Модульное пособие «Черепаха Сенсомоторика»

Ермилова Ольга Николаевна

Модульное пособие «Черепаха Сенсомоторика»

Вот такую чудесную игрушку «Черепаха Сенсомоторика» я сшила в свою группу для детей.  Подобные модульные пособия можно заказать и через интернет – магазин, а можно изготовить и самим. Затрат меньше, а удовольствия больше!

 Черепаха изготовлена из поролона, который обшит яркой мягкой  тканью. Чехлы сшиты из плащевой ткани. У черепахи можно менять чехлы панцири, а значит можно менять виды деятельности. На поверхности (панцире) черепахи закреплены различные многофункциональные детали:

  • Кармашки  с пуговицами для застегивания и расстегивания;
  • цветочки на липучках;
  •  шнуровка,
  • застежки;
  •  пирамидка из деталей на липкой ленте,
  • мешочки с различным сыпучим материалом (горох, бобы, пшено, для развития тактильных ощущений;
  • ленты для завязывания;
  • нити со счетным материалом, различным по форме, цвету.

 Главная цель игры с «Черепахой» - это развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие тактильных ощущений, сенсорных навыков.  Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию ориентировки в пространстве.

А также способствует:

  • формированию  положительных эмоций;
  • Воспитанию  эстетического восприятия, фантазии.
  • формированию первичных понятий об окружающем мире;
  • развитию речи ребенка;
  • развитию сенсорных способностей (мелкой моторики руки, тактильных ощущений, восприятие цвета, формы, величины).

 

 

     Черепаха Сенсомоторика обладает рядом уникальных свойств:

имеет множество карманов, с помощью содержимого (карточки, фигуры и др.) в них, можно проводить различные дидактические упражнения;

мягкая, лёгкая черепашка может служить подушечкой (при переворачивании);

игрушка компактна, с ней удобно играть в любом месте;

с помощью этой игрушки рука ребенка научится:

- шнуровать;

- затягивать тесьму и закреплять ее с помощью фиксатора;  

- соединять и разъединять детали с помощью кнопок, пряжек, молний, пуговиц, контактных   лент. 

Через некоторое время ребенок начнет переносить способы действия с одних предметов (деталей игрушки) на   другие (одежду, обувь) и, во время сборов на прогулку, выдвинет радующий его девиз: «Я сам!».

Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и что не менее важно. Мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка.

Составила  картотеку представленного  дидактического пособия  «Черепаха Сенсомоторика»  упражнения  на развитие  мелкой моторики и координации движений пальцев рук с детьми младшего докольного возраста.

Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:

  1. Зашнуруй шнурок.

 Цель – закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх.

  1. Пристегни цветочки.

 Цель – закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, закрепление понятий выше, ниже, слева, справа, закрепление навыков счета.

  1. Завяжи бантик. 

Цель  –  закрепление цвета, счета, последовательности выполнения задания. Ориентировка в пространстве по отношению к себе, закрепление  понятий выше, ниже, рядом, слева,  справа.

  1. Нанизывание бус. Перебирание бус пальчиками.

Цель – закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, чувства ритмического рисунка.

  1. Заплети косичку.

Цель – закрепление различных способов плетения, развитие мелкой моторики.

  1. Застегни ремень.

Цель – закрепление способы застегивания ремня, развитие мелкой моторики.

  1. Угадай, что в мешочке? (Мешочки с секретом)

Цель – закрепление умение узнавать, что спрятано в мешочке, развитие тактильных ощущений и сенсорных навыков.

Перечисленные задания могут быть предложены во время индивидуальной работы с ребенком и в работе с подгруппой детей.

  Можно использовать пособие «Черепаха  Сенсомоторика» с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием игр и заданий.

 

Основой познания малыша является чувственный опыт, путём сенсорики, сенсомоторики.

 Поэтому, проводя различные упражнения с Черепахой Сенсомоторикой,  ребёнок  получит представления о форме, цвете, величине, количестве предметов; накопит знания об окружающем.

Разработала для детей  игровые упражнения:

1.«Подбери предметы по цвету, форме, величине»

Разложите в карманчики геометричесие фигуры разные по цвету, форме, величине. Побудите ребенка достать фигуры из карманчиков и предложите ему  найти предметы по одному из признаков:

- цвету - красный, жёлтый, зелёный, синий;

- форме -  круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

- величине - большой и маленький;

- найти предметы по двум признакам (большие круги; красные треугольники и т.п.).

 2. «Найди один предмет и много»

Разложите в некоторые карманчики много (4-8) предметов   (картинок),   а   в другие  по   одному. Предложите достать предметы и поговорите о них. Задавайте вопрос:

  • Сколько здесь предметов? (один, много)
  • Назови предметы на картинках?
  • Для чего нужен предмет?

3. «Сложи картинку»

 Разместите в карманчиках по одной части от трех четырех предметных картинок (картинки вы можете нарисовать и разрезать на две четыре равные части или взять разрезные картинки из настольно-печатньгх игр). Побудите ребенка достать  части и составить предметные картинки. Если ребёнок успешно справляется с заданием, усложните его: разрежьте картинки на 2- 4 части другими способами, например, по диагонали.

4. «Найди пару»

Разложите одиннаковые парные картинки, на которых изображены, например, мяч, арбуз, пирамида, юла, и другие   в несколько карманчиков.  Побудите малыша достать картинки, рассмотреть их и составить пары.

 5. «Выбери нужные картинки»  на классификацию  предметов

- одежда, мебель, игрушки,  фрукты, овощи, продукты питания.

 Разместите в карманчиках картинки с изображением различных предметов. Предложите ребенку достать все картинки и выбрать те, на которых изображены, например, одежда, продукты питания, игрушки, овощи, фрукты и т.п. Рассмотрите картинки и поговорите об этих предметах.

Пусть ребенок расскажет о назначении предметов.

 6. «Найди детёнышей» или «Мамы и детки»

 Положите перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья и др.). Предложите достать из карманчиков картинки с изображением их детёнышей (заранее положите картинки в карманчики) и разложить рядом с «родителями». Задайте вопросы:

  • Назови животных и их детенышей?
  • Скажи, кто как кричит?
  • Кто чем питается?

 7. «Расскажи, кто где живёт?»

Побудите  ребенка  достать  из  кармана  картинки с изображением зайца, лисы, белки, рыбы и т.д. Рассмотрите картинки и побеседуйте о том, кто из них живет в лесу, в реке и т.д