Школа дошкольных наук
Сценарии проведения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.54 КБ | |
| 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В группу безречевых детей входят дети с : первичной речевой патологией (моторной и сенсорной алалией ), анартрией (тяжелой степенью дизартрии); ранним детским аутизмом; интеллектуальной недостаточностью ; нарушением слуха ( тугоухостью ); задержкой речевого развития ( зрр ).
Отличия алалии от РДА : 1.При РДА нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром, при Алалии, указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера. 2. При алалии мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи, а при РДА практически не используется «язык» мимики и жестов. 3 . У детей с РДА, характерны разнообразные нарушения « моторного» поведения : своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела . У детей - алаликов своеобразные неадекватные стериотипиные движения отсутствуют . 4. У детей с РДА, речь на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес .) ребенок может перестать пользоваться устной речью
На начальных этапах коррекционной работы : проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности; уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия; выявляется степень владения практическими навыками самообслуживание бытовые действия, предметно-практическая деятельность
Начальный этап : решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения; используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления. Это и является базой для формирования общения. Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения .
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям : Развитие слухового восприятия; Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; Развитие зрительнo -пространственного анализа и синтеза; Развитие сенсорно перцептивной деятельности; Развитие функции голоса и дыхания; Развитие чувства ритма; Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации и соотнесение ее с речью. Цель : активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами. Фрагмент 1 . Ребёнку показывается, как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д. Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики. Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;
Цель : установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов. 1 . Ребёнка знакомят с пиктограммой предмета,а он должен найти рисунок . 2.Форма предмета- каринка (круг- яблоко). Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук . Задачи : развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук , глазодвигательных-тактильнопропреоцептивных и статико-динамических ощущений чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти ; формирование представлений о схемах лица и тела;
Приёмы: прослеживание по направлениям сверху-вниз, снизу-вверх, справа-налево, слева-направо ; прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий; массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях; проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом); узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком; « рисование» в воздухе рукой; различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; активизация пассивных и активных движений пальцев рук; упражнения с пластилином; использование кукол би-ба- бо ;
Например: « Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны). Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо) Вот так- вот так! Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном) Вот так- вот так!
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Задачи : формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения , выработка устойчивости, переключаемости , увеличения объёма зрительного внимания и памяти, развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа;
Приёмы: нахождение игрушек в пространстве комнаты ; перемещение их в заданном пространстве ; поиск предметов: соотнесение игрушки с её изображением на картинке; определение сторон тела у людей, изображённых на картинке , сторон собственного тела ; выработка навыков ориентировки; упражнения в перекрёстном ориентировании; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела; запоминание изображений предметов; фиксация изменений в расположении предметов, выделение из множества предметов; запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.)
Развитие импрессивной и экспрессивной речи Задачи : развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражаний и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия , работа над семантикой слова, стимулирование простых видов коммуникативной речи с помощью глобального чтения;
Приёмы : узнавание предметов по их названию (игрушки части тела, одежда животные), • показ предметов по их признакам ; • показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами • выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний • побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного • различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием • различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих • выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами • побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов • автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду» • автоматизация отдельных штампов koммуникативной , побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди) узнавание предмета по словесному описанию • выработка обобщенных понятий • смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a » 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием Фрагмент 2. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг - понга . Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопе
Литература: Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 300с. Н.А . Лукина, И.Ф. Сычева Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Практическое пособие.- СПб.: Паритет,2004.- С.7- 9. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. - М.:Школьная Пресса,2000.-С.82-85 Company Logo www.themegallery.com Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг . - Екатеринбург: У -Фактория,2006.- 173- 180с.,189с.,200с 8 . Янушко Е. Помогите малышу заговорить! - М. : Теревинф , 2007.- 119с.,127с., 147 с.162 с. А.Я . Мухина Речедвигательная ритмика. « Карапуз» -Упражнения для пальчиков Агранович «Развитие фонематического слуха». Резниченко «Занимательный букварь ». Рабочие тетради№1,2. Новикова –Иванцова «От слова к фразе ».
