Проектная деятельность

Татьяна Викторовна Егорова

Предварительный просмотр:

Проект «Геральдика России, ХМАО, г. Пыть – Ях»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

 «Патриотизм — это нравственная категория,

 которая ставит личность на более высокий

уровень существования…»

В.А. Сухомлинский

Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.   

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Цель проекта: обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города.

Задачи:

  • расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране;
  • формирование элементарных представлений об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей России;
  • воспитывать детей в духе патриотизма, прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой округ;
  • возложить фундамент для дальнейшего патриотического воспитания детей посредством ознакомления с историей России, геральдикой и символикой страны, округа, города;
  • способствовать развитию любознательности, как личностного качества;
  • привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • сформирован устойчивый интерес к символике страны, округа, города.
  • узнают и отличают символы России среди символов других стран.
  • имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
  • заложены основы уважения к символике и геральдике страны, округа, города.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете   о геральдике России, ХМАО, г. Пыть – Ях?  

- Мы живем в России.

- У нашей страны есть свой флаг, герб.

Что бы вы хотели узнать?

- Что такое «геральдика»?

- Почему у нашего флага именно такие цвета и что они символизируют?

- Как появился флаг?

- Что обозначает герб нашей страны?

- Кто и когда написал гимн нашей страны?

- Какой флаг и герб нашего округа?

- Есть ли гимн ХМАО?

- Что обозначает герб нашего города?

- Чем отличается флаг ХМАО и г. Пыть - Ях?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: игра-викторина «Государственные символы России».

Формы работы:

  • беседы
  • игры
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей родине»;
  • совместное изготовление материалов в патриотический центр;
  • поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
  • изготовление семейного герба.

План реализации проекта:

Беседы:

- «С чего начинается Родина?»

 - «Флаг России»

- «История создания флага РФ»

- «Герб России»

- «История создания гимна РФ»

- «Зачем нам нужен гимн»

- «Какие народы живут в России»

- «Флаг Ханты – Мансийскиго автономного округа»

- «Герб Ханты – Мансийскиго автономного округа»

- «История создания города Пыть – Яха»

- «Как флаг и герб Пыть – Яха придумывали»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Выбери правильно»

- «Символика цветов»

- «Найди герб России»

- «Узнай наш герб»

- «Из чего состоит герб»

- «Назови правильно»

- «Раз, два, три – быстро отыщи»

- «Составь герб»

- «Узнай наш флаг (герб)»

Словесные игры:

- «Опиши по памяти»

- «Опиши флаг России»

- «Найди и опиши»

Музыкально -дидактические игры:

- «Послушай и узнай»

- «Угадай – ка».

Продуктивная деятельность:  

Аппликация: 

- «Флаг России»

- «Герб группы»

Рисование:

- «Герб Пыть – Яха»

- «Семейный герб»

Рассматривание альбомов и презентаций: 

- Фотоальбом «Флаги мира»

- Фотоальбома «Гербы мира»

- Презентация «Гербы и флаги разных областей Российской Федерации»

- Фотоальбом «Гербы и флаги городов ХМАО».

Слушание музыки: 

- Прослушивание гимна РФ

Итоговые мероприятия: Игра-викторина «Государственные символы России»



Предварительный просмотр:

Проект «Моя малая Родина»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: творческо- исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которое помогут ему стать человека и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.

Цель проекта: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям.

Задачи:

  • дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю;
  • закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
  • воспитывать интерес к прошлому и настоящему Пыть-Яха;
  • знакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами;
  • знакомить детей с традициями, трудом и бытом горожан;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
  • развивать бережное и созидательное отношение к родному краю (достопримечательности, культура, природа).

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • знают и называют место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, округа, достопримечательности города;
  • называют свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, д/саду;
  • знают и называют место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь;
  • имеют сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.
  • имеют первоначальное представление о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта людей, населяющих «Малую Родину».

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете   о нашей малой Родине?  

- Мы живем в России, в ХМАО, в городе Пыть - Ях.

- У нашей страны есть свой флаг, герб, а также герб и флаг есть у нашего округа и города.

Что бы вы хотели узнать?

- Почему наш округ называется Ханты – Мансийским автономным округом?

- Кто придумал название нашего города?

- Кто такие ханты и манси?

- Как живут и чем занимаются коренные народы севера?

- Люди каких национальностей живут в нашем городе?

- Что производят предприятия нашего города?

- Чем так дорога нефть?

- Какие природные богатства таит в себе леса округа?

- Что нужно сделать, чтобы природа оставалась такой же красивой, а нефть никогда не заканчивалась?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: вечер загадок «Животные и растения родного края», развлечение «Югра – Родина моя»

Формы работы:

  • наблюдение
  • рассматривание картин
  • беседы
  • встречи с интересными людьми
  • продуктивная деятельность детей
  • совместная работа детей и родителей
  • экскурсии в музеи, по городу
  • организованное обучение
  • аудиовизуальные средства
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • родительское собрание на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу»
  • оформление стенда «Моя малая Родина»
  • конкурс рисунков «Я люблю Югру» 
  • пригласить на встречу «Моя профессия – нефтяник»

План реализации проекта:

Беседы:

- «Мой родной город»

- «Люди каких национальностей живут в нашем городе»

- «Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?»

- «Почему у нашего города имя «Пыть-Ях»

- «Коренные народы Севера»

- «Природные богатства Сибири»

- «Кто живёт в тайге?»

- «Кем работают наши родители?»

- «Пыть-Ях – город нефтяников»

- «Природа нуждается в нашей помощи»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Я живу на улице»

- «Мой адрес …»

- «Жилое - нежилое»

 - «Расскажи про свой город»

- «Для чего предназначено это здание»

- «Кем быть?»

Словесные игры:

- «Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе)

- «Дострой дом»

- «У кого какой дом»

- «Скажи со словом «городской»»

- «Большой – маленький»

- «Один – много»

- «Скажи наоборот»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Путешествие по городу на автобусе»

- «Больница»

- «Почта»

- «Нефтяники»

- «Семья»

Художественная литература:

- Загадки про городские здания, дома

- Пословицы и поговорки о дружбе, доме

- С. Баруздин «Кто построил этот дом»

- Стихотворение В. Рябикина «Мой Пыть-Ях»

- Стихотворение Е. Мустыгина «В таёжной глуши»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- «Дом, в котором я живу»

- Коллективная «Наш микрорайон»

- «Чум – жилище коренных народов»

Лепка:

- «Мой двор»

- «Ягоды и грибы нашего края»

- «Мы гуляем на участке»

Рисование:

- «Источник богатства»

- «Город вечером»

- «Однажды в лесу»

- «В гостях у бабушки Ананэ»

Конструирование:

- «Детский сад»

- «Наш микрорайон»

- «Наш город»

- «Мой двор»

Экскурсии, целевые прогулки:

- «Целевая прогулка по 5 микрорайону».

- «Экскурсия в Краеведческий музей СОШ №5». Встреча с хранителем музея.

- «Экскурсия в краеведческий городской музей «Эхо Югры»»

- Целевая прогулка к памятникам героям Великой Отечественной войны (Стелла).

Встреча с интересными людьми: «Мой папа – нефтяник»

Итоговые мероприятия: вечер загадок «Животные и растения родного края», развлечение «Югра – Родина моя»



Предварительный просмотр:

Проект «Богатыри земли русской. Былины»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационный, практико – познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.    

Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи:

  • формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
  • оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре;
  • развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
  • познакомить с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
  • вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
  • обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • оформление выставки детских рисунков «Богатыри земли русской»;
  • викторина «Не перевелись богатыри на земле русской»;
  • детские рассказы о былинных богатырях;
  • альбомы детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря»;
  • спортивное развлечение «Богатыри земли русской».

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете   о былинных богатырях?  

- Были богатыри.

- Они воевали с врагами

Что бы вы хотели узнать?

- Подвиги русских богатырей?

- В какое время они жили?

- С кем они сражались?

- Кого защищали?

- Какое оружие у них было?

- Как стать богатырем?

- Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?

- Чем отличаются богатыри от военнослужащих?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: выставка детских работ, викторина «Не перевелись богатыри на земле русской», спортивное развлечение «Богатыри земли русской».

Формы работы:

  • Беседы
  • Чтение и прослушивание литературных произведений
  • Игры
  • Соревновательная деятельность
  • Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
  • Применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Былины»;
  • Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: изготовление доспехов и оружия;  
  • Поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
  • Изготовление богатырского костюма на куклу.

План реализации проекта:

Беседы:

- «Как наши предки защищали Русь от врагов»

- «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

- «Богатырские доспехи»

- «Оружие богатырей»

- «Подвиги русских богатырей».

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «4 лишний»

- «Что нужно богатырю»

- «Угадай, о ком говорю»

- «Узнай по описанию»

- «Было - не было»

Сюжетно-ролевые игры:

Художественная литература:

Чтение русских былин и сказок:

- «Как Илья Муромец богатырем стал»

- «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

- «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

- «Добрыня и Змей»

- «Святогор»

- «Вольга и Микула Селянович»

- «Садко»

- «Никита Кожемяка»

- «Про прекрасную Василису Микулишну» и др.

Продуктивная деятельность:  

Рисование:

- «Богатыри земли русской»

- «Змей Горыныч»

- Раскраски по теме

Лепка:

- «Богатырский конь»

- «Змей Горыныч»

Аппликация:

- «Сторожевая башня»

- «Портрет богатыря»

Конструирование:

- «Старинный город»

- «Крепость»

Рассматривание репродукций картин:

- В. М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян»;

- К. Васильев «Настасья Микулишна»;

- М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»;

- И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец».

Слушание фрагментов произведений:

- А. Бородин «Богатырская симфония»,

- М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

- песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Итоговые мероприятия: выставка детских работ, викторина «Не перевелись богатыри на земле русской», спортивное развлечение «Богатыри земли русской», создание «Мини-Музея» (одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы; панно «Русские богатыри»; рисунки детей, аппликации).



Предварительный просмотр:

Проект «Отчизны верные сыны»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно - познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Изучение истории России, героического подвига в наших дедов и прадедов, в котором со всей полнотой отражается русский национальный характер, способствует формированию искренности, мужественности, любви к Родине, уважению к традициям и обрядам русского народа, обогащению детской души.

Цель проекта: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России.

Задачи:

  • расширить представления детей о Российской армии;
  • развивать интерес к событиям прошлого и настоящего;
  • формировать чувство гордости, бережного отношения к людям, прославившим нашу Родину;
  • воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
  • создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие
  • физическое развитие

Предполагаемый результат:

  • сформированы такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;
  • имеют представления о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре;
  • различают и называют военачальников прошлого и настоящего времени.  Этапы реализации проекта:
  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете о воинах, которые служат или служили в Российской армии?  

- Сергей Шойгу, самый главный в нашей армии.

- Военные служат в разных войсках.

- Военные нужны, чтобы защищать Россию от врагов.

Что бы вы хотели узнать?

- Кто раньше охранял нашу Родину?

- Какие военачальники были в прошлом?

- Чем они прославились?

- Какие рода войск были в прошлом?

- Почему сейчас нет гусар?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: выставка рисунков «Наша Армия сильна»; заложить в капсулу памяти письма матерям, потерявших своих сыновей в ходе военных операций о том, что их подвиги не забыты, что молодежь помнит и гордится своими Героями; возложение цветов в «Монументу славы».

Формы работы:

  • наблюдение
  • рассматривание картин
  • беседы
  • встречи с интересными людьми
  • продуктивная деятельность детей
  • организованное обучение
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • оформление стенда «Отчизны верные сыны»
  • выставка работ «Наша армия сильна» 
  • консультация «Воспитывая маленького патриота»

План реализации проекта:

Беседы:

- «Что такое героизм?»

- «Защитники былых времен»

- «Рода войск прошлого»

- «Становление морского флота при Петре Первом»

- «Эх, гусары»

- «Кавалерия, вперед!»

- «Великие полководцы России»:

- «О князе и его дружине»

- «Ярослав Мудрый»

- «Александр Невский»

- «Дмитрий Донской»

- «А.В. Суворов»

- «М.И. Кутузов»

- «Г.К. Жуков»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «На земле, в небесах и на море»

- «Военно-морской флот»

- «Рода войск»

- «Подбери картинку»

- «Что нужно моряку, пограничнику, летчику»

- «Чья военная форма?»

- «Гусарский поступок»

- «Что нужно гусару, богатырю, солдату?»

- «Чей воин»

- «Снаряди воина»

- «Доспехи русского воина»

- «Найди отличие»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Путешествие в прошлое»

- «Моряки»

- «Летчики»

- «Кавалерист»

- «Гусарский полк»

Подвижные игры:

- «Смелые гусары»

- «Меткий стрелок»

- «Разведка»

- «Встречные перебежки»

- «Кольцеброс»

- «Дартс»

- «Попади в мишень»

Художественная литература:

Чтение книг о князьях и их подвигах:

- О. Тихомиров «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»

- С. Алексеев «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах)

- А. Митяев «Москва»

- А. Митяев «Герои 1812 года»

- Главы энциклопедии «История»

- Справочника дошкольника «История»

Приобщение к искусству:

Рассматривание репродукций картин:

- Л. Лагорио «Русский флот при Петре I»

- М. Добужинского «Петр Великий в Голландии»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- Коллективная работа «Российский флот»

Лепка:

- «Кавалерия»

- «Российской армии»

- «Оружие древних воинов»

Рисование:

- «Воины древней Руси»

- «Сражения прошлого»

- «Русская флотилия»

Конструирование:

- Оригами «Журавлики»

- «Сторожевые башни»

- «Переправа»

- «Танковый корпус» (из спичечных коробок)

Встречи с интересными людьми:

- Председатель Пыть-Яхского городского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана «Побратимы» Сержантов Олег Борисович

Экскурсии, целевые прогулки:

- Целевая прогулка к памятнику «Монумент славы»

Итоговые мероприятия: 

- Выставка рисунков «Наша Армия сильна»;

- Заложить в «Капсулу памяти» письма матерям, потерявших своих сыновей в ходе военных операций о том, что их подвиги не забыты, что молодежь помнит и гордится своими Героями;

- Возложение цветов в «Монументу славы».



Предварительный просмотр:

Проект «Армия вчера, сегодня, завтра»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационный, практико – познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важным и, зачастую, вызывает лишь недоумение.

Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живем в очень сложное время, когда отклониться от армии становится нормой.

Одним из важных направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с Российской армией, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Цель проекта: познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе.

Задачи:

  • формировать мотивационного, целостного представления об армии, о защитниках Отечества;
  • стимулировать потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии;
  • формировать интерес к истории возникновения и развития Российской армии;
  • сформировать знания о могуществе и силе нашей армии начиная со времен былинных героев и заканчивая современной армией;
  • приобщать детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота;
  • воспитывать чувство гордости за Российскую армию, уважение к защитникам Отечества, желание им подражать;
  • привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • у детей будет воспитано уважительное отношение к защитникам Отечества;
  • возникнет желания в будущем стать защитником Отечества.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете   о прошлом и настоящем нашей армии?  

- В прошлом Россию защищали богатыри.

- Флот в России основал Петр Первый.

- В нашей армии было много великих полководцев.

Что бы вы хотели узнать?

- Как развивалась наша армия?

- Какие рода войск возникали?

- Какое оружие было раньше у солдат?

- Какие рода войск есть в сегодняшней Российской армии?

- Что такое космические войска?

- Как должен выглядеть солдат в будущем?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: интеллектуальная игра «Будем в армии служить»

Формы работы:

  • беседы;
  • чтение и прослушивание литературных произведений;
  • игровая деятельность;
  • знакомство с произведениями искусства;
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;
  • применение ИКТ во всех видах деятельности;

Развивающая среда:

  • Пополнение центра патриотического воспитания по теме проекта;
  • Внесение костюмов военной формы в сюжетно- ролевые игры;
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Знакомим детей с историей развития Российской армии»;
  • Поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
  • Организация выставки детских работ «Армия вчера, сегодня, завтра»
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

План реализации проекта:

Беседы:

- «Кто Русь защищал?»

- «Кто такие защитники?»

- «Богатыри земли русской»

- «Войско Древней Руси»

- «Рода войск Древней Руси: конница, пехота, флот»

- «Вооружение армии в Древней Руси: холодное оружие: защитное, метательные машины»

- «Что такое кавалерия»

- «Появление артиллерии»

- «История возникновения огнестрельного оружия»

 - «Вооружённые силы России»

- «Ракетно – космические войска России»

- Итоговая беседа «Что я знаю об армии»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Российская Армия»

- «Военные профессии»

- «Найди то, о чем расскажу»

- «Морской бой»

- «Подбери слово»

- «Летает, шагает, плавает»

- «Доскажи слово»

- «Чья форма?»

- «Что нужно – лётчику, танкисту, моряку...?»

Сюжетно-ролевые игры:

 - «Российская армия»

- «Конница»

- «Кавалеристы»

- «Моряки»

Подвижные игры:

- «Кто быстрей оденется»

- «Военные учения»

- «Меткий стрелок»

- «Осторожно, мины»

- «Переправа»

- Эстафета «Боевая тревога»

Художественная литература:

- Чтение былин

- Р. Бойко «Наша Армия родная»

- Е. Воробьев «Обрывок провода»

- З. Александров «Дозор»

- А. Жаров «Пограничник»

- О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

- И. Шамов «На дальнем рубеже»

Приобщение к искусству:

- Рассматривание репродукций картин: В.М. Васнецова «Три богатыря»

- Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила»

- Слушание музыки: Г. Свиридов «Военный марш»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- «Быстрокрылые самолеты»

- «Ракетные войска»

Лепка:

- «Тридцать три богатыря»

- «Собаки на страже Родины»

- «Военная техника»

Рисование:

- «Военный пароход»

- «Солдат на посту»

- «Четырехногие солдаты»

- «На параде»

Конструирование:

- «Пограничная застава»

- «Военная техника»

- «Космодром»

Итоговые мероприятия: интеллектуальная игра «Будем в армии служить».



Предварительный просмотр:

Проект «Военные профессии»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно– познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому знакомству детей с военными профессиями в патриотическом воспитании отводится огромное значение. Дети должны понимать, что в обязанности людей, несущих военную службу в частях и учреждениях Вооруженных сил, входит исполнение воинского долга. Эта служба не просто профессия, а призвание. Общество и все государство в целом возлагает на военнослужащих социально-ответственные функции.

Цель проекта: познакомить с военными профессиями; показывать их общественную значимость.

Задачи:

  • закрепить знания детей о родах войск;
  • закреплять знания детей о разнообразии профессий военного;
  • уточнить знания о том, чем занимаются военные;
  • развивать представления о престижности работы военного;
  • сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна;
  • воспитывать уважение к людям, служившим в Армии.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • проявляет интерес к военным профессиям;
  • может рассказать о профессиях;
  • может по просьбе взрослого рассказать о военных профессиях.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Какие военные профессии вы знаете?  

- Кавалеристы.

- Гусары.

- Танкисты.

- Летчики.

- Моряки.

Что бы вы хотели узнать?

- Какие рода войск есть в Российской армии?

- Какие еще профессии есть в армии?

- Могут ли девочки служить в армии?

- Какой должен быть человек, служащий в Российской армии?

- Что нужно сделать чтобы стать военным?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: викторина «Военные профессии»

Формы работы:

  • беседы;
  • чтение и прослушивание литературных произведений;
  • игровая деятельность;
  • знакомство с произведениями искусства;
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;
  • применение ИКТ во всех видах деятельности;

Развивающая среда:

  • пополнение центра патриотического воспитания по теме проекта;
  • внесение костюмов военной формы в сюжетно- ролевые игры;
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Работа с родителями:

  • консультация для родителей «Есть такая профессия - Родину защищать»;
  • поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
  • организация выставки детских работ «Наша армия сильна»
  • совместное создание атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

План реализации проекта:

Беседы:

- «Кто может стать солдатом?»

- «Какие бывают военные профессии?»

- «Рода войск»

- «Танковые войска: танкист, наводчик-оператор, механик-водитель, заряжающий»

- «Артиллерийские войска: артиллерист, наводчик артиллерийского орудия»

- «Пограничные войска: пограничник, командир отделения, командир боевого расчета»

- «Авиация: летчик – испытатель, военный летчик, штурман, радист»

- «Радиотехнические войска: радист, радист-радиолокаторщик, военный связист»

- «Военно – морской флот: командир корабля, штурман, моряк, моряк – подводник, морская пехота»

- «Женские военные профессии: военный врач, военная медсестра, монтажник связи, оптик-механик, картограф, радист-радиолокаторщик»

- «Личные качества военнослужащего»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Военные профессии»

- «Четвертый лишний»

- «Одень солдата»

- «Загадки и отгадки»

- «Выложи из палочек вертолет, танк»

- «Назови профессию»

- «Орудия труда»

- «Кто что делал»

- «Выбери правильно»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Мы – военные»

- «Пограничники»

- «Мы - моряки»

- «Танкисты»

- «Лётчики»

- «Учения военных»

- «Госпиталь»

Подвижные игры:

- Игра-эстафета «Точно в цель»

- Игра – эстафета «Преодолей полосу препятствий»

- «Самолеты – истребители»

- «Защита крепости»

Художественная литература:

- А. Митяев «Почему армия родная?»

- Л. Кассиль «Твои защитники»

- Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».

- А. Маркуша «Я – солдат и ты – солдат»

- А. Беляев «Хочу быть военным моряком»

- Н. Никольский «Что умеют танкисты»

- В. Козлов «Пашкин самолет»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- «Танковые войска»

- «Десантник» (с элементами рисования)

Лепка:

- «Боевая техника»

- «Российская армия»

Рисование:

- «Как я в армии служу»

- «Пограничник на посту»

- «Подводная лодка»

- «Артиллерия в бою»

- «Разведчик на задании»

Конструирование:

из бумаги:

- «Самолёты»

- «Корабли»

из строительного материала:

- «Военные машины»

- «Радио точка»

- «Крепость»

- «Аэродром»

Итоговые мероприятия: викторина «Военные профессии».



Предварительный просмотр:

Проект «Вечный песенный огонь»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно - творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Цель проекта: рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • расширить музыкальный кругозор детей;
  • ознакомить с лучшими образцами песен военных лет;
  • расширять навыки анализа музыкальных произведений (песен);
  • показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песни);
  • воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны.
  • воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки;
  • нравственно- патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу в тылу и на фронте;
  • развивать патриотические чувства к своей Родине через песни.

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие
  • физическое развитие

Предполагаемый результат:

  • понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека;
  • формирование у детей начальных представлений о песнях Великой Отечественной войны, о песнях, которые вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания песен.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

«Какие Песни Великой Отечественной войны вы знаете?»

- «Катюша»

- «Служу России»

Что бы вы хотели узнать?

- Какие песни любили петь наши солдаты во время ВОВ?

- Кто является авторами этих песен?

- Историю создания песен.

- Где звучат эти песни сегодня?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: Конкурс военно- патриотической песни

Формы работы:

  • наблюдение
  • рассматривание картин
  • беседы
  • продуктивная деятельность детей
  • организованное обучение
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • консультация «Роль песни в жизни армии»;
  • досуг «Споемте друзья».

План реализации проекта:

Беседы:

- «Письмо с фронта»

- «Женщины на войне»

- «Люди тыла»

- «Дети войны»

- «Помощь фронту»

- «Нам дороги эти позабыть нельзя»

- «История написания песни «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский»

- «История написания песни «Служу России» сл. Э. Ханок, муз. И. Резник»

- «История написания песни «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. Я.Галицкий»

- «История написания песни «Темная ночь» муз. Н. Богословский, сл. В.Агатов»

- «История написания песни «В землянке» муз. К. Листов, сл. А. Сурков»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Что для чего?»

- «Найди место»

- «Акустика»

- «Сторожевой корабль»

- «Узнай матросскую форму»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Мы — военные»

Подвижные игры:

- «Точно в цель»

- «Парашютисты»

- «Смелые ребята»

- «Передай письмо»

- «У ребят порядок строгий»

- «Перехватчики»

- «Стрельба в мишень»

- «Чья шеренга победит?»

- Спортивный досуг «Будущие защитники Отечества»

Разучивание песен:

- «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский

- «Служу России» сл. Э. Ханок, муз. И. Резник

- «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. Я.Галицкий

- «Темная ночь» муз. Н. Богословский, сл. В.Агатов

- «История написания песни «В землянке» муз. К. Листов, сл. А. Сурков

Приобщение к искусству:

Рассматривание картин художников о войне с составлением рассказов (К. Васильева, М. Самсонова, К. Юнона, С. Герасимова, Д. Дейнеки).

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- «Подарок воину-освободителю»

Лепка:

- «Военная техника»

- «Пограничник в дозоре»

Рисование:

- «На привале»

- «Военная мощь России»

Конструирование:

- «Сборка военного самолета»

- «Сборка военной техники»

Итоговые мероприятия: Конкурс военно- патриотической песни.



Предварительный просмотр:

Проект «Памятники России»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о родной стране, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родной стране, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей с достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с Родиной, родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Цель проекта: расширять и углублять представления детей о памятниках городов России.

Задачи:

  • расширить знания детей об истории образования памятников;
  • формировать более полные и точные представления о памятниках России;
  • воспитывать чувство гордости и уважения к памятникам;
  • способствовать развитию чувства ответственности за общее дело;
  • расширять круг общения со взрослыми;
  • развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль;
  • активизировать словарь по теме «Памятники России»;
  • совершенствовать навыки работы с различными материалами;
  • развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность;
  • разучить с воспитанниками новые подвижные игры.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • знание детьми истории появления памятников, их название, местонахождение;
  • понимание детьми значимости памятников в жизни людей;
  • проявление заботы и уважения к памятникам нашего города.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

      Что мы уже знаем?

- Во многих городах есть памятники.

- В нашем городе тоже есть памятник «Монумент славы», который находится в 5 микрорайоне.

- К памятникам по праздникам приходят люди и возлагают цветы.

Что бы вы хотели узнать?

- Зачем в городах устанавливают памятники?

- Что символизируют собой памятники?

- Почему и за что ставят памятники людям?

- Из чего делают памятники?

- Кто придумывает образ памятника?

- Легко ли сделать памятник?

- Какие знаменитые памятники есть в нашей стране?

- Каково значение памятника в нашей жизни?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: организация мини-музея «Памятники России», викторина «Памятники России».

Формы работы:

  • беседы;
  • чтение и прослушивание литературных произведений;
  • игровая деятельность;
  • знакомство с медалями и орденами;
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;
  • применение ИКТ во всех видах деятельности;

Работа с родителями:

  • выставка творческих работ детей
  • оформление папок – передвижек для родителей на тему «Памятники России»
  • рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме
  • создание макета «Памятники России»
  • консультация «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»

План реализации проекта:

Беседы:

«Памятники России»:

- Памятник Петру I — Москва

- Памятник «Рабочий и Колхозница» — Москва

- Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

- Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

- Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

- Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

- Памятник Георгию Победоносцу — Москва

- Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

- Памятник мамонтам в Ханты Мансийске

- Памятник «Алёша»

- «Как я ходил(а) к памятнику»

- «Десять знаменитых памятников России»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

 - «Узнай по описанию»

- «Собери памятник» (разрезные картинки)

Сюжетно-ролевые игры:

- «В мастерской скульптора»

Подвижные игры:

- «Крепость и защита»

Продуктивная деятельность:  

Лепка: «Ракета»

Аппликация (макетная): «Памятники нашего города»

Рисование: «Любимый памятник»

Конструирование: «Я памятник воздвиг…», «Создай свой памятник»

Презентация «Памятники России»

Исследовательская работа: 

- «Изучение истории появления памятников»

- «Свойства глины, дерева, железа»

Психогимнастика «Живая скульптура»

Экскурсия к памятникам города

Итоговые мероприятия: организация мини-музея «Памятники России», викторина «Памятники России».



Предварительный просмотр:

Проект «Города - герои»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Есть случаи нападения на ветеранов, кражи орденов и медалей, осквернение памятников героям. Дети не знают, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Отсюда, возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Именно поэтому мы сочли необходимым создать проект «Города – герои», который поможет детям понять значимость подвига нашего народа, о городах героях в годы Великой Отечественной Войны.

Цель проекта: Формировать представление о героической истории Городов-героев.

Задачи:

  • расширить представление детей о городах - героях Великой Отечественной войны;
  • воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага;
  • формировать нравственно-патриотические чувства у детей, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и городами – героями боевой славы.

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие
  • физическое развитие

Предполагаемый результат:

  • сформированы знания о городах - героях Великой Отечественной войны;
  • имеют значения о значимости победы в Великой Отечественной войне;
  • испытывают уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете о городах - героях?  

- Во время войны много городов были оккупированы врагом.

- Жители некоторых городов стояли на смерть, чтобы враг не смог пройти в город.

Что бы вы хотели узнать?

- Какие города – герои есть в нашей стране?

- За что им присвоили такое звание?

- Как повлияла война на жизнь в городах – героях?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: коллективная работа «Города герои» (совместная работа детей, воспитателей и родителей), викторина «Города – герои».

Формы работы:

  • наблюдение
  • рассматривание картин
  • беседы
  • встречи с интересными людьми
  • продуктивная деятельность детей
  • организованное обучение
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • Выпуск газеты: «Города - герои»
  • Консультация «Города - герои»
  • Коллективная работа: панорама «Город – герой Москва» (совместная работа детей, воспитателей и родителей).

План реализации проекта:

Беседы:

- «Города герои»:

- «Город - герой «Ленинград»

- «Город - герой - «Севастополь»

- «Город - герой - «Волгоград, бывший Сталинград»

- «Город - герой – «Брест»

- «Город - герой – «Москва»

- «Город - герой – «Керчь»

- «Город - герой – «Новороссийск»

- «Город - герой – «Минск»

- «Город - герой – «Смоленск»

- «Город - герой – «Тула», «Мурманск»

- «Боевая слава нашего народа»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Подбери картинку»

- «Колесо истории»

- «Опиши прошлое»

- «Сложи картинку»

Продуктивная деятельность:  

Аппликация: «Самолёт»

Лепка: «Танки города героя Бреста»

- «Улица города - героя Москва»

Рисование: «По всей России обелиски как души, рвутся из земли»

Конструирование: «Брестская крепость»

Презентация «Города - Герои»

Итоговые мероприятия: коллективная работа: панорама «Город – герой Москва» (совместная работа детей, воспитателей и родителей), викторина «Города – герои».



Предварительный просмотр:

Проект «Награды России»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно– познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений нашего времени. Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это готовность пожертвовать личным, ради достижения общественного блага. Воспитание патриотических чувств начинается с дошкольного возраста, потому что именно в это время формируется личность ребенка.

Педагогам и родителям важно помнить, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

К сожалению, в некоторых семьях ордена и награды, полученные ветеранами ВОВ, лежат и пылятся, забытые и невостребованные. Это недопустимо. Мы не должны забывать о том, какой ценой нам досталась победа в Великой Отечественной войне. Особое значение приобретает формирование у дошкольников патриотической позиции через историю боевых наград, которые хранятся и которые можно не только рассмотреть, но и подержать в своих руках.

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с орденами и медалями России.

Задачи:

  • продолжить знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат (в том числе с подвигами детей);
  • рассказать детям о наградах Великой Отечественной войны;
  • воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;
  • научить адекватно воспринимать произведения о войне (иллюстрации, репродукции картин, стихи, рассказы, повести, песни, частушки);
  • расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны (День Победы; годовщина битвы под Москвой);
  • Оказать помощь родителям в решении задач патриотического воспитания детей в семье.

Охватываемые образовательные области:

  • физическое развитие
  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие

Предполагаемый результат:

  • знают и называют ордена и медали Российской Федерации;
  • могут рассказать за что они вручались;
  • будут сформированы чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

      Что мы уже знаем?

- У многих людей есть награды.

- Мы видим ветеранов войны с орденами и медалями.

Что бы вы хотели узнать?

- За что, за какие поступки дают людям награды?

- Кто награждает орденами и медалями?

- Как называются награды?

- Из чего делают медали?

- Легко ли получить медаль?

- Чем орден отличается от медали?

- Какими орденами и медалями награждали героев Великой Отечественной войны.

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: альбом «Ордена и медали Великой Отечественной войны», концерт для ветеранов «День Победы»

Формы работы:

  • беседы;
  • чтение и прослушивание литературных произведений;
  • игровая деятельность;
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями;
  • применение ИКТ во всех видах деятельности;

Работа с родителями:

  • консультация для родителей «Растим детей патриотами»;
  • оформление выставки «Расскажем детям о войне».

План реализации проекта:

Беседы:

«Ордена и медали Великой Отечественной Войны»:

- Орден Отечественной войны

- Орден Суворова

- Орден Кутузова

- Орден Александра Невского

- Орден «Победа»

- Орден Славы

- Орден Красной звезды

- Орден «За личное мужество»

- Медаль «За боевые заслуги»

- Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза

- Медаль «За отвагу»

- Медаль «За оборону Ленинграда»

- Медаль «За оборону Сталинграда»

- Медаль «За оборону Москвы»

- Медаль «За взятие Берлина»

- Медаль «Партизану Отечественной войны»

- «Кого награждали наградами?»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Назови Орден»

- «Назови медаль»

- «Рода войск (форма, название, экипировка)»

- «Назови награду»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Граница»

- «Военный госпиталь (учимся накладывать повязки)»

- «Полевая кухня»

- «Солдаты»

- «Зарница»

- «Сапёры»

Подвижные игры:

- «Помоги раненому»

- «Снайперы»

- «Кто быстрее»

Художественная литература:

- Е. Благинина «Шинель»

- А. Митяев «Землянка»

- А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»)

- С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной Войне»

- С. Баруздин «Шел по улице солдат».

Продуктивная деятельность:  

Лепка: «Медали из солёного теста»

Рисование: «Подвиг солдата», «Вручение награды», «Скажем войне – НЕТ»

Конструирование: «Медаль», «Пилотка»

Приобщение к искусству:

Послушать с детьми музыкальные произведения:

- «Вставай, страна огромная!» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова)

- «Синенький скромный платочек» (музыка Е. Петерсбурского, слова Я. Галицкого)

- «Рисуют мальчики войну» (слова и музыка Богословского)

- Рассматривание плаката «Родина мать зовёт»

Итоговые мероприятия: создание альбом «Ордена и медали Великой Отечественной войны», концерт для ветеранов «День Победы».

 

 



Предварительный просмотр:

Проект «Русский военный костюм»

Разработали: старший воспитатель Егорова Т.В., воспитатель Гаин И.В.

Вид проекта: информационно - познавательный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Актуальность проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из значимых средств патриотического воспитания является знакомство детей с историей Российской армии, с историей ее становления и развития.

Одной из интересных форм по патриотическому воспитанию является использование проекта «Русский военный костюм». Поскольку очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к той земле. Важно обращать внимание детей на то, что спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Цель проекта: воспитание у детей интереса к русской национальной культуре, особенностям традиций русского военного костюма.

Задачи:

  • дать детям представление о том, как изменилась в течении веков одежда русских воинов;
  • пробуждать интерес к истории Отечества;
  • воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
  • создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родной страны – России.

Охватываемые образовательные области:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • художественно - эстетическое развитие
  • речевое развитие
  • физическое развитие

Предполагаемый результат:

  • дети получают более углубленные знания об истории возникновения и развития Российской армии;
  • у детей сформируется представление о военном обмундировании Российской армии прошлого и настоящего времени.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
  • планирование: «Модель трёх вопросов»:

Что мы знаем о русском военном костюме?  

- Одежда богатырей состояла из кольчуги, шлема, сапог.

- Одежда солдат Российской армии состоит из фуражки, кителя, брюк и сапог.

Что бы вы хотели узнать?

- Как с годами менялся военный костюм?

- Кто придумывает фасон формы?

- Почему у каждого рода войск форма определенного вида?

- Что общего между шлемом богатыря и буденовкой?

- Как водолазы могут дышать в своих костюмах?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

  • практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
  • итоговый: завершение проекта: мини – музей «Русский военный костюм»

Формы работы:

  • наблюдение
  • рассматривание картин
  • беседы
  • продуктивная деятельность детей
  • организованное обучение
  • творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями
  • применение ИКТ во всех видах деятельности

Работа с родителями:

  • консультация «История российского мундира»;
  • привлечение родителей к изготовлению военной формы для музея;
  • оформление мини – музея «Русский военный костюм».

План реализации проекта:

Беседы:

«История российского мундира»:

- «Стрельцы»

- «Мундир лейб-гвардии Семеновского полка»

- «Драгуны»

- «Гренадеры»

- «Погоны на мундирах»

- «Военные головные уборы»

- «Знаки отличия родов войск»

- «Армейский мундир»

- «Одежда казаков»

- «Фирменные мундиры Российской Императорской армии»

- «Фирменные мундиры Красной армии»

- «Военная форма времен Великой Отечественной Войны»

«Военная форма Российской Армии»:

- «Танкист»

- «Летчик»

- «Моряк»

- «Водолаз»

- «Пограничник»

«Профессия – дизайнер, модельер, портной»

Игровая деятельность:

Дидактические игры и упражнения:

- «Опиши, что загадал»

- «Кто больше назовет»

- «Русский военный костюм»

- «Четвертый лишний»

- «Собери картинку»

- «Что умеют делать защитники Отечества»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Моряки»

- «Летчики»

- «Танкисты»

- «Водолазы»

Подвижные игры:

- «Военные учения»

- «Донесение»

- «Перетягивание каната»

- «Преодоление препятствий»

 - «Переправа через ров»

- «Стрелок»

- «Попади в цель»

Художественная литература:

- Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

- Е. Благинина «Шинель»

- Л. Кассиль «памятник солдату»

- С. Баруздин «Слава», «Точно в цель», «За Родину»

- А. Агебаев «День Победы»

- А. Митяев «Мешок овсянки»

- О. Высоцкая «Салют»

- Ю. Коваль «Алый»

Приобщение к искусству:

- Прослушивание песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

- Прослушивание песни «Бравые солдаты» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной)

Продуктивная деятельность:  

Аппликация:

- «Кольчуга»

- «Щит богатыря»

Лепка:

- «Солдаты»

- «Оружие вооруженных сил России»

Рисование:

- «Гусарский полк»

- «Военные водолазы»

Конструирование:

- Оригами «Солдатская пилотка»

- «Шлем» (из фольги)

Видео экскурсия:

- «Русский военный костюм в России XVIII - начала XX века»

- «Военная форма современной Российской армии»

Итоговые мероприятия: мини – музей «Русский военный костюм»