Технология элементарного музицирования (Т.Э.Тютюнникова)

Бальжиева Маргарита Бальжинимаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИВЛЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 29 г. Химки

Дошкольное отделение «Калейдоскоп»

Педагогическая технология

 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработала музыкальный руководитель Бальжиева М.Б.

(высшая квалификационная категория)

                           

                     

           

                                                       

             

                     

                Московская область, городской округ Химки

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок –

музыкантом или врачом, учёным или рабочим,

задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало,

творческое мышление»

Карл Орф

Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.

Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Музицирование – это путь к воспитанию любителя музыки, не только завсегдатая концертных залов, но и участника любительских ансамблей, музыкальных капустников и домашних вечеров. Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы она навела там гармонию и порядок, успокоила смятение и дала надежду.

Для музыкальной педагогики первостепенно важночто музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактивно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.

Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Действие выступает лучшей проверкой понимания. Очевидно, что самое первое – дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действии.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее в порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывания в ней» – петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять.

Элементарное музицирование с инструментами как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности практикуется мною более четырех лет в работе с дошкольниками. Интерес детей к такому музицированию поистине неиссякаем, а желание играть и петь в ансамбле настолько сильное, что они не замечают большой учебной работы, проводимой в процессе музицирования.

Практическая значимость

Элементарное музицирование с музыкальными инструментами как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Интерес детей поистине неиссякаем а желание играть и петь в ансамбле настолько сильные что они не замечают учебной работы. Так родилась идея этого плодотворного синтеза: элементарного музицирования и обучения простейшим элементам музыкального языка, развития системы музыкальности в целом.

Одним из направлений музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование.

Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.

В свое время, в конце IXX века, этой проблемой занимался австрийский композитор Карл Орф, выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по данной теме и очень успешно занимался на практике. В настоящее время, элементарное музицирование вновь стало популярным, и многие педагоги внедряют её в свою работу.

Так над этой проблемой углубленно работает Т.Э. Тютюнникова, разработавшую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Цели и задачи

Целями стало:

  • Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
  • Развитие целостно музыкальности через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования, что позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ему новые знания об окружающем мире.

Основная задача: создание положительного эмоционального климата, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

В течение учебного года также решаются следующие задачи:

Обучающие:

  1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
  3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также отображать и читать графические нотации.
  4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
  5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
  2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  3. Воспитание творческой инициативы.
  4. Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

  1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  3. Развивать мышление, аналитические способности.
  4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
  6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Коррекционные:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка.
  2. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности.

В разделе «Игра в оркестре» большое внимание уделяем применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах (игра «звучащими жестами»). Учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты.

В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), используем также детские музыкальные инструменты. Поем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте). Импровизируем голосом и артикуляцией: говорение, шипение, шепот, глиссандирование, пение. Так, например, озвучиваем темы «Звуки весны». Большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевые (подражание голосам животных, птиц) и пение по руке, пение по картинкам «Гуси», «Киса», «Петушок». Творческие задания даются детям в виде: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?», « Я здесь».

В разделах «Игра», «Речевое музицирование» и «Звучащие жесты», развиваем творчество детей, предусматриваем самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока.

В разделе «Движение и активное слушание» восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создаем модель движения, свободное движение в пространстве, в поиске образа. А так же используем музыкальные инструменты, предметы: платочки, ленточки, шарики, цветы. Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем».

В разделе «Импровизация» используем задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу. Используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами), мягкие игрушки, куклы, погремушки.

Методы

Обучение детей элементарному музицированию проводится в разных видах музыкальной деятельности и строитсяь на трех основных методах.

Словесный метод:

  • Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец.
  • Рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный.
  • Какие эмоции вызывает музыка при слушании произведений, например, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: печаль, радость, грусть, спокойствие?
  • Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми.
  • Речевые игры, пальчиковые игры.

Наглядный метод:

  • Рассматривание портретов композиторов.
  • Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры.
  • Рассматривание сюжетных картинок из цикла «Времена года», животных и их детёнышей, показ фигурок настольного театра, кукол театра « Бибабо» , фланелеграф и его использование, музыкальная лесенка, пальчиковый театр, наборы картинок сказочных персонажей.

Практический метод:

  • Упражнения и игры на развитие мелкой моторики «Волшебный мешочек»; различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю»; дидактические игры с применением презентаций-тренажеров»; нетрадиционная продуктивная деятельность «Сделай сам», изготовление самодельных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности.
  • Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки.
  • Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки.
  • Элементы костюмов: шапки, маски – зайца, лисы, волка и т. д.
  • Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки , султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов.

Принципы

Обучение детей элементарному инструментальному музицированию, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

  • Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
  • Принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
  • Принцип постепенности. Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
  • Принцип интеграции. Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей.
  • Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения.
  • Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса.

Мониторинг проводится в начале (сентябрь) и в конце года (май).

При провидении мониторинга необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- при ознакомлении детей с элементарным музицированием следует установить связь между всеми видами музыкальной деятельности;

- проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования;

- воспитывать в детях самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности.

Мониторинг

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

(одна-две минуты на одно задание)

  1. Знание музыкальных инструментов.

- сказать, как называется музыкальный инструмент;

- назвать особенности его строения;

- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую знакомую мелодию.

  1. Развитие чувства ритма.

- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном размере;

- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных и восьмых;

- двигаться под музыку 2-х, 3-х частной формы.

  1. Телесно-двигательное и слуховое представление.

- знать и называть жанры танца, марша;

- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;

- проиграть на металлофоне заданную двухголосную попевку.

  1. Развитие ассоциативности мышления и фантазии.

- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой – простейшие.

- импровизировать простейшие мелодии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Высокий уровень:

- знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении;

- точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; движение в соответствии с музыкой;

- знание жанров музыки; правильное интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; умение подобрать мелодию по слуху;

- легкое, красивое выполнение движений под музыку без указания взрослого; импровизировать на ДМИ под музыку.

Средний уровень:

- знание названий некоторых музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого;

- неточное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; неточное движение в соответствии с музыкой;

- узнавание жанров музыки с помощью взрослого; интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него затруднено; подбор мелодию по слуху с помощью взрослого;

- выполнение движений под музыку с помощью взрослого; импровизация на ДМИ под музыку с помощью взрослого.

Низкий уровень:

- нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение;

- неумение воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а так же в игре «Эхо»; неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;

- незнание жанров музыки; неумение интонировать мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; неумение подобрать мелодию по слуху;

- неумение придумать и выполнить движения под музыку; импровизировать на ДМИ только с помощью взрослого.

Мониторинг

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

(одна-две минуты на одно задание)

  1. Знание музыкальных инструментов.

- сказать, как называется музыкальный инструмент;

- назвать особенности его строения;

- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую знакомую мелодию.

  1. Развитие чувства ритма.

- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном и трехдольном размере;

- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных восьмых и пауз;

- передать 2-х, 3-х частную форму музыки в движении.

  1. Телесно-двигательное и слуховое представление.

- знать и называть жанры польки, вальса, марша.

- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;

- придумать и проиграть на металлофоне заданную двух- трехголосную попевку.

  1. Развитие ассоциативности мышления и фантазии.

- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой – простейшие и сложные;

- импровизировать простейшие и сложные мелодии на ДМИ под музыку.

  1. Знание графической нотации.

- показывать движение музыкальной линии (прямая, ломаная, кривая и т.д.).

- читать простейшие графический нотации ритмических рисунков (5 лет).

КИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Высокий уровень:

- четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении;

- точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; движение в соответствии с музыкой;

- знание жанров музыки; правильное интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; умение подобрать мелодию по слуху;

- легкое, красивое выполнение движений под музыку без указания взрослого; импровизировать на ДМИ под музыку;

- знание графической нотации.

Средний уровень:

- знание названий некоторых музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого;

- неточное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; неточное движение в соответствии с музыкой;

- узнавание жанров музыки с помощью взрослого; интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него затруднено; подбор мелодию по слуху с помощью взрослого;

- выполнение движений под музыку с помощью взрослого; импровизация на ДМИ под музыку с помощью взрослого;

- отображение и чтение графической нотации с помощью взрослого.

Низкий уровень:

- нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение;

- неумение воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а так же в игре «Эхо»; неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;

- незнание жанров музыки; неумение интонировать мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; неумение подобрать мелодию по слуху;

- неумение придумать и выполнить движения под музыку; импровизировать на ДМИ только с помощью взрослого;

- не знание графической нотации.

Мониторинг

ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

(одна-две минуты на одно задание)

  1. Знание музыкальных инструментов.

- сказать, как называется музыкальный инструмент;

- назвать особенности его строения;

- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую знакомую мелодию.

  1. Развитие чувства ритма.

- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном и трехдольном размере;

- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных восьмых и пауз;

- передать 2-х, 3-х частную форму музыки в движении.

  1. Телесно-двигательное и слуховое представление.

- знать и называть жанры польки, вальса, марша, менуэта, полонеза, гавота.

- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;

- придумать и проиграть на металлофоне речевую двух- трехголосную пьесу.

  1. Развитие ассоциативности мышления и фантазии.

- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой – сложные;

- импровизировать сложные мелодии на ДМИ под музыку.

  1. Знание графической нотации.

- показывать движение музыкальной линии (прямая, ломаная, кривая и т.д.).

- отображать ритм в разных символах и уметь прочитать графическую нотацию.

КИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Высокий уровень:

- четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении;

- точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; движение в соответствии с музыкой;

- знание жанров музыки; правильное интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; умение подобрать мелодию по слуху;

- легкое, красивое выполнение движений под музыку без указания взрослого; импровизировать на ДМИ под музыку;

- знание графической нотации.

Средний уровень:

- знание названий некоторых музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого;

- неточное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре «Эхо»; неточное движение в соответствии с музыкой;

- узнавание жанров музыки с помощью взрослого; интонирование мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него затруднено; подбор мелодию по слуху с помощью взрослого;

- выполнение движений под музыку с помощью взрослого; импровизация на ДМИ под музыку с помощью взрослого;

- отображение и чтение графической нотации с помощью взрослого.

Низкий уровень:

- нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение;

- неумение воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а так же в игре «Эхо»; неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;

- незнание жанров музыки; неумение интонировать мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него; неумение подобрать мелодию по слуху;

- неумение придумать и выполнить движения под музыку; импровизировать на ДМИ только с помощью взрослого;

- не знание графической нотации.

При анализе диагностики развития детей и усвоения ими различных знаний, умений, навыков в течение трех лет, получены определённые результаты.

Они представлены в таблице № 1 в процентном содержании, с учетом количества детей, владеющих и не владеющих знаниями, умением, навыками.

Таблица №1

Виды деятельности

2017-2018

Средняя группа

2018-2019

Старшая группа

2019-2020

Подготов.группа

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Знание музыкальных инструментов.

54

37

9

67

25

8

88

10

2

Развитие чувства ритма.

42

43

15

49

40

11

88

8

4

Телесно-двигательное и слуховое представление.

33

45

12

42

53

5

75

20

5

Развитие ассоциативности мышления и фантазии.

23

59

18

33

55

12

71

22

7

Знание графической нотации.

20

56

24

34

59

2

73

20

7

33

52

15

45

49

8

79

16

5

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Высокий уровень

33

45

79

Средний уровень

52

49

16

Низкий

уровень

15

8

5

Работа с педагогами

Контакт музыкального руководителя с педагогами требуется для успешного проведения как музыкальной НОД, так и занятий студии. Продуманная работа, предшествующая праздникам в ДОУ, усвоение материала, используемого в работе музыкального руководителя с детьми, является содержанием успешного выступления воспитанников, знание воспитателями музыкального материала – все это гарантирует удачное проведение праздника.

Участие воспитателя в работе студии очень ценно, например, благодаря усилиям воспитателей, у детей всегда мягкая обувь (чешки), легкая одежда на занятиях студии.

Необходима соответствующая подготовка, чтобы участие педагога было эффективным. Формой работы музыкального руководителя с воспитателями могут быть индивидуальные консультации и беседы.

Хорошие взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателями благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал.

Работа с родителями (законными представителями)

Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая. Устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач, стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда ребенок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме где есть музыкальный инструмент на котором играют родители, где малышу поют песни перед сном, колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В ДОУ мы учим детей вслушиваться в музыку, проявлять творческую фантазию, импровизировать и петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. Дома взрослые навязывают ребёнку «современную музыку» ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Педагоги обязаны помочь семье, научить родителей (законных представителей) использовать чудесную силу музыкального искусства во благо ребенка.

С родителями (законными представителями) используются различные формы деятельности. Вовлечение их в музыкально-образовательное пространство ДОУ ведется в нескольких направлениях:

1. Повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей:

  • индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы на родительских собраниях;
  • папки-передвижки с рубриками («Наши праздники», «Это интересно», «Наши таланты» и др.);
  • пропаганда музыкального искусства (информация о новых мультфильмах, музыкальных сказках, сборниках детских песен);
  • вовлечение в музыкально образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, изготовление костюмом и атрибутов);
  • совместно культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке проведении утренников, исполнение ролей).

2. Пропаганда музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды у нас в детском саду есть коллекция детских песенок, музыки для движений и танцев, шедевры мировой классики, детские сказки, музыки для релаксации, этнической музыки. У родителей (законных представителей) появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой.

3. Участие семей в проведении праздников: «Масленица», «Мамина песня», «Защитники отечества» «Праздник Победы» и т.д.

Вся работа по взаимодействию с родителями (законными представителями) преследует одну цель: укреплению семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей (законных представителей), демонстрации достижений и умений, пропаганда семейных традиций.

Список используемой литературы

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
  1. Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999 г.
  2. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок» – М.: Просвещение, 1990 г.
  3. Каневский В.Н. «Звуки скажут больше, чем слова» – журнал «Обруч», №5, 1997 г.
  4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Лункявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4-7лет) к игре на детских музыкальных инструментах – М.: 1983 г.
  6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки – М.: ТЦ Сфера «Гном и Д», 2000 г.
  7. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999 г.
  8. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
  9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика-синтез», 2010 г.
  10. Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
  11. Методический комплект авторских пособий Радыновой О.П.