Родителям

Матюшинець Людмила Валерьевна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционной моторики в домашних условиях

МатюшинецьЛ.В.

Учитель-дефектолог

         Все, без исключения,  родители мечтают видеть своего ребенка полноценным членом общества: образованным и социализированным – занимающим достойное место в обществе. Основным гарантом  успешного развития и обучения детей является уровень сформированности его речи: способность понимать и самостоятельно пользоваться речью для общения и получения знаний.

Одним из показателей речевого развития ребенка является сформированность навыков правильного звукопроизношения в соответствии с возрастной нормой.

        Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:

  - строения артикуляционного аппарата;

  - умения ощущать движения органов артикуляции и управлять ими;

  - функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

        Какую реальную и своевременную помощь своему ребенку могут оказать родители в домашних условиях?

        Вы уже знаете, что для правильного произнесения звуков речи,  малышу необходимо научиться управлять органами своего артикуляционного аппарата и уметь «слышать» собственную речь и речь окружающих.

        Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего

тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо, а так же развитое речевое дыхание и голос нормальной высоты и силы.

        Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

   Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на снятие мышечной напряженности органов звукообразования, выработку определенных положений, их удержания и переключаемости (смены артикуляционных поз).

        Общеразвивающие артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять, начиная с 2-летнего возраста.

        Для детей постарше рекомендуются комплексы артикуляционных упражнений для постановки тех звуков, которые чаще других могут отсутствовать, произноситься с дефектом или же заменяться другими: заднеязычных (К, Г и Х), свистящих (С, 3 и Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч и Щ), а также Л и Р.

        Кроме того, предлагается комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие подъязычной связки (уздечки).

Факторы, усложняющие работу по формированию звукопроизношения:

-   неправильное воспитание речи ребенка, когда взрослые культивируют несовершенное детское произношение, задерживая развитие у него правильной речи;

-  подражание неправильным образцам речи;

-  педагогическая запущенность, ограниченность социальных контактов;

-   двуязычие в семье.

А также биологические:

- общая физическая ослабленность ребенка причиной чему соматические заболевания;

-   задержка психического развития (ММД);

-   задержка речевого развития;

-   недоразвитие фонематического слуха;

-   недостаточность подвижности  органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного положения к другому.

        Итак, давайте подведем итог:

- Какова цель выполнения артикуляционных упражнений дома? (развить и закрепить речевое дыхание, голос и движения органов артикуляции, т.е. навыки, необходимые для правильного звукопроизношения)

Как весело и интересно проводить артикуляционную гимнастику

в домашних условиях

        

Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только  тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение.  

        Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если вы предложите ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда малыш  примет приглашение с удовольствием.  Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ». Имитируйте движения животных, птиц.

        Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

        Выполняя упражнения,  ребенок должен видеть свое лицо, поэтому  занимайтесь перед зеркалом.

           Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    

                Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Для формирования правильного звукопроизношения наряду с упражнениями для губ и языка, рекомендуется делать дыхательную гимнастику и гимнастику для голоса.

        И конечно не забудьте про развитие мелкой моторики рук.

            При выполнении упражнений следите за качеством выполняемых ребёнком движений: правильностью, точностью, плавностью и темпом выполнения.
     На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

       Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

        У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

     Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с дефектологом или логопедом, обращаться к ним во всех возникших затруднениях.

                Важно не количество выполняемых упражнений, а правильный подбор и качество выполнения!       

Для занятий вам могут понадобиться:

1). Зеркало на подставке (Выполняя перед ним упражнения, ребёнок видит движения и положение органов артикуляции и может их контролировать). 
2). Салфетки или носовой платок (При активном выполнении упражнений имеет место повышенная саливация ( слюноотделение).
3). Рекомендованные дефектологом приспособления для развития речевого дыхания.
4).  Руки ребёнка во время занятий должны быть чистыми.

        

      Предлагаем вам познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями, а так же попробовать выполнить их вместе с нами и нашими детьми.

САМОМАССАЖ ЩЕК, ГУБ И ЯЗЫКА

        Самомассаж— это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

        Массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Самомассаж губ

Смешная песенка

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...» (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

Спрячь губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки.

Самомассаж языка

Любопытный язычок

Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.

Накажем непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та...» Предложите малышу повторить упражнение.

Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки:

«Пя, пя, пя...» Предложите малышу повторить  и это упражнение.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

        Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка.

Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.

        Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2—3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза.

Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, и, когда это станет возможным, заменить пассивную гимнастику активной.

Ниже приводится описание пассивных артикуляционных упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без помощи специалиста

Упражнения для губ

Хоботок

        Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки губ к центру, навстречу друг другу.

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Для этого потяните уголки губ от центра в стороны.

Поднимание верхней губы

        Указательными пальцами обеих рук приподнимите (но не отгибайте, а слегка сдвиньте) верхнюю губу ребенка так, чтобы были видны не только верхние зубы-резцы, но и верхняя десна.

Опускание нижней губы

        Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна. 

Утиный клювик

Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.

Выполняйте каждое упражнение 3—5 раз подряд. Чтобы заинтересовать малыша, рассказывайте стихотворение:

Наши губки непростые,

Наши губки золотые,

Смышленые,Ученые,Замечательные!

Упражнения для языка

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.

Вытягивание языка изо рта                                        

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Девой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.

Отведение языка в стороны

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционные гимнастика это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе.

        Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует  и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить   какое - либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

        С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

        Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек 

Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А).

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете.

При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай

Кушай, птенчик, не зевай!

Улыбка

(статическое артикуляционное упражнение)

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд.

Расскажите стихотворение:

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

Колечко

(статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд

и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.

Веселый — грустный

(динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.

Шарик

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу.

Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

Поцелуй

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.

Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

Рыбка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет;

Ротик открывает,

Что сказать, не знает !

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает

Пузыри она пускает.

Тигр

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н.

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти. Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку ».

Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

Прятки (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.

Во время занятия рассказывайте рифмовку: 

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Горка (статическое артикуляционное упражнение)

Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение:

Вот она какая,

Горочка крутая!

Кошечка  (динамическое артикуляционное упражнение)

 Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

Иголочка (статическое артикуляционное упражнение)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение: 

    Вот она, иголка, —

И остра, и колка.

Часики (динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений.

Качели (динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на. качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», задавая темп движений.

Обезьянка (статическое артикуляционное упражнение)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы  — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд.    

  В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке — язычок.

Чики-чок, чики-чок!

Обезьянка и банан (статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой, — оттопырьте языком левую щеку.

Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан». Расскажите рифмовку:

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий  кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

В процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение:

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

Стой, лошадка! (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, например, во время умывания и еды. Покажите малышу во время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы.

Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, пиалу; предложите попить сок с помощью мощью трубочки. Сначала трубочка должна быть до -   статочно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов», то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»


Вывод:

        Т.о., проводя артикуляционную гимнастику в домашних условиях, вы поможете ребенку закрепить и  автоматизировать  произносительные навыки, приобретенные на занятиях с сурдопедагогом или логопедом.

        Такие занятия необходимо начать проводить своевременно, регулярно и грамотно.

        Это поможет вашим детям быстрее преодолеть речевые несовершенства, а значит, речь ваших детей будет понятна и приятна для окружающих.

 



Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья № 1»

 

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

Матюшинець Л.В.,

учитель-дефектолог

  В настоящее время кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.  

Как известно, кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция. Это целая система мероприятий.

Что нужно знать педагогам и родителям о послеоперационной реабилитации детей?

- Сразу после операции процессор не подключается в течение 5 – 6 недель, пока идет заживление. Ребенок теряет слуховые навыки, идет восприятие материала только чтением с губ.

- После операции ребенок должен носить аппарат на неимплантируемом ухе.

- Помнить, что КИ чувствителен к повреждениям и первые 6 недель надо соблюдать максимальную осторожность (исключить шумные игры, бег, прыжки, бассейн, не подвергать детей простуде).

- Необходимо беречь голову от ударов, поэтому и виды спорта выбирать осторожно. В подвижных играх (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) необходимо снимать верхнюю часть КИ, а на голову надевать какую-нибудь шапочку. Не разрешаются бокс, хоккей на льду. К занятиям гимнастикой тоже нужно относиться осторожно, внешнюю часть имплантанта нужно снимать.

- Использование телефонов-наушников при работе с компьютером нежелательно, т.к. они давят на область головы, где расположен имплантант, да и качество звука может быть плохим, кроме того, возникает опасность получения электростатического заряда.

- Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи педагогов и их родителей.

- Из-за того, что звуки и речь, передаваемые КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях. Имплантируемому ребенку задания нужно давать индивидуально и обращаться только к нему, чтобы привлечь слуховое внимание. Повторять это задание несколько раз, пока ребенок не поймет. Нарушение слухового внимания, трудности в запоминании речевого материала связаны с тем, что до операции слуховые центры мозга не получали информацию и не развивались.

- При общении с ребенком нужно находиться со стороны имплантанта на расстоянии меньше 1м.

-  Говорить с детьми нужно медленно.

 Главная цель реабилитации  детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Для этого послеоперационная реабилитация детей  включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.

2. Развитие слухового восприятия и речи.

3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

  Результаты обследования и работа с такими детьми после КИ очень различаются в зависимости от ряда факторов:

1. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.

2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.

3. Индивидуальные психологические особенности.

4. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).

5. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.

6. Успешность проведенного хирургического вмешательства.

7. Адекватность настройки речевого процессора.

8. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.

9. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

Педагоги школы, занимаясь с детьми после кохлеарной имплантации,  развивают слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).

Известно, что после первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения достигается восприятие тихих звуков.  Наблюдая этот процесс, педагог  оценивает развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки.  

Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.

     При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.

      Опыт работы с детьми после КИ свидетельствует, что при систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом\явлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова).

   Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря.   В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям.  В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях  школы и включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)

д) воображения

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Реабилитация детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов  и  близких ребенка. Занятия с детками после КИ раннего возраста не имеют четкой структуры и никак не регламентируются по возрасту.

Человечество изобрело много способов помочь  детям с нарушением слуха, хотя изученность самого механизма слухового восприятия еще очень далеко от совершенства. Имплантаты, различные слуховые аппараты, костные вибраторы, сурдопедагоги с методиками и т.п. Но ни один из этих способов не дает гарантированного результата. В любом случае это получается эксперимент длиною в жизнь  ребенка. С операцией или с приобретением самого продвинутого слухового аппарата    ребенок  получает  лишь немного предпосылок к тому, чтобы   речь была похожа  на  речь окружающих слышащих. Все остальное сделать можете только   ежедневным упорством и методичностью. Однако сейчас уже очевидно и доказано опытом многих людей и не только на примере проблемы потерь слуха, что больше всего можно сделать в самом начале жизни ребенка. То, чего некоторые дети с самыми сложными нарушениями добиваются в первые 5 лет жизни, другие, упустившие этот период могут не достичь за всю последующую жизнь.  


Предварительный просмотр: