Работа с родителями


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями

обучающихся с РАС

Неотъемлемым условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нарушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, происходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психические ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, несмотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.

Задача специалистов - сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родителей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Конечным результатом работы с родителями является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.

Цель работы с родителями - повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Основные задачи работы с родителями:

  • Получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка.
  • Формирование адекватных детско-родительских отношений.
  • Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.
  • Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.
  • Психологическая поддержка.

При рассмотрении процессов, происходящих с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития, можно выделить несколько аспектов: проблемы адаптации к ситуации болезни ребенка, детско-родительские отношения, взаимодействие родителей и специалистов.

Индивидуальное и групповое консультирование.

Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

  • особенностей развития детей с РАС;
  • коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
  • о способах взаимодействия с ребенком;
  • о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
  • о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
  • эффективных технологий оказания помощи детям с РАС;
  • информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.

Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, об участии специалистов сопровождения, возможностях ребенка в освоении АООП НОО, о трудностях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процессе его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.

Задача специалистов школьной службы сопровождения - максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.

В процессе консультирования/информирования повышается родительская компетентность.

Главным результатом работы с родителями должна стать возможность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.

Взаимодействие родителей и специалистов

Впервые узнав о проблеме своего ребенка, родители, как правило, испытывают смятение от происходящего и чувство беспомощности. Они не подготовлены к рождению ребенка с нарушениями и поэтому склонны безоговорочно полагаться на советы специалистов, с которыми имеют дело в этот период. Позже, особенно в случаях, когда специалисты оказываются неспособными предоставить адекватную информацию и рекомендации, родители могут подвергнуть сомнению их авторитет. Таким образом, роль специалиста не столько предписывается, сколько достигается; иными словами, чтобы стать специалистом, необходимо успешно пройти соответствующую программу образования и практики.

Важен и такой аспект: специалисты, работающие с особыми детьми и их семьями, сами выбрали эту специальность. В отличие от родителей, давших жизнь ребенку с нарушениями, они работают в этой области по своей воле, ради удовлетворения научного интереса, альтруизма, финансовых или иных выгод или же из каких-то иных соображений. Родители, которым приходится иметь дело со своими проблемами 24 часа в сутки, могут испытывать неприязнь к специалистам, посвящающим их проблемам исключительно рабочее время.

Помимо этого, роль специалиста функционально специфична и со временем становится все более специализированной. Родители ожидают от преподавателей экспертных знаний в области педагогики, но не ждут от них экспертных знаний в области медицины. Учителя, врачи, психологи, логопеды и другие специалисты, работающие с детьми и их семьями, имеют каждый собственную область знаний. Однако родители не всегда понимают разницу между этими областями и могут не знать, к кому лучше обращаться. Но, кроме того, родителей интересует и ребенок в целом. Они видят в нем не просто ребенка «с нарушениями», но и исполнителя многих ролей - сына, внука, ученика и т.д. Большинство родителей ценят, когда врач интересуется успехами их ребенка в школе, а учитель - его медицинскими проблемами.

Со стороны некоторых специалистов в отношении детей с особенностями и их семей существуют предубеждения. Они могут не испытывать от общения с детьми с особенностями никаких положительных эмоций и склонны стигматизировать людей с нарушениями.

Стигматизация- это отношение к людям с нарушениями, которое имеет следующие характеристики:

  • В обществе им отводится особое место (их поощряют к общению, прежде всего, со «своими»).
  • Большинство воспринимает их как «худших» по сравнению с собой.
  • Их сегрегация рационализируется как проводящаяся «для их же блага».
  • Их оценивают на основе принадлежности к определенной категории, а не на основе индивидуальных характеристик.

Большинство специалистов, склонных стигматизировать людей с нарушениями, не сталкивались с такими людьми ни во время учебы, ни в личной жизни. Работая с такими семьями, они могут испытывать неуверенность в себе и чувство безнадежности. Исследования показали, что специалисты могут воспринимать положение семьи более негативно, чем она сама; или недооценивают способность родителей использовать подходящие для их ребенка техники обучения и управления поведением.

В некоторых случаях специалисты рекомендуют переселение ребенка с нарушениями в интернат не потому, что родители не могут с ним справиться, а исключительно из-за собственного негативного восприятия этих детей. Такие специалисты могут проецировать свои негативные взгляды на родителей, не зная того, как сами родители воспринимают эту ситуацию.

Тип нарушений у ребенка также может влиять на отношение специалистов к его семье. Например, некоторые специалисты могут относиться к умственной отсталости хуже, чем к физическим нарушениям. Некоторые типы нарушений воспринимаются как более стигматизирующие, чем другие, например, специалисты склонны воспринимать родителей детей с умственной отсталостью более позитивно, чем родителей детей с психическими заболеваниями.

Часто семья изначально считается дисфункциональной и требующей активного вмешательства. Специалисты видят свою задачу в преодолении в семье таких негативных явлений как, например, игнорирование проблем, ошибки в воспитании (чрезмерная опека, неумеренное потакание) и агрессию. Если родители не справляются с трудностями, их неудачи объясняются неспособностью принять ребенка и их собственными неврозами. В некоторых случаях это имеет смысл, но в целом не позволяет адекватно объяснить многие проблемы, с которыми сталкиваются родители особых детей.

В крайних случаях специалисты ошибочно считают, что родители детей с нарушениями сами виноваты во всех своих проблемах, и это побуждает их рассматривать родителя как «второго клиента». Они полагают, что от родителей ожидается безоговорочная готовность к сотрудничеству, согласие со всеми решениями «экспертов». Одним из вариантов доминирующего подхода является клинический подход. Можно выделить следующие составляющие клинического подхода:

  1. Разработка диагностической терминологии.
  2. Создание диагностического инструментария.
  3. Утверждение, что диагностика является объективной.
  4. Утверждение, что мнение родителя является субъективным.
  5. Воздействие специалиста сосредотачивается на изменении индивида (редко рассматривается альтернативный вариант - модификация норм социальной системы).

Удобство клинического подхода состоит в том, что такая точка зрения дает возможность построения четких схем и концепций. Она позволяет однозначно определить место ребенка по шкале развития и даже измерить способность семьи к адаптации. В результате становится возможным количественное измерение результатов программы помощи. Когда ребенок или семья демонстрируют измеримый прогресс, специалист чувствует, что работает не зря.

Слабая сторона клинического подхода заключается в том, что, помещая пациентов и их семьи в определенные диагностические категории, сторонник клинического подхода теряет ощущение уникальности каждой семьи, теряется также опора на ее собственный ресурс.

В последние годы все больше родителей понимают, что они могут и имеют право подвергать сомнению авторитет профессионалов. Во время лечения и обучения своего ребенка родители знакомятся с другими родителями, делятся с ними своими историями и узнают, что страдают от одних и тех же проблем. Существуют различные организации, объединяющие людей с нарушениями и их родственников, где они узнают о возможности общественной деятельности и о защите своих прав. Доступная информация в Интернете, специализированные издания для родителей детей с особыми нуждами и т.п. знакомят родителей с их правами и обучают стратегиям взаимодействия со специалистами.

Возрастающее осознание родителями собственных прав и приобретение опыта по защите этих прав - важный шаг на пути к установлению истинно партнерских отношений между родителями и специалистами. В рамках партнерских отношений возможности родителей в развитии собственного ребенка оказываются в фокусе внимания специалистов и высоко оцениваются. Специалисты пришли к выводу, что семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют значительные внутренние ресурсы, и стали изучать, как процесс преодоления трудностей в воспитании ребенка с особенностями связан с внутриличностными и социальными факторами.

Многие профессионалы признают, что, взаимодействуя с родителями, необходимо осознавать, какую моральную и практическую власть они приобретают над ними. Насколько легко родители могут стать жертвой манипуляций со стороны специалистов. Насколько важно специалисту не использовать в своей работе запугивание, кроме разве что самых крайних проявлений родительской некомпетентности и жестокости. Если специалист в чем-то не согласен с родителями, он имеет право попытаться убедить их принять иную точку зрения, описывая ребенка, помогая родителям по-новому взглянуть на него и его будущее.

Таким образом, чтобы работа специалиста была по-настоящему эффективной, он должен научиться вставать на точку зрения родителей. Специалист должен насколько возможно понимать, чего хотят и в чем нуждаются сами члены семьи, и принимать то, что называется социально-системным подходом, рассматривающим ребенка как часть семейной системы, состоящей из нескольких взаимодействующих индивидов, и социальной системы, в которой взаимодействуют индивиды, семьи и социальные институты. От профессионалов ждут активного вмешательства, умения модифицировать поведение ребенка в сочетании с эмоциональным его принятием. Возрастает потребность в специальной информации, которая должна определенным и конкретным образом отвечать на вопросы «Что делать родителю, если его ребенок...?». С одной стороны, получение знаний и умений справляться с дезадаптивными проявлениями в поведении ребенка, начальная его социализация, приводят к первым шагам на пути «выздоровления». Однако достигнутые результаты («У моего ребенка хорошая динамика», «Он теперь может то-то и то-то») затем теряют свою актуальность, а внутренняя тревога и страх перед будущим, депрессивные переживания возвращаются. Существует даже понятие «парадоксальная депрессия», она возникает у родителей при первых позитивных изменениях в динамике развития ребенка, когда они начинают осознавать всю глубину и тяжесть нарушений при РАС.

Специалисту очень важно учитывать эмоциональную боль родителей, уважать их психологические защиты, но при этом стараться не скатиться только в готовые рекомендации и рецепты, которые родители активно запрашивают.

На начальном этапе рекомендации, конечно, просто необходимы, специалист фактически берет на себя все вопросы, входящие в область родительских компетенций. Но при этом профессионалу приходится также выполнять материнские функции и по отношению к родителям. Признавать и постепенно называть собственные нужды родителей, которые они имеют, но игнорируют. Родителям необходимо объяснять, что те симптомы, которые они испытывают, - это естественный и временный ответ организма на травмирующее событие, что переживаемое ими действительно тяжело и страшно, и они абсолютно правильно реагируют на него возбуждением, страхом, что так срабатывают механизмы психологической защиты.

Важно собирать все фрагменты повседневной жизни семьи ребенка с РАС, активно привлекая к этому родителей, обсуждать с ними поведение ребенка, воздерживаться от активного вмешательства, даже если специалист не согласен с действиями родителей. Выдерживая патологические формы поведения ребенка с РАС, специалист должен уметь эффективно работать и при этом эмоционально принимать ребенка.

Правильное взаимодействие специалиста с ребенком послужит моделью для родителя. Одной из важнейших задач является постепенная выработка у родителя собственной позиции по отношению к ребенку, к осознанию и проживанию аффективно заряженных осознанных и динамически развивающихся отношений. Кроме того, профессионалам следует помнить о том, что амбивалентные межличностные отношения могут быть признаком нормы, а не патологии. «Выискивание» патологии в амбивалентности чувств родителей по отношению к ребенку или к специалисту лишь сделает невыносимым чувство вины родителей, приведет к взаимным обвинениям и способно значительно ухудшить адаптацию родителей к ситуации болезни ребенка.

Специалист должен постепенно уходить в тень, снижать уровень авторитарности и контроля, который так актуален на первых этапах работы, давая возможность родителю самому выработать свои уникальные способы взаимодействия с ребенком, что позволит взять чувство ответственности за развитие своего ребенка на себя. Кроме того, специалисту необходимо понимать, что хроническая скорбь - это нормальная реакция родителя на появление ребенка с нарушениями, и в таком понимании состояния матери или отца больше глубины, чем в упрощенном представлении о принятии/отвержении. Родитель, продолжающий испытывать скорбь по поводу нарушений у ребенка, вполне может оставаться заботливым и компетентным.

Хорошие отношения специалистов и родителей являются существенным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для работы в партнерстве. Изучение реакций родителей на заболевание ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, будет способствовать построению адекватного и продуктивного контакта между семьей и специалистом, что позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет специалисту, с одной стороны, корректировать дезадаптирующие ребенка неэффективные способы взаимодействия в семье, а с другой стороны, - найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе.

Работа с родителями в формате детско-родительской группы

Особый формат групповой работы - детско-родительская группа, участие в которой принимают дети вместе с родителями.

Занятия в такой группе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка.

Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.

Помимо этого, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.

Важным аспектом работы является также привлечение к сотрудничеству членов семьи, отстраняющихся от проблем, что приводит к ее сплочению.

Занятия в детско-родительской группе дают возможность родителям:

  • получать поддержку от специалистов и других родителей;
  • наблюдать поведение других родителей и других детей;
  • делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.

Групповое занятие с участием нескольких детей и нескольких родителей позволяет ставить задачи, которые невозможно решить при других формах работы. К таким задачам можно отнести:

  • обучение детей и родителей навыкам коммуникации и социального взаимодействия (при обучении общению необходимы разные партнеры для коммуникации и среда для общения);
  • преодоление социальной изоляции семей, воспитывающих детей с РАС, создание условий для социализации семей (включение в работу всех ее членов, в том числе бабушек, дедушек, братьев и сестер). Кроме того, участник группового занятия получает внимание и поддержку от множества людей. Таким образом расширяется спектр интересов как ребенка, так и родителя, а значит, усиливается сотрудничество и мотивация к дальнейшей работе.

В то же время проведение такого рода групповых занятий сопряжено с целым рядом трудностей, а именно:

  • специалисту необходимо научиться распределять внимание сразу между большим количеством участников - детей и родителей, наблюдать за их поведением и своевременно реагировать на поведение каждого из них. Следовательно, для ведения групповых занятий требуется специальная подготовка; более эффективно проведение группового занятия двумя специалистами;
  • трудно организовать сбор данных;
  • трудно, а порой и невозможно, следовать плану, конспекту занятия, поскольку ситуация группового занятия имитирует естественную среду, следовательно, предполагает неопределенность, смену хода всего занятия (например, во время упражнения в кругу один ребенок вырывается и кричит; и в этот момент невозможно вести занятие так, как оно запланировано, и необходимо организовать поведение всех остальных, чтобы никому не доставить неудобств).

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.

Как известно, общение предполагает, по меньшей мере, двух участников, один из которых говорит, а другой слушает. Для того чтобы общение стало продуктивным, необходимо, чтобы оба участника использовали один и тот же «язык» для расшифровки сообщений, которые передают и получают в процессе общения. Это чрезвычайно важно при взаимодействии родителей и специалистов. Недопонимание между ними наносит вред всей программе помощи ребенку.

Порой родителям не очень понятны формулировки, которые специалисты используют во время консультаций, бесед, групповых встреч. Для того чтобы речь специалиста была родителям понятна, он должен говорить на простом, доступном им языке, избегая специальной терминологии, подстраивая свою речь под особенности родителей, учитывая их эмоциональное состояние, религиозную принадлежность и пр. Следует учитывать, с кем именно проходит общение: с мамой, папой, дедушкой, бабушкой. Единый и понятный всем участникам общения язык - необходимое условие, для того чтобы установить партнерские отношения между родителями и специалистами.

Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. Через какое-то время специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось, и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.

Некоторым родителям трудно вступать в контакт, они ведут себя пассивно и не проявляют активного желания принимать участие в занятиях. С такими родителями целесообразно строить взаимодействие через электронную переписку, письменное объяснение и видеозаписи, что может стать на первых порах более эффективным способом общения. Видеозаписи облегчают общение родителей со специалистами, а также взаимодействие специалистов между собой. Кроме того, видеозапись позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, увидеть, например, что он гораздо самостоятельнее, чем они думали, или правильно определить, в чем его трудности.

В случае если оба родителя не могут присутствовать на занятии, видеозапись дает возможность дома видеть то, что он делал, узнать об изменениях программы. Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно, или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы. Отдельные фрагменты видеозаписи могут помочь родителям что-то вспомнить, например, как выполнять какие-то отдельные приемы или упражнения, или понять, какие шаги необходимы для приобретения ребенком определенного навыка. Видеозапись также поможет родителям научиться отдельным приемам правильной поддержки или стимуляции ребенка каким-то упражнением.

Родители, обращающиеся за помощью, обычно очень ранимы. Их проблемы трудны сами по себе, кроме того они не знают, как общаться с ребенком, они не уверены в своих силах. Поэтому чем быстрее и теснее установятся отношения между родителями и специалистом, тем эффективнее будет помощь.

Специалист должен постоянно контролировать свое поведение и вовремя замечать изменения в поведении родителей. Если родители становятся раздражительными, пассивными, часто пропускают занятия без уважительных причин, начинают избегать общения или излишне эмоционально реагировать в ответ на слова или действия других участников группы, это может указывать на проблемы, требующие вмешательства.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения. Это чрезвычайно важный этап работы, который во многом определяет ее успех. С одной стороны, ближайшие цели должны быть сформулированы максимально конкретно. Только в этом случае становится возможным выбрать эффективный метод обучения и постоянно оценивать результат работы.

В то же время родителей волнует более отдаленный прогноз: сможет ли ребенок учиться в школе, появятся ли у него друзья, как он будет жить, когда родителей не станет. Специалист должен с пониманием относиться к подобным тревогам, обсуждать возможные перспективы, при этом постоянно фокусируя внимание взрослых на ближайших целях обучения.

Цели обязательно должны быть согласованы с родителями, которые должны понимать, почему в данный момент важно учить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения в жизни ребенка произойдут, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательных форм поведения.

В процессе работы с запросом родителя специалист:

  • выслушивает родителя. Выясняет как можно подробнее, каким родитель видит будущее своего ребенка, к чему стремится, что для него важно, какие у него приоритеты, мысли, переживания и планы, связанные с обучением и развитием ребенка;
  • предлагает родителю оценить текущее состояние ребенка, его умения и трудности, которые являются помехой в его продвижении;
  • предъявляет родителю результаты проведенного тестирования (психологического, логопедического и пр.).

После этого выбираются первые цели для работы.Обсуждая их, можно составить перечень необходимых навыков, которые позволят достичь воображаемого на данный момент результата.

На следующем этапе обсуждаются еще более конкретные задачи: что именно нужно уметь ребенку, чтобы самостоятельно готовить еду, общаться со сверстниками и т.д. В результате таких обсуждений могут быть отобраны и сформулированы четкие цели. Для облегчения постановки целей родитель и специалист могут поработать вместе и составить список того, что ребенок способен сделать, а что нет.

Специалисту очень важно не навязывать родителям своих взглядов на проблему, а наоборот, создать доброжелательную атмосферу во время встречи, беседы, в которых родитель может принимать участие в соответствии с его возможностями и интересом. Нередко взрослых волнуют некоторые особенности поведения детей, из-за которых, как им кажется, другие люди воспринимают их ребенка как «ненормального». Так одна мама сильно переживала, когда увидела, что в детском клубе выходного дня никто не брал за руку ее дочь из-за того, что, по ее мнению, девочка шевелила пальцами перед глазами. Часто родители переживают, оттого что ребенок потряхивает руками, закрывает уши, раскачивается и т.п. Нередко родители возвращаются к этим темам, задают одни и те же вопросы, считают, что избавление от подобных симптомов должно стать одной из основных целей коррекционной работы. Как правило, это свидетельствует о том, что они пока не способны принять ребенка таким, какой он есть, стесняются его, не могут получать от общения с ним удовольствия. Специалистам нельзя обесценивать важность для родителей этих тем, несмотря на то, что они уже неоднократно обсуждались.

Когда приоритеты установлены, родителям предлагается сосредоточиться на одной цели и начать тренироваться в приобретении навыков и умений, чтобы помочь своему ребенку.

Необходимо иметь в виду, что для родителей характерна сосредоточенность на развивающих занятиях, на «уроках», заданиях, которые, порой, исключают чрезвычайно важные для детей с РАС спонтанную игру и эмоциональный контакт.

Специалист должен помочь родителям:

  1. Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.
  2. Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку (как к нему обращаться, как реагировать на его поведение, на его шалости и капризы, «хорошее» и «не совсем хорошее» поведение).
  3.  Понять, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно несет, и есть ли в репертуаре ребенка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное.
  4. Научиться замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.
  5.  Управлять ситуацией, настроиться позитивно, уметь определять, чего именно они хотели бы достичь.

Таким образом, с одной стороны, запрос родителей, как правило, связан с тем, чтобы в поведении или состоянии ребенка произошли изменения. С другой стороны, цель работы специалиста заключается и в том, чтобы изменить поведение самих родителей.

Поскольку в процессе работы ситуация меняется, цели также должны корригироваться в зависимости от успехов или возникающих трудностей. Для этого специалист должен постоянно отслеживать все изменения, происходящие с ребенком и с родителями. Особенности поведения родителей можно отслеживать, используя специальный протокол:

Протокол наблюдения за поведением родителя

Сотрудничество с педагогами

Нет,

никогда

С подсказкой или напоминанием

Пытается, пусть не всегда успешно

Да,

обычно

Выполняет действия по образцу, который демонстрирует педагог

Следует правилам поведения на занятии

Приходит вовремя

Предупреждает о пропусках заранее

Собирает данные о поведении ребенка

- делает видеозаписи

- заполняет таблицы

Инициирует обсуждение новых тем и вопросов с педагогами и с другими родителями

Обращается за помощью в сложных ситуациях

Навыки общения с ребенком

Умеет давать ребенку подсказки

- физические

- жестовые

- визуальные

- словесные

Умеет давать ребенку инструкции

- четкие, понятные

- своевременные

Умеет привлечь внимание ребенка, заинтересовать

Умеет дожидаться инициативы ребенка

Сотрудничество с педагогами

Нет,

никогда

С подсказкой или напоминанием

Пытается, пусть не всегда успешно

Да,

обычно

Умеет поощрять ребенка (хвалить и т.п.)

Применяет навыки как со своим ребенком, так и с другими детьми

Особенности контакта с партнером по общению

Проявляет инициативу для интеракции с другими родителями

- с другими детьми

- с педагогами

- со своим ребенком

Принимает помощь в затруднительных ситуациях

- от педагогов

- от других родителей

Обучение родителей методам работы с детьми осуществляется непосредственно в ходе занятий. Родители обучаются под руководством специалистов, которые не только рассказывают о том, как нужно заниматься с ребенком, но, главное, показывают, как это делать, дают возможность родителям самим попробовать научить детей тем или иным навыкам, обсуждают проблемы, возникающие в ходе занятий с ребенком. Все это делает процесс обучения родителей максимально эффективным.

По сути дела, на занятиях родители постепенно начинают выполнять роли тьюторов, что не только позволяет более продуктивно обучать детей, но и дает возможность родителям практиковаться в использовании новых способов взаимодействия с ребенком, а также научиться справляться с их поведенческими трудностями.

Поскольку занятия проводятся в группе, основной целью коррекционной работы с детьми является формирование навыков общения и преодоление нежелательных форм поведения. Реализация поставленных целей возможна в ходе обучения, включающего несколько основных направлений работы в формате группы: развить умение ориентироваться в игре на партнера; слушать партнера; соблюдать очередность при выполнении задания; обращаться друг к другу по имени.

В ходе обучения детей ставится ряд задач:

  • научить ориентироваться на партнера: уделять внимание действиям и словам другого человека, уметь ждать свою очередь и пр.;
  • вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развить навыки сотрудничества;
  • развить способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и адекватно на него реагировать, так как невербальный компонент чрезвычайно важен для общения;
  • научить говорящих детей обращаться к другому человеку словами и показать эффективность этого способа в сравнении с криком/побу- ждениями действием;
  • безречевых детей научить адекватным способам выражения просьбы, поведению в ситуации взаимодействия, например, жестами или при помощи соответствующих карточек с картинками.

Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекционного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Затем он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком, объясняя и вновь давая родителю пошаговые инструкции.

Например, маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия, в ходе которого ребенка учат играть с другим человеком: катать машину или мяч друг к другу. При этом активно участвуют все трое: специалист вместе с ребенком и мама, разместившаяся напротив, как партнер по игре. Ребенок находится спиной ко взрослому, который обхватывает его и держит его руки, выполняя все необходимые движения вместе с ребенком, сначала как одно целое, а затем, уменьшая помощь и добиваясь самостоятельного выполнения ребенком необходимых движений и действий. Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (встать маме вместе с ребенком). Одновременно педагог обучает родителей способам поощрения детей: как и когда следует хвалить, дать игрушку или что-то вкусное.

Клубная работа с родителями

Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей, имеющих РАС, является «Родительский клуб». Клубная работа предусматривает встречи без детей родителей и специалистов 1-2 раза в месяц. Продолжительность встреч 2-3 часа.

Цели и задачи «Родительского клуба»:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи с проблемами ребёнка, получение взаимной поддержки;
  • выработка коллективных решений и единых требований в коррекционной работе, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию ребёнка;
  • обмен родительским опытом, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

«Родительский клуб» могут посещать родители тех детей, кто занимаются в группах или индивидуально, а также родители детей, прошедших первичную диагностику, но пока не зачисленных на коррекционные занятия.

На клубных занятиях большое значение уделяется тематическим встречам и обучению родителей методам и приемам обучения детей. Рассматриваются, например, такие темы:

  • Меняем не ребёнка, а его поведение.
  • Подсказки и их виды.
  • Речедвигательная гимнастика.
  • Значение голоса в жизни человека. Работа над голосом.
  • Система альтернативной коммуникации.
  • Как повысить мотивацию ребёнка?
  • Мой ребёнок не рисует. Почему, что делать, как его научить?
  • Формирование новых навыков .
  • Алгоритм обучения навыкам коммуникации.
  • Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки, поиск подкрепления.
  • Нарушенный диалог можно восстановить.
  • Как помочь ребёнку играть самостоятельно?
  • Методика глобального чтения.
  • Навыки самообслуживания.
  • Почему так важен прикладной анализ поведения?
  • Почему подражание так важно. «Делай, как я!». Как помочь ребёнку учиться с помощью подражания.
  • Как закрепить успех.
  • Важность невербальной коммуникации.
  • Лечение с помощью диеты.
  • Социальные истории.
  • Отсутствие отклика на коммуникацию.

В ходе встреч, помимо получения теоретических знаний, родители тренируются использовать те или иные приёмы друг на друге, обсуждают возникающие в ходе обучения трудности, делятся опытом.

Как правило, у родителей возникает множество вопросов, на которые они хотели бы получить профессиональный ответ. Для того чтобы помочь родителям получить совет профессионала в той или иной области, на заседания клуба приглашаются соответствующие специалисты: психолог, нейропсихолог, психиатр, педиатр, гастроэнтеролог, арт-терапевт, поведенческий аналитик, эрготерапевт, сурдопедагог, логопед, юрист и др.

Очень полезными оказываются встречи с родителями, которые уже имеют успешный опыт воспитания детей с РАС. Такого рода встречи позволяют снизить тревожность родителей в связи с проблемами ребёнка, открывают новые возможности эффективного взаимодействия с ним, становятся источником вдохновения и уверенности, помогают родителям находить способы решения проблем самостоятельно.

Важным направлением является работа, направленная на сплочение группы, на решение психологических проблем родителей. С этой целью могут проводиться обсуждения таких тем как, например:

  • Забота о себе и своей семье.
  • Сражаться за своего ребёнка.
  • Мы все похожие и разные.
  • Угадай эмоцию.
  • Что я хочу? Что я могу?

Активное использование практических игр и упражнений на клубных занятиях позволяет участникам не только обмениваться впечатлениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы и активности, позволяет повысить продуктивность коррекционной работы с детьми.

Очень подробно этот вопрос раскрыт в книге: Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.

В первой главе описываются психологические трудности родителей, связанные с особенностями развития ребенка, проблемы адаптации к ситуации болезни, особенности детско-родительских отношений, которые могут как способствовать развитию ребенка, так и препятствовать ему. Также рассматриваются различные варианты взаимодействия родителей и специалистов.

Вторая глава посвящена тому, как именно специалист должен общаться с родителями ребенка с особенностями развития, в том числе с РАС. Нередко в ходе взаимодействия специалист допускает ошибки, которые затрудняют установление партнерских взаимоотношений с семьей, что необходимо для успешной работы. Кроме того, некоторые слова или действия специалистов могут ранить родителей, усиливая и без того существующие тяжелые переживания и нарушая важнейшую заповедь человека, призванного оказывать помощь, «не навреди».

Две следующие главы адресованы тем, кого интересует работа групп, в которых дети занимаются вместе с родителями.

В третьей главе анализируется работа родительско-детской группы, которую удобно проводить в специализированных центрах помощи детям с РАС. Даются рекомендации по обучению родителей, привлечению их к активному участию в занятиях, подробно рассматриваются действия специалистов, направленные на установление партнерских отношений с родителями.

Четвертая глава посвящена описанию работы родительско-детской группы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование гигиенических навыков у ребёнка

C:\Users\Учитель\Desktop\slide_02.jpg

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками — основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки, чистить зубы, аккуратно одеваться и т. д.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета, все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг, вещей такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы. Удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.

С первых дней жизни при формировании гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребёнка в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом –«пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже». Это неверное мнение!

Гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребёнок ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция.

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Важным условием для формирования гигиенически навыков является систематичность необходимых операций.

Родители предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Содержание культурно-гигиенических навыков прочно и глубоко осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований между родителями в семье. Поэтому необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. И, главное, чтобы ребенок чувствовал внимание и поддержку взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, которые нуждаются в постоянном закреплении.

Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания.

1. Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.

2. Хвалите ребёнка за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый- самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.

3. Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.

4. Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.

5. Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей. Помните: - все навыки формируются постепенно; - лучший пример для подражания - взрослый; - у малыша есть свои вкусы и привычки; - в игре обучение проходит легче.

Избегайте:

- необоснованного поторапливания и одергивания детей;

- публичного осуждения малыша за неумения;

- излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;

- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.

КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

Не крошить хлеб;

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

Не разговаривать с полным ртом;

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

Благодарить;

Пользоваться только своим прибором.

МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

Мыть лицо, уши, руки

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло, намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

Пользоваться расческой.

СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

Расстегнуть пуговицы;

Снять платье (брюки);

Аккуратно повесить;

Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;

Снять обувь;

Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

Надеть в обратной последовательности.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ПОМНИТЕ!

Обучая детей, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом родители и педагоги должен набраться большого терпения и понимания.

Подготовила: Хабибуллина Т.Н., учитель начальных классов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени.

Правильное отношение к важным вещам нужно закладывать с детства. Если ребенок понимает, как распределять время на задачи, когда отдыхать, как доводить начатое до конца, то во взрослой жизни ему будет проще реализовать свой потенциал и добиться желаемого.

Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются. Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы.

Приучение к планированию времени в повседневной жизни

1. Поговорите о том, как сменяются времена года

Первый шаг в обучении детей – научить их самому понятию времени. Объяснить, что такое время, лучший способ – наглядно показать ребенку ход времени.

Объясните, как сменяются времена года и какие изменения в природе происходят каждый сезон. Это поможет ребенку понять, как проходит время, и как сменяются времена года.

2. Научите ребенка оценивать время

Чтобы правильно планировать распорядок дня, нужно научиться анализировать, сколько времени займет то или иное занятие. Для этого ребёнок в течение дня должен обращать внимание, сколько времени занимает то или иное занятие. В конце каждого дня выделяйте 15 минут на то, чтобы проанализировать все, что он делал в течение дня. Сравнивайте время, количество занятий и результаты в течение каждого дня. Вносите коррективы, когда планируете занятия на следующий день – это поможет ребенку правильно оценивать время.

3. Помогите ребенку составлять расписание

Понаблюдайте за тем, как ребенок проводит большую часть своего времени. Обратите внимание, эффективно ли ребенок использует свое время или тратит его на компьютерные игры или просмотр телепрограмм. Основываясь на увиденном, предложите ребенку самому составить расписание, выделяя время на учебу, игры, прогулки и другие занятия. Если ребенок несколько раз составит для себя расписание, это войдет у него в ежедневную привычку.

4. Приучите ребенка к распорядку

Установленный распорядок учит ребенка проявлять терпение и достигать поставленных целей. Сначала вы можете предложить ребенку выполнить простые занятия: выполнить какую-либо работу по дому или просто поиграть в течение определенного времени. Когда время на игры подходит к концу, напомните об этом ребенку. Так он больше будет готов к тому, что дальше его ждут занятия, которые ему не нравятся. Таким образом, ребенок учится проявлять терпение и организовывать свое время.

5. Объясните ребенку, как подготовиться к различным занятиям

Очень важно подготовить все необходимое для предстоящих занятий. Например, если ребенок учит уроки, а у него под рукой нет необходимых учебных принадлежностей, это занятие займет у него намного больше времени. Научите ребенка заранее организовывать место для различных занятий и давайте вознаграждение за выполненную работу. Если у ребенка под рукой будет все необходимое, это поможет ему избежать стресса при выполнении работы.

6. Используйте таймер

Чтобы помочь ребенку понять важность времени, следите за тем, чтобы он заканчивал свои дела в запланированное время. Лучший способ сделать это – установить таймер. Можно также использовать песочные час или любое другое устройство, которое будет показывать ребенку, сколько времени осталось. Если он выполнит работу вовремя, дайте ему время поиграть или придумайте дугой способ поощрения.

7. Объясните ребенку последствия за нарушения графика

Важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность за свои действия. В противном случае это может привести к срыву задач или нарушениям графика. Чтобы научить ребенка ответственности, объясните ему, какие последствия его ждут в случае, если он не сделает работу вовремя. Вместе с тем расскажите ему, как можно развить навыки.

8. Устанавливайте долгосрочные цели

Когда у ребенка есть долгосрочное задание, успех во многом зависит от правильной подготовки. Помогите ребенку разбить большую задачу на несколько маленьких и определить сроки их выполнения. Это упрощает достижение конечной цели и снижает у ребенка уровень стресса. Кроме того, маленькие шаги помогают более точно выполнить поставленную задачу.

9. Помогите ребенку расставлять приоритеты

Помогите ребенку планировать дела и составлять их список. Помогайте, если у него возникают трудности в выполнении какой-либо задачи. Предложите ему проанализировать школьное расписание и спланировать свои дела.

Психология человека такова, что он лучше возьмется за легкую задачу, а тяжелую оставит на потом. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу. Как же приступить к делу с энтузиазмом? Просто разбейте большие задачи на маленькие, даже крошечные: открыть учебник → прочитать главу → ответить на вопросы → решить примеры из тетради.

10. Определите время для сна

Если ребенок ложится спать в одно и то же время, это учит его правильно распределять время в течение дня на учебу, игры и другие занятия. Кроме того, если ребенок рано ложится спать и рано встает, он может лучше управлять своим временем.

11. Принимайте пищу в определенное время

Принимать пищу также стоит в одно и то же время каждый день. Ужин – это хороший повод собраться всей семьей и поговорить о том, как прошел день у каждого из вас. Слушая взрослых, ребенок может узнать много нового. Если во время ужина вы будете обсуждать предстоящие дела, ребенок будет учиться у вас планированию и организации дел.

12. Установите правила использования гаджетов

Несмотря на то, что смартфон или планшет могут помочь выполнять работу, в повседневной жизни они могут мешать, если использовать их слишком часто. Поэтому дома нужно ограничить использование гаджетов. Вы можете определить, в какое время и в каких местах нельзя использовать мобильные телефоны (например, за столом или в спальне ребенка). Вы также должны придерживаться установленных правил.

13. Организуйте место, где ребенок сможет учить уроки

Чтобы создать ребенку условия для учебы, организуйте место. Позаботьтесь о том, чтобы ребенка ничто не отвлекало от учебы: комната должна быть тихой и непроходной. Также у ребенка под рукой должны быть все необходимые учебные принадлежности. Помогите организовать пространство на столе, в учебниках и в ноутбуке. Складывайте учебники и тетради в папки. Маркируйте темы цветом, используя, например, разноцветные разделители или наклейки. А также держите рабочий стол в порядке, чтобы хаос не отвлекал от учебы.

14. Составьте вместе с ребенком чек-лист

Запишите на листке бумаги список дел на день. Когда ребенок выполнит одну задачу, он должен поставить напротив нее галочку. Помогите ребенку составить чек-лист на день, неделю и месяц. Не забывайте поощрять ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка – это будет мотивировать его повышать планку в следующий раз.

15. Понимайте тревоги ребенка

Если у ребенка возникнут проблемы с выполнением какой-либо задачи, скажите, что вы готовы ему помочь. Выслушайте ребенка и дайте ему совет, как решить проблему. Не заставляйте ребенка и не будьте с ним слишком строгими, чтобы он не испытывал излишнего стресса.

16. Привнесите в занятия немного веселья

Дети любят веселые занятия. Если ребенку интересно, он прилагает больше усилий. Вы можете использовать это в планировании дел вместе с ребенком. Например, вы можете красочно оформить список дел на день или устроить соревнование: сможет ли ребенок выполнить больше дел, чем вчера. Так ребенок заинтересуется планированием и узнает, что это может быть веселым занятием.

17. Учите ребенка управлять временем с раннего возраста

Учите ребенка управлять временем с раннего возраста. К тому времени, когда он будет жить отдельно от вас, он должен уметь планировать свое время. Учите его выполнять работу по дому в соответствии с возрастом. Чем раньше вы начнете учить этому ребенка, тем лучше.

18. Начните вести семейный календарь

Используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.

В начале месяца соберитесь вместе с семьей и распределите домашние обязанности. Так каждый член семьи будет знать свои обязанности и сможет составить расписание так, чтобы не мешать другим членам семьи выполнять свои обязанности. Предложите ребенку выписать важные даты в течение месяца и уже после этого планировать все остальные дела. Вы можете проявить творчески подход и запланировать какое-нибудь веселое мероприятие для всей семьи.

19. Помогайте ребенку придерживаться плана

Поначалу ребенку бывает трудно придерживаться плана. Помогите ему. Не страшно, что у него еще нет достаточных навыков – главное, что он старается. Рано или поздно он научится правильно распределять свое время и выполнять все запланированные дела.

20. Используйте удобные для ребенка инструменты

Для того чтобы развить навыки управления временем, ребенку нужны понятные инструменты. Важно, чтобы они были наглядными. Можно завести блокнот и записать все планы и задачи. Это может быть, н-р,: сделать домашнюю работу, пойти в гости, в поход и т.д. Затем разбить по дням. Такой метод позволяет не держать важное в голове и при этом иметь представление, к какому сроку и что нужно сделать. При ежедневном планировании обязательно оставляйте значительный запас между задачами, никогда не планируйте их впритык, даже если кажется, что ребенок успеет прийти со школы, пообедать и приступить к урокам в течение часа. Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется. Зачем оно нужно, если метод не работает? Оставляйте время про запас, чтобы не сбиваться с графика.

21. Не переусердствуйте

Не принуждайте ребенка планировать каждый свой шаг. Чрезмерное планирование может усилить стресс, сбить ребенка с толку и в конечном итоге привести к неудаче. Давайте ребенку свободное время и наблюдайте за ним. Если он не может расслабиться, возможно, стоит пересмотреть его расписание и дать ему больше свободного времени.

22. Поощряйте ребенка

Мотивируйте ребенка с помощью различных поощрений. Когда вы признаете его умение управлять своим временем, в следующий раз он будет стараться еще больше. Вознаграждением может стать дополнительное время, которое ребенок проведет с друзьями, угощение и т. д. Поощряйте ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка, или раз в неделю.

23. Включайте в расписание свободное время

Очень важно, чтобы в расписании ребенка были не только дела, которые он должен выполнить в течение дня, но и свободное время. Так он поймет, что важно не только выполнять все задания, но и отдыхать. В свободное время позвольте ему поиграть с друзьями, посмотреть фильм или заняться чем-то, что ему интересно.

24. Советуйте, но не контролируйте

Когда вы советуете и помогаете ребенку, вы учите его самостоятельно решать проблемы. Когда вы контролируете, вы настаиваете на том, чтобы ребенок выполнил свою работу. С помощью советов и подсказок вы можете научить ребенка отвечать за свои действия.

25. Добавляйте важную информацию в расписание

Это могут быть праздники, дни рождения членов семьи, визиты к врачу и т. д. Попросите ребенка посмотреть расписание на следующий день, чтобы он расставил приоритеты. Помогите разбить важные дела на более мелкие задачи, которые он может выполнять в течение нескольких дней.

Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти.

При правильном управлении временем ребенок будет копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие.

Подготовила: Хабибуллина Т.Н., учитель начальных классов