4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности

Бурдинская Ирина Владимировна

4.2. Методическая деятельность в сфере образования

4.3. Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций

4.5 Обобщение и распространение педагогического опыта

4.6. Наличие опубликованных материалов

4.7. Проектированиеуроков на основе применения образовательных технологий, методик и т.д.

4.8.Проектная, экспериментальная (иновационная) деятельность в сфере образования

4.9. Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 4.2 Приказ о Муниципальных педагогических чтениях256.55 КБ
PDF icon 4.2 Сборник методических материалов428.65 КБ
PDF icon 4.2 Справка МО начальная школа 2023140.22 КБ
PDF icon 4.2 Справка МО классные руководители 2024130.46 КБ
PDF icon 4.3 Сертификат участника семира-практикума Доброшкола107.92 КБ
PDF icon 4.3 Сертификат участника семинар ИРОСО153.4 КБ
PDF icon 4.2 Справка об открытых мероприятиях142.3 КБ
PDF icon adap.fizra_.pdf162.81 КБ
PDF icon pervaya_pomoshch.pdf157.46 КБ
PDF icon programma_vospitaniya.pdf298.67 КБ
PDF icon razgovo_o_vazhnom.pdf314.18 КБ
PDF icon udostoverenie_kl._ruk.pdf160.26 КБ
PDF icon vebinar_1.pdf146.88 КБ
PDF icon vebinar_2.pdf141.67 КБ
PDF icon vebinar_3.pdf153.37 КБ
PDF icon vebinar.pdf150.47 КБ
PDF icon seminar-praktikum.pdf107.92 КБ
PDF icon sertifikat_iroso.pdf153.4 КБ
PDF icon burdinskaya_irina_vladimirovna.pdf129.19 КБ
PDF icon sertifikat_tsifrovoy_likbez.pdf183.18 КБ
PDF icon pedagogicheskiy_zhurnal.pdf68.11 КБ
PDF icon sbornik_pedcheteniya.pdf428.65 КБ
PDF icon 4.6 Публикаци в педагогическом журнале68.11 КБ
PDF icon 4.6 Публикация в сборнике педчетений428.65 КБ
Файл doklad_na_pedcheteniya.docx40.16 КБ
Файл doklad_na_mo.docx26.52 КБ
Файл sensornoe_razvite.docx27.78 КБ
PDF icon 4.7 Справка о проведении открытых уроков141.15 КБ
PDF icon 4.7 Справка о результативности использования новых обр. технологий836.33 КБ
PDF icon 4.9. Рецензия на программу СИПР375.18 КБ
PDF icon 4.8. Приказ о создании рабочей группы 158.06 КБ
PDF icon 4.1 распоряжение о поощрении Благодарностью министра образования Сахалинской области102.32 КБ
PDF icon 4.2 Распростронение педагогического опыта67.2 КБ
PDF icon 4.2 Приказ о педчетениях225.14 КБ
PDF icon 4.2 Муниципальные педагогические чтения 2025216.52 КБ
PDF icon 4.2 Спрака о проведении открытых мероприятий40.1 КБ
PDF icon 4.2 Справка о проведении тематической недели45.67 КБ
PDF icon 4.2 Справка МО классных руководителей43.29 КБ
PDF icon 4.2 Справка учителей начальных классов44.84 КБ
PDF icon 4.2 Справка о выступлении на педсовете43 КБ
PDF icon 4.4 Приказ об организации аттестационной комиссии педагогов138.45 КБ
PDF icon 4.4 Приказ об итогах работы коамисии по итоговой аттестации обучающихся42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС УО.

Автор: Бурдинская Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ГКОУШИ г. Поронайска

Поронайск,2024г.

Содержание

Введение  ----------------------------------------------------------------------------------------------------- 2  

Концептуальная часть  ------------------------------------------------------------------------------------ 1

Практическая часть  ---------------------------------------------------------------------------------------  4

Заключение  -------------------------------------------------------------------------------------------------  5      Литература  -------------------------------------------------------------------------------------------------   6

Введение

На сегодняшний день современное  российское  образование  уделяет  большое внимание системе специального (коррекционного) образования. При обучении и воспитании  младших школьников, со снижением познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, способствует использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и забота о здоровье детей касается не только медиков. Сегодня, как никогда необходимо рассматривать педагогические технологии не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса.

В ходе научных исследований за последние годы было  установлено, что состояние здоровья младших школьников с ОВЗ зависит от организации учебно-воспитательного процесса и от условий образовательного учреждения.

Количество детей с особыми возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, поэтому данная тема стала для меня актуальной.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из самых актуальных задач учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Решением данной педагогической проблемы стал – поиск наиболее эффективного использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения: эффективное использование на практике здоровьсберегающих технологий в учебно-воспитательной работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в урочное и внеурочное время посредствам совершенствования здоровьесберегающей деятельности;
  • формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • воспитание жизнено-заинтересованного отношения учащихся к здоровому образу жизни с учётом их склонностей, возможностей, способностей и интересов.

Концептуальная часть

Обучение детей с ОВЗ с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма ребёнка и их работоспособность.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся (И.И. Брехман, Н.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).

Урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную атмосферу, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей, рационально использует и чередует формы, методы, приёмы и способы обучения, легче переносится учащимися.

В качестве основных принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • принцип двигательной активности – ученики не находятся весь урок в статическом положении за партами;
  • принцип оздоровительного режима  - предполагает включение в структуру урока элементов зрительной, пальчиковой гимнастики, приёмов релаксации, самомассаж;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания – включение в урок упражнений мышц спины, брюшного пресса, дыхательных упражнений для формирования привычки правильно дышать через нос;
  • принцип психологической комфортности – создание ситуации успеха для обучающихся на каждом уроке принцип опоры на индивидуальные особенности и способности учащихся  - предполагает рациональный и адекватный подбор заданий на уроках для каждого ученика.

Для реализации этих принципов необходимо использовать современные педагогические здоровьесберегающие технологии. В работе с детьми с ОВЗ следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.

Все здоровьесберегающие технологии можно поделить на три группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии.

Мною были выбраны и систематизированы такие виды педагогических технологий обучения:

  • Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.
  • Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.
  • Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Для релаксации можно  использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
  • Артикулляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Использование элементов театрализации.  Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.
  • Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Самомассаж можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
  • Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
  • Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется: для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз.
  • Музыкотерапия. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.

Практическая часть

В практику своей работы  я активно внедряю игровые технологии, помогающие решать проблемы мотивации, развития высших психических функций,  здоровьесбережения, социализации учащихся. В игре и через игровое общение у детей с нарушением интеллекта  проявляется и формируется познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Дети начинают адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на  физическое здоровье.

Обучение в классе ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста (Л.М. Шипицына). Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

Для обучения умственно отсталых детей активно применяются такие виды игр:

  • Пальцевые игры.

Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т.е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, Л.М. Шипицына рекомендует вводить пальцевые игры в каждое занятие по развитию речи для умственно отсталых детей

  • Сюжетные игры. «В парикмахерской», « В магазине» «Одень куклу» «Машина едет в гараж» и др.
  • Дидактические игры.

Использование на уроках дидактических игр способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры развивают у детей внимание, память, логическое мышление, способствуют включению их  в коллективную деятельность, вырабатывают уверенность в себе, желание говорить, связывая восприятие и действия со словом. Дидактические игры дают возможность детям с тяжелой умственной отсталостью обращать внимание на предмет, учат различать признаки предметов (цвет, форму, величину), формировать пространственную ориентировку.  Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В своей практике я использую дидактические игры и упражнения:

  • по сенсорному воспитанию (восприятие формы, величины, цвета, формирование целостного образ предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие слухового восприятия). Например игры «С прищепками», «Весёлые звоночки», «Посади огород».
  • Направленные на развитие мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие элементов причинного мышления, развитие наглядно-образного мышления),
  • по развитию речи (развитие речевого общения, игры-драматизации, развитие познавательной функции речи, расширение и обогащение значения слова),
  • Сюжетно-ролевые.

Это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми. Например: «Прием у врача», «За столом», «Путешествие по городу» «Покупки в магазине» «Наши прически», «День рождения» и др.

  • Театрализованные игры.

Это могут быть режиссерские игры, где ребенок сам разыгрывает свой сюжет;  игры-драматизации, где ребенок играет  в соответствии с ролью, имитирует движении персонажей («Репка», «Колобок», «На горке», «На катке»); кукольный театр с использованием кукол.

  • Подвижные игры.

В связи с тем, что для умственно отсталых детей школьного возраста нет специально подобранных подвижных  игр, учителю рекомендуется использовать игры для дошкольников детских садов и приспособить эти игры для тяжело умственно отсталых детей (Л.М. Шипицына).

В своей практике и во внеклассной работе  я  активно использую русские народные игры – это неотъемлемая часть национальной культуры. Исходя из содержания игры,  их можно объединить в отдельные разделы:

  • игры-догонялки «Салки», «Салки-приседалки», «У медведя на бору», «Третий   лишний», «Волк во рву», «Два мороза» и др.,
  • игры с поиском играющих или предметов «прятки», «кого нет?»,
  • игры с быстрым нахождением своего места « К своим флажкам», «Птицы на гнезда»,
  • игры-хороводы « Каравай», «Ходим кругом», «Ручеек,
  • игры с сопротивлением и борьбой «Бой петухов», «Перетягивание в парах»,
  • игры с катанием и метанием предметов «Кегли», «Городки»,
  • игры-эстафеты.

Проведение подвижных игр должно быть четко спланировано и тщательно подготовлено. Подбираются игры с учетом индивидуальных особенностей детей класса.

Также элементы игры используются и в качестве обратной связи: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего  «да», «нет».
Во время фронтального опроса использую  игры с различными видами мячей (резиновый, тканевый, большой, маленький). 1 вариант игры: ученик ловит мяч - называет ответ на вопрос. 2 вариант: ученик ловит мяч на правильный ответ и не ловит мяч, если ответ неправильный. Данный вид игры использую при классификации - домашние и дикие животные, или зимняя и летняя одежда на уроках речи и альтернативной коммуникации и др. . 3 вариант: дети быстро передают мяч по кругу и повторяют, например, алфавит  или порядковый счет.

Заключение

Проводимая мною работа показывает, что технологии благотворно влияют как на              познавательное, речевое, так и на физическое и психическое развитие в целом.

У детей  улучшилась концентрация внимания, снизились трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Системное использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время положительно повлияли на коммуникативные навыки, речевое дыхание, моторные, сенсорные функции детей, поспособствовали укреплению костно-мышечного аппарата, снятию напряжения, повышению работоспособности  учеников.

Система данной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям  с особыми возможностями здоровья проявить их собственные потенциальные возможности, добиться ситуации успеха, осознать свои возможности.

Список используемой литературы

  1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" .-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

2.  Бгажнокова И.М., Баряева Л.Б., Бойков Д.И. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Изд.: Владос, 2013 г.

3.  Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» Изд.: Феникс, 2013 г.

4. Исаева С.А. «Физкультурные минутки в начальной школе», практическое пособие. Изд.: Айрис-Пресс, 2010 г.

   5. Алябьева Е. А., Психогимнастика в детском саду. Москва 2003 год.

6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

7. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей в развитии»

«Основные направления занятий с детьми, имеющими тяжелую форму умственной ограниченности». Оригинал-версия: http://ngo.org.ru/ngoss/get/id14919.htm



Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

школа-интернат  г. Поронайска

Использование приёмов сенсорной интеграции в процессе внеурочной деятельности обучающихся с ТУО.

Автор: Бурдинская Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ГКОУШИ г. Поронайска

Поронайск,2024

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной

информации от всего тела.

Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения.

Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э. Джин Айрес. Методики сенсорной интеграции  активно используются  с начала 1970-х годов. Сегодня теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.

Данный метод используется педагогами и специалистами для улучшения состояния у детей с  гиперактивностью, нарушением речевого, психического развития, с детским церебральным параличом, а также восстановительный период после операций, переломов костей, травм,  для улучшения состояния у детей с синдромом Дауна.

Сенсорное развитие младших школьников с особенностями психического  развития отличается от нормотипичных детей качественным своеобразием.

Даже в случаях сохранности зрения и слуха сам процесс восприятия специфичен в сравнении с нормально развивающимися школьниками. У детей отмечаются снижение темпа, недостаточная точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного); снижена скорость выполнения перцептивных операций; затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качества предметов.

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, ребёнку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. В данном контексте особую группу риска представляют дети с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР), которые определяются двумя и более первичными нарушениями.

В период раннего развития нервной системы ребёнка в утробе матери начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы являются основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

– вестибулярная система: система поддержания равновесия;

– тактильная система: система кожной чувствительности;

–проприоцептивная система: система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство).

В ходе анкетирования  мною родителей для определения сенсорного профиля каждого ребёнка в моём классе, было выявлено множество проблем сенсорной интеграции: это зрительное восприятие, звуковое восприятие, тактильное восприятие, вестибулярное восприятие, гравитационное восприятие.

Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную

двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался

при ходьбе.

Вестибулярная система вместе с другими органами чувств: например, проприоцепцией и зрением сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в

самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.

Специалисты рекомендуют провести следующий опыт:

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните

в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а

восстановив – закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона – левая или правая.

Многие с самого начала для подобных экспериментов бессознательно

выбирают ведущую сторону.

Дети с экспериментом не справились, что свидетельствует о вестибулярном нарушении. В  связи с этим  я стала применять приёмы и методы сенсорной интеграции во время отдыха и на занятиях внеурочной деятельностью, это  игры и интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной системы:

  • игра  в жмурки, развивает умение ориентироваться в пространстве, развитие восприятия, наблюдательности, внимания; развитие координации, фантазии и скорости реакции; развитие межполушарного взаимодействия;
  • игра «Ухо, нос», основная цель данного упражнения – стимулировать вестибулярный аппарат;
  • упражнения с колокольчиками, развивают слуховое внимание, координацию движений, корригируют внимание, развивают слуховое восприятие;
  • игра «Море волнуется раз», фoрмирует навыки двигательнoй активности с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; развитие координации;
  • упражнения с мячом: на развитие сенсомоторной координации.  Развивает ловкость, устойчивость, баланс. Снимает напряжение, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.
  • игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные   предметы или помещая в него ковровое покрытие.

Реализация метода должна иметь  практическую направленность и иметь прочную связь с жизненными компетенциями. Каждый усвоенный навык должен быть закреплён в практической ситуации, выполнять жизненно важную задачу и приносить пользу.

Применяемые мной в коррекционно-развивающей работе методы и приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.



Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие младших школьников и пути реализации»

Автор:

Учитель начальных классов: Бурдинская И.В.

2023г.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Дети с умственной отсталостью демонстрируют нарушение сознательного восприятия бытового, математического и исторического времени. В процессе осязания дети с интеллектуальными нарушениями часто совершают ошибки в определении формы объекта и материала, из которого он сделан; плоские объекты распознаются сложнее, чем объемные. Способ изучения предмета с помощью прикосновения у детей с умственными недостатками очень примитивен. Дети ограничивают себя распознаванием предметов 1-2 признаками, отсутствуют попытки изучить предмет, не дают подробного анализа. Важно, чтобы организация обучения и воспитания бросала вызов и поддерживала интерес к окружающему миру у детей с проблемами развития.

Специальной формой организации учебных занятий с детьми с умственной отсталостью являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия  по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Развитие восприятия у детей с  умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухо-речевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметно-манипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны, как существенные признаки предметов окружающей действительности.  

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В сенсорном развитии  нужен комплексный подход способствующий целостному психическому развитию ребёнка (например: развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т.д.).

Пути реализации сенсорного развития лежат через коррекционно-развивающую работу.

Цели коррекционно -  развивающей работы:

  • Содействие развитию ребенка.
  • Создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

На мой взгляд, одним из условий проведения коррекционной работы с младшими школьниками с  умственной отсталостью, является их организация и проведение в игровой занимательной форме, что и будет способствовать успешному усвоению ими основных сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.

В процессе выполнения коррекционных упражнений у детей вырабатываются привычки сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись  дети  не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. О необходимости применения коррекционно-развивающих упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта писали Е.А.Екжанова, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, А.Р.Маллер, Л.М.Шипицина, и др.

Для этого используются приёмы и методы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию;
  • действия детей по образцу, по инструкции;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, специально подобранных игрушек, картинок;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • использование рисунков и аппликация.

В своей работе я использую коррекционно-развивающие упражнения направленные на:

  • развитие ощущений и восприятия (лепка, аппликация, рисование, собирание пазлов, сортировка мелких предметов, тактильный куб, массаж и самомассаж, «Какая фигура лишняя?», «Какая фигура лишняя?», танграмм, «Длинный-короткий», «Палочки в ряд», «Умные звоночки», «Неразлучные цвета»);
  • развитие пространственного восприятия («Бабочка летает», «Обезьянка прыгает», передача по кругу воображаемого предмета, «Стоп-сигнал», «Хлопай и качайся», «Задувание свечи», «Выдувание мыльных пузырей», «Иголка и нитка»;  
  • развитие памяти («Вкус и запах», «Осенний листок», «Гуляем по зоопарку», «Разрезная картинка»);
  • развитие мышления («Сравни», «Склеем чайник», «Разложи предметы», «летает не летает»);
  • развитие внимания («Хлопни в ладоши», «Пуговицы», «Найди нужный цвет»;
  • формирование коммуникативных навыков («Ау!», «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»);
  • коррекция поведенческой регуляции ("Сделай так же", «Сложи узор»).

Можно сказать, что коррекционная работа является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс  обучения и воспитания младших школьников с умственной отсталостью. 

 

Список использованных источников

https://infourok.ru/krp-dlya-detej-s-uo-5359819.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/10/23/sredstva-raboty-po-razvitiyu-grafomotornyh-navykov-u-detey-s

http://detdomsheb.ru/uploads/file/rukovodstvo.pdf


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: