Нормативно-правовая база

Галсанова Сэндэма Жамсарановна

Нормативно-правовая база учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

учителя английского языка

 в соответствии с требованиями ФГОС ООО

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя ОУ, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Настоящая инструкция является типовой, и ее действие распространяется на всех учителей школы.

1.2. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по УВР. 

1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя учреждения, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.6.. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации  и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.7.Учитель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на ступени основного общего образования;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предметов, программы и учебники по преподаваемым предметам, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее по тексту ФГОС);
  • требования ФГОС и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
  • методику воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основы научной организации труда;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  •  методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  •  основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Учитель должен обладать следующими компетентностями:

1.8.1.Профессиональная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

1.8.2. Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе школы; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

1.8.3. Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1.8.4. Правовая компетентность - качество действий работник (учителя), обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. организация обучения предмету «Английский язык»  в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта  общего образования, психолого-физиологическими особенностями обучающихся и спецификой  преподаваемого предмета;

2.2.организация учебно-воспитательного процесса и других мероприятий с учащимися, руководство и контроль за развитием образовательного процесса (соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки в 5-9 классах школы 70% к 30%);

2.3.обеспечение социализации, формирования общей культуры личности, осознанного выбора и освоения надпредметных курсов и программ учащимися в рамках ФГОС;

2.4.обеспечение организации образовательного процесса, направленного на формирование у обучающихся метапредметных компетенций (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построению индивидуальной образовательной траектории;

2.5.обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе и других видах урочной и внеурочной деятельности с учащимися; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

2.6.распределение внеурочной деятельности учащихся в соответствии с интенсивностью труда (с учетом реабилитации возможных перегрузок), а также индивидуальным выбором учащегося;

2.7.тьюторское сопровождение внеучебной деятельности школьников, оказание помощи в формировании индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, в том числе по индивидуальным образовательным программам (ИОП).

3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.анализирует: 

  • административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок представляет по ним отчет непосредственному руководителю;
  • результаты усвоения учащимися преподаваемого предмета в разрезе непрерывного мониторинга динамики достижений каждого ученика.

3.2.прогнозирует:

  • тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и программ;
  • последствия запланированных изменений в программе, учебном плане;
  • последствия внедрения новшеств.

3.3.планирует и организует:

  • учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, обеспечивает выполнение рабочей программы по предмету, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
  • обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимся, тьюторское сопровождение с учетом введения стандартов нового поколения;
  • овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
  • контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), своевременно, в соответствии с графиком,  проводит установленные программой и учебным планом контрольные работы, работу над ошибками после проверки контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия;
  • проверку рабочих тетрадей обучающихся в соответствии со школьным положением о проверке тетрадей учащихся;
  • оснащение закрепленного за учителем учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно- методической и художественной литературой, дидактическими и справочными материалами, инструктивно-методическими пособиями по профилю преподаваемого предмета;
  • просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ по преподаваемому предмету, воспитания и культуры поведения учащихся;
  • работу с учащимися по подготовке к выпускным экзаменам, предметным олимпиадам, конкурсам творческих работ;
  • с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения инструктивно-методическими пособиями.

3.4.координирует:

  • работу учеников по освоению ФГОС ООО, учебных программ по предмету;
  • взаимодействие учащихся во время уроков и внеклассных мероприятий;
  • учебную исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
  • свою работу с родителями (законными представителями).

3.5.контролирует:

  •   систематически качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий; проставляет в классный журнал (в том числе электронный) все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
  •    наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима;
  •   соблюдение обучающимися во время занятий Правил для учащихся и техники безопасности;
  •   безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

 3.6. корректирует:

  • ход выполнения учебного плана и программ;
  • знания учащихся по преподаваемому предмету.

3.7. разрабатывает:

  •   рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
  •   инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже 1 раза в 5 лет;

3.8. консультирует: 

  • учащихся по преподаваемому предмету;
  • слабоуспевающих учащихся (не менее 1 раза в неделю);
  • готовит к конкурсам, олимпиадам, конференциям;
  • учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным программам;
  • родителей (законных представителей) по уровню обученности и воспитанности учащихся;
  • других работников школы по направлению своей деятельности, где достигнуты положительные результаты, распространяет опыт на уровне предметного МО, образовательного учреждения, района, региона.

3.9. оценивает:

  • эффективность и результаты обучения обучающихся по предметам (курсам, программам), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
  • текущее и итоговое качество знаний учащихся по преподаваемому предмету;
  • ключевые (базовые), предметные и надпредметные компетенции;
  • социально-личностные компетенции, внеурочные достижения учащихся.

3.10. обеспечивает:

  •  формирование у обучающихся научно-лингвистическое мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке, прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, овладение нормами языка, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи обучающихся;
  • развитие навыков свободного пользования словарем, учебником, страноведческими и грамматическими справочниками;
  • развитие умения связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • включение обучающихся в различные формы внеучебной деятельности по предмету;
  • достижение и подтверждение обучающимися уровня основного общего образования;
  • уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ФГОС;
  • охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
  • своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
  • своевременное и аккуратное заполнение классных журналов;
  • выставление отметок в журнал и в дневник учащегося (в том числе электронный журнал и дневник) сразу же после оценивания его ответа или работы;
  • своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
  • своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
  • сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какие-либо мероприятия с детьми;
  • своевременное информирование заместителя директора по учебной работе и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни.

3.11. предоставляет возможность:

  • администрации и (или) назначенным ей лицам присутствовать на своих уроках и любых мероприятиях, проводимых с учащимися, при условии предварительного уведомления не позднее, чем накануне;
  •  ознакомление с итогами своей деятельности путем тиражирования опыта, публикаций в СМИ, на образовательных сайтах.

3.12.обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;

3.13.соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

3.14.составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие;

3.15. хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года;

3.16.принимает участие в работе:

  • педагогического совета школы, методического объединения, методических семинаров, и т.п. (не менее 2 часов в месяц).

 3.17.четко выполняет требования ФГОС ООО к структуре и результатам освоения образовательной программы, к условиям ее реализации.

3.18. . участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;

3.19. осуществляет:

  • компьютерную поддержку и сопровождение учебного процесса в соответствии с требованиями новых ФГОС;
  • поддержку и сопровождение личностного развития учащихся, выявляет их образовательные запросы и потребности, ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
  1. Права

Учитель имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом ОУ;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и /или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. повышать квалификацию /не реже 1 раза в три года/;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом школы.

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность за:

      реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

      жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

      нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в образовательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

6.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала работы. График работы учителя на каникулах утверждается приказом директора школы;

6.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.4. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

6.5. получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6.  систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С должностной инструкцией ознакомлен (а), инструкцию получил (а):     



Предварительный просмотр:

  

Ссылки:

http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

 

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

 http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=15