Для Вас родители!

Богдалова Наиля Шаякзамовна

Для Вас родители!

У каждого из нас разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны.

Дорогие родители, наш детский сад - Ваш помощник в воспитании детей.

На этой странице сайта я с удовольствием поделюсь с Вами практическим материал по развитию и воспитанию детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Серьезный разговор про адаптацию ребенка к ДОУ» Консультативный материал для родителей

Слайд 2

Родители , отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел , ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых - родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Слайд 3

Адаптация Как вообще происходит эта самая адаптация и что это такое ? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке , а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям. Во-первых , надо помнить, что до 2-3,5 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому обычно ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Слайд 4

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение полугода и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию. Как правило, нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Слайд 5

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, некоторые малыши часто болеют. Болезни нередко связаны с нежеланием ребенка ходить в детский сад. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя обойтись без консультации детского психолога и невролога. Если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, стоит подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик.

Слайд 6

Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны. И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать В среднем этот период длится до двух-трех месяцев. Вне зависимости от типа адаптации ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. К этому родителям надо быть готовыми. Вне зависимости от типа адаптации ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. К этому родителям надо быть готовыми.

Слайд 7

Психологическая подготовка Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка . Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать готовить ребенка: рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит. Желательно как можно чаще гулять вблизи него, чтобы малыш привыкал к территории . 2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях.

Слайд 8

3. Узнайте, быть может, в этот сад ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад в то время, когда дети на прогулке, и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми . 4. Старайтесь чаще отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений . 5. К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15 часов. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад ребенку и, прежде всего, самой маме, нужно начинать, как минимум, за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребенок "созреет" и быстро уснет.

Слайд 9

Первый день Первый день труден, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно : Не показывайте свою тревогу накануне первого посещения ребенком детского сада. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передаются детям . 2. Отправляйте в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров . 3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях Вашего ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы.

Слайд 10

4 . Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми . 5. Дайте ребенку с собой любимую игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и поможет отвлечься ему от расставания с близкими. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как Вашему малышу удается привыкать к садику.

Слайд 11

Первая неделя Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым в семье нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик. Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей . Как помочь ребенку на этом этапе?

Слайд 12

1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач . 2. Спокойно относитесь к капризам и не наказывайте за них. 3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов . 4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в игру «Детский сад». Понаблюдайте, что делает ребенок в игре, что говорит, как находит друзей и решает проблемы. Это отражает состояние ребенка в детском саду . 5. Когда вы уходите утром из садика, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно, Вы беспокоитесь о том, как будет Вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, и он долго не будет Вас отпускать . 6. Поддерживайте и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду ! 7. Не кутайте ребенка, одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой воздуха в помещении . 8. Разрешите первые несколько недель отводить ребенка в детский сад кому-то из близких, если ребенок с большим трудом расстается с матерью . 9. Не совершайте ошибки: не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Слайд 13

«Детсадовская» еда Отдельная тема - еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детском саду просчитывается до мельчайших деталей: в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду – вина, отчасти, их родителей, которые "приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим «изыскам». Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное - поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он, ни в коем случае, не заставлял ребенка есть насильно - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям

Слайд 14

Практические советы родителям 1. Не спешите, выбирая для Вашего ребенка детский сад, будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше, если ребенок посещает один и тот же . 2. Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка . 3. Не отдавайте старшего ребенка в садик только потому, что у Вас родился еще один. Ваш сын или дочь и без того переживает, что Вы предпочитаете ему новорожденного. Если Вы все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления младшего .

Слайд 15

4. Укреплять иммунитет необходимо всем детям без исключения, а тем, кто собирается ходить в садик - тем более. Делать это нужно заблаговременно - путем закаливания, оздоровления, плавания и принятия витаминов . 5. Приучать ребенка к самообслуживанию надо также заранее. Хорошо, если малыш будет самостоятельно есть, хотя бы частично одеваться - раздеваться и, конечно, ходить на горшок . 6. Одевать ребенка в садик нужно по принципу не "последних тенденций в моде", а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, легкие футболки или рубашки (в зависимости от сезона), сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше - несколько) одежды в случае "непредвиденных обстоятельств ".

Слайд 16

7. Первые несколько дней, ни в коем случае, не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Психологи рекомендуют: около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на целый день. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому, при возможности, хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома . 8. Когда ребёнок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему больше времени - гулять с ним, играть, чтобы он не почувствовал, что его "бросили ". И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации родителям « Азбука безопасности. Жизнь бесценна»

Слайд 2

Уважаемые родители! Помните ! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и окружающих его взрослых. Положительный пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других детей. Берегите детей! Обучение правилам дорожного движения начинается не тогда, когда ребенок делает первые шаги, а на много раньше. Сидя в коляске он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые – вы сами, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.

Слайд 3

О чем нужно помнить родителям • В 6 лет ребенок видит на уровне 105 см от земли, в 10 лет эта цифра достигает 130 см. Ребенку практически постоянно требуется смотреть вверх, чтобы увидеть дорожные знаки и светофоры. • Когда ребенок видит сам, он предполагает, что его тоже видят. Но очень часто из-за маленького роста его могут просто не заметить или заметить слишком поздно. • Примерно до 11 лет дети не способны анализировать действия. Все внимание они сосредотачивают на том, что действительно происходит, а не на том, что может произойти. • Ребенок , который ходит по одному маршруту, становится менее внимательным. Сначала он готов переоценить опасность, затем постепенно начинает недооценивать ее. • На улице, если ребенок пугается приближающейся опасности, он чаще всего поступает неадекватно: импульсивно старается убежать, либо останется на месте, не обращая внимания на ситуацию .

Слайд 4

Помните 90 % наездов происходит из-за того, что дети находятся на проезжей части в темной одежде без световозвращающих элементов, что не позволяет водителям транспортных средств вовремя заметить их и предотвратить наезд. Сопутствующими факторами при таких наездах часто являются неблагоприятные погодные условия - дождь, туман , в осенне-зимнее время - гололед.

Слайд 5

Чтобы снизить риск наезда необходимо: 1. Обратить внимание на одежду, в которой ребенок собирается выйти на улицу. Темные цвета делают пешехода практически незаметными, особенно в пасмурную погоду, в сумерки . 2. П риобрести светоотражающие элементы, которые должны стать обязательным атрибутом одежды пешехода любого возраста . Светоотражатели можно разместить на сумках, куртке или других предметах. Формы светоотражательных элементов различны. Значки и подвески удобны тем, что их легко переместить с одной одежды на другую. Самоклеющиеся наклейки могут быть использованы на различных поверхностях (искусственная кожа, металлические части и т.д.). Есть и специальные светоотражающие браслеты.

Слайд 6

Перевозка детей в салоне автомобиля, на первый взгляд , — задача простая: достаточно поставить автокресло, усадить в него ребенка и пристегнуть ремнями безопасности. На практике этот простой алгоритм работает не всегда: во-первых, многие совершают ошибки при установке кресла; во-вторых, заставить ребенка сидеть в нем непросто; в -третьих , не все взрослые понимают, что автокресло является лишь одним из инструментов обеспечения безопасности ребенка в автомобиле, а вовсе не панацеей на все случаи жизни. Большей же частью безопасность ребенка зависит от грамотного поведения родителей — любая ошибка может привести к смерти .

Слайд 7

«… Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств .» (Ст. 22.9 Правил Дорожного Движения РФ 01.01.2006)

Слайд 8

По Европейской классификации все детские автокресла разделяются на пять групп в зависимости от веса ребенка. Группа 0+: Эти автокресла-переноски устанавливаются лицом против хода движения на переднем или заднем сидении - при такой ориентации малыш легче переносит фронтальный удар автомобиля. Кресла этой группы, как правило, универсальны и могут использоваться как переноска, качалка и просто как стульчик. Некоторые из них можно устанавливать на шасси колясок и использовать как люльки прогулочной коляски. Внимание! При установке на переднем сиденье автомобиля обязательно отключайте фронтальную подушку безопасности! Внимание! Не располагайте малыша головой к двери.

Слайд 9

Группа 1 : Эти кресла, как правило, имеют несколько положений наклона (для бодрствования и сна). Устанавливаются, в большинстве, по ходу движения на заднем сиденье . Группа 2 : Для детей постарше выпускаются кресла, которые предусматривают по мере роста ребенка переход от использования внутренних ремней кресла к внешним, автомобильным. В дальнейшем с ростом ребенка спинку такого автокресла можно снять, оставив только сиденье. Устанавливаются только по ходу движения на заднем сиденье . Группа 3 : В самой старшей группе в качестве устройства безопасности используются только сиденья-подкладки. Ребенок в этом случае фиксируются штатными автомобильными ремнями . Выпускаются также универсальные автокресла- трансформеры , подходящие для нескольких групп детей (1, 2, 3). Эти кресла более практичны, их хватит на более продолжительный срок.

Слайд 10

К сожалению, нельзя найти кресло одинаково хорошо подходящее для детей всех возрастов. Поэтому, выбирая автокресло, исходите из следующего: автокресло должно относиться к группе, соответствующей весу вашего ребенка, поэтому перед посещением магазина обязательно взвесьте своего малыша; в автокресле ребенку должно быть удобно, удобство здесь является элементом пассивной безопасности, т.к. в неудобном кресле ребенок начнет капризничать и отвлекать водителя от дороги. Поэтому перед покупкой постарайтесь, чтобы малыш примерил кресло, в котором ему предстоит провести многие часы ;

Слайд 11

ч ем младше ребенок, тем важнее для него возможность спать во время поездки, поэтому желательно, чтобы кресло регулировалось по наклону (положение бодрствования и положение сна ); для детей до 3-х лет обязательны внутренние Y-образные или пятиточечные ремни, т.к. только они смогут предохранить малыша от характерных повреждений брюшной полости и травмы позвоночника; в автокреслах с внутренними ремнями безопасности, обратите внимание на матерчатую прокладку у замка-пряжки, соединяющую ремни в зоне промежности ребенка, п ри фронтальном ударе на это место придутся значительные нагрузки и прокладка должна быть достаточно широкой и упругой, чтобы не травмировать малыша, особенно это важно для мальчиков ; детское автокресло должно без проблем переноситься и просто устанавливаться в ваш автомобиль всеми, кто будет возить ребенка. Постарайтесь примерить автокресло в свою машину .

Слайд 12

Правила перевозки детей в автомобили: Автомобильное кресло должно быть закреплено на заднем сидении посередине, чтобы при аварии ребенок не пострадал от сработавшей подушки безопасности . 2. Старшие детки должны сидеть на заднем сидении, а ремень безопасности должен всегда быть пристегнут даже тогда, когда речь идет о кратковременной поездке. Самое главное – научиться правильно пристегивать малыша – так, чтобы ремни безопасности не впивались в тело, не пережимали шею или грудь, но и не позволяли пассажиру слишком свободно двигаться . 3. Настройте зеркало так, чтобы ребенок всегда был в поле зрения, и была возможность без лишних движений увидеть, чем он занят . 4. Наклейте наклейку «Ребенок в машине» на заднем и лобовом стекле или же положите подушку/игрушку с такой надписью, чтобы остальные водители были также крайне осторожны на дороге, увидев такое предупреждение.

Слайд 13

5. Не оставляйте ребенка одного в машине, даже если вы уходите на короткое время или покупаете что-то, стоя в двух шагах от машины. Возьмите ребенка с собой, тщательно заприте машину, и даже если ребенок спал, разбудите его или возьмите на руки . 6. Вещи, которые можно положить в багажник, туда следует и поместить. Во-первых, ребенок способен незаметно достать из поклажи потенциально опасные предметы (например, дорожные ножи). Во-вторых, при резком торможении тяжелые сумки могут на него упасть или прижать его, причинив травмы . 7. Перекусы в движущейся машине добавляют риска поперхнуться. А леденцы на палочке, которыми нередко «успокаивают» капризничающих в дороге детей, при резком торможении могут сильно поранить ротоглотку . 8 . Что бы не заставило взрослых выходить из машины (от необходимости заправить бензобак до требования госавтоинспектора, стоящего поодаль), детей нужно забрать с собой.

Слайд 14

Это очень важно Не перевозите малыша на своих коленях. При аварии вы можете его не удержать или придавить собой . Не пристегивайте малыша штатным ремнем безопасности. Таким образом вы вряд ли убережете его: такой ремень рассчитан на взрослого человека . Не разрешайте ребенку стоять за спиной водителя, между спинками передних сидений . Не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем . Не оставляйте в салоне незакрепленные тяжелые предметы. При столкновении они превращаются в опасный снаряд . Не разрешайте ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения: при столкновении малыш упадет затылком вперед . Не устанавливайте кресло между передними сиденьями. Конечно, в таком положении у малыша будет хороший обзор. Но, во-первых, это самое опасное место в машине. Во-вторых, между сиденьями вы не сможете надежно его закрепить.

Слайд 15

Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому не экономьте на безопасности своих детей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разговор про леворукость» Консультативный материал для родителей

Слайд 2

Почему все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут, едят и выполняют различные действия левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее… Но , именно поэтому, так волнуются родители, заметив, что их ребенок – левша : Отчего леворукие леворуки ? Как определить, действительно ли ребенок леворук ? Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему самому возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче? Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами Действительно ли они «другие», «особенные»? В чем проявляются эти особенности? Вот вопросы, которые волнуют родителей.

Слайд 3

«Леворукость» — это предпочтительное активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Слайд 4

Возникновение леворукости : 1. Генетическая предрасположенность : - вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, вероятность возрастает до 17%, если один родитель леворукий , и до 46%, если леворуки оба родителя ; 2. Патологическая (компенсаторная) леворукость, как следствие нарушения в развитии мозга. Прослеживается определенная зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Слайд 5

3. Временное предпочтение левой руки. У современных детей леворукость, иногда, оказывается временным, латентным признаком. Он отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимодействий и закрепления специализации, временное доминирование левого полушария мозга (правой руки) относительно всех двигательных функций (еда, пользование бытовыми приборами, рисунок, письмо и т.п.). По мере наращивания функционального потенциала левого полушария в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу. 4. Вынужденная леворукость: - бытовые травмы, нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве не дающие в полной мере использовать правую руку, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ею работать. - леворукость формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Возникает «ненасильственное» переучивание. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. Но бывает и наоборот — праворукие становятся леворукими .

Слайд 6

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Леворукие дети — неоднородная группа. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, проявления повышенной возбудимости, тревожности, неврозоподобных расстройств. Своеобразие работы головного мозга (?) у левшей провоцирует появления у них аллергий, тиков, энуреза , страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

Слайд 7

У левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), нарушение поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, робость, застенчивость, заторможенность), прочие проявления недостаточности аффективно - волевой сферы. Как правило, проблемы остро проявляют себя имения в тот момент, когда начинается углубленная подготовка к учебному процессу. Это не значит, что они появляются в этот период. Просто раньше перед ребенком не вставали задачи такой сложности, как овладение письмом, чтением, счетом, необходимость сосредоточенно «высиживать урок», соответствовать всем школьным правилам. Просто многое было завуалированным, не столь очевидным. Особенно в тех семьях, где особенности и не всегда приятное «своеобразие» поведения ребенка стараются не замечать и всеми возможными способами оправдать.

Слайд 8

Нередко на первых этапах отклоняющегося развития (в 4—6 лет) большинство проблем (поведенческих, коммуникативных или связанных с конкретными трудностями при письме, чтении, арифметике) достаточно быстро нивелируется. Особенно когда речь идет о принципиально здоровых детях, которые не требуют направленного лечения у невропатолога или психиатра и до этого периода никак не проявляли какого-то грубого отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% составляют левши. Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть и ряд их специфических особенностей в сравнении с правшами. Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Дети - левши, как правило, со всеми интеллектуальными заданиями справляются намного лучше своих сверстников. Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи. Ребенок - левша по типу своей мозговой организации имеет право на некоторую замедленность любого двигательного процесса, в том числе речевого. Его мозгу необходимо некоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.

Слайд 9

Среди них много артистически и художественно одаренных. При исследовании креативности мышления (способности к творческим решениям) показатели оказались значимо более высокими у леворуких по сравнению с правшами Считается , что леворукие — люди творческие, эмоциональные. Леворукими были такие известные люди, как математик Пифагор и известный древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были Ньютон и Наполеон, Эйнштейн и Чаплин, Черчилль и Пикассо. Билл Гейтс, Джулия Роберте и многие другие . Определение леворукости В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. В возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Слайд 10

Приведем наиболее типичные тесты . - «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. - «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .

Слайд 11

- « Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой . - « Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей ». Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручкой плоскости листа). Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение . Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг .

Слайд 12

О переучивании Многие изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте. Использование при различных видах деятельность левой и правой рук — не прихоть человека, не желание его или окружающих. Это, прежде всего, отражение мозговой организации психической деятельности человека, С природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (то есть преимущественная активность правой или левой руки) являете одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своей усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Слайд 13

О переучивании Не надо стараться подогнать ребенка - левшу под общеизвестные правила: пусть он делает все (кроме написания букв, цифр, т.д.) той рукой, какой ему удобнее. А самое лучшее — при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую. Дайте возможность его мозгу самому разобраться в спорных аспектах собственной компетентности. Вопрос о «смене руки» может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали, и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни! Вопросы переучивания могут решаться только совместно с высокопрофессиональным специалистом!

Слайд 14

Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших проблем в специальной и возрастной психологии, педагогике, дефектологии. Наиболее планомерно и последовательно этот вопрос рассматривается в нейропсихологии – науке о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека, в рамках которой разработаны методы диагностики, коррекции и абилитации (развитие потенциальных возможностей) ребенка. В частности, - метод замещающего онтогенеза как базовая технология, составляющая основу нейропсихологического сопровождения детей.

Слайд 15

Общаясь с ребенком – левшой помните, что ему нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида действий на другой в рамках одного процесса). А ведь на таких переключениях, равно как и на плавном, упорядоченном разворачивании любого действия (восприятия окружающего мира или чтения, игры или письма), базируется все наше поведение. Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои, и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка - левшу плавать брассом и кролем (играть в теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа — ногами. Только потренируйтесь вначале сами, чтоб синхронизировать собственные действия. Особенно сложны для левшей ситуации, в которых необходимы быстрые одновременные действия обеих рук (особенно, если эти движения не синхронны). Часто дети жалуются, что им мешают руки и ноги, если приходиться выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.

Слайд 16

Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Задача взрослых — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь во время давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп. То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция и наглядная демонстрация того, как делать, равно как и обсуждение всех этапов предстоящей работы. Важно понимать разницу между инструкцией: «Делай, как хочешь» и «Делай точно так»; «Брось в стенку мяч» и «Брось мячом в красный кружок (цель!) на стене».

Слайд 17

Советы родителям леворукого ребенка 1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости . 2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию . 4. Помните , что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка . 5 . « Пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом – бессмысленно. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Слайд 18

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4—4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. 7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. 8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». 9 . Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. 10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. 11. Не пренебрегайте такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. 12. Определяющим в развитии ребенка – левши является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей.



Предварительный просмотр:

Как реагировать на то, что ребенок приносит из детского сада чужие игрушки?

Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают  дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 4- 5 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

Ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие родители!». Подумаем вместе, как предотвратить беду, что нужно делать родителям для решения этой проблемы, а от каких шагов необходимо воздержаться.

Чего не следует делать?

  • Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью».
  • Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались.
  • Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.
  • Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей. Главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех».

  • Не угрожайте расправой, а тем более физической. Согласитесь, это просто недопустимо в XXI веке.

Что делать?

  • Сначала следует успокоиться. Хотя бы потому, что с этой проблемой сталкивается немало других семей. Это только один из жизненных уроков, которые надо пройти вместе с ребенком, чтобы приобрести опыт преодоления сложных ситуаций, подняться на новую ступень в своем личностном и родительском развитии. Поймите, что от вашей реакции на такое событие в значительной степени зависит, как будут развиваться отношения с ребенком - на основе доверия или на основе подозрения и тотального контроля.
  • Разберитесь в первопричине его поступка. Попробуйте выяснить, что именно заставило ребенка совершить некрасивый поступок. Для этого проанализируйте, какими вообще могут быть внутренние мотивы, способные побудить ребенка взять чужую вещь. Именно от этих «внутренних» предпосылок зависит, каким образом лучше спланировать разговор с ребенком, на чем следует сосредоточить внимание, как помочь ребенку озвучить свои чувства и донести до нее свои собственные.
  • Воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить ребенка работать над собственными жизненными ошибками.
  • Дайте понять ребенку, что поможете ему выйти из ситуации достойно и не будете упрекать его в будущем.
  • Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше  это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.  

Вариант первый: «Не знал»

Присвоение чужого может быть следствием недостаточного осознания того, что в детском саду есть игрушки - общие для всех детей, которыми каждый может играть свободно, и игрушки, которые дети приносят из дома, и которые нельзя брать без разрешения хозяина. Помогите ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое», «наше». Соответствующий разговор можно строить на примерах из собственной жизни. Дети высоко ценят откровенность взрослых, поэтому не следует бояться потерять авторитет через свои признания в детских ошибках, муках совести, раскаянии и радости от победы над собственной слабостью. Полезным будет и чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных и художественных детских фильмов, где отражена похожая моральная коллизия.

Вариант второй: «Очень хочется»

Другой побудительный мотив взять чужое - страстное желание иметь именно такую ​​вещь. Попав в поле зрения ребенка, желанная игрушка, книжка или иная вещь завладевает всеми его мыслями и эмоциями. Как устоять перед соблазном, когда то, о чем мечталось и что снилось, вот здесь, рядом, достаточно лишь протянуть руку и можно прикоснуться, взять. Ведь так хочется! Ребенок не может взять себя в руки, идет по стопам своих желаний и поддается искушению - берет то, что ему не принадлежит. «Я так хотела такую ​​куколку. Она такая красивая. Я не могла выпустить ее из ручек, хотела дома еще раз переодеть ее и уложить спать на свою подушечку ... »- так может объяснить подобный поступок маленькая девочка.

В такой ситуации следует эмоционально быть вместе с ребенком, ведь делясь своими чувствами, она рассчитывает на отзыв, понимание, поддержку и помощь. Ход беседы с ребенком зависит от особенностей высказанных ею чувств, понимания его эмоционального состояния. С этой доверчивой беседы может начаться взросление ребенка в сфере саморегуляции, что является важным свидетельством личностного развития. Саморегуляция, как и воспитание воли, начинается с умения сдерживать первый порыв, контролировать свои желания, согласовывать «хочу» и «разрешено - не позволено», «можно - нельзя», «уместно - неуместно», «вовремя - невовремя». Кстати, игры с правилами (лото, домино и т.д.) являются незаменимыми помощниками родителей в нелегком деле воспитания произвольного поведения, умения соблюдать правила, руководствоваться ими, овладение навыками саморегуляции, самоконтроля.

Вариант третий: «Робин Гуд»

Некрасивый поступок может быть реакцией на оскорбительное поведение собственника вещи, который щеголял ею, выражая свое превосходство, унижал других детей, требуя «плату» за возможность поиграть интересной игрушкой. Ребенок воспринимает такую ​​ситуацию, как несправедливую, а себя видит жертвой несправедливости: «Почему у него есть, а в меня нет?! Я что - хуже? Нет! Я доедаю кашу до конца и одеваюсь на прогулку первым, а он (владелец привлекательной вещи) все время дразнится. Так нечестно!» Вот примерный ход мыслей маленького «виновника» инцидента.

В таком случае необходимо выяснить вместе с ребенком, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как следует поступать, а от чего нужно воздержаться, а затем научить его защищать себя и отстаивать свое достоинство, противостоять манипуляциям и провокациям (обидно , но часто провокационной модели поведения дети учатся подсознательно, следуя модели поведения родителей).

Вариант четвертый: «Эй, я здесь!»

Возможно, на фоне материального достатка ребенок не получает от родителей достаточной эмоционального внимания, тепла и любви. Тогда он находит еще не опробованный, но, как оказывается, довольно эффективный способ привлечь к себе их внимание, заставить сосредоточиться на своей личности: нарушает общепринятые правила поведения, сознательно игнорирует принятые требования. И добивается своего - оказывается в центре внимания и ярких эмоциональных реакций (неважно, что негативных!), становится объектом пусть неприятных, но оживленных разговоров. В такой ситуации ребенок понимает, что от нее хоть как-то зависит, что происходит в семье. Такой поступок ребенка - сигнал тревоги родителям, который мог бы звучать так: «Может, хоть теперь папа наконец заметит меня и оторвется от компьютера, а мама перестанет часами разговаривать по телефону и пообщается со мной. Они все же неравнодушны ко мне». Своими действиями ребенок проявляет серьезную не столько личную, сколько семейную проблему, постепенно «разрушает» отношения в семье, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей. Опасно пропускать такие важные сигналы от ребенка, закрывать на них глаза, относиться к ним поверхностно, ограничиваясь наказанием ребенка. Получив такой сигнал, родителям необходимо начать работу над собой и искать пути налаживания открытых, доверительных отношений в семье, равноправным членом которой является ребенок.

Вариант пятый: Личный пример

Подумайте, не провоцируете вы ребенка на кражу собственным поведением: легкомысленным отношением к деньгам (вместо того, чтобы положить их в кошелек, распихиваете их по карманам или везде разбрасываете), завышением значения материальных ценностей, навязчивыми разговорами о престижных вещах, «шопоголизмом» и увлеченными просмотрами фильмов о богатой жизни и т. п. Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета и планированию расходов. Он должен знать, что деньги зарабатывают трудом, или физическим, или умственным, и одновременно учиться правильно определять их место в системе ценностей, где приоритетным остается нематериальное-дружба, любовь, сострадание, взаимоподдержка.


Предварительный просмотр: