Технология развития певческих способностей детей дошкольного возраста(Картушина М.Ю.)

Бальжиева Маргарита Бальжинимаевна

Методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 29 г. Химки

Дошкольное отделение «Калейдоскоп»

Педагогическая технология

Технология развития певческих способностей (вокально-хоровых умений) детей Картушиной М.Ю.

Разработала музыкальный руководитель Бальжиева М.Б.

(высшая квалификационная категория)

                           

                     

           

                                                       

             

                     

                               

                Московская область, городской округ Химки

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Цель - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации дошкольников.

 Задачи педагогической технологии

  1. Воспитывать интерес и любовь к пению.
  2. Формировать вокально-хоровые навыки (певческая дикция, дыхание, правильное звукообразование, чистота интонации, слаженность исполнения).
  3. Развивать способность к эмоциональному выразительному исполнению песен.
  4. Расширять певческий опыт и вокальный репертуар.
  5. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
  6. Развивать музыкальную память.
  7. Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.
  8. Охранять, беречь голос детей.

Теоретическое обоснование педагогической технологии

 Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «…в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», -  говорил К.Д.Ушинский.

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В дошкольном возрасте исполнение музыкальных упражнений, как и песен, всегда вызывают у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, получение особой энергии.

Условия реализации технологии

  1. Совместная деятельность музыкального руководителя и детей. Педагогическая технология реализуется в сотрудничестве с воспитателем.
  2. Место и время реализации технологии: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность дошкольников, досуг.
  3. Дополнительное оснащение: наглядные пособия, картотека музыкально-дидактических игр, развивающих игр с голосом, речевых игр и упражнений, пальчиковых игр.
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Этапы педагогической технологии

I этап

  • Организуем предметно-развивающую среду.
  • Анализ психолого-педагогической литературы.
  • Составление календарно-тематического плана работы с детьми.
  • Перспективное планирование работы с родителями.
  • Формируем певческие навыки.

 Основные певческие навыки в процессе творческой деятельности и обучения.

Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

  • правильному звукообразованию;
  • правильному дыханию;
  • хорошей дикции;
  • чистоте интонации;
  • ансамблю – стройному, согласованному пению;
  • эмоционально – выразительному исполнению.

Вокальные навыки – взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Обучение вокально–хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

  1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя;
  2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
  3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», менее ярко как «е», но ни в коем случае не как «и».

Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Кроме того, некоторые согласные (их сочетание) имеют свои особенности произношения в пении, например: согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо, частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо, как [са] и [с], сочетания «чн», «чт» произносятся как [шн], [шт] и т.д.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, и поэтому обучение пению детей – процесс не нелёгкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребёнком по пению (с ребёнком музыкально одарённым в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).
  3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик».

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены.

Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

  • выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
  • систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
  • петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
  • вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
  • фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;
  • транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном, мы вывели предположение: Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решены следующие задачи:

Образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

-знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата

Развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления.

- развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств.

Воспитательные   -   воспитание коллектива единомышленников использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

II этап

Развиваем певческие умения детей. Основная цель: формирование координации слуха и певческого голоса, при которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков;

Основные направления работы:

Дыхательные упражнения под музыку;

Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры;

 Музыкальные игры и упражнения на развитие звуковысотного и ритмического слуха;

 Музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства;

 Темповые и динамические игры;

 Вокально – двигательная гимнастика и игры с пением.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе проводим с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически используем развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.

Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаем с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даем детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо».

Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаем детям ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогзвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Одним из любимых видов деятельности детей на мероприятии является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).

На каждом мероприятии проводим дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также проводим в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на мероприятиях уделяется распеванию.  Используем два вида упражнений для распевания:

  • специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
  • упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот;

Начинаем распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяем его вверх, предлагаем исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даем 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаем исполнение упражнений в разных вариантах: используем такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях используем следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение), пение «по секрету», «эхо», пение по сигналу. Этот приём даёт нам возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

 Для развития устойчивого ладотонального слуха используем пение без сопровождения (а сареllа).

Большое место на музыкальных мероприятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используем перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяем музыкально дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок».

 III этап

Работа над песней. Цель – научиться петь, пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом. Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.

Песенный репертуар и требования к его подбору.  

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Мы стараемся брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов.

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни. Мы как бы «примеряем произведение на себя», стараемся предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Анализируем:

  • диапазон партии, соотносим с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяем слова, которые могут быть непонятны детям; анализируем содержание произведения
  • определяем главную идею (воспитательное значение);
  • мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент;
  • средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;
  • динамику песни, её лад;
  • определяем требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;
  • выясняем исполнительские трудности и выбираем методические приёмы для их преодоления;
  • точно определяем задачи в работе над произведением, обдумываем их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять.

Второй этап – знакомим детей с песней, исполняем с использованием «живого звука» музыкального инструмента, проводим беседу о содержании, уточняем непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – снова исполняем песню; напоминаем ребятам об особенностях песни; разучиваем мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаем над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста.

Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом).

Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический

 Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

 Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

  Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

 Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

П/П

Фамилия, имя ребёнка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Продолжительность дыхания (Звуковая проба «М»)

Задержка дыхания на вдохе (гипоксич.проба)

Точность интонирования

Звуковысотный слух

Уровень

Уровень развития певческих способностей

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Высокий уровень

45%

61%

78%

Средний уровень

62%

32%

20%

Низкий уровень

9%

7%

2%

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

 Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

 Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

 

Используемая литература: 

«Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина.

Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель» №5-2005г, №1-2006г.

Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

«Коммуникативные игры для дошкольников» М.Ю. Картушина.



Предварительный просмотр:

Диагностика вокально-хоровых навыков

Дата диагностирования__________________

П/П

Фамилия, имя ребёнка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Задержка дыхания на вдохе (гипоксич.проба)

Точность интонирования

Звуковысотный слух

Уровень

_________________________________________ - Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

_________________________________________ -  Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

_________________________________________ - Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков для детей 3-5 лет

Критерии

Показатели

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

1

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребёнок может петь непродолжительное время достаточно громко.

Голос сильный

2

Особенности тембра

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый. невыразительный

Нет ярко-выраженного тембра. Но старается петь выразительно

Голос звонкий, яркий.

3

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

4

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания (звуковая проба «М»)

 Менее 13 сек

13 – 15 сек

Более 15 сек

5

Задержка дыхания на вдохе (гипксическая проба)

Менее 14 сек

14 – 16 сек

Более 16 сек

6

Развитие звуковысотного слуха

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного её повторения.

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний.

Пения знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

7

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом так таковое отсутствует вообще и ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребёнок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

8

Звуковысотный слух

Не различает звуки по высоте.

Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы.

Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты.

Низкий уровень – 1 бал

Средний уровень 2 балла

Высокий уровень 3 балла

14 – 22 балла      низкий уровень

23 – 33 балла      средний уровень

33 – 44 балла    высокий уровень