Картотека словесных игр для детей 3 - 5 лет.

Боркова Ирина Вячеславовна

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста

является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_slovesnyh_igr_detey_3_-_5_let.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста

является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

     Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше

внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей.

«Самое важное для развития мышления— уметь пользоваться знаниями.

Это значит — отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания,

которые нужны для решения стоящей задачи.

Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать,

правильно анализировать и синтезировать» (Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., 1962, с.252-253.)

      Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду—нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли.

Мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический...

      Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо

не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе». ( Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. М., 1968, с.301-302.)

     Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным,

занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе

большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития

самостоятельности и активности их мышления.

    В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра-

вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности

умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.

      Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике как в

народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока- ворона», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

     В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «...игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» (Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с.207.).

Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогических сочинений. Называя народные игры, Н. К. Крупская отмечала их

большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора. «Много есть старых игр, приучавших владеть собой, — писала Надежда Константиновна. — Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов.

Например, была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте», — сколько веселья, смеха было

около этих игр».

Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогическую направленность народных

игр, изменить их названия, придумать для них новые слова, приблизить их содержание к современности: «Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».

Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из

сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнуется», «Свети-свети ясно», «Краски» и пр. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.

    Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

    В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление,необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки,— писал советский психолог Л. С. Выготский. — Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка... Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы,теряет возможность их организовать, поправить известным образом и т. д.» (Выготский Л.С.Избранные психологические исследования, с.430).

Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно-исследовательским рефлексом, названным И. П. Павловым«рефлексом что такое?», т. е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети задают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Откуда? Как?» и др. Эта врожденная сторона самостоятельности мышления требует от взрослого поддержки, внимания. Развитие же второйстороны этого качества мышления, а именно умения самому найти ответ на вопрос, всецело

зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства направлять мышление ребенка.

Взрослому хочется на вопрос ребенка сразу же ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, интересно, но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности детского мышления.

Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать

правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, — вот основное направление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» — спрашивает ребенок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе. Он скажет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда можно подвести ребенка к самостоятельному решению вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать эти моменты.

    Самостоятельность мышления в большой мере зависит от жизненного опыта человека,

от богатства накопленных знаний, поэтому педагог, заботясь о развитии мышления ребенка, должен помочь ему приобрести разнообразные знания и использовать их в

соответствии с поставленными задачами.

       Особенно серьезнее внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.

      Словесная дидактическая игра, как мы уже говорили, — доступный, полезный,

эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует

специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР

1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор

игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.

При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком

трудной, ни слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.

2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего на

игровой лад настраивается сам воспитатель. Если надо играющих разделить на две группы, по считалке выбирают двух вожаков.

Считалка используется и при распределении ролей ; она вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.

Иногда по ходу игры нужно провести сговор: игроки сходятся парами и сговариваются между собой, как им называться. Один говорит, например: «Я буду ниточкой», а другой: «Я буду иголочкой».

Во многих играх есть условие: кто не выполнит правила, ошибется, тот платит фант.

Фант — любая вещь, которая отдается ребенком водящему, а затем «выкупается». Само разыгрывание фантов — веселая игра. Дети любят и ждут ее, поэтому воспитатель должен оставить на это часть времени или провести разыгрывание фантов на прогулке.

Дети при разыгрывании фантов предлагают разные задания: произнести несколько раз

скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без помощи рук сесть на пол и подняться с пола и др. Любимыми заданиями становятся такие: «Превратись в дедушку», «Стань пчелой». Игра в «превращения» особенно нравится детям. Воспитатель поддерживает шутки детей, подбадривает застенчивых.

Если же в игре есть элементы соревнования (кто быстрее, кто больше), можно ввести

значок победителю: звездочку, флажок. Иногда бывает достаточно поощрения воспитателя, который говорит: «Вова выиграл, он назвал больше всех грибов».

3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от

занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах,заставляющих ребенка думать, «ломать голову», так и в широком использовании игровых элементов, о которых говорилось выше: считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов и т. д.

4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует

строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Почти все народные словесные игры построены по этому

принципу. Так, в игре «Что это за птица?» дети, описывая характерные признаки птицы,показывают, как она ходит, имитируют полет, бег. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и среднего возраста. Если в игре используется стихотворение, то она сопровождается движениями в ритм стихотворения.

5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив

тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях.  Однако воспитатель, зная,какие у детей сформированы представления, умения, может сам придумывать различные варианты.

6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми

данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож— не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например, воспитатель познакомил детей со средствами передвижения людей. После беседы «На чем ездят люди?» хорошо проходит игра «А если бы». Или: рассказав детям об овощах, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки—корешки». В таких играх принимают участие все дети. Но целесообразнее проводить словесные

игры с небольшой группой детей, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка и он имел большую возможность поупражняться в решении игровых задач.

В такие группы следует объединять детей активных с менее активными. Последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Можно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-

соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.

Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.

7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных

особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор» руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.

8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть

уделено правилам.

Любая дидактическая игра строится по определенным правилам, которые направляют

игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о ее правилах. Следует помнить, что, чем строже правила, тем напряженнее, интереснее игра.

Объяснение правил — первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры.

От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному.

Детям младшей группы воспитатель объясняет правила в процессе самой игры.

Например, в игре «Коза рогатая», рассмотрев с детьми картинку с изображением козы, он говорит:«Я буду козой, а вы — малыми ребятами». Прочитав стихотворение, после слов «забодает» он предлагает: «Убегайте скорее, а то вас коза забодает!» Малыши убегают.

Дети средней группы могут запомнить правила, если воспитатель разъяснит их до

игры. Например, предложив детям игру «Воробушки и автомобиль», он заранее объясняет, по какому сигналу что они должны делать (прыгать, убегать, садиться в гнездышки). Воспитатель следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными:

не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. Например, в игре «Отгадай» надо описывать только те предметы, которые находятся в комнате. Ребенок же описал предмет, который он видел на участке. Воспитатель отмечает, что предмет описан хорошо, но не все правила игры выполнены. Обращаясь к детям, он уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?» Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого в групповой комнате нет». После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры, он может предложить им играть самостоятельно.

Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети?

Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады — гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления!

Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его

структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития» (Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М., 1965). методике проведения игр также использованы советы Е. И. Тихеевой; прежде чем читать тот или иной стишок надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козликом и др , т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны  с его личными переживаниями, воспоминаниями.

Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность,

умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя! Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».

Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо

воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.

Картотека словесных игр для детей младшей группы.

Ладушки

Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитатели, соотносить действие со словом

Ход игры. Дет и садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение,

чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте

похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! — хлопают в ладошки».

Слова: Движения:

Ладушки, ладушки! Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши

Где были? – У бабушки! В такт словам потешки.

Бабушка добренька. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову.

Попили, поели, На слова «Прочь улетели» разводят руки в

Шу-у – полетели! стороны и опускают на колени.

Про сороку

Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем

правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова: Движения:

Сорока, сорока, Воспитатель и дети «варят кашку» вместе.

Сорока-белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор —

Кашу на стол.

Этому на тарелочке, Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала. Большой палец не загибают.

Ты дров не таскал,

Ты воды не носил, Обращается к большому пальцу.

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка —

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку.

После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Игра с пальчиками

Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить

слова с действиями пальцев.

Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: «Это большой

палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как

родные братья».

Слова: Движения:

«Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к

Где ты был?» — нему, загибает по очереди палец.

«С этим братцем —

В лес ходил,

С этим братцем—

Щи варил,

С этим братцем —

Кашу ел,

С этим братцем—

Песни пел!»

«Какую песенку пел он с маленьким братцем?»-— спрашивает воспитатель,

обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку («Серенькая кошечка», «Калинка»),

и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая

свои пальцы, он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему, говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело

заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Коза рогатая

Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель

предлагает поиграть.

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный

палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет —

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове «забодает» дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий

раз козой можно выбрать кого-либо из детей.

Заинька

Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он

становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочити,

Некуда серому выпрыгнути.

Заинька, поскачешь —

Выскочешь,

Серенький, попляшешь —

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик

пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2—3 раза.

На птичьем дворе

Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать

правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки?» — спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет,

закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы — «уточки», «гуси»,

«индюки». «Наши уточки с утра», — говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-

кря-кря! Кря-кря-кря!» и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а

нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

У медведя во бору

Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои

действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука «Р».

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и

говорит: «Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору».

Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу).

Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», — рычит медведь. Послушайте

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи

считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у

нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,- рычит медведь. «Дети медведь будет жить

вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать бы

ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила

игры воспитатель.

Слова:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!»

Движения:

Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где

живет медведь.

Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

Конь

Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном

звукопроизношении.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок.

Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова

потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру!..— говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя бейка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят «тпру...».

впереди стоящего ребенка.

Петушок

Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном

звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры. Дети я воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для

петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает

яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка

считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком». (Выбирают при помощи считалки

петушка. Ьму надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул,

должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок.) Петушок садится на стул и громко

кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов «детям спать не даешь» воспитатель предлагает петушку несколько раз

прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией

слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить

«ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3—4 раза.

Хохлатка

Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания

о повадках курицы-наседки.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с

цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать

траву, ищут червячков. «Послушайте, дет.к я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют

хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте

гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне». Курочка с

цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда

дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3—4 раза.

Сова

Цель игры. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать

по сигналу.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает

сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей: Движения:

В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись,

Все спят давно. Изображают спящих птиц.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.

Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с

изображением совы, рассказал об этой птице.

Уточка

Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами

стихотворения, углубить их знания об уточке.

Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — боль-шую уточку и маленьких

утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди

всегда плывет уточка, а за ней утята.

— Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а

мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с

воспитателем):

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Лена (вместе с воспитателем):

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате,

переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Птички

Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия,

продолжать активизировать речь

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение

про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.)

Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом

сядут, посидят рядышком и полетят назад».

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют

соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Солнечные зайчики

Цель игры. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного

зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети

любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую

радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.

Игра в поезд

Цель игры. Закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать

воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.

Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей.

«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и

приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—

Пыхтит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда,

гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе.

В этой игре может быть использован и другой текст:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чах-чах,

Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

или

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

Птицы и автомобиль.

Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, двигаться в соответствии со словами

стихотворения.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль.

Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты).

Слова: Движения!

Прилетали птички,

Птички-невелички, Дети-птички «летают» и

 прыгают.

Весело скакали,

Зернышки клевали. Садятся на корточки,

сту чат пальчиками об пол.

Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!»

Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова

вместе с воспитателем.

Вороны

Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со

словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят Слова: Движения:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: Дети бегают по комнате, размахивая руками, как

«Кар-кар-кар!» (Громко.) крыльями.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: Садятся на корточки, ру-

 ки под щеку — засыпают.

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Игра проходит хорошо в том случае, если дети наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит.

Курочка-рябушечка

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними

вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и

объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть Считалкой

выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать

вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе

спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Еду-еду

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно,

и предлагает поиграть — всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок- цок-цок». «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», — произносят дети. Затем воспитатель ставит Детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.

Слова: Движения:

«Еду-еду Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке Скачут на одной ножке.

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам, Прыгают все на двух ногах «с кочки на кочку».

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг…

В яму! Бух! Останавливаются.

Картотека словесных игр для детей средней группы.

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать

окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что

бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.

Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к

попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производи действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.

Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей

представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку.

Вначале воспитатель может использовать игры, уже знакомые детям по младшей

группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.

Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих.

Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Цель игры. Учить детей называть действие словом правильно употреблять глаголы

(время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую

игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем

делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает

он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети

отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим

придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если,

отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем».

«Вова, скажи что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».

Мыши.

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать

реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

«Сейчас мы поиграем игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), а будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Доберемся мы до вас.

Берегитесь вы, плутовки!

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.

Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек

из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Воробушки и автомобиль

Цель игры. Упражнять детей в правильном звукопроизношении, вырабатывать

реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки.

Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это — руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?» — «У-у-у» - повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все — воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу— прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу слово «прыг», вы встаете со с попрыгаете тихонько на носочках по

дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу: «чик-чирик!», вы полетите, кто

крылышками и чирикать: «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки».

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не

стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут

играть самостоятельно.

Кто в домике живет?

Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5),

Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они

будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они

изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук- тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И- го-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко,

воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают:

«Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им

надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Гуси

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «Щипать травку»), а в этом углу будет мой дом». Воспитатель объясняет детям ход игры. Слова воспитателя: Тет-тет-тет,

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Лапы красные растопырили. Крыльями машут,

Носы раскрывают. Действия детей:

Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы,

Машут руками. Все вместе произносят:

Не хотим, домой Нам и здесь хорошо!»

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу.

Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

Гуси-гуси

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была

выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в

одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.

Слова хозяйки гусей: Ответы гусей:

Гуси! Гуси!                      Га-га-га!

Есть хотите?                     Да-да-да!

Ну, летите!                      Нам нельзя!

Почему?                  Серый волк под горой,

                                                                                          Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья сберегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает

несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Так бывает или нет?

Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду

вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при

повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.

Зеркало

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок

становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети

повторяют их.

Коршун

Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда

нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята

должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном»,—

— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

— Ямочку копаю, — отвечает коршун.

— Зачем тебе камешек?

— Чтобы носик точить.

— Зачем тебе носик точить?

— Чтобы твоих детушек клевать.

«Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут

цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями).

Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун».

Старайтесь не попадаться в лапы коршуну».

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Карусель

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать

движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив

веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова;

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я

скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова;

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель

остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в

бубен, звонок) снова садитесь на карусель».

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только

наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте

поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

— Морковь.

-Да!

— Огурцы.

-Да!

— Свекла.

-Да!

— Сливы.

— Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать:

«Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года?

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с

определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах

года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают загадки:

Дел у меня немало                                                     — Я соткано из зноя,

Я белым одеялом                                                       Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю,                                                Я реки согреваю,

В лед реки убираю,                                                   «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома                                                          И любите за это

Зовут меня...                                                                Вы все меня. Я...

(Зима)                                                                                 (Лето)

Я раскрываю почки,                                                      Несу я урожаи,

В зеленые листочки                                                      Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю,                                                            Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю,                                                          Деревья раздеваю.

Движения полна.                                                           Но не касаюсь сосен

Зовут меня...                                                                   И елочек. Я-

(Весна)                                                                                (Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех

предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит

Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное,

откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,—подумала

Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость.

Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы,

брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у

гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.