Модульное пособие «Черепаха Сенсомоторика»
Модульное пособие «Черепаха Сенсомоторика»
Вот такую чудесную игрушку «Черепаха Сенсомоторика» я сшила в свою группу для детей. Подобные модульные пособия можно заказать и через интернет – магазин, а можно изготовить и самим. Затрат меньше, а удовольствия больше!
Черепаха изготовлена из поролона, который обшит яркой мягкой тканью. Чехлы сшиты из плащевой ткани. У черепахи можно менять чехлы панцири, а значит можно менять виды деятельности. На поверхности (панцире) черепахи закреплены различные многофункциональные детали:
- Кармашки с пуговицами для застегивания и расстегивания;
- цветочки на липучках;
- шнуровка,
- застежки;
- пирамидка из деталей на липкой ленте,
- мешочки с различным сыпучим материалом (горох, бобы, пшено, для развития тактильных ощущений;
- ленты для завязывания;
- нити со счетным материалом, различным по форме, цвету.
Главная цель игры с «Черепахой» - это развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие тактильных ощущений, сенсорных навыков. Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию ориентировки в пространстве.
А также способствует:
- формированию положительных эмоций;
- Воспитанию эстетического восприятия, фантазии.
- формированию первичных понятий об окружающем мире;
- развитию речи ребенка;
- развитию сенсорных способностей (мелкой моторики руки, тактильных ощущений, восприятие цвета, формы, величины).
Черепаха Сенсомоторика обладает рядом уникальных свойств:
имеет множество карманов, с помощью содержимого (карточки, фигуры и др.) в них, можно проводить различные дидактические упражнения;
мягкая, лёгкая черепашка может служить подушечкой (при переворачивании);
игрушка компактна, с ней удобно играть в любом месте;
с помощью этой игрушки рука ребенка научится:
- шнуровать;
- затягивать тесьму и закреплять ее с помощью фиксатора;
- соединять и разъединять детали с помощью кнопок, пряжек, молний, пуговиц, контактных лент.
Через некоторое время ребенок начнет переносить способы действия с одних предметов (деталей игрушки) на другие (одежду, обувь) и, во время сборов на прогулку, выдвинет радующий его девиз: «Я сам!».
Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и что не менее важно. Мощным средством, повышающим развитие мышления ребенка.
Составила картотеку представленного дидактического пособия «Черепаха Сенсомоторика» упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с детьми младшего докольного возраста.
Ребенку или подгруппе детей предлагаются задания:
- Зашнуруй шнурок.
Цель – закрепление цвета, различных способов шнуровки, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий сверху вниз, снизу вверх.
- Пристегни цветочки.
Цель – закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, закрепление понятий выше, ниже, слева, справа, закрепление навыков счета.
- Завяжи бантик.
Цель – закрепление цвета, счета, последовательности выполнения задания. Ориентировка в пространстве по отношению к себе, закрепление понятий выше, ниже, рядом, слева, справа.
- Нанизывание бус. Перебирание бус пальчиками.
Цель – закрепление счета, цвета, последовательности, развитие глазомера, чувства ритмического рисунка.
- Заплети косичку.
Цель – закрепление различных способов плетения, развитие мелкой моторики.
- Застегни ремень.
Цель – закрепление способы застегивания ремня, развитие мелкой моторики.
- Угадай, что в мешочке? (Мешочки с секретом)
Цель – закрепление умение узнавать, что спрятано в мешочке, развитие тактильных ощущений и сенсорных навыков.
Перечисленные задания могут быть предложены во время индивидуальной работы с ребенком и в работе с подгруппой детей.
Можно использовать пособие «Черепаха Сенсомоторика» с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием игр и заданий.
Основой познания малыша является чувственный опыт, путём сенсорики, сенсомоторики.
Поэтому, проводя различные упражнения с Черепахой Сенсомоторикой, ребёнок получит представления о форме, цвете, величине, количестве предметов; накопит знания об окружающем.
Разработала для детей игровые упражнения:
1.«Подбери предметы по цвету, форме, величине»
Разложите в карманчики геометричесие фигуры разные по цвету, форме, величине. Побудите ребенка достать фигуры из карманчиков и предложите ему найти предметы по одному из признаков:
- цвету - красный, жёлтый, зелёный, синий;
- форме - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- величине - большой и маленький;
- найти предметы по двум признакам (большие круги; красные треугольники и т.п.).
2. «Найди один предмет и много»
Разложите в некоторые карманчики много (4-8) предметов (картинок), а в другие по одному. Предложите достать предметы и поговорите о них. Задавайте вопрос:
- Сколько здесь предметов? (один, много)
- Назови предметы на картинках?
- Для чего нужен предмет?
3. «Сложи картинку»
Разместите в карманчиках по одной части от трех четырех предметных картинок (картинки вы можете нарисовать и разрезать на две четыре равные части или взять разрезные картинки из настольно-печатньгх игр). Побудите ребенка достать части и составить предметные картинки. Если ребёнок успешно справляется с заданием, усложните его: разрежьте картинки на 2- 4 части другими способами, например, по диагонали.
4. «Найди пару»
Разложите одиннаковые парные картинки, на которых изображены, например, мяч, арбуз, пирамида, юла, и другие в несколько карманчиков. Побудите малыша достать картинки, рассмотреть их и составить пары.
5. «Выбери нужные картинки» на классификацию предметов
- одежда, мебель, игрушки, фрукты, овощи, продукты питания.
Разместите в карманчиках картинки с изображением различных предметов. Предложите ребенку достать все картинки и выбрать те, на которых изображены, например, одежда, продукты питания, игрушки, овощи, фрукты и т.п. Рассмотрите картинки и поговорите об этих предметах.
Пусть ребенок расскажет о назначении предметов.
6. «Найди детёнышей» или «Мамы и детки»
Положите перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья и др.). Предложите достать из карманчиков картинки с изображением их детёнышей (заранее положите картинки в карманчики) и разложить рядом с «родителями». Задайте вопросы:
- Назови животных и их детенышей?
- Скажи, кто как кричит?
- Кто чем питается?
7. «Расскажи, кто где живёт?»
Побудите ребенка достать из кармана картинки с изображением зайца, лисы, белки, рыбы и т.д. Рассмотрите картинки и побеседуйте о том, кто из них живет в лесу, в реке и т.д