Самообразование

Матюшинець Людмила Валерьевна

Отчет по теме самообразования

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Отчет по теме самообразования:

 «Работа по формированию речи дошкольников

 с нарушением слуха и  с КИ»

                                                                     Белокопытовой Л.В

                                                                       учителя-дефектолога

 высшей квалификационной категории

 

Тема: «Работа по формированию речи дошкольников с нарушением слуха и  с КИ»

Актуальность работы заключается в следующем:

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует их более полноценному личностному развитию, социальной адаптации (Багрова И.Г., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Зикеев А.Г., Зыков С.А., Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И., Назарова Л.П., Носкова Л.П., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шелгунова Н.И., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З. и другие). Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников  при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление реабилитации лиц с тяжелыми формами тугоухости и глухоты –кохлеарная имплантация (М.Р.Богомильский, И.Н.Дьяконова, Н.А.Дайхес, И.В.Королева, Э.В.Миронова, И.В.Рахманова, Г.А.Таваркиладзе, Ю.М.Овчинников, А.А.Ланцев, Ю.К.Янов и др.).

В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом).

Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Исследования (Н.Д. Шматко и другие), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

Высокая эффективность коррекционно-педагогической работы может быть достигнута если дети с КИ включены в активную речевую деятельность, проводится коррекционная  работа по формированию устной речи имплантированных учащихся, основной целью которой   является  их подготовка к полноценной интеграции в социум.

Целенаправленное обучение языку имплантированных учащихся необходимо осуществлять через деятельность,  практику речевого общения на основе обязательного развития слухового восприятия, всех психических функций. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что проблема формирования устной речи  имплантированных дошкольников является значимой, недостаточно изученной, что и определяет ее актуальность.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Я определила цель своей работы: формирование устной речи  неслышащих воспитанников с КИ в условиях дошкольных групп школы для обучающихся с ОВЗ, посредством применения речевых игр и упражнений на фронтальных занятиях.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.

2. Развитие связной речи.

3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.

Основные направления работы по формированию устной речи имплантированных воспитанников

Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:

                   выработка потребности в речевом общении;

                   работа над развитием слухового восприятия;

                   формирование звуко-слоговой структуры слова;

                   развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

                   развитие слухоречевой памяти;

                   овладение грамматической стороной речи.

Работа над данной темой:

  1. Диагностический этап.

-Анализ  методической и специальной литературы, существующих методик

формирования речи у неслышащих воспитанников с КИ

-Изучение опыта работы педагогов по данной теме;

-Определение критериев оценки и способов мониторинга;

-Педагогическое обследование по выявлению уровня формирования речи у неслышащих воспитанников с КИ;

-Отрытое занятие по данной теме;

-Участие в семинарах.

В течении учебного года изучала методическую литературу: Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : 2000г. ; Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г. ; Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : 1984г. ; Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1992.; Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. -М. : 1976г. ; Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.; Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. : 1983г. ; Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1983. - 174 с. ; Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. - С. 17.; Бородич А. М. Методика развития речи детей - М. : Просвещение, 1981. - 225 с.; Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. Королева И.В.; Королева И.В. Комплект методических материалов «Учусь слушать и говорить» (4 книги: «Первые шаги в мир звуков и слов». Рабочая тетрадь №1, «Слушаю и говорю предложениями». Рабочая тетрадь №2,  «Буквы или звуки?». Рабочая тетрадь № 3, «Учусь слушать и говорить» - методические рекомендации для родителей детей с кохлеарными имплантами, сурдопедагогов, логопедов с описанием методики развития слухового восприятия и речи на основе «слухового» метода с использованием рабочих тетрадей.). Сборник игр для развития слуха и речи у детей с КИ «Учусь слушать и говорить играя» и другие. Также использовала интернет ресурсы.

Практический выход по изучению методической литературы –подбор игр и упражнений на формирование словарного запаса и развития слухоречевой памяти детей среднего дошкольного возраста.

  1. Прогностический

-Апробация и реализация методов и  приёмов для формирования речи у неслышащих воспитанников с КИ;

-Участие в семинаре, конференции;

-Отрытое занятие по данной теме;

-Выступления на родительских собраниях;  

-Индивидуальные консультации  для родителей КИ воспитанников;  

3. Практический этап.

-Анализ  результатов  и определение эффективности использования методов и

приёмов дли формирования речи у неслышащих воспитанников с КИ;

-Работа с детьми в течении учебного года. – Игры, упражнения на формирование словарного запаса. Например, такие как:

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель: Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.

Игровое упражнение «Подбери слово».

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Игра «Летает, а не птица»

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Игра «Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Игра «Ручка – ножка».

Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка".

И другие.

-Работа с родителями в течении учебного года. Проведены консультации по теме: «Развитие речи детей 4-5 лет», «Учимся, играя». Также проводились индивидуальные беседы, по вопросам интересующих родителей, по теме «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения».

- Открытое занятие по данной теме.