Старший воспитатель - это кто?

Костарева Оксана Сергеевна

Компетенции старшего воспитателя

Вид компетенций

Содержание компетенций

1

2

Универсальные компетенции

Обеспечивают фундаментальность подготовки, развитие широкого кругозора в вопросах рынка образовательных услуг, научных основ управления образованием

Общенаучные компетенции

Предполагают способность старшего воспитателя применять основные законы норма­тивно-правовых и социально-экономических дисциплин, методы математического анали­за и моделирования в исследовании образовательных процессов. Он должен уметь вы­являть социально-экономическую сущность управленческих проблем, устанавливать связи между экономическими, социальными, управленческими, образовательными и личностными процессами

Инструментальные компетенции

Старший воспитатель должен ориентировать­ся в многообразии управленческих средств и методов решения проблем дошкольного образования, уметь самостоятельно работать в открытом информационно-коммуникатив­ном пространстве, определять инновацион­ные пути и средства развития дошкольного образования, интегрировать информацион­ные технологии в процесс управления ДОО, а также гибко реагировать на образовательные запросы общества, выбирать оптимальные средства их удовлетворения

Мировоззренческие компетенции

Включают в себя освоение старшим воспи­тателем культурных ценностей и жизненных смыслов сообщества, определяющего обра­зовательные запросы, осознание их много­образия, специфичности и общности усло­вий обучения и развития детей

Социальные компе­тенции

Подразумевают способность организовать команду для решения стратегических и так­тических задач ДОО, поддерживать благо­приятный психологический климат в ДОО, стимулировать специалистов к повышению уровня своих социальных и профессиональ­ных компетенций, а также умение форми­ровать корпоративный имидж учреждения в социальном пространстве, устанавливать партнерские и конкурентные отношения с другими социальными институтами

Профессиональные компетенции

Умение изучать, отбирать и творчески при­менять на практике инновационные техно­логии и методы образовательной деятельности

Научно-исследова­тельские компе­тенции

Способность инициировать процессы иссле­дования субъектов и объектов образователь­ного пространства; способность обеспечивать инновационные процессы в образовании; способность активизировать научно-иссле­довательскую и опытно-экспериментальную деятельность субъектов управления

Проектные компе­тенции

Умение проектировать собственную профес­сиональную и управленческую деятельность, доводя ее до качественного результата, созда­вать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития детей, обеспечивать повышение профессиональной компетент­ности педагогов

Диагностические компетенции

Способность осуществлять поиск адекват­ных методик диагностики состояния разви­тия ДОО, качества образовательных услуг, обрабатывать и интерпретировать получен­ные результаты

Коррекционные компетенции

Способность оказывать поддержку педаго­гам в отборе методов обучения, развития, социализации, помощи детям, обеспечивать коррекцию траектории развития ДОО отно­сительно результатов мониторинга деятельности

Информационно-коммуникативные компетенции

Умение использовать разнообразные сред­ства (языковые, информационные, знаково-символические и т. п.), обеспечивающие качество управленческой деятельности, передавать информацию с целью установ­ления диалога в образовательной среде

Преподавательские компетенции

Способность организовывать повышение квалификации педагогов в ДОО, применять теоретические и фундаментальные знания в практической деятельности, активизировать личностный потенциал педагогов для их продвижения по индивидуальной образовательной траектории

Управленческие компетенции

Способность обеспечивать на научной осно­ве управление ДОО; создавать инновацион­ный конкурентоспособный имидж учрежде­ния; управлять развитием корпоративной культуры, процессом обеспечения качества деятельности ДОУ; осуществлять педагоги­ческую экспертизу оценки качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Личностные компе­тенции

Способность проявлять толерантный стиль поведения в управленческой деятельности по отношению к иной культуре, религии, личности. Умение применять гуманистиче­ские методы управления ДОО и персоналом, оказывать психологическую поддержку сотрудникам

Компетенции профессионального саморазвития

Способность совершенствовать собственный профессионализм, стремиться к вершинам творчества и мастерства, готовность к карь­ерному росту и конкуренции на рынке обра­зовательных услуг. Способность развивать и проводить самодиагностику, совершен­ствовать свои управленческие качества, стиль управления

 

 

Составляющие имиджа старшего воспитателя

 

 

 

Компонент имиджа

Содержание компонента

1

2

Культура поведе­ния: речевой этикет, неречевой этикет

Владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с руководителем, педагогами, детьми, родителями. Поступки, действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим: стараться не ставить людей в неудобное положение, поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Внешний вид (цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическа и др.)

Уважение к нацио­нальным обычаям и традициям разных народов

Толерантность, уважение разнообразия

Принцип педаго­гической этики: педагогическая справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный педагогический долг

Педагогическая справедливость, профессио­нальный долг, педагогическая честь и авто­ритет. Своеобразное мерило объективности дея­тельности старшего воспитателя, уровня его нравственной воспитанности ( доброты, принципиальности, человечности), прояв­ляющейся в оценках поступков коллег, об­щественно полезной деятельности и т. д. Творческое отношение к своему труду, осо­бая требовательность к себе, стремление к пополнению своих профессиональных знаний, повышению педагогического ма­стерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к коллегам, другим субъектам образовательного про­цесса, умение разрешать конфликты.

 Осознание своей значимости, общественное признание, уважение моральных заслуг и качеств

Профессиональная честь.

 

 

 

 

 

 

Педагогический авторитет

Честь старшего воспитателя проявляется в процессе выполнения профессионального долга. Моральный статус старшего воспитателя среди коллег, своеобразная форма дисци­плины, при помощи которой авторитетный и уважаемый специалист регулирует дея­тельность педагогического коллектива.

Зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки старшего воспи­тателя и определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе