Эссе "Я - педагог"

Донкова Марина Владимировна

«Я – педагог»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

(Конфуций)

      Как тернист путь того, кто посвящает свою жизнь профессии учителя! Понять современное время, найти эффективную методику  – непросто. Образование отвечает требованиям современной жизни. Стремление достичь высоких педагогических идеалов,  обучить детей, быть им необходимым – вот что делает молодого учителя основой будущего  образования.

Почему же я выбрала эту профессию? Ответ прост. Мой жизненный путь определил любовь к детям, желание правильно воспитывать подрастающее поколение, отдавать частичку своей души и тепла детям. Чем больше работаю, тем чаще убеждаюсь в том, что моя профессия – лучшая в мире! Существует мнение, что профессия учителя не очень престижная, зарплата не у всех достойная. Трудно сегодня приходится сеятелям «разумного, доброго, вечного». И почва каменистая, и ветры переменчивые, и не всегда семена дают желанные всходы. Учителя доверчивы, как дети. Они привыкли быть за все и за всех в ответе, привыкли оберегать, опекать, обучать. Учитель – человек, которому доверяют воспитание детей. А дети – будущее страны.

Современный учитель должен быть вооружён определёнными навыками педагога нового поколения – владеть цифровыми компетенциями, быть способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание обучающихся в любой ситуации, следить за технологическими образовательными тенденциями, непрерывно заниматься самообразованием.

Учителю нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться. В то же время перед каждым конкретным учеником необходимо ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха».   Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия современного учителя. Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Именно тогда учитель самосовершенствуется, его педагогические достижения  становятся востребованными в современном обществе.

       Как говорил известный австрийский писатель Карл Краус, «что переварили учителя, тем питаются ученики». Учитель должен постоянно вносить разнообразие в образовательный процесс, не допуская пассивности учеников на уроке. На своих уроках часто использую такие интерактивные методы и приёмы, как «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «Корзина идей» и многие другие. Эти методы требуют больше подготовки, однако  приносят больше плодов, чем традиционные. Они помогают каждому ребёнку осознать собственную уникальность.

      Талант современного учителя раскрывается в том случае, если на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось тянуться к новому,  решить поставленную перед ним проблему, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому  стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекаю детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.

         Во все времена педагог был образцом духовности, воспитанности, порядочности и справедливости. Всегда в сердце педагога жила любовь к детям. Это главная причина выбора моей профессии. Любовь к детям, к своей работе, желание видеть счастливые глаза учеников мотивируют к профессиональному совершенствованию. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», — говорил Лев Николаевич Толстой. Разделяя мысли великого писателя, я руководствуюсь ими в своей педагогической деятельности. Быть учителем — не профессия, это образ жизни, миссия.