Адаптированная образовательная программа

Оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для дошкольников С ОВЗ, содействие социализации  дошкольников С ОВЗ и максимальное развитие их потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Ф.И.О. родителя

О.Н.Зомонова___________________________

Согласовано:

ст.воспитатель_____________Е.С.Воробьёва

Утверждаю Заведующий МБДОУ

 А.П.Турунхаева

____________________

Адаптированная образовательная программа

для ребенка с РАС

 (старшая группа)

З.А.

                                                                          Разработана:

Учитель-логопед_Берлинг М.В.

Воспитатели группы_Масикова Е.Н.

_Родионова Л.М.

Музыкальный руководит.__Горецкая О.П.

Инструктор по физической культуре Кочетова О.В.

I Целевой раздел АОП

Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для (З,А,); содействие социализации девочки и максимальное развитие ее потенциала.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья А., в том числе эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития А.;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;
  • создание благоприятных условий для развития А. в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала девочки как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности А, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм работы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья А;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям А;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья А.                                                                                  
  • обеспечение проведения комплексного обследования А. и подготовки рекомендаций по оказанию психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания программы и коррекцию недостатков А. в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение непрерывности специального сопровождения А. и семьи по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий образования, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Адаптированная программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов З.А.

Адаптированная основная образовательная программа позволяет:  

  • предоставить А. образование в соответствии с ее возможностями и потребностями;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с А. и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.

1.2. Принципы и подходы к формированию АОП

Принципы:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество Организации с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей;
  10. единство коррекции и развития (коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка);
  11. единство диагностики и коррекции развития (цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования);
  12. взаимосвязь коррекции и компенсации (вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма);
  13. комплексность методов психолого-педагогического воздействия;
  14. системность (всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательных отношений);
  15. целостность (учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной);
  16. непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению);
  17. педагогический оптимизм (признание права каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс организация для ребенка «атмосферы успеха», ориентир на положительный результат);
  18. активность (широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка);
  19. доступность (подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка);
  20. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра.

  Подходы:

  • Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

  • Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
  • Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
  • Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
  • Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
  • Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

1.3. Планируемые результаты освоения АОП

С учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка прогнозируемый результат: возможно частичное восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведение, восстановление социально – средового статуса.

  • А. овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; научится выбирать себе род занятий;
  • девочка овладеет установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;
  • научится договариваться, адекватно проявляет свои чувства;
  • А. научится подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Девочка овладеет звукоподражательной речью;
  • развитие крупной и мелкой моторики у девочки;
  • А. сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором она живет; овладеет элементарными представлениями из области живой природы;

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАС

Особенности воображения

1. Отсутствие понимания любого действия, которое предполагает понимание слов и их сложных ассоциаций, например, социальный разговор, литература, особенно художественная, тонкий вербальный юмор (хотя они могут понимать простые шутки). Как следствие, у них отсутствует мотивация принимать участие в подобном общении, хотя они могут обладать необходимыми для этого навыками.

2. Некоторые дети с РАС имеют ограниченный запас действий, которые они могут повторить (имитировать), например, из телепередач, но они производят эти действия постоянно, и не способны внести изменения по предложению других детей. Их игра может казаться очень сложной, но при внимательном наблюдении она оказывается очень жесткой и стереотипной. Некоторые смотрят мыльные оперы или читают книги определенной тематики, например, научную фантастику, но их интерес ограничен и неизменен.

3. Тенденция выбирать мелкие или несущественные аспекты предметов в окружающей обстановке, привлекающие их внимание, вместо целостного понимания происходящего (например, заинтересованность сережкой, а не человеком; колесиком, а не всем игрушечным поездом; выключателем, а не всем электроприбором; реакция на шприц при игнорировании человека, который делает укол и т.д.).

4. Неспособность использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми.

Особенности развития речи

Использование вокализации с целью общения начинается задолго до того, как ребенок становится способным произносить слова.

Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. Наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

Некоторые дети с РАС демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме в первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения.

Невербальная коммуникация

В дошкольном возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

Зрительное восприятие

Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двигании стекол, полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.). Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

Слуховое восприятие

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух.

Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность.

Гиперчувствительность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания, неадекватные гримасы.

Интеллектуальное развитие

Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверх избирательности внимания. Сверх сосредоточенности на определенном объекте. Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий. Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным. Сверценностные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.).

Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов). Необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего. Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно – ролевая игра. Дети с РАС ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с РАС отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия.

Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сперва недоступна. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Кроме сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте для детей с аутистическими симптомами так же важны и другие виды игр.

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

  • стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
  • сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
  • терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
  • психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
  • совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

 Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно;
  • игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;
  • каждая игра требует развития внутри себя – введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

По результатам наблюдений за индивидуальным развитием А. на первый план выходит трудность установления вербального контакта, отмечаются двигательные стереотипии. Может инициировать «глазной контакт», исследует предметы различными способами: разглядывает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую, убирает два предмета со стола, стучит двумя предметами друг о друга. Строит предметы из кубиков по образцу взрослого. Охотно разглядывает новый материал. Владеет способностью различать основные цвета, на невербальном уровне. Знает некоторые цифры, может соотносить их с количеством пальцев.

Не имеет потребности в контактах, не овладевает навыками социального поведения.  Наблюдается «полевое» поведение (расторможенность, несобранность, отвлекаемость). Склонна к аутостимуляциям, таким как: открывание и закрывание крана с водой, т.д.

Нарушение коммуникативной функции речи; девочка избегает общения, речевые реакции (звукоподражание) связаны с ситуацией и ближайшим окружением.

Не понимает обращенную к ней речь, не отличает съедобное от несъедобного (может пробовать, поедать несъедобные предметы), не имеет сформированные представления о пространственных отношениях.

Не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого. Сопротивление изменениям в окружающей обстановке, избегание телесного (зрительного) контакта. Наблюдается кратковременная фиксация взглядом на собеседника. Владеет некоторыми навыками самообслуживания.

Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны.

Игровая деятельность –предметно-манипулятивная. Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.

Познавательный интерес –достаточно устойчивый (к буквам, словам, печатанию слов, рисованию), при постоянном удержании внимания, смены видов деятельности –достаточно выраженный.

Навыки имитации выражены достаточно –может похлопать в ладоши, выполнять упражнения руками. Вербальная имитация представлена частично – произвольными звуками.

Крупная моторика развита достаточно: умеет бегать, прыгать, лазать, прыгать на мяче. Мелкая моторика развита слабо –может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается сама приклеить.  Может играть на музыкальных инструментах по их назначению. Трудно пользоваться столовыми приборами. Получает удовольствие от тактильных контактов.

Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Картинки не соотносит, показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины.

Несформированность всех компонентов речи, есть 8 слов: «мама», «бах», «ко», «пить», и др. и много отдельных звуков, вербальной имитации нет.

Любит слушать определенную музыку, пытается подражать.

Навыки самостоятельности недостаточны –необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.

Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает, избегает.

Учебное поведение сформировано недостаточно, ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересована, организована на работу.

Навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно – А. умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, держит ложку, но не умеет намыливать руки, вытирать их полотенцем.

Особенности группы

В группе 16 человек. Дети дружелюбны, но девочка на контакт с ними не идет, в совместной деятельности не участвует.

2. Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Социально-коммуникативное развитие

1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим, учить совершать действия по очереди (через настольные игры).

2. Формировать образ Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе;

- формировать гендерную, семейную принадлежность.

3. Развивать навыки самообслуживания.

4.Формировать саморегуляцию собственных действий.

5.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

6.Формировать позитивные установки к различным видам

труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду.

7. Формировать первичные представления о безопасном

поведении в быту, социуме, природе.

8.Формировать умение работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

1.Появилось желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, умеет играть по очереди (через настольные игры).

2.Умеет просить и обращаться к взрослому с помощью картинок ПЕКС.

2. Ева умеет выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.

3.На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку.

4.Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

Деятельностные пробы, наблюдение, фиксация времени,

создание ситуаций применения в реальной жизни.

Познавательное развитие

1.Формировать элементарные математические представления: изучить цифры 6 -10 и учить соотносить с количеством.

2. Развивать познавательные интересы, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии.

3.Формировать познавательные действия, становление

сознания; развивать воображение и творческую активность.

4.Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, предметы окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи.

5. Знакомить с природой и природными явлениями.

6.Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

7.Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

8.Формирование сенсорного опыта: учитьдифференцировать на слух звуки знакомых музыкальных инструментов, игрушек, бытовой техники; соотносить слово с соответствующим действием (пить, кушать, спать, рисовать, писать, клеить, одевать, снимать);выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; изображать по образцу геометрические фигуры; выполнять двойную просьбу.

1.Соотносит цвета, не менее 5форм, раскладывает предметы на 4 группы.

2.Собирает вкладыш из 12 частей.

3.Собирает крупные пазлы с опорой на образец.

Деятельностные пробы

Речевое развитие

1.Расширение степени понимания обращенной речи.

2.Стимуляция вербальной имитации.

3.Обучение умениям работать с картинным материалом.

4.Введение способов альтернативной коммуникации.

1.Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

2.Появились имитационные вербальные акты.

3.Показывает на карточке 6 действий.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

Художественно-эстетическое

1.Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. 2.Развитие умения узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.

3.Стимулировать позитивное настроение.

4.Учить подражать подпеванию гласных (пробуем использовать напевки, постепенно прячем свой рот, чтобы Ева не считывала по губам, а слушала).

5.Учить видеть контур закрашиваемого предмета.

6.Учить рисовать карандашами, краскамипростые предметы (совместное рисование).

7. Приклеивать, лепить из соленого теста и пластилина простые предметы.

8.Приобщать к конструированию; знакомить с различными видами конструкторов.

9.Удовлетворять потребности в самовыражении.

10.Развивать моторику рук.

1.Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

2.Пропевает гласные звуки.

3.Ева видит контур закрашиваемого предмета.

4.Рисует карандашами, красками простые предметы. Рисует на доске (соединяет точки, обводит по пунктиру). Пишет знакомые буквы и цифры.

5.Мажет клеем, приклеивает элементы простых предметов по образцу.

6.Лепит из соленого теста, из пластилинашар, колбаску с дозированной помощью взрослого по подражанию.

7.Умеет конструировать башню, здание, мост с опорой на схему.

8.Участвует в итоговом празднике (мероприятии).

9.Может выполнять содружественные движения руками при их мытье, вытирании.

Пробы, создание ситуаций, анализ продуктов деятельности, участие в итоговом событии

Физическое развитие

1.Сохранять, укреплять и здоровье; предупреждать утомления.

2.Обеспечить гармоничное физическое развитие, учить выполнению основных видов движений, формировать правильную осанку.

3.Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

6.Управлять эмоциональной сферой ребёнка, развивать морально-волевые качества личности, формирующиеся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

1.Участвует в подвижных играх.

2.Совершает разнообразные действия с мячом, с обручем, со скакалкой.

Деятельностные пробы

Структура психолого-педагогического процесса коррекции З.А. включает следующие этапы:

1. Педагогическая - логопедическая коррекция:  

▪ формирование навыков самообслуживания;  

▪ формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;

▪ формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;  

▪ реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

4.Медикаментозная коррекция: поддерживающая психофармакологическая    и общеукрепляющая терапия.

5. Работа с семьей:

▪ ознакомление родителей А.с особенностями психологического развития девочки;  

▪ составление индивидуальной программы воспитания и обучения А. в домашних условиях;  

▪ обучение родителей методам воспитания А., организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

учитель-логопед

1.Развитие довербальной коммуникации:

- Развивать предпосылки совместной деятельности;

- Формировать способность к подражанию движений и звуков.

- Формировать способность к зрительному контакту во время общения;

- Развивать невербальные проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

- Развивать устойчивость и концентрацию внимания.

- Развитие понимания речи.

2. Развитие речи на уровне первых слов

- Развивать способность подражать части слов и отдельным словам;

- Расширять активный словарь;

- Развивать и поддерживать способность к любым вербальным проявлениям;

- Развивать умение инициировать контакт;

- Формировать способность использовать отдельные слова, взгляд и жест с целью привлечь внимание другого человека к предмету интереса, попросить что-то подобное.

3. Развитие речи на уровне комбинации слов

- Формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании;

- Корректировать употребление ребенком местоимений;

- Развивать способность к пониманию ситуаций субъект.объектного взаимод.

А. научится:

- подражать движениям и звукам; 

- ненадолго устанавливать зрительный контакт во время общения;

- использовать простые жесты как попытки вступать в контакт с окружающими людьми;

- понимать речевые инструкции и жестовые указания взрослого;

- держать правильно карандаш и вести линию по точкам.

А. научится:

- понимать своё имя, откликаться на него, называть его;

- повторять голоса животных;

- отвечать коротко (да/нет) на вопросы по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов;

- произносить гласные звуки и первые простые слова;

- использовать отдельные слова, взгляд и жесты, чтобы привлечь внимание другого человека (ребенка, взрослого), чтобы попросить что-то.

А научится:

- составлять простые предложения, состоящие из 2-3 слов с опорой на картинки с изображением людей, животных, выполняющих какое-либо действие;

- употреблять в речи местоимения;

- понимать ситуациисубъект-объектного взаимодействия.

Наблюдение. Заполнение  протокола логопедического обследования

Условия реализации Программы

- ведение дневника наблюдений за поведением А.

- наглядная организация заданий (введение визуального расписания)

- организация специального сенсорного пространства (сенсорная комната)

- организация интегрированных занятий (постепенное введение А на групповые занятия с детьми)

- совместные занятия для родителей с А. (родители вместе с А. участвуют в групповом занятии)

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия, исходя из состояния А.

-многократное повторение материала

-частая смена видов деятельности на индивидуальных занятиях

-быстрый темп

-визуальная поддержка инструкций.

Организация пространства

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

-  доступной и безопасной.

В период адаптации А, для установления доверительных отношений, педагоги и специалисты присоединяются к стереотипным играм ребенка. Логопедический кабинет для занятий с А. организовать таким образом, чтобы была максимальная простота в обстановке, отсутствовали какие-либо отвлекающих факторов.

Для установления зрительного контакта с А педагогам и специалистам использовать предметы, которые интересуют ребенка (колокольчик, морковка). Подносить к своему лицу интересующий предмет и ждать от А. встречи взглядов. Встретившись с ней глазами, улыбнуться и сказать слово «морковка». Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз. Постепенно А. начнет привыкать, что после того как она смотрит в глаза происходит что-то приятное.

В течение дня необходимо насыщать тело различными физическими движениями (развивать крупную моторику, гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия ритмические упражнения.

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация предметно-развивающегося пространства

1.Центр речевого развития

2. Центр логико – математического развития

3.Центр художественно-эстетического развития  

(театр, музыка, изо)

4.Центр художественной литературы

5.Центр нравственно-патриотического воспитания (семья)

6.Центр сенсорного развития

7.Центр конструктивной деятельности

8.Центр настольно-дидактических игр

9. Центр сюжетно-ролевых игр

10.Центр физического развития и здоровья

Органайзер «Визуальных картинок», «Парные картинки», альбом звукоподражаний,

компьютерные речевые игры,

Счетный материал, геометрические фигуры.

Перчаточные и пальчиковые театры.

Бубен, колокольчик.

Карандаши, бумага, раскраски.

Книги.

Альбом семейных фотографий.

Вклыдыши, пазлы, фасолевый бассейн, игры с крупой, водой, мыльными пузырями.

Деревянный конструктор, конструктор «лего».

Игры: «Один – много», «Большой – маленький», «Что из чего сделано», «Разрезные картинки»

Атрибуты к с-р игре «Семья».

Мяч, обруч, массажная дорожка, визуальное расписание в умывальной комнате.

воспитатель, логопед

Визуальная поддержка

Подкрепление на доске – введение расписания.

Мольберт, доска, подставка

воспитатель,  логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания – во время адаптации первая половина дня. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм

Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способна воспринимать

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

воспитатель, логопед, муз.руководитель,

физ.инструктор

Срок реализации программы -7 месяцев. Пересмотр программы –май 2019г.

Работа с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями А

Информирование родителей об особенностях поведения, случившихся за день (неделю); об особенностях воспитания, обучения и развития А.

Психологическая поддержка родителей.

Преодоление социальной изоляции

1.Индивидуальное консультирование по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи.

2.Совместный анализ поведения ребенка, выяснение причины нежелательного поведения и поиск возможностей его изменения.

3.Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка

4.Совместные занятия для родителей с детьми.

5. Организационное родительское собрание.

6. Консультация «Массаж языка зубной щеткой".

7. Групповая консультация "Волшебный ветерок" (о развитии речевого дыхания)

8. Совместное развлечение «День матери»

9. Участие родителей в городской логопедической неделе.

10. Консультация "Пальцы помогают говорить" (о развитии мелкой моторики пальцев рук).

11. Участие в конкурсе новогодних поделок, новогоднем празднике.

12.Открытое занятие по грамматике и развитию речи "Теремок на новый лад".

13.Выступление на родительском собрании "Вот и стали мы на год взрослее" (итоги года).

Ознакомление родителей с успехами Евы

Работа с детьми группы

- формирование умения видеть ситуации, где А. нужна помощь и оказывать ее;

- объяснение детям о тех или иных особенностях поведения А. и причинах их вызывающих.

Организация оценки индивидуального развития А.

   Оценка индивидуального развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за А в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Мониторинг проводится через:

  • Наблюдение, беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы

Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития А. осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2018– 2019 учебный год

ФИ ребенка Г. И.М. 26.10.2013г. 

Логопедическое заключение: Признан обучающимся с ОВЗ, выявлены особенности в психофизическом развитии, ОНР III уровня.

п/п

Основные направления логопедической работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

- вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;

- развивать мышечную силу и подвижность губ;

- отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

- развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;

- укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;

- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;

- вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;

- учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

Индивидуальные

постановка

автоматизация

дифференциация

 Работа по формированию звукопроизношения будет проводиться согласно индивидуальному плану работы учителя-логопеда.

Последовательность постановки звуков: [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].[ Р], [Р] Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно.

3

Развитие фонематических процессов

- работать над дифференциацией неречевых звуков;

- формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

- формировать умения подбирать слова на заданный звук;

- формировать умения выделять слова из предложения;

- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

- формировать умения различать слоги со сходными звуками;

- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

- закреплять навык определения позиции звука в слове;

- закреплять навык выделения первого звука в слове;

- закреплять навык определения последнего звука в слове;

- закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;

- формировать умения выделять предложения из текста;

- Формировать умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные

4

Уточнение, обогащение словаря по темам:

- «Овощи, фрукты» - «Грибы, ягоды»

- «Осень» - «Правила дорожного движения» «Природа»

- «Погода» - «Деревья осенью»

- «Откуда хлеб пришел» - «Человек и его тело»

- «Игрушки» - «Одежда, обувь, головные уборы»

- «Дом, квартира, мебель» - «Наши помощники»

- «Зима. Зимние забавы» - «Хвойные деревья. Новый год»

- «Дикие животные наших лесов» - «Домашние животные. Птицы»

- «Транспорт» - «Защитники отечества»

- «Семья» - «8 марта. Женские профессии»

- «Цвет,форма,величина» - «Если хочешь быть здоров»

- «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» - «Животные жарких стран»

- «Животные холодных стран» - «Цветы»

- «Насекомые» - «Рыбы. Обитатели водоемов»

- «Наш город» - «Почта»

- «Школа» - «Библиотека»

- формировать глагольный словарь: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов;

- вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;

- обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);

- обучать подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов;

- уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года);

- совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Индивидуальные, подгрупповые

5

Работа над слоговой структурой

- работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова;

- работать над двухсложными словами без стечения согласных;

- работа над трёхсложными словами без стечения согласных;

- повторять за взрослым и заучивать чистоговороки

- формировать умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам;

- упражняться в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.

Индивидуальные
подгрупповые

6

Совершенствование грамматического строя речи:

- развивать понимание устной речи;

- обучать употреблению имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

- обучать согласованию имен числительных с именами существительными;

- обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже;

- обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных;

- обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;

- обучать образованию сущ. во множественном числе;

- обучать образованию антонимов;

- обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм;

- обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы);

- обучать изменению форм глагола;

- обучать употреблению в речи предлогов;

- обучать распространению предложений путем введения однородных членов;

- обучать употреблению в речи несклоняемых существительных.

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие связной речи:

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам;

- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

- закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Индивидуальные, подгрупповые

8

Совершенствование психологической базы речи:

- расширять объем зрительной и слуховой памяти;

- развивать вербальное мышление;

- развивать логическое мышление;

- игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам);

- игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

- игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.

Индивидуальные, подгрупповые

9

Развитие мелкой моторики.

- совершенствовать статическую организацию движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений);

- совершенствовать динамическую организацию движений (точно и плавно воспроизводить серию движений);

- динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно;

- совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.);

- формировать графомоторные навыки;

- формировать различного вида захвата.

Индивидуальные


Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2018– 2019 учебный год

ФИ ребенка Гармаева Арью Аюровичу,31.07.2013г. 

Логопедическое заключение: Признан обучающимся с ОВЗ, выявлены особенности в психофизическом развитии, ОНР II уровня, создание специальных условий для получения образования.

п/п

Основные направления логопедической работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

- вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;

- развивать мышечную силу и подвижность губ;

- отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

- развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;

- укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;

- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;

- вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;

- учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

Индивидуальные

постановка

автоматизация

дифференциация

 Работа по формированию звукопроизношения будет проводиться согласно индивидуальному плану работы учителя-логопеда.

Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно.

3

Развитие фонематических процессов

- работать над дифференциацией неречевых звуков;

- формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

- формировать умения подбирать слова на заданный звук;

- формировать умения выделять слова из предложения;

- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

- формировать умения различать слоги со сходными звуками;

- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

- закреплять навык определения позиции звука в слове;

- закреплять навык выделения первого звука в слове;

- закреплять навык определения последнего звука в слове;

- закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;

- формировать умения выделять предложения из текста;

- Формировать умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2018– 2019 учебный год

ФИ ребенка Гармаева Айдара Аюровичу,31.07.2013г. 

Логопедическое заключение: Признан обучающимся с ОВЗ, выявлены особенности в психофизическом развитии, ОНР II уровня, создание специальных условий для получения образования.

п/п

Основные направления логопедической работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

- вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;

- развивать мышечную силу и подвижность губ;

- отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

- развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;

- укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;

- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;

- вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;

- учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

Индивидуальные

постановка

автоматизация

дифференциация

 Работа по формированию звукопроизношения будет проводиться согласно индивидуальному плану работы учителя-логопеда.

Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно.

3

Развитие фонематических процессов

- работать над дифференциацией неречевых звуков;

- формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

- формировать умения подбирать слова на заданный звук;

- формировать умения выделять слова из предложения;

- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

- формировать умения различать слоги со сходными звуками;

- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

- закреплять навык определения позиции звука в слове;

- закреплять навык выделения первого звука в слове;

- закреплять навык определения последнего звука в слове;

- закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;

- формировать умения выделять предложения из текста;

- Формировать умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2018– 2019 учебный год

ФИ ребенка Гымполова Ринчина Баировича, 26.10.2013г. 

Логопедическое заключение: Признан обучающимся с ОВЗ, выявлены особенности в психофизическом развитии, несформированность всех средств языка, создание специальных условий для получения образования.

п/п

Основные направления логопедической работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

- вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;

- развивать мышечную силу и подвижность губ;

- отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

- развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;

- укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;

- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;

- вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;

- учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

Индивидуальные

постановка

автоматизация

дифференциация

 Работа по формированию звукопроизношения будет проводиться согласно индивидуальному плану работы учителя-логопеда.

Группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ 

Группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ. Губно-губные – П, Б, М + мягк.

Губно-зубные – Т, Д, Н + мягк. Заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

3

Развитие фонематических процессов

- работать над дифференциацией неречевых звуков;

- формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

- формировать умения подбирать слова на заданный звук;

- формировать умения выделять слова из предложения;

- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

- формировать умения различать слоги со сходными звуками;

- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

- закреплять навык определения позиции звука в слове;

- закреплять навык выделения первого звука в слове;

- закреплять навык определения последнего звука в слове;

- закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

- закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;

- формировать умения выделять предложения из текста;

- Формировать умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные