Эссе «Проблемы начинающего педагога в период адаптации»

Донкова Марина Владимировна

Как тернист путь того, кто посвящает свою жизнь профессии учителя! Понять современное время, найти эффективную методику  – непросто. Образование отвечает требованиям современной жизни. Стремление достичь высоких педагогических идеалов,  обучить детей, быть им необходимым – вот что делает молодого учителя основой будущего  образования.

Почему я выбрала именно эту профессию? Ответ прост. Мой жизненный путь определила любовь к детям, желание правильно воспитывать подрастающее поколение, отдавать частичку своей души и тепла детям. Чем больше работаю, тем чаще убеждаюсь в том, что моя профессия – лучшая в мире! Существует мнение, что профессия учителя не очень престижная, зарплата не у всех достойная. Трудно сегодня приходится сеятелям «разумного, доброго, вечного». И почва каменистая, и ветры переменчивые, и не всегда семена дают желанные всходы. Сегодня очень актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет».

Избирая нелёгкий труд учителя, нужно быть готовым к упорной и подчас неблагодарной работе с разными группами детей; с их противоречивыми родителями, с требовательной администрацией. Не показать свою слабость, преодолеть возникший страх, расположить людей к себе – сложнейшая задача, стоящая перед начинающим педагогом.

В первый год работы учителем начальных классов пришлось столкнуться с первыми трудностями – поведением детей. Мне дали первый класс, где  некоторые дети имели сложное поведение, присутствовали дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и  дети – иностранцы. От напряженной обстановки в классе хотелось сбежать. Но, постепенно, путем долгой работы, всё стало налаживаться.

Еще одной проблемой моей адаптации стали отношения с родителями учеников: недопонимание, возраст некоторых родителей превосходил мой, социально-экономическое положение семей.

Учась в школе, я считала, что работа учителя заключается в проведении уроков и  проверке тетрадей. Но оказалось, что это лишь малая доля. Учитель, обучая детей, учится и сам. Я стремлюсь учиться тому, что поможет преодолеть трудности моей профессии, проблемные моменты. Для этого непрерывно повышаю свою квалификацию, с большим желанием участвую в педагогических конкурсах и этого же требую от своих учеников, ведь благодаря этому повышается и собственная самооценка и мнение окружающих. Мои дети активно участвуют  в различных предметных и творческих конкурсах, олимпиадах,  проводимых на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях, занимают призовые места. Особенно, гордимся участием с призовыми местами во Всероссийском  конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся общеобразовательных организаций, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования «От первых открытий к вершинам побед»,  во Всероссийском конкурсе «Чудо природы»,  в региональной межпредметной олимпиаде «Эрудит».

Профессия учителя обязывает показывать свое мастерство, проводить открытые уроки. Удачное проведение открытого урока литературного чтения «Н.Носов «Живая шляпа» во втором классе, подготовленного в кругу методического объединения учителей начальных классов, дало толчок к участию в муниципальном конкурсе молодых педагогов «Признание». Это стало нашей первой победой – призовым местом. На этом мы не остановились и стали лауреатами в республиканском конкурсе «Старт в профессию».

Несмотря на все трудности, которые поджидают молодого педагога на пути профессионального становления, можно смело сказать, что профессия учителя – лучшая.  Ведь ничто не сравнится с искренними детскими улыбками, милой детской непосредственностью и неудержимой энергией. В школе я работаю уже третий год и с неподдельной радостью говорю всем, что люблю свою работу.