Мой методический кабинет

Учитывая возраст учащихся в моей педагогической деятельности, применяются педагогические технологии, повышающие внимание, интерес, скорость мышления. Комплектация педагогических технологий на каждый конкретный урок проводится с учетом интересов, склонностей, качества усвоения предшествовавшего материала учениками каждого конкретного класса:

    1.   Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два направления:  

    А).  Направление дифференциации – создание дифференцированных групп в классах. Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем. Группы могут быть смешанными или по уровню подготовки. Разнородный состав эффективен, если целью работы является формирование или совершенствование учебных умений. При выполнении проблемных задач создаются группы по уровню подготовки, т.к. активность слабых и средних учащихся незначительно. Например, в 10 классе по теме «Восточная Европа» класс был разделен на 5 гетерогенных (разнородных) групп, были даны опережающие задания и вопросы, которые в группе распределялись следующим образом: сложные вопросы с анализом карт готовят сильные более подготовленные учащиеся, а другие – более слабо подготовленные.

    Б).   Направление дифференциации сложности заданий. Школьникам предлагаются задания, различающиеся по уровню сложности. Предлагаются ребятам разно уровневые вопросы, а ученики сами выбирают уровень сложности. Например, при обобщающем повторении в 8 классе предлагаются 5 вопросов по итоговой проверке, из них по 2 вопросам требуется более высокий уровень подготовленности. Ребята выбирают вопросы по уровню подготовки. Уровневая дифференциация отражена в моих рабочих программах. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях.

    2.    Технология формирования приемов учебной работы (технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная в виде планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология мною очень широко применяется, например, описание по плану реки, моря, природной зоны, природного района, экономического района, страны и т.д. 

 3.    Технология листов опорных сигналов (логических схем – опорных конспектов – лог или лос). Логические схемы учат выделять главное и основное, приучат отыскивать и  устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок. Эта технология широко применяется в 7 классах в курсе «Географии материков и океанов».

  4.   Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические знания. Например, заполнение таблиц в 9 классе по курсу «Хозяйство России», также работа с атласами, контурными картами.

  5.   Технология проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности, чаще всего на основе краеведческой работы. Например, самостоятельная работа в 9 классе «Поиск и анализ геодемографической информации» по теме «Население России». Учащиеся занимаются поиском геодемографической информации своей семье (естественный прирост по годам, миграции, продолжительность жизни, занятость и т.д.)., а потом их анализируют.

  6.   Модульная технология. Разрабатываются специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указывается цель усвоения определенного учебного материала, даются точные указания к использованию источников информации и разъясняются способы овладения этой информацией. Например, модульный урок в 8 классе по теме «Реки России», блочный модуль по теме «Население мира» в 10 классе и т.д.

  7.   Рейтинговая технология (основная задача этой технологии – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребенка. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьников, консультировании и коррекции. Например, рейтинговые зачеты в конце четверти, особенно, в конце всего курса по географии в 10 классе.

   Особое место занимают «нетрадиционные» уроки: уроки – зачеты, уроки – игры, уроки – конференции и т.д. Главная задача таких уроков: стимулирование самодеятельности и самостоятельности учащихся, выработка познавательного интереса к предмету, положительных мотивов к учению.

  При проведении ролевых игр на уроках учащиеся разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли. Учебные игры не только вызывают повышенный интерес, но и творчество, активность, артистизм. В играх ребята проявляют свою индивидуальность, раскованность; игра дает возможность зафиксировать свое «я». Уроки – путешествия чаще провожу в 7 классах, а имитационно – ролевые игры провожу в 8 – 11 классах.

  Например: в 8 классе обобщающий урок по теме «Природные зоны России» прошел в форме аукциона, в 9 классе – «Экологические проблемы озеро Байкал» в форме пресс – конференции. Ребята активно готовились к уроку. Много работали по дополнительной литературе, просматривали прессу. Подготовили 5 докладов, все активно работали на уроке, к докладчикам задавался очень много интересных вопросов. Урок прошел на отлично.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: