Классное руководство

Галсанова Сэндэма Жамсарановна

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Мир моих увлечений», 6 класс

Цель: расширить кругозор детей, формировать положительную мотивацию к саморазвитию; побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.

Форма: путешествие в мир увлечений.

Подготовительная работа с детьми

За 2-3 дня до классного часа нужно предупредить детей, чтобы они подготовили краткий рассказ о своем увлечении и обязательно сказали, чем это увлечение обогащает их (кругозор, общение, развлечение и т. п.). Можно предложить детям принести поделки, коллекции, фотографии домашних питомцев, подготовить музыкальный или танцевальный номер.

Оборудование

Заготовить 10 маленьких разноцветных флажков для награждения участников викторины.

Оформление класса

Дети делают фотовыставку из тех фотографий, которые они принесут. Эти фотографии дети прикрепят к доске или к стенду, чтобы после классного часа одноклассники смогли их рассмотреть.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Путешествие в мир увлечений. Рассказ детей о своем хобби.

а) Страна коллекционеров;

б) Страна любителей природы;

в) Страна очень умелых ручек;

г) Страна музыки;

д) Страна спорта.

3. Игра «Угадай хобби».

4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение».

Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.

Увлечения были у многих великих людей.

Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.

Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.

А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфранг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами.

II. Путешествие в мир увлечений. Рассказ детей о своем хобби

Страна коллекционеров

Классный руководитель. Человеку свойственно увлекаться. Ведь в жизни столько интересного!

Итак, начинаем наше путешествие в Мир увлечений. Первая страна - Страна коллекционеров. Как вы думаете, ребята, что может коллекционировать человек? (Марки, монеты, мягкие игрушки, спичечные этикетки, значки, модели машин, самолетов, оружие, фантики, книжки, музыкальные диски и т. п.)

А что дает коллекционирование людям? (Человеку знает о странах, об истории вещей, заполняет свое свободное время, общается с такими же коллекционерами.)

Приглашаю к доске всех, кто собирает какие-нибудь предметы. Они расскажут нам о своих богатствах и о том, что дает им их увлечение.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих коллекциях.

Страна любителей природы

Классный руководитель. Спасибо нашим коллекционерам. А впереди новая страна - Страна любителей природы.

Всех, кто любит заботиться о растениях и животных, прошу рассказать о своем увлечении.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих домашних питомцах.

Страна очень умелых ручек

Классный руководитель. Спасибо за интересный рассказ. Нас ждет еще одна страна - Страна очень умелых ручек. В этой стране обитают те, которые обожают шить, вязать, что-нибудь мастерить. Покажитесь, уважаемые умельцы, расскажите о своем увлечении!

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих увлечениях, показывают свои поделки.

Страна музыки

Классный руководитель. Благодарю наших умельцев за интересную экскурсию по Стране очень умелых ручек и приглашаю вас в Страну музыки. Всех, кто любит петь, танцевать, сочинять и просто слушать музыку, просим рассказать о своем увлечении.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих музыкальных занятиях.

Страна спорта

Классный руководитель. Спасибо всем, кто приоткрыл нам окно в мир музыки и танца. А у нас на пути - Страна спорта. Это страна ловких, сильных, смелых. Приглашаю к доске тех, кто увлекается спортом.

Спортсмены выходят к доске, рассказывают о различных секциях.

Классный руководитель. Действительно, каждый человек чем-либо увлекается. Если это увлечение не мешает другим людям и не вредит самому человеку, то оно достойно уважения. Для того чтобы найти свое увлечение, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг: приобрести первую марку, сочинить первую строчку, набросить петельку на спицу, сделать первый мазок кистью. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось бы заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.

III. Игра «Угадай хобби»

Я загадываю слово, которое обозначает какое-нибудь увлечение. Кто быстрее ответит, тот и получает это хобби. За каждый правильный ответ я вручаю команде флажок. Побеждает команда, которая набрала больше флажков, а значит, и больше разных интересных увлечений.

Раз, два, три - начало игры!

1. Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей.)

2. Вид спорта - групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм.)

3. Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьем или фотоаппаратом. (Охота.)

4. Рыбная ловля. (Рыбалка.)

5. Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол.)

6. Человек, который коллекционирует марки. (Филателист.)

7. Коллекционирование монет. (Нумизматика.)

8. Стеклянное помещение для содержания ящериц и змей. (Террариум.)

9. Что коллекционируют филокартисты? (Открытки.)

10. Певческое искусство. (Вокал.)

Классный руководитель. А теперь поднимите флажки, и мы увидим, кто, сколько увлечений себе добыл.

Дети поднимают флажки. Учитель отмечает самого успешного участника.

Классный руководитель. Ну, вот, надеюсь, в Стране увлечений сегодня появились новые граждане. И жизнь их станет интересной, яркой и красивой.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что вы почувствовали, узнав об увлечениях своих товарищей?

Примерные ответы детей:

- Мы больше узнали друг о друге.

- Нам будет интереснее общаться.

- Будет о чем поговорить друг с другом.

- Порадовался за успехи друзей.

- Захотелось тоже чем-нибудь интересным заняться.

- К моему удивлению: оказывается, вокруг столько интересного!



Предварительный просмотр:

Станция 1. «Знатоки ПДД»

«17, 6, 18, 6. 23, 16, 5, 10       17, 18, 16, 6, 9. 8, 21, 32  25, 1, 19, 20, 30  

20, 16, 13, 30, 1217, 16      17, 6, 26, 6, 23, 16, 5, 15, 16, 14, 21       17, 6, 18, 6, 23, 16, 5, 21»

Станция 2. «Дорожная математика»

Задача 1. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге.  Сколько ребят поступили правильно?

Задача 2. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала.  Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Задача 3. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным - 15.  Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения?

Задача 4. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке.  Сколько человек поступило правильно? 

Станция 3.  «Автомульти».

1. На чём ехал Емеля к царю во дворец?

2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?  

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

6. На чем летал старик Хоттабыч?

7. Личный транспорт Бабы Яги?

8. Ехали медведи на велосипеде,

А за ним комарики...

На чём летали комарики?

9. На чём летал Барон Мюнхгаузен?

10. При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты?

Станция 5.  «Логическая».

Станция 6.  «Тир - Светофор»

Вопросы красной ячейки

Бывают ли запрещающие знаки треугольными?   

Какой линией разделяется встречное движение?

В чем ошибка: «Любой ребенок может сесть на велосипед и проехать по дороге»?

Что раньше называли «мостовой»: проезжую часть или пешеходную дорожку?

Техническими средствами,  регулирующими движение являются? 

Каких дорожных знаков не существует: запрещающих, регулирующих, предупреждающих, предписывающих?

Пешеходная дорожка и тротуар – это одно и то же?  

Как называется участок между полосами движения транспорта, где пешеходы могут спокойно дождаться нужного света светофора?

Как называется двухколесное или трехколесное транспортное средство без мотора?

Что устанавливают на обочинах дорог для регулировки движения?

Вопросы желтой ячейки

Площадка для ожидания пассажирского транспорта.  

По какой причине нельзя играть возле дороги?

Что из перечисленного относится к маршрутному транспортному средству: трактор, автобус или грузовик?

Есть ли тормозной путь у велосипеда?

Если работает светофор и стоит регулировщик, то чьи сигналы следует выполнять, а чьи – нет?

Как пешеходу понять, что водитель хочет повернуть в сторону?

Как называется человек, находящийся в машине, но не являющийся водителем?

 В «час пик» поток автотранспорта маленький или большой?

 Каким машинам пешеходы уступают дорогу, не смотря на зеленый свет?

Каким предметом постовой регулирует движение на дороге?


Вопросы зеленой  ячейки

  1. Можно ли разговаривать по телефону, переходя улицу?
  2. Можно ли перебегать дорогу, если очень торопишься?
  3. О чем «говорит» пешеходам желтый свет светофора?
  4.  Можно ли бежать по пешеходному переходу?
  5. Налево или направо следует смотреть, начиная переход дороги?
  6.  Мешают ли разговоры переходить улицу?
  7.  Продолжи: «Тише едешь — …»  
  8. Какое транспортное средство движется по рельсам: троллейбус, трамвай или автобус?
  9. Обязательно ли дожидаться полной остановки транспорта, чтобы из него выйти или войти.
  10. Человек, который везёт коляску с малышом – водитель или пешеход?



Предварительный просмотр:

Отчет

О мониторинге социальных сетей по выполнению фактов распространения информации, склоняющий обучающихся к террористическому, асоциальному поведению.

ФИО

Дата мониторинга

В каких соц.сетях зарег

Наличие фейковых стр

Наличие закрытых акк

Содержание на странице, в том числе группах, подписках

террор

суицид

буллинг

Алк.

Наркот.

Бадаева Мария

14.05.21

Вк, лайки,инст

-

+

-

-

-

-

Булгатов Буда

ВК

-

-

-

-

-

Батожапова Сэлмэг

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Вампилова Лена

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Гармажапова Долгор

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Дашижапов Амгалан

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

+

-

-

-

-

Доржиев Аюша

Игры (Майнкрафт)

-

-

-

-

-

-

Доржиев Аюр

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Лубсанов Стас

Вк, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Мункуева Света

Вк, лайки вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Раднаева Света

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

+

-

-

-

-

Самбуева Дари-Дулма

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

+

-

-

-

-

Тыкчинов Стас

Вк, лайки инст, вайбер,

-

+

-

-

-

-

Цыденов Аюша

Вк

-

-

-

-

-

-

Цыденова Даша

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

-

-

-

-

-

Чагдурова Суржана

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

+

-

-

-

-

Чагдурова Туяна

Вк, лайки инст, вайбер, тик-ток

-

+

-

-

-

-



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ №1

родительского собрания в 9  классе от 29.01.2024 года

по теме: «Подготовка к ОГЭ. Промежуточные результаты по итогам 1 полугодия. Осторожно Вейп»

Присутствовали:

  • Директор школы Доржиева С.С., зам. директора по УВР Лубсанова С.Ч.
  • Учителя-предметники 9-х классов
  • Родители 9-х классов 14 из 16 отсутствовали 2

Цель: познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации учащихся 9 класса ; проанализировать   подготовленность учащихся  к предстоящим экзаменам.

Повестка дня.

1.О ходе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе .

2.Итоги промежуточных результатов к подготовке к ОГЭ

3.  Самоподготовка , как одно из условий успешной подготовки к сдаче  ГИА

4.  Вред электронных сигарет « Вейп»

По первому вопросу выступила зам.директора по УВР Лубсанова С.Ч., она рассказала о порядке допуска к экзаменам; организационно-педагогических особенностях проведения ОГЭ (время проведения, место проведения, процедура проведения и др.); технологии организации проверки результатов ОГЭ;  сроках и порядке ознакомления учащихся с итогами экзамена; о полномочиях государственной экзаменационной комиссии, о функции конфликтной комиссии, о порядке подачи апелляции в случае несогласия в оценивании работы. Ознакомила с положением по итоговой аттестации выпускников 9 класса, порядков проведения экзамена. Ознакомила с кодификатором, спецификацией, демоверсией. Провела разъяснительную работу среди родителей по исключению случаев размещения контрольно-измерительных материалов текущего года в информационной сети «Интернет», установления фактов наличия и (или) использования средств связи и электронно-вычислительной техники.

По второму вопросу выступили учителя-предметники. До родителей была донесена информация о промежуточных результатах подготовки к ГИА

Выступили: Батожапов М.Д.,учитель географии, Доржиева В.Д.,учитель математики,  Доржиева С.С. учитель химии.

 Было отмечено: слабая подготовка к ГИА отдельных учеников, отсутствие мотивации и как следствие –пропуски факультативных занятий, слабый контроль со стороны родителей за подготовкой детей к урокам и ГИА.

По третьему вопросу выступила  классный руководитель  Галсанова С.Ж., рассказавшая  о том , что успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку. Основная задача родителей обратить внимание на то, чтобы учащиеся посещали учебные занятия, занимались самоподготовкой с использование учебных пособий и Интернет-ресурсов, с которыми их знакомила завуч по УВР Лубсанова С.С., также ознакомила присутствующих с итогами 1 полугодия, рассказала о реальном уровне знаний каждого ученика на текущий момент, подготовке учащихся к урокам, подготовке домашних заданий, о самостоятельной работе с КИМами, отметила как позитивную работу учащихся, так и указала на недостаточную самостоятельную работу некоторых учащихся класса, порекомендовала родителям усилить контроль режима дня девятиклассников.

По четвертому вопросу выступила директор школы Доржиева С.С., ознакомившая родителей с понятием «вейп»,рассказала из чего же состоит, как воздействует на организм, и как уберечь детей от электронных сигарет.

Решение родительского собрания:
1. Родителям 9 класса руководствоваться в своей деятельности по подготовке и проведению государственной(итоговой)аттестации нормативно - распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней.
2. Классному руководителю – Галсановой С.Ж.  и учителям-предметникам усилить контроль над посещаемостью учениками уроков, дополнительных занятий  еженедельно информировать родителей о пропусках, а так же еженедельно выставлять текущие оценки в дневники

3. Родителям еженедельно знакомиться с текущими оценками в дневниках обучающихся и ведением дневников (регулярным заполнением дневника своим ребёнком) и усилить контроль над подготовкой к экзаменам и режимом дня. 

4. Родителям обратить внимание на поведение детей, контролировать карманные расходы.  




Предварительный просмотр:

ГРАФИК ДЕЖУРСТВА

Ф.И.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

Дашижапов Амгалан

Ванчиков Денис

Доржиев Аюша

Булгатов Буда

2

Чагдурова Суржана

Мункуева Света

Цыденова Даша

3

Гармажапова Долгор

Раднаева Саша

Чагдурова Туяна

4

Батожапова Сэлмэг

Бадаева Маша

Самбуева Дари-Дулма

5

Мансорунов Максим

Доржиев Аюр

Цыденов Аюша

6

Ген.уборка(все)

\



Предварительный просмотр:

Мастер – класса : Формирование навыков первой помощи пострадавшим.

Тема мастер – класса : Формирование навыков первой помощи пострадавшим.

Вид мастер –класса : Урок-лекция с постановкой обучающей проблемы.

Тип: Комбинированный.

Использованные методы: Монологический с элементами диалога, с применением микрогрупп.

Цели занятия:

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения, обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим.

Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности.

Воспитательная: Воспитать интерес к изучаемому предмету и ответственность за качественное выполнение самостоятельной работы.

Оказание первой помощи пострадавшим.

Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие.

ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:

бытовой и производственный травматизм – 100 тыс.человек

в ДТП – 30 тыс.человек

на водоемах в различное время года – около 15 тыс.человек

Ежедневно в результате несчастных случаев погибает 400 человек.

- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – их 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего.

Скажите как Вы думаете очем сегодня пойдет речь?

Наша задача, достигнув цели мастер - класса, ответить на вопрос:

«ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО»

- Итак, тема определена. Давайте вспомним правила оказания первой помощи.

До недавнего времени в России не было официальной терминологии относительно первой помощи, однако 26 июня 2009 года был принят в первом чтении законопроект, согласно которому не следует путать этот термин с первой медицинской помощьюскорой медицинской помощью и первой доврачебной помощью — последние являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия. В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДДМВДМЧСпожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать. За неоказание помощи и оставление в опасности Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность.

Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Рассмотрим 3 ситуации в которых помощь должна оказываться незамедлительно.

1 Наложение кровеостанавливающего жгута.

2 Проведение реанимационных мероприятий

3 Удаление инородного тела из ротовой полости.

Практическая часть

Правила наложения жгута.

1 Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см от ее верхнего края;

2 Конечность перед наложением жгута поднимают вверх.

3 На место наложения жгута предварительно накладывают какую-либо ткань;

4Жгут затягивают только до остановки кровотечения. Под него следует положить

записку с указанием времени его наложения;

5 Перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем, что

позволяет без излишней спешки подготовиться к выполнению этой манипуляции;

6 В теплое время года жгут можно не снимать в течении 2 ч- максимальное время наложения жгута а в холодное время года- 1, рекомендуемое лето 1ч 30 мин, зима -30 мин.

Проведение реанимационных мероприятий.

1. Алгоритм базовых реанимационных мероприятий

1) Убедиться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего – осмотреться!

2) Проверить сознание:

3) Призвать на помощь: «Помогите, человеку плохо!»

4) Проверить дыхание

а. Запрокинуть голову

б. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед

в. «Слышу! Вижу! Ощущаю!»

5) Вызвать бригаду скорой медицинской помощи 112 по алгоритму:

а. Координаты места происшествия

б. Количество пострадавших

в. Пол

г. Примерный возраст

6) Приступить к компрессиям грудной клетки:

7) Выполнить 30 компрессий подряд

 - Глубина 5-6 см

 - Частота 100-120 в минуту

 Руки спасателя вертикальны

 Не сгибаются в локтях

 Пальцы нижней кисти не касаются грудной клетки пострадавшего

 Компрессии отсчитываются вслух

8) Выполнить 2 выдоха в пострадавшего

- Запрокинуть голову пострадавшего

- Зажать нос пострадавшему

- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед

- Обхватить губы пострадавшего своими губами

- Произвести два выдоха объемом

Удаление инородного тела из ротовой полости.

Извлечение шарообразных предметов

Сработает так называемый «эффект Буратино».

Разумеется, ни в коем случае нельзя держать маленького пациента, подобно герою сказки, в подвешенном состоянии всю ночь.

ПЕРВОЕ, С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧАТЬ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ:

Повернуть пострадавшего на живот.

Перекинуть его через спинку кресла или собственное бедро.

Несколько раз ударить раскрытой ладонью между лопатками.

Правила извлечение инородного тела

из дыхательных путей ударом под диафрагму

(способ Геймлиха).

Запомни! Это самый эффективный (до 80% успешного извлечения инородных тел из верхних дыхательных путей), но и самый опасный из всех, вышеперечисленных.

Эффективность заключается в том, что при резком ударе под диафрагму из лёгких выталкивается более 300 мл воздуха «мёртвого» пространства, который никогда не используется при дыхании и кашле. Правильное применение этого природного резерва часто спасает жизни подавившихся.

Опасность заключается в том, что резкий удар наносится в «запретную зону» — в область богатую нервными окончаниями (не путать с прекардиальным ударом).

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА ПОД ДИАФРАГМУ

Встать сзади пострадавшего.

Обхватить его руками так, чтобы руки, сложенные

в замок, оказались между реберной дугой и пупком пострадавшего.

Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь,

а сложенными в замок кистями — в надчревную область.

Работа в группах.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Наш мастер – класс подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

- Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своем постоянном благополучии, в том, что с ним или с теми, кто может оказаться в вашем окружении завтра или через час ничего не случится. Я думаю, что вы поняли, что жизнь пострадавших нередко зависит от того владеют ли окружающие навыками оказания первой помощи.

Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.

- Итак, возвращаемся к нашему вопросу, поставленному в начале:

ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО

- Какой же знак препинания вы поставить в конце этого предложения ! или ?

И так выбор сделан надеюсь это время прошло с пользой и оказавшись в нестандартной ситуации сможете оказать помощь пострадавшему.

Всем спасибо за внимание!