          Игра – альбом – мак – крокодил – лужа – а …

  1. Игра: «Угадай слово»

        Слово произносится по звукам, а ребенок называет его слитно.

          М – А – К (мак), К – О – Т (кот), С – Т – У – Л (стул)

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

Экспресс-лист

Летние игры с водой

        Всех детей очень привлекают игры с водой.

Летом, в теплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе, налив ее в тазик или надувной бассейн.

  • Кораблик из кусочка льда

игры с водой для детей

Согните трубочку и закрепите ее при помощи скотча в стаканчике, налейте в стакан воду и поставьте его в морозилку, чтобы вода замерзла, затем достаньте лед из стаканчика, при помощи ножниц и дырокола сделайте из цветной бумаги парус и закрепите его на кораблике.

  • Танец под водой

Может так случиться, что вам не удастся попасть на пляж, но, тем не менее, очень захочется немного охладиться. Все, что вам необходимо, - садовый шланг или поливалка для огорода. Маленькие дети любят бегать и танцевать под струями воды. Можно менять высоту и направление струи.

  • «Холодный» человек

Конечно, оказаться в мокром покрывале на детском празднике не очень-то приятно. Однако в жаркий полдень - это как раз то, что нужно.
Возьмите старую простыню или большое полотенце, намочите и отожмите его. Пусть ребенок закутается во влажное полотенце или растянется на простыне, чтобы почувствовать прохладу. Если жара становится нестерпимой, разрешите ребенку полежать и в тени на мокром полотенце.

Переливать и отмерять воду, используя, конечно, чистую домашнюю посуду, - прекрасное занятие для малышей не только дома, но и на пляже. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать. Ребенок придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.



Предварительный просмотр:

Экспресс - листlp_01

      Логопедические игры в песочной стране

            В песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

В песочнице можно играть в разнообразные игры: 

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки и др.);
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат.

  • Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
  • Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребенку завязывают глаза.
  • Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.  
  • Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.



Предварительный просмотр:

Экспресс-лист

Совершенствование словесно-логического мышления и речи

      Развитие словесно-логического мышления – одна из важных задач.

Словесно-логическое мышление – это одно из трех видов мышления, характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

                            Как же взрослый может помочь ребенку?

  • Взрослый должен помогать ребенку осмыслить  события и явления окружающей действительности, учить искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Варианты вопросов: - Почему зайца трудно увидеть на снегу? – Зачем зимой надевают шубу? И др.
  • Важной операцией мышления является сравнение (поиск общего в различном и различий в сходном). Сравните предметы: диван и кровать, лошадь и автомобиль и т.д.
  • Ответы на вопросы по сказкам: - Почему семеро козлят открыли дверь Волку? – Кто из трех поросят не боялся Волка? Почему? И др.
  • Отгадайте загадки: - Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник). – Не на полу, не на потолке, а смотрят в дом и на улицу. (Окна).
  • Понимание пословиц и поговорок, объяснение их смысла.                             – Семь раз отмерь – один раз отрежь.                                                               Варианты: 1. Сними мерку, потом разрезай ткань. 2. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьезное. 3. Сложенную ткань легче разрезать.
  • Исключение «четвертого лишнего».

                          Например:

Самолет, корабль, стул, велосипед.

Стул, диван, спинка, кресло.

Мягкое, кресло, удобное, кожаное.

Кислый, сладкий, тяжелый, соленый.

Холодно, далеко, тепло, жарко.

Я знаю точно, что в лесу

Встретишь рыжую лису,

Волка с острыми зубами,

Корову с крепкими рогами,MC900370140[1]

                          И быстроногого оленя.

                          Но почему смеется Лена?

                          В чем ошибка у Кирилла,

Что так Лену рассмешила?