Методические материалы для конкурсов профессионального мастерства

Андронова Татьяна Леонидовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»

Проект

«Моя педагогическая инициатива»

Формирование и развитие

социокультурной компетенции обучающихся

как способ реализации коммуникативной направленности иностранного языка

Конкурсные материалы

Андроновой Татьяны Леонидовны,

учителя английского языка

МОУ «Сланцевская СОШ №1»,

участницы муниципального конкурса

«Молодой педагог – 2014»

г. Сланцы

2014 год

Актуальность проекта

     В наши дни иностранный язык стал реально востребуемым в деятельности человека, так как он является действительным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. Развитие всех областей человеческой деятельности приводит к увеличению международных контактов. Английский язык выполняет не просто функцию посредника в коммуникации людей, а является носителем культуры, ее отражением.

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования,  изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
  • развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

     Обучающиеся должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способными к участию в диалоге культур, иметь представление как о культуре страны изучаемого языка, так и о родной культуре.

     Перед учителем иностранного языка стоит сложная задача: научить обучающихся на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой: с одной стороны - сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить обучающихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;
б) сжатые рамки урока;
в) недостаток страноведческого материала в существующих УМК;
г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

     Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что формирование социокультурной компетенции обучающихся в английском языке будет успешным. Выход, на мой взгляд, в расширении сферы изучения иностранного языка через интеграцию учебной и внеурочной деятельностей, использование нетрадиционных форм проведения уроков, современных педагогических технологий и средств.

     Всё вышесказанное предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, тем самым обуславливая актуальность выбранной темы проекта.

Цель и задачи проекта

     Идея: создать систему работы по формированию и развитию социокультурной компетенции на уроках и во внеурочное время.

     Цель: обеспечить условия для приобщения обучающихся к иноязычной культуре и эффективного участия в диалоге культур.

     Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  • изучить методическую литературу по данному вопросу;
  • проанализировать возможности УМК «Enjoy English» Биболетовой М.З. на предмет социокультурной направленности;
  • отобрать наиболее эффективные педагогические технологии и средства для формирования социокультурной компетенции;
  • обеспечить интеграцию учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

     Продукт:

  1. Обучающийся, владеющий речевой культурой и умеющий представлять страну изучаемого языка, а также свою страну и их культуры в условиях межкультурного общения.
  2. Методическое описание системы работы по формированию и развитию социокультурной компетенции на уроках и во внеурочное время.
  3. Методические разработки уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование и развитие социокультурной компетенции.
  4. Повышение мотивации к изучению предмета «английский язык».

Адресная направленность проекта:  

     Проект адресован учителям и методистам английского языка, обучающимся 5-9 классов и их родителям.

Срок реализации – 5 лет (ступень основного общего образования).

Описание проекта

Теоретическое обоснование.

     Термин «социокультурная компетенция» стал одним из самых частотных в методической литературе. Проблема формирования социокультурной компетенции обучающихся исследовалась многими авторами: Пассовым Е.И., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Томахтиным Г. Д., Солововой Е. Н.  и другими.

     В общем плане социокультурная компетенция  включает в себя:

  • знание обучающимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях;
  • умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями и собственными ценностными ориентациями.

     Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов:

  • лингвострановедческий – лексические единицы с социально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи);
  • cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания);
  • cоциально-психологический – владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре;
  • культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон (знание традиций, обычаев народа изучаемого языка).

Анализ реализуемого в школе УМК на второй ступени обучения

     При обучении английскому языку в основной школе мною используется УМК «Enjoy English» Биболетовой М. З..  Анализ данного комплекта на предмет социокультурной направленности позволяет сделать следующие выводы:

  1. В учебном курсе «Enjoy English» одним из основных принципов выделяется социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Данный принцип тесно связан с аутентичностью материала. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают обучающимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.
  2. Курс «Enjoy English»  содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его живым и реалистичным, ориентированным на проблемы, возникающие у обучающихся в разных сферах жизни в процессе их общения со сверстниками из разных стран, на обсуждение проблем, возникающих в собственной семье, в школе, на использование английского языка во время путешествия. Это позволяет осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и побуждает пользоваться им на доступном обучающимся уровне.
  3. В структуру учебника «Enjoy English» входят лингвострановедческий справочник, список географических названий и список английских имён, употреблённых в учебнике, что способствует формированию социокультурной компетенции.

Эффективные педагогические технологии и средства 

для формирования социокультурной компетенции

     Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит, как уже упоминалось ранее, вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат:

  • чтение;
  • аудирование;
  • письмо;
  • говорение;

т.е. все виды речевой деятельности.

     Из числа педагогических технологий  к наиболее эффективным, на мой взгляд, можно отнести следующие:

  1. Информационно – коммуникативные,  они  являются

перспективным инструментарием, выполняют различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. В основном все эти функции  осуществляются за счёт использования программы Power Point.

     Уроки с применением ИКТ являются без сомнения мощным стимулом в развитии познавательной активности обучающихся, повышении мотивации к изучению английского языка.

     Примером и результатом познавательной активности являются проекты – презентации обучающихся к урокам по изучаемым темам (см. Приложение 1).

  1. Диалоговая технология - в основном находит своё отражение  в

диалогах этикетного характера и диалогах-расспросах, которые приближены к условиям реальной жизни. Вводятся те лексические единицы, которые необходимы для осуществления реального общения (см. Приложение 2).

  1. Проектная технология, которая направлена на анализ информации,

 умение делать выводы и обобщения, представлять свою работу в любой форме. Кроме того, работая над проектом, обучающиеся учатся сотрудничать и помогать друг другу.  Формируются их творческие способности и активность (см. Приложение 3).

     Приобщить к культуре и реалиям страны изучаемого языка также помогают следующие средства:

  • «страноведческие минутки» на уроке;
  • ведение «Страноведческого словарика» (см. Приложение 4);
  • краткие сообщения на уроках по теме «Страноведение англо-говорящих стран»;
  • использование песен, пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов (см. Приложение 5).

Интеграция учебной и внеурочной деятельности обучающихся

     На мой взгляд, формирование социокультурной компетенции будет наиболее полно отражено при интеграции учебной и внеурочной деятельностей. Это к тому же является и одним из способов повышения мотивации.  Участие в различных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах не только позволяет обучающимся узнать какую-то ценную информацию о стране изучаемого языка, но и раскрыть свои творческие способности, проявить себя в неофициальной обстановке (см. Приложение 6).

     Показателем результативности данной интеграции может служить участие обучающихся  в олимпиадах,  которые также содержат ряд вопросов по страноведению, и конкурсах. Количество желающих попробовать свои силы в выполнении заданий по английскому языку растет. Так, обучающиеся активно участвуют в игровом конкурсе по английскому языку «Британский бульдог» и международном on-line соревновании - интернет-карусель. Также становились участниками всероссийского дистанционного конкурса «Мир Знаний», всероссийского открытого заочного конкурса-олимпиады «Познание и творчество» и общероссийской предметной олимпиады «Олимпус».

Ожидаемые результаты

Формирование социокультурной компетенции предполагает достижение следующих результатов:

  • успешное  усвоение обучающимися общеобразовательной программы основного общего образования по английскому языку;
  • увеличение доли обучающихся, повысивших свой образовательный результат по предмету «английский язык»;
  • повышение уровня  мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение необходимой языковой компетенцией для ведения диалога с представителями иной культуры;
  • формирование определённых качеств личности обучающегося, к числу которых относятся:
  • открытость (свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры);
  • терпимость (терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах);
  • готовность к общению (желание и возможность вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности);
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

Заключение

             В современной развивающейся школе формирование социокультурной компетенции является одной из приоритетных задач, так как соответствует требованиям  к результатам обучения иностранному языку в основной школе в области социокультурной компетенции:

        Эффективность реализации разработанной мной системы работы по формированию и развитию социокультурной компетенции на уроках и во внеурочное время подтверждается положительной динамикой уровня обученности и активности участия обучающихся в конкурсном и олимпиадном движении по предмету, их мотивации к изучению английского языка (см. Приложение 7).

Перспективы использования продукта  

     Идея создания системы работы по формированию и развитию социокультурной компетенции на уроках и во внеурочное время может послужить началом для самообразования, самооценки и самореализации обучающихся, а также для создания программы по курсу «Страноведение».

Список литературы

  1. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебники для 5-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2013.
  2. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy English для 2 – 11 классов общеобраз. урежд. – Обнинск: Титул, 2010. – 56с.
  3. Ощепкова В. В. Страноведческий материал на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1998. - №1 – С. 77 – 79.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 144с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17»  декабря  2010 г. №1897.

Сайты

1. http://festival.1september.ru 

2.  http://projectbritain.com

3. http://www.angla.su


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсные материалы Андроновой Татьяны Леонидовны, учителя английского языка МОУ « Сланцевская СОШ №1» Проект «Моя педагогическая инициатива» Формирование и развитие социокультурной компетенции обучающихся как способ реализации коммуникативной направленности иностранного языка

Слайд 2

"Культура через язык, язык через культуру" Е.И.Пассов

Слайд 3

Согласно ФГОС ООО, изучение ИЯ направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной, учебно-познавательной ; развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Слайд 4

Трудности, возникающие при формировании социокультурной компетенции

Слайд 5

Пути преодоления трудностей

Слайд 6

Идея : создать систему работы по формированию и развитию социокультурной компетенции на уроках и во внеурочное время. Цель : обеспечить условия для приобщения обучающихся к иноязычной культуре и эффективного участия в диалоге культур.

Слайд 7

Задачи проекта

Слайд 8

Адресная направленность проекта

Слайд 9

Социокультурная компетенция включает в себя: знание обучающимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях; умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.

Слайд 10

Компоненты социокультурной компетенции

Слайд 11

УМК « Enjoy English » Биболетовой М. З.

Слайд 12

Современные педагогические технологии Современные педагогические технологии Игровая технология Проектная технология Здоровьесбере гающая технология Технология обучения в сотрудничестве Технология «Языковой портфель» Информационно-коммуникативная технология Технология критического мышления Диалоговая технология

Слайд 13

Используемые средства для формирования социокультурной компетенции 1) «Страноведческие минутки»; краткие сообщения по теме «Страноведение англо-говорящих стран»; 2) Ведение «Страноведческого словарика»

Слайд 14

Использование пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и песен: Пословица: East or West, home is best. – Русский эквивалент: В гостях хорошо, а дома лучше. Поговорка: When Queen Anne was alive. – Русский эквивалент: При царе Горохе. Скороговорка: Swan swam over the sea Swan swam over the sea, Swim, Swan, swim; Swan swam back again, Well swum, Swan. Фразеологизм: It is not my cup of tea. – Это не по мне.

Слайд 16

Good Morning, Mama Good morning, Mama. I want to say, "Happy Mother’s Day!” (boom, boom, boom) Good morning, Mama. I want to say, "Happy Mother’s Day!” (boom, boom, boom) Good morning, Mama. I’m going to say, “Happy Mother’s Day!” I’m so happy that you’re my mama. “Happy Mother’s Day!” (yeah, yeah, yeah) I’m so lucky that you are my mama. “ Happy Mother’s Day !”

Слайд 17

Тематика внеурочных мероприятий «Вечер английских сказок»; Игра: «Морской бой» по теме: « Food »; Мероприятие-соревнование « Halloween »; Рождественский вечер; «День Святого Валентина»; Викторина « The UK ».

Слайд 18

Интеграция урочной и внеурочной деятельности Постановка сказки « Jack and the Beanstalk » - развитие речевых умений.

Слайд 19

Мероприятие-соревнование Halloween

Слайд 20

Динамика количества обучающихся, участвующих во всероссийских конкурсах и олимпиадах

Слайд 21

Результативность Динамика результативности реализации общеобразовательной программы по предмету «английский язык» на примере 7б класса

Слайд 22

Результативность Динамика результатов контрольных работ по освоению языковых навыков (лексика, грамматика) на примере 7б класса

Слайд 23

Повышенный уровень мотивации к изучению ИЯ Сформированность определённых качеств личности Владение речевой культурой Повышение качества знаний Умение применять знания в условиях межкультурного общения

Слайд 24

Обучая языку необходимо организовывать учебный процесс таким образом, чтобы он открывал ребёнку «окно в другой мир». И. Л. Бим



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Открытый урок в рамках муниципального конкурса “Молодой педагог-2014” 

по теме «Что ты знаешь о школьной жизни в Англии и России?»

в 7 «Б» классе

Методическая разработка

Андроновой Т. Л.,

учителя английского языка

г. Сланцы 2014 г.

Раздел: «Look at teenage problems: school education»

Тема урока: What do you know about school life in England and Russia?

Цели урока: 1) предметно-дидактическая: научить составлять монологическое высказывание о школьной жизни в Англии и России

                       2) развивающая: продолжить формирование знаний национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умений                          осуществлять своё речевое поведение в соответствии с этими знаниями

Задачи урока:

  • Активизировать лексические единицы в речи;
  • Совершенствовать умения в говорении (диалогическая, монологическая речь);
  • Совершенствовать умения в чтении.         

Тип урока: урок совершенствования речевых умений

Форма урока: ролевая игра

Средства обучения: Учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English Биболетовой М. З., Трубанёвой Н. Н.; раздаточный материал (Activity Sheets), ПК, мультимедийная установка, мультимедийная презентация к уроку.

План урока:

Time allotted: 45 minutes

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма рабо

ты

Форма контроля

1.

Entry

Greeting (involving pupils into the lesson)

6 min.

В классе находится половина группы. Они играют роль учеников английской школы. Учитель входит в класс с группой детей, которые выполняют роль российских школьников.

Обращение к ученикам из Англии: -Good morning! Glad to see you! Sit down, please.

Today we have guests in our lesson. They are students from Russia.

Обращение к ученикам из России: You are in Westminster School, one of the schools of London. Speak English, not Russian. Be active. Take your seats, please. Say hello and get acquainted with each other.

-How are you?

- I would like to start our lesson with a British joke. Do you like jokes? Read the joke, please.

Задаёт вопрос и представляется как учитель английской школы.

- What does the teacher mean?

-That’s right. It’s time to introduce myself.

-My name is Patricia Shannon. And you should address me as Miss Shannon.

-I hope all of you are fine and our communication will be interesting.

-Good morning! Glad to see you too!

Приветствуют и знакомятся друг с другом:

-Hello, I’m John. What is your name?

-Hello, John. My name’s Ivan.

- Nice to meet you.

-Nice to meet you too.

-Where are you from?

-I’m from Slantsy.

-I’m fine, thank you. / I’m OK.

-Yes, I do. / No, I don’t.

Читают шутку по ролям.

Sir William Hopkins

A new boy comes to school. “What is your name?” asks the teacher.

“My name is William Hopkins,” answers the boy.

“Always say “Sir” when you speak to a teacher.”

“Excuse me,” says the boy, “my name is Sir William Hopkins.”

Отвечают на вопрос.

The teacher means that pupils should address their teacher as Sir if he is a man.

Фронтальная, парная, индивидуальная

Контроль готовности к уроку

2.

Warm-up

-to introduce the topic; - to motivate pupils for further activities

6 min.

Мотивирует на изучение темы в ходе беседы, вводит тему и организует работу по составлению кластера на тему «Школа».

- Look at the slide.

- What can you see?

-Do you think Russian school education is different from English one?

-What would you like to know about school education in Russia and England?

-Today we will speak about and compare school education in England and in Russia.

-I have some questions for all of you.

-What do you think of school? What does it mean for you? Work in pairs and share your ideas. You have 3 minutes.

- Put your posters on the blackboard. I see that for you school means …

-Look at the slide. Here you can see my thoughts. They are practically the same.

Отвечают на вопросы (привлекаются к целеполаганию) и составляют кластеры.

-There are some pictures of schools.

- Yes, I do/No, I don’t.

-I’d like to know about Russian/English school days, subjects, holidays…

-It is my second home.

-School is a place where I can spend my time useful; etc.

Фронтальная, парная

Наблюдение,

нали-

чие класте-ра

3.

Practising vocabulary

10 min.

Организует работу в группах.

-To continue speaking about school education we should revise different words on the topic "School". Make a group of four. Turn to each other. Feel free. I'll give you the cards with some words. You should divide them into 3 columns. (The 1st group: find only school subjects. The 2nd one: only types of schools. The 3rd one: find the words denoting people at school.) You have 3 minutes. (Activity Sheet № 1)

- Are you ready? Check yourselves. (Keys on the slide.)

- Group № 1, have you made any mistakes? What are they?

Ведёт фронтальную беседу.

1) Tell our guests about school subjects you study.

2) Do you have the same subjects in your school? Do you have such a subject as Drama?

3) Tell our guests what you do in your Drama lessons.

4) Our pupils also have Communication lessons. What do you think they can do in these lessons?

- Good of you.

5) What foreign language or languages do you study?

6) Would you like to study another foreign language? Why? What language would you like to study?

- Your group, do you have any mistakes?

- As we know, there are different types of schools in our country and in Russia. Try to define what type of school it is.

  • A school is owned by the government.
  • Children learn to read, to write and to count. They play a lot.
  • After primary school they go to _____ school.
  • Parents pay money for education of their children.

-Mary has prepared some information about secondary schools in Great Britain. (Country “minute”)

-Your group, is everything correct?

1) What are your classmates like?

2) What are your teachers like?

3) What is your headmaster like?

4) What’s your form teacher’s name?

5) Would you like to be a teacher?

Работают в группах.

Отвечают на вопросы.

Определяют типы школ.

State school

Primary school

Secondary

Private school

Отвечают на вопросы с использованием лексических единиц:

Friendly, clever, tolerant, understanding, polite, strict, creative, helpful, firm, etc.

Групповая, фронтальная

Наблюдение за работой в группах,

Контроль и коррекция в группах,

Само

проверка по эталону

4.

Time of relaxing

2 min.

Проводит физкультминутку.

-Now I see that you are a little bit tired. Let's relax and do some exercises.

Please, stand up!

Point to the teacher, point to the door,

Look at the window, look at the floor,

Stand on your left leg, stand on your right,

Now sit down, touch something white!

Выполняют упражнения.

Фронтальная

Наблюдение

5.

Reading

(for gist and specific information)

9

min.

Организует индивидуальную работу обучающегося с текстом.

-We all know about school education in the country we live. But what is school education like in another country? Now you are going to have a kind of an examination. I’ll give you 2 texts about school education in Russia and England. They have some gaps. Complete the texts using the words given in the box. (Activity Sheet № 2)

- Exchange your papers. Look at the slide and check. Count the points. The marking systems in our countries are different. Marks in Russia are numbers. Give a mark to your partner according to the following criteria.

95 – 100% - 10 points – “5”

80 – 94% - 8-9 points – “4”

50 – 79 % - 5-7 points – “3”

below 49 % -  1-4 points – “2”

no answers – “1”

Marks in England are letters or percentage:

90-100 %  - 9-10 points – A  -excellent

80-89 %  -  8 points – B - good

70-79 %  - 7 points – C - satisfactory

60 – 69%  -  6 points – D - bad

0 -59 % -   1-5  points – E - poor

-Exchange your papers again. What marks have you got? Your Russian mark is …/ Your British mark is ….

Выполняют работу с текстом.

Индивидуальная

Наблюдение за индив. работой,

взаимоконтроль по эталону,

взаимооценка по критериям (в России и Англии)

6.

Speaking  (talking about British education)

10

min

Организует заполнение анкеты.

-Let’s continue our work. I have a questionnaire for you: What do you know about English and Russian schools? Work in pairs. Ask and answer the questions by simply saying: Yes/No. You may give details. Fill in the table. You have 3 - 4 minutes. (Activity Sheet № 3)

-Your time is up.

Ведёт фронтальную беседу.

It’s interesting what you’ve got to know.

  1. When does the school year in Russia/ England begin? And when does it end?
  2. How many terms do you have in Russia/England?
  3. What school holidays do you have in Russia/England?

Предлагает обучающимся рассказать о школьном образовании в России и Англии.

Now you can make up a short summary about school education in England and in Russia. These key words can help you summarize your knowledge. Think over.

-I see that now you are good at school education in two countries.

Ставит отметки.

Заполняют анкету, работая в парах.

I’ve got to know that …

Устно составляют монологическое высказывание на тему: «Школьное образование в России и Англии».

Парная

Фронтальная,

индивидуальная

Устные ответы на оценку

7.

Rounding-off

2

min

Подводит итоги. Даёт домашнее задание.

- Thank you for your work. Great job! I hope you’ve got to know lots of interesting things today.

- Was it difficult to communicate only in English?

- Did you like your communication?

- How did you feel during the lesson?

- Was it interesting to know about English / Russian school education?

- Our lesson is over. Thank you. I hope you will visit us soon. Write and in your letter answer the question: Would you like to study in a Russian / English school? Now you may have a break and continue communicating.  

Фронтальная



Предварительный просмотр:

Activity Sheet № 1

Put the following words in three columns. Write them down.

 primary,         English,         teacher,         Information Technology,      secondary,           headmaster,            private,            classmate,           History,       comprehensive,     student,         Physical Education,           state,         form teacher,         Maths

School subjects

Types of schools

People at school

Activity Sheet № 2

Complete the text with one of the words below.

School Education in Russia

                  terms             state               compulsory             education            attend        

  uniform              private            secondary              subjects               break

      In Russia education is 1) _____________ between ages of 6.5-7 and 15. There are different types of

2) ______________ schools in the country. Most of them are 3) ______________schools where 4) ______________ is free. But some parents want their children to attend 5) _____________ schools which aren’t free.

      Children 6) ______________ school from Monday till Friday or Saturday. In most schools they don’t wear a 7) ______________. The pupils do eleven 8) _______________ a week and Physical education too. They have a twenty minute 9) ________________ after the first lesson and a longer lunch break after the third one.

The Russian school year has three – four 10) ___________________ and four school holidays.

_______/ 10 points

Activity Sheet № 2

Complete the text with one of the words below.

School Education in England

private        break         state        compulsory          attend

terms            uniform             secondary           subjects       education

     In England education is 1) ________________ between ages of 5 and 16. There are different types of

2) ___________________ schools in the country. Most pupils go to 3) _________________ comprehensive schools. Parents don’t pay for their 4) ________________. It is free. But there are some 5) _______________ schools in England which are very expensive.

     Pupils 6) _______________ school from Monday to Friday. In most British schools they have a 7) _______________. Secondary school pupils do different 8) _________________: Russian, Maths, Literature, Physics and others. They have a ten – twenty minute 9) _________________ after every lesson and a longer lunch break.

The English school year has three 10) ________________. When the term is over, school children have holidays.

_______/ 10 points

Activity Sheet № 3

for British students

Questions

Answers: Yes/No

1) Does your school year begin in September?

2) Do students have lunch at your school?

3) Do you have 3 school terms?

4) Do you know about Russian school holidays?

5) Do you know about the marking system in Russia?

6) Do you get to school on foot?

Activity Sheet № 3

for Russian students

Questions

Answers: Yes/No

1) Does your school year begin in September?

2) Do students have lunch at your school?

3) Do you have 3 school terms?

4) Do you know about British school holidays?

5) Do you know about the marking system in England?

6) Do you get to school by bus?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Welcome to London!

Слайд 2

Sir William Hopkins A new boy comes to school. “What is your name?” asks the teacher. “My name is William Hopkins,” answers the boy. “Always say “Sir” when you speak to a teacher.” “Excuse me,” says the boy, “my name is Sir William Hopkins.”

Слайд 3

Сланцевская СОШ №1 WESTMINSTER SCHOOL

Слайд 4

school education in Russia and England

Слайд 6

School subjects History English Physical Education Information Technology Maths Art

Слайд 7

Types of schools primary secondary state private comprehensive public

Слайд 8

Types of state secondary schools

Слайд 10

Famous private schools ETON HARROW WINCHESTER

Слайд 11

people pupil headmaster teacher form teacher classmate schoolmate / school leaver

Слайд 12

Keys 1) compulsory 2) secondary 3) state 4) education 5) private 6) attend 7) uniform 8) subjects 9) break 10) terms _____/10 points

Слайд 13

Russian Marking system 95 – 100% - 10 points – “5” 80 – 94% - 8-9 points – “4” 50 – 79 % - 5-7 points – “3” below 49 % - 1-4 points – “2” no answers – “1”

Слайд 14

British marking system 90-100 % - 9-10 points – A -excellent 80-89 % - 8 points – B - good 70-79 % - 7 points – C - satisfactory 60 – 69% - 6 points – D - bad 0 -59 % - 1-5 points – E - poor

Слайд 15

Summary about school education I’ve got to know that … _________________ at the age of ______. School year Types of school Subjects Marks School uniform Terms School holidays

Слайд 16

THANK YOU FOR YOUR WORK AND ATTENTION!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема педагогического опыта:

 «Создание интерактивной мультимедийной среды на уроках английского языка»  

Конкурсные материалы

Андроновой Татьяны Леонидовны,

учителя английского языка

МОУ «Сланцевская СОШ №1»,

участницы муниципального конкурса  «Учитель года – 2019»

г. Сланцы

2019 год

Введение

     Главная задача Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - это развитие личности ученика. Условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

     Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования,  изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
  • развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

     Перед учителем иностранного языка стоит непростая задача: научить обучающихся на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой: с одной стороны - сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить обучающихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:

  • отсутствие языковой среды;
  • сжатые рамки урока;
  • недостаточная мотивация к изучению предмета.

     Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что развитие коммуникативной компетенции обучающихся в английском языке будет успешным. Пути решения этой проблемы, на мой взгляд, заключаются:

  • в расширении сферы изучения иностранного языка через интеграцию учебной и внеурочной деятельностей;
  • в  использовании нетрадиционных форм проведения уроков;
  • а также в создании интерактивной мультимедийной среды.

     Современный школьник – это человек мультимедийных технологий. Обучающиеся представляют собой новое поколение, поколение Z, - поколение эпохи ФГОС. Представители поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, мессенджеры, SMS и MP3-плееры, Skype. В этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»), “Digital Immigrant”.

     Таким образом, всё вышесказанное подчёркивает значимость мультимедийной среды в образовательном процессе. Кроме того, актуальность темы педагогического опыта обусловлена тем, что мультимедиа средства  обучения, как наиболее эффективные и мобильные, недостаточно полно используются учителями  на уроках иностранного языка и требуют более пристального внимания к их внедрению в образовательный процесс.  В этом заключается и моя личная заинтересованность в  данном вопросе.

     Цель моей педагогической деятельности – повысить уровень  иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся  путём создания интерактивной мультимедийной среды на уроках английского языка.

     Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с учебно-методической литературой по данному вопросу;
  • отобрать наиболее доступные и  эффективные мультимедийные образовательные средства и освоить  их возможности;
  • определить формы и способы применения мультимедийных образовательных средств  на уроках, направленные на повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

     В ходе своей педагогической деятельности я выдвинула гипотезу: уровень иноязычной коммуникативной компетенции повысится, если методически и в системе применять мультимедиа технологию обучения на уроках иностранного языка.

Теоретическое обоснование опыта

     В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль. Наиболее полным и соответствующим реалиям сегодняшнего дня описанием понятия «мультимедиа» считается определение, данное отечественным автором Гершунским Б.С. в книге «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании»:

     Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и тому подобное).

      Исходя из этого, можно сделать вывод, что интерактивная мультимедийная среда на уроках английского языка – это созданное в учебных целях при помощи средств мультимедиа коммуникативное пространство, в котором реализуется восприятие иноязычной речи и транслируемой ею культуры.

     Созданию интерактивной мультимедийной среды на уроках способствуют такие средства мультимедиа, как:

  • электронный учебник;
  • интернет-ресурсы;
  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные презентации;
  • интерактивная доска;
  • интерактивный плакат;
  • интерактивные мобильные приложения;  
  • компьютерные программные комплексы.

Практическое применение в педагогической деятельности

     Из всего перечисленного в своей педагогической деятельности я применяю не только интернет-ресурсы и компьютерные презентации, но и использую мобильное приложение «Plickers» и программный комплекс «Диалог Nibelung». Применение других средств мультимедиа на своих уроках – это дальнейшая перспектива моего развития.

     Мобильное приложение «Plickers» – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.
Работает оно с применением
 QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. «Plickers»  необходимо использовать на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком. Камерой планшета (телефона) сканируются поднятые обучающимися карточки с QR-кодами с, по их мнению, правильными ответами.

     «Диалог Nibelung» – это удобное средство обучения, основанное только на программном обеспечении. Этот программный комплекс предназначен для использования компьютерного класса в качестве интерактивной мультимедийной среды, добавляя при этом различные функции, характерные для лингафонного кабинета.

     Как показывает мой опыт, возможности использования мультимедийных средств при обучении аспектам языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Так,

  • при обучении фонетике используется «Диалог Nibelung», который позволяет прослушивать речь на изучаемом языке, регулировать скорость звучания, сопоставлять произношение и написание слов; использовать микрофон и записывать произносимое слово или фразу обучающегося с целью контроля, самоконтроля и корректировки. Все это позволяет скорректировать фонетические навыки.
  • При обучении грамматике «Диалог Nibelung» используется на этапе введения нового грамматического материала, совершенствования грамматических навыков, а также на этапе контроля уровня сформированности грамматических навыков с применением режимов «Опрос» и «Работа с файлами».
  • На этапе совершенствования лексических навыков используется «Диалог Nibelung», тогда как мобильное приложение «Plickers»  применяется на этапе контроля уровня сформированности лексических навыков.

     Программный комплекс «Диалог Nibelung» применяется для совершенствования речевой составляющей иноязычной коммуникативной компетенции:

  • при обучении чтению, аудированию  - на этапах формирования фонетических навыков аудирования;
  • при обучении говорению - для формирования фонетических навыков говорения; организации общения в парах и небольших группах в режиме «Разговор»;
  • при обучении письму с использованим режимов «Сообщение», «Чат».

Для контроля правильности понимания прослушанного и прочитанного текста используется мобильное приложение «Plickers».

     Развитию социокультурной компетенции  на уроках способствует использование компьютерных презентаций, которые могут быть показаны не только с помощью проектора, но и могут отображаться на экранах компьютеров обучающихся в режиме «Передача экрана» программного комплекса «Диалог Nibelung».

     Следует отметить, что данный комплекс незаменим в современных условиях подготовки обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Режим «Самообучение» позволяет проигрывать аудио файлы всех распространенных форматов. Цифровой магнитофон работает в режиме обычного магнитофона – воспроизведение, запись, повтор и т.д. В режиме «Самообучение» обучающийся может выбрать файл из предложенного списка, создавать закладки для повторного прослушивания файла с отмеченного на дорожке момента. Обучающийся может записать свой голос, прослушать, сравнить свою запись с треком-образцом. 

     Таким образом, самостоятельная работа, использование компьютерных средств обучающимися на уроках английского языка развивают их учебно-познавательную компетенцию.

     Как показывает мой опыт, применение средств мультимедиа на уроках имеет ряд преимуществ. Программный комплекс «Диалог Nibelung» позволяет:

  • повысить эффективность учебного процесса;
  • создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения обучающихся;
  • увеличить время устной практики для каждого обучающегося;
  • обеспечить высокую мотивацию обучения;
  • преодолеть личностно-психологический барьер общения;
  • установить благоприятный психологический климат на уроке;
  • работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.

     Использование интерактивного мобильного приложения «Plickers» позволяет:

  • экономить время во время опроса;
  • вызвать  интерес у обучающихся, представляя собой разновидность игровой формы;
  • улучшить обратную связь между учителем и обучающимися; 
  • мгновенно оценить ответы всех обучающихся в классе. 

Заключение

     С целью определения отношения обучающихся к мультимедийной  (цифровой) среде на уроках английского языка и её влияния на развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся мною была разработана и проведена  анкета для 6 классов (Приложение 1). Результаты анкетирования  (Приложение 2) позволяют сделать следующие выводы:

  1. Обучающиеся с большим интересом работают с компьютерным комплексом «Диалог Nibelung» и мобильным приложением «Plickers», что отметили 100% участников анкетирования (24 чел.).
  2. Большая часть обучающихся (67%) считает, что компьютерный комплекс и мобильное приложение помогают им в изучении английского языка, однако есть доля опрошенных (29%), которые затрудняются дать ответ.
  3. Преобладающее большинство обучающихся (79%) отмечают, что чувствуют себя комфортно на уроках английского языка при работе с компьютерным комплексом и мобильным приложением:

- данные мультимедийные средства помогают им улучшить свои языковые навыки и освоить материал в игровой форме (63 %);

-  особенно выделяют такую возможность мультимедийных средств, как быстрое и эффективное оценивание своих результатов (58%);

-  обучающиеся улучшают свои навыки работы на компьютере (54 %);

-  отмечают, что компьютерный комплекс и мобильное приложение помогают им проявить самостоятельность при выполнении заданий и свои коммуникативные способности (46 % ).

  1. Участники анкетирования (100%) хотели бы, чтобы на уроках английского языка использовались такие средства мультимедиа, как электронный учебник и обучающая платформа «МЭШ».
  2. Обучающимся нравится учиться в мультимедийной (цифровой) среде, так как им это интересно (29%) и удобно (25%), некоторые из них  (24%) любят работать на компьютере, им комфортно в такой среде. Ряд школьников объясняют свой интерес тем, что компьютерный комплекс имеет много функций, приложений, тем самым помогает улучшать язык и моторику, а также расширяет кругозор знаний.

     Применяя мультимедийные средства обучения, я пришла к убеждению, что создание интерактивной мультимедийной среды способствует:

  • повышению эффективности учебного процесса;
  • развитию личностных качеств обучающихся (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
  • развитию коммуникативных и социальных способностей обучающихся;
  • определению роли обучающихся как активных субъектов познания.

     Ключевой идеей действующей Программы развития МОУ «Сланцевская СОШ №1»  является обновление образовательного пространства школы для эффективного развития,  как пространства для развития свободной, образованной, культурной, нравственной и здоровой личности школьника, способной к самоопределению и самореализации в социуме.

     Мой педагогический опыт направлен на реализацию  Программы развития школы, так как создание на уроках  английского языка мультимедийной образовательной среды способствует  обновлению образовательного пространства школы,  помогает учесть индивидуальные особенности обучающихся; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучающийся самообучается и саморазвивается;  привить обучающимся навыки работы с современными компьютерными технологиями, что способствует их адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям.  

     

     



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список приложений

  1. Анкета
  2. Результаты анкетирования обучающихся 6 классов

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый участник анкетирования!

     С целью определения отношения обучающихся к мультимедийной  (цифровой) среде на уроках английского языка и её влияния на развитие иноязычной коммуникативной компетенции  просим ответить на следующие вопросы:

1)  Интересно ли тебе на уроках работать с компьютерным комплексом «Диалог Nibelung» и мобильным приложением «Plickers»?

- Да                                - Нет                           - Затрудняюсь ответить  

2) Помогает ли тебе применение на уроках компьютерного  комплекса и мобильного приложения в изучении английского языка?

- Да                                - Нет                           - Затрудняюсь ответить

3) Компьютерный комплекс и мобильное приложение помогают тебе на уроках (возможны несколько вариантов ответов):

- проявить свои коммуникативные способности;

- улучшить свои языковые навыки;

- освоить материал в игровой форме;

- быстро и эффективно оценить свои результаты;

- улучшить свои навыки работы на компьютере;

- проявить самостоятельность при выполнении заданий;

- чувствовать себя комфортно.

4) Хотел бы ты, чтобы на уроках английского языка использовались такие средства мультимедиа, как электронный учебник, обучающая платформа «МЭШ»?

- Да                                  - Нет                           - Затрудняюсь ответить

5) Продолжи фразу:

Мне нравится учиться в мультимедийной (цифровой) среде, потому что ___________________________________________________________.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Результаты анкетирования обучающихся 6 классов

Количество обучающихся в 6а классе – 13;

Количество обучающихся в 6в классе – 13.

Количество обучающихся, принявших участие в анкетировании – 24.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное поколение обучающихся – это поколение …

Слайд 2

Обучающийся поколения Z – «Цифровой Человек» ( Digital Native )

Слайд 3

Современный школьник – человек мультимедийных технологий

Слайд 4

Конкурсные материалы Андроновой Татьяны Леонидовны, учителя английского языка МОУ « Сланцевская СОШ №1» Методический семинар «Создание интерактивной мультимедийной среды на уроках английского языка»

Слайд 5

Согласно ФГОС ОО, изучение ИЯ направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной, учебно-познавательной ; развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Слайд 6

Противоречия

Слайд 7

Пути преодоления трудностей

Слайд 8

ФГОС ОО Раздел IV . Требования к условиям реализации ООП ОО п.21 Условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Слайд 9

Цель педагогической деятельности: повысить уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся путём создания интерактивной мультимедийной среды на уроках английского языка.

Слайд 10

Задачи: познакомиться с учебно-методической литературой по данному вопросу; отобрать наиболее доступные и эффективные мультимедийные образовательные средства и освоить их возможности; определить формы и способы применения мультимедийных образовательных средств на уроках, направленные на повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Слайд 11

Мультимедиа – это:

Слайд 12

Интерактивная мультимедийная среда на уроках английского языка – это созданное в учебных целях при помощи средств мультимедиа коммуникативное пространство.

Слайд 13

Мультимедийные средства Интерактивные мобильные приложения Интернет-ресурсы Интерактивная доска Интерактивный плакат Компьютерные презентации Компьютерные обучающие программы Электронный учебник Компьютерные программные комплексы

Слайд 14

Интерактивное мобильное приложение « Plickers »

Слайд 15

Интерактивное мобильное приложение « Plickers » позволяет: экономить время во время опроса; вызвать интерес у обучающихся, представляя собой разновидность игровой формы; улучшить обратную связь между учителем и обучающимися; мгновенно оценить ответы всех обучающихся в классе.

Слайд 16

Программный комплекс «Диалог Nibelung »

Слайд 17

Речевая компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции Развитие умений в АУДИРОВАНИИ: Прослушивание аудиофайла ; Просмотр видеофайла ; Создание закладок в момент звучания важной информации; Контроль умений в аудировании в режиме «Опрос».

Слайд 18

Речевая компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции Развитие умений в ГОВОРЕНИИ: Развитие диалогической речи: общение в парах, в группе, с учителем в режиме «Разговор»; запись разговора; использование режима «Телефонные переговоры» (шум, неразборчивость речи) Развитие монологической речи: запись монологического высказывания; участие в анонимном опросе.

Слайд 19

Речевая компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции Развитие умений в ПИСЬМЕ, ЧТЕНИИ : написание коротких сообщений, текстов в режимах «Сообщение», «Чат»; работа с текстом (понимание полной информации, извлечение детальной информации) в режиме «Работа с файлами».

Слайд 20

Социокультурная компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции

Слайд 21

Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Слайд 22

Преимущества интерактивной мультимедийной среды повышение эффективности учебного процесса; развитие личностных качеств обучающихся; развитие коммуникативных и социальных способностей обучающихся; определение роли обучающихся как активных субъектов познания.

Слайд 23

Интересно ли тебе на уроках работать с «Диалог Nibelung » и « Plickers »?

Слайд 24

Помогает ли тебе применение на уроках «Диалог Nibelung » и « Plickers » в изучении английского языка?

Слайд 25

«Диалог Nibelung » и « Plickers » помогают тебе на уроках:

Слайд 26

Хотел бы ты, чтобы на уроках использовались такие средства мультимедиа, как электронный учебник, обучающая платформа «МЭШ»?

Слайд 27

Мне нравится учиться в мультимедийной (цифровой) среде, потому что …

Слайд 28

Ключевая идея действующей Программы развития МОУ « Сланцевская СОШ №1» - обновление образовательного пространства школы для эффективного развития .

Слайд 29

Рефлексия Тема семинара меня заинтересовала, потому что … После семинара я бы взял(а) в свой методический багаж… Я хотел(а) бы больше узнать о… Мне захотелось использовать в своей педагогической практике …

Слайд 30

Спасибо за внимание!