Рекомендации родителям на летний период


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему:

«Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.»


Подготовила учитель-логопед Зимановская Т.П.


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое, ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение, либо быстрее преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз. Для удобства вы можете воспользоваться картинным материалом, видео. Они помогут быстрее освоить все упражнения.

Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и себя, и взрослого. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. Пройдя по ссылкам вы найдете много интересных картинок и сказок. С ними занятия с ребенком пройдут весело и не принужденно.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему:

«Рекомендации к выполнению дыхательных упражнений».

Составитель: учитель-логопед Зимановская Т.П.


Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется:
‒ малым объемом легких;
‒ слабой дыхательной мускулатурой;
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику
Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.
‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
‒ выдох должен быть длительным, плавным;
‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
‒ достаточно трех-пяти повторений.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
- Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
- Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
- Выработать четкую и внятную речь.
- Достичь координации дыхания, речи и движений.
-Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!
Литература:
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
3.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.
4.Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.0. — С. 421-424.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и коллеги!

Вашему вниманию представлены: Веселые игры для закрепления звуков в речи.

Подготовила учитель-логопед Зимановская Т.П..


Для успешной и быстрой автоматизации звуков речи необходимо организовать ежедневные, по несколько раз в день, тренировки по 5-10 минут. Лучше всего проводить их в форме игры, но не обязательно садиться за стол и раскладывать пособия. Автоматизируйте звуки даже во время прогулки на улице, по дороге в детский сад, дома на диване.
С этой целью возможно использование следующих упражнений:


Кнопочки. Малыш проговаривает слог (слово) с проблемным звуком и в это время нажимает пальцем на «кнопочку» (любой рисунок – кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.


Шарик. Во время произнесения слова перекладывает или передаёт из рук в руки шарик от пинг-понга, мячик. Так же можно перекидывать мяч друг другу.


Волшебная веревочка. Наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая слова, предложения, скороговорки.


Лабиринт. По нарисованному лабиринту проводит пальчиком, произнося предложения, скороговорки.


Заборчик Малыш рисует вертикальные палочки и говорит слоги, слова.


Дорожка. Кроха рисует или выкладывает поочередно вертикальные и горизонтальные палочки, одновременно произнося два заданных слова.


Узоры. Рисует или выкладывает чередующиеся фигурки и проговаривает слова. Каждая фигурка обозначает слово.


Пирамидка. Нанизывает колечки на стержень пирамидки, озвучивает слоговые ряды, слова.


Бусы. Говорит и перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску.


Счеты. Произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах, либо – с одновременным движением косточки.


Улиточка. Проговаривает звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.


Тихо-громко. Аккуратно «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, озвучивая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.


Автоматизация долгий, кропотливый процесс и может быть достигнута при систематической, совместной работе взрослых и ребенка. Автоматизация достигнута, если ребёнок сам, без напоминаний взрослого, контролирует новый звук в спонтанной речи.
Ниже вы найдете ссылку по которой можете перейти в картотеку звуков. Картотека звука изложена от простого к сложному, при работе с ней рекомендуем сохранять все этапы автоматизации звука и заниматься последовательно.

Немного терпения и все получится. Удачи!



Предварительный просмотр:

Консультация

«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка».

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей.

Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Ведь так? Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Цель моей консультации – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.

Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно, и общаться и наблюдать, и слушать.

Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса,  который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность.

Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру.

Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и т.д.

При дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью.

 Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).

Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.

Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь.

Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.

Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие:

Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние.

Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как

его отец!»

Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше,

чем может сказать.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.



Предварительный просмотр:

Консультация.

«РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА»

УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ СКОРО ПОЙТИ В ШКОЛУ? В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

1. Узнавание неречевых знаков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

Упражнения.

1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 слова в названном порядке:

мак—бак—так моток—каток—поток

ток—тук—так батон—бутон –бетон

бык—бак—бок будка—дудка—утка

дам—дом—дым нитка—ватка—ветка

ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава ко м—ко м—к от—ко м

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт минута—монета - минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом

лимон—вагон—кот—бутон мак—бак—веник—рак

совок—гном—-венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток и т.п

4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та па – па – па ка – ка – ка фа – фа – фа

Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа

Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа

Аналогично с другими согласными звуками

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па ка—на—па фа—ха—кА ба—да—га ма—на— ва

па – кА – та га – ба – да кА – фа – ха ва – мА – на

То же с гласными О, У, Ы.

6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости

па— пя та – тя ма— мя ва— вя ба – бя да – дя фа – фя

по — пё то – тё мо— мё во— вё бо – бё до – дё фо – фё

пу — пю ту – тю му — мю ву — вю бу – бю ду – дю фу – фю

пы — пи ты – ти мы — ми вы — ви бы – би ды – ди фы – фи

7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпа на—пна та—пта ка—фка

фа—тфа ка—тка та—фта ка—пка

ма—кма та—кта на—фна на—кна

8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта—тпа кта—тка фта - тфа

пка—кпа фка—кфа хта – тха

фпа—пфа гда—дга вба – бва

9. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта—пто—пту—пты кта—кто—кту—кты фта—фто—фту—фты

тпа—тпо—тпу—тпы тма—тмо—тму—тмы кна—кно—кну—кны

фка—фко—фку—фкы пна—пно—пну—пны

Примечание.

Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

Использованы материалы из книги Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие».



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей,

имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,    маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.



Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2344076/390d01ca-be56-4902-83d6-a0c8348a4c56/s1200?webp=false

 

Лето с пользой!

Игры для детей развивающие речь.

Летом дети много двигаются, играют на свежем воздухе,

набираются витаминов. Но у родителей закономерно возникает

вопрос: чем заняться с ребенком, чтобы закрепить

полученные с педагогом навыки и с началом сентября вернуться

к занятиям, не растеряв накопленный багаж знаний?

 Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут развить речь у ребенка.

Игры на развитие фонематических процессов

                                                  «Подумай, не торопись»

  •        придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;
  •        какое слово получится, если к но- прибавить один звук;
  •        составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М
  •    (мама моет Машу мочалкой);
  •         найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;
  •        подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

                                                   «Если б мы были художниками»

                   Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать

                                      картину, на которой изображен сельский домик.

                          Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать

                     детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь.

                      Можно рисовать вместе с ребенком.

Игры на развитие слоговой структуры

                                                           «Магазин игрушек»

                     Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством

                              слогов, например, два. Дети, покупая игрушки, должны

                            ясно и четко произнести ее название, определить

                                                         количество частей слова.

                                         

                                           

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2344076/390d01ca-be56-4902-83d6-a0c8348a4c56/s1200?webp=false

                                             

«Кто в каком домике будет жить»

                          Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

                                      Каждый квадрат, обозначает одну часть слова.

                              В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

                            По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей

                            размышлять над слоговым составом слова и его строением

                      (почему название одного и того же животного можно

                        разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

Игры на развитие грамматического строя речи 

                                                               «Один и много»

                     Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

                      Пример: стол – столы, шапка – шапки.

                     «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

                       Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки,

                                 пять ложек.

                                                                 «Чего не стало?»

                              предложить ребенку несколько картинок, затем их

                     перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос

                    – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать

                   картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

                                                        «Измени предложение»

                  Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН,

                 ОНА, ОНИ во фразах и предложении.

                    Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп,

                              ОН ест суп, ОНА ест суп, ОНИ едят суп

                                                             

                                                                 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2344076/390d01ca-be56-4902-83d6-a0c8348a4c56/s1200?webp=false

                                                                 

«Назови ласково»

                                  Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

                                    Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

Игры на развитие связной речи 

                             Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной

                                     форме: составление рассказов-описаний по теме,

                                по картине, по серии картинок, упражнения типа

                             «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д

                                     Игровое упражнение «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым

предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Например, взрослый начинает предложение так:

«Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант:

«Дети идут в школу, чтобы ...»

Игровое упражнение «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа,

а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Учитель-логопед Зимановская Т.П.

        



Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02d6/000a287d-e49fee09/hello_html_1f85f912.jpg



Предварительный просмотр:

http://www.eduportal44.ru/Krasnoe/Dawn/1/SiteAssets/SitePages/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/kirillova_11_1.png