Практикум по организации внеурочной работы в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

Калиничева Александра Сергеевна

Примерный плана кружка математики для 4 класса

Cценарий математической викторины по теме "Время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka.docx20.72 КБ
Файл stsenariy_viktoriny_.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка «Математический калейдоскоп».

Содержание

Дата проведения

Примечание

1

Организационное занятие

Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с.

2

Развитие математики. Как возникла геометрия?

Учебник Геометрия

3

Решение задач. Животные на плоскости

Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980
Квант №6 1976

4

Задачи – шутки, задачи – загадки и шуточные истории.

Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», М.,«Наука»1987
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.

5

Подготовка и проведение математического КВН – утренника в младших классах

 

Презентации
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.

6

Происхождение некоторых терминов и понятий

 

Квант
Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с.

7

Решение задач повышенной сложности. Подготовка и проведение олимпиады

 

Учебник Алгебра и Геометрия
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.

8

Решение задач по книге И.Л.Бабинского «Задачи математических олимпиад»

 

И.Л.Бабинский М., «Наука»,2010

9

Школьная математическая олимпиада

 

И.С.Петраков «Математические олимпиады школьников»

10

Анализ и прорешивание олимпиадных заданий

 

Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.

11

Решение задач повышенной трудности

 

12

Круги Эйлера. Лист Мёбиуса.

 

Гусев В.А., Орлов А.И.
А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс

13

Выпуск математической газеты

 

Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994.

14

Приготовить сообщение о науке математика и выдающихся математиках для подшефного класса

 

Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с.
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995.

15

Принцип Дирихле. Решение задач по И.Л. Бабинскому

 

Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980
Квант №6 1976

16

Задачи Пуассона.

 

Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с.
Гусев В.А., Орлов А.И.
А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс М., «Просвещение»1977

17

Упражнение со спичками. Как сосчитать?

 

18

Как сосчитать? Угадывание чисел.

 

19

Дележи при затруднительных обстоятельствах

 

20

Упражнение с кусочком бумаги

 

21

Старинные истории и сказки.

 

Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с.

22

Геометрические софизмы и парадоксы.

 

Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2004.

23

Геометрия путешествий.

24

Лабиринты.

25

Координаты и графики

26

Логика перебора

27

Текстовые задачи

Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994.

28

Построение графиков.

Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики 1 – 4 классов. М.: ЮНВЕС, 1998.

29

Игра «Сколько?»

Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994.

30

Конкурсные задачи

31

Математический фокус

32

КВН с участием родителей

Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003.

33

Викторины.

Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002.

34

Заключительное занятие.

Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001.
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с.



Предварительный просмотр:

Для участия в викторине участники делятся на три команды по 5-10 человек в каждой. Команда выбирает капитана. У каждой команды табличка определенного цвета.

I тур «Блиц-опрос»


В этом туре принимают участие самые маленькие представители команды. Участники отвечают на скорость. Чья команда первой поднимет световую карточку, той и предоставляется право ответа. В случае ошибки, право ответа переходит команде, поднявшей табличку второй. За каждый правильный ответ 1 балл.


  1. Что такое двенадцать месяцев? (год)
  2. Сколько минут в одном часе? (60)
  3. Какое бывает время? (летнее, зимнее, московское)
  4. Сколько секунд в одной минуте? (60)
  5. Сколько дней в одной неделе? (7)
  6. Какой день недели «тяжёлый»? (понедельник)
  7. Что такое день и ночь? (время суток)
  8. Назови начало дня. (утро)
  9. Что такое световой день? (промежуток времени между восходом Солнца и его заходом)
  10. Какие часы используют в спорте? (секундомер)
  11. Назови «главные» часы Москвы (часы на Спасской башне)
  12. Назови «главные» часы Англии (Биг Бен)
  13. Сколько недель в месяце? (4 недели +-2 дня)
  14. Какой год называется високосным? (в котором 366 дней)
  15. Кто такой часовщик? (мастер по изготовлению и ремонту часов)

II тур «Музыка времени»


В этом туре командам придётся угадать песни о времени. Команды прослушивают отрывок композиции и через минуту должны дать ответ. Каждая команда озвучивает название песни и желательно исполнителя. Команда, давшая правильный ответ, получает 2 балла


  1. «А время не убавляет ход» Валентина Толкунова.
  2. «Голубой вагон бежит, качается» из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»
  3. «Делу - время, потехе – час» Алла Пугачева
  4. «Тики-тики-тики-так» Фиксики
  5. «Пять минут» Людмила Гурченко
  6. «Пеня про время» из м/ф «Маша и Медведь»



III тур «Простые вопросы, на которые сложно ответить»

В 3 туре ребятам задаются сложные вопросы. Задача команды, прослушав ответ, посовещаться, записать на бланке и ответ, в течение минуты сдать жюри. После того, как все команды сдали листочки с ответами, судья оглашает правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Герой рассказа Рэя Брэдбери "И грянул гром" с помощью машины времени очутился в далеком прошлом и случайно изменил весь дальнейший ход истории, наступив на... (бабочку)
  2. Как называется геологический период, в конце которого вымерли динозавры?
    (Меловой)
  3. Кто выполнил первый чертеж человекоподобного робота? (Леонардо да Винчи)
  4. В каком году в космос отправился первый турист? (2001)
  5. Чему равнялся в России час — старинная путевая мера? (5 километров)


IV тур «Мульти игра»

В туре «Мулти игра» на экране появляются картинки из фильмов или мультфильмов, связанных со временем. Командам за 5 минут, нужно написать в специальных бланках названия мультфильмов и кинофильмов. Каждый отгаданный кинофильм – 2 балла.


  1. «Хранитель времени»
  2. «Назад в будущее»
  3. «Сказка о потерянном времени»
  4. «Машина времени»
  5. «Время»


V тур «Искатели времени»


В этом туре командам в течение 5 минут необходимо сосчитать количество часов, находящихся на втором этаже лагеря. Команда, назвавшая точное количество часов, получает 5 баллов.