Главные вкладки
Методическая работа.
Календарные планы "Мамины помощники". 2.12.25
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.07 МБ | |
| 977.47 КБ | |
| 24.67 КБ | |
| 19.31 КБ | |
| 1.15 МБ | |
| 460.33 КБ | |
| 16.01 КБ | |
| 15.81 КБ | |
| 15.01 КБ | |
| 16.49 КБ | |
| 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие
По чтению художественной литературы
в средней группе
«Рассказ Н. Носова «Заплатка».
Выполнила Григорьева С.М.
Воспитатель высшей
квалификационной категории.
Оренбург
Возрастная группа: Средняя группа.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.
Программное содержание:
- Приучать детей слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
- Помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, отвечать на вопросы по прочитанному.
- Развивать внимание, рассматривая иллюстрации, устанавливать последовательность, происходящих событий в рассказ, объясняя свой выбор.
- Расширять словарный запас: любо – приятно; солдатские штаны.
- Упражнять в умении подбирать заплатки по форме, цвету и размеру, закрепить знание цветов, форм (треугольник, квадрат, круг, овал) и размера (большой - маленький).
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, конструктивно-модельная.
Формы организации: подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, использование символов.
Оборудование: текст рассказа «Заплатка», иллюстрации из рассказа, геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, шаблоны штанов, пиктограммы.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Воспитатель: Доброе утро! Скажем мы всем! Доброе утро! Скажу всем вам. Доброе утро! Родной детский сад. Ребята, сегодня такой хороший день. Встало солнышко давно. Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг. Дружно за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся, подмигнём и беседовать начнём. Дети, к нам пришёл мальчик Бобка из рассказа Николая Носова «Заплатка» /Выход героя из рассказа Н. Носова «Заплатка» Бобки/ Здравствуйте! А вот и я! Посмотрите у меня замечательные, зелёные, солдатские штаны, Я вырасту и пойду служить в армию. И буду маршировать. Вот так! (фонограмма «Бравые солдаты», марширует Бобка (персонаж)) Ну а мне пора, до свиданья детвора! (уходит) Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с Бобкой дальше? И почему рассказ Николая Носова называется «Заплатка»? Присаживайтесь на стульчики. Я прочту вам рассказ. | Дети здороваются.
Ответы детей. |
Роль Бобки исполняет мальчик из подготовительной к школе группы Ответы детей. Дети садятся на стульчики. | |
| |
Воспитатель: Чтение рассказа (обсуждение) 1.Как звали главного героя рассказа Николая Носова «Заплатка»? 2.Что стало причиной появления дырки в штанах мальчика? 3.Почему мама отказалась зашивать штаны сыну? 4.Почему Бобка сам не смог починить штаны? 5.Над чем смеялись ребята во дворе? 6.Для каких целей Бобка выпросил у матери лоскут зелёной ткани? 7.Почему первая заплатка не понравилась Бобке? 8.За счёт чего вторая заплатка вышла опрятнее первой? 9.По каким признакам ребята поняли, что Бобка сам пришивал заплатку? 10.Что ещё хотел научиться пришивать Бобка? Воспитатель: Молодцы! А сейчас задание: Иллюстрации нужно будет расставить в правильной последовательности. Начало рассказа… середина… конец рассказа. Замечательно справились с заданием. Скажите, что понадобилось Бобке, чтобы пришить заплатку? Правильно, предлагаю вам поиграть в игру «Нитка и иголка» (проводиться физминутка) Считалка (говорит ребёнок) 1,2,3,4,5. Станем мы сейчас играть Ты иголка выходи Нитку за собой веди «Иголка»- ребёнок бегает между детьми стоящими в круге, тот, до кого она (он) дотронется, берёт за руку и продолжает движение с ним (ней), игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за руки т.е. получается «иголка» с длинной ниткой. Шей иголка не ленись Шей иголка не колись Тяни, тяни ниточку, Чини, чини дырочку. Воспитатель: Замечательно, такая маленькая игла, а какую длинную нитку за собой повела. Воспитатель: А теперь, послушайте новое задание: «Подбери заплатку» На столах лежат шаблоны штанов и заплатки в виде геометрических фигур. Нужно выбрать подходящую заплатку по форме и приложить к штанам. Воспитатель: Ребята, какие вы самостоятельные. Вы справились с заданием. А если бы вы оказались на месте Бобки, вы бы, смогли зашить штаны? Я думаю, что да! Мы будем учиться работать с тканью и научимся шить настоящей иглой и даже пришивать пуговицы (показ набор швейной фурнитуры) | Ответы детей. Дети встают со стульчиков. (ребёнок говорит, почему он поставил выбранную картину) Ответы детей (иголка и нитка) Дети играют. Деятельность детей (подбирает заплатку нужной геометрической формы) Ответы детей. |
| |
Динамическая пауза. Воспитатель: Выберите «смайлика», которой подходит нашему настроению (весёлый, грустный, спокойный), и делитесь со всеми своим хорошим настроением. До свидания. | Дети дарят смайлики друг другу. |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ.
«Процесс обучения чтению и письму должен стать
для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным
живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан
запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца.
Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и
постижением красоты мира».
В. Сухомлинский.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах, обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Еще одна причина актуальности этой проблемы – возросшее требование школ, к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Так же занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Мой опыт работы с дошкольниками показал, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы приходится на старшие и подготовительные группы.
Подготовка детей к обучению грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками по слогового чтения. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии.
На сегодняшний день теория игры складывается из понимания того, что игра является уникальной формой обучения, которая близка детям. (В.П. Тюленев, Н.А. Зайцев, Т. Доман, Б. Никитин и др.) Она позволяет сделать интересными и увлекательным процесс овладения знаниями на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у дошкольников резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
Таким образом, игровые технологии на сегодняшний день являются активными формами обучения.
Игровая технология призвана решить такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения, самопознание в процессе игры;
- межнациональной коммуникации усвоения единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
В своей работе хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
Изучая литературу и опыт работы таких педагогов как Е.Е. Шулешко, В.А. Сухомлинский, В.В. Воскобович, Н.А. Зайцев, Б.П. и Е.А. Никитиных – я выделила и подобрала для себя богатую палитру методов и приемов для эффективной работы с детьми по обучению грамоте.
Работу по обучению грамоте детей нужно начинать с младшего дошкольного возраста. Задачами этого года обучения являются:
- обогащение словаря;
- развитие умения правильно и четко произносить слова;
- формирование умения различать звуки;
- знакомство с понятиями «звук», «слово».
Для ознакомления с данными понятиями использую такие формы работы как: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звуковую культуру речи, малыши знакомятся со звуками окружающего мира, учатся их узнавать, вводиться понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги – звук колокольчика). Далее переходим к звукам более близким по звучанию (шелест бумаги – шелест листвы), т. е. в процессе обучения дети должны научиться различать естественные звуки окружающего мира (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Для решения поставленных задач, в младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие игры: «Скажи, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Угадай, кто позвал?», «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?» и др.
В средней группе решаем следующие задачи:
- расширение и активизация словаря;
- формирование грамматического строя речи:
- формировать умение воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок;
- закрепление понятий «слово» и «звук», деление слов на слоги;
- формирование умений определять длину слова, выделять первый звук.
В средней группе можно использовать следующие формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
На этом этапе обучения можно использовать следующие игры: «Цепочка слов», «Эхо», «Звуковые часы», «Назови первый звук в слове», «Похожие звуки» и т. д.
Старший дошкольный возраст – это дети старшей и подготовительной групп. Именно с пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Внимание ребенка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Итак, какие же задачи мы ставим при формировании аналитико-синтетической звуковой активности и подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте:
1. Знакомство со словом:
- учим понимать термин «слово». Объясняем детям, что все окружающие нас предметы, признаки предметов, действия предметов можно обозначить словом;
- знакомим с длинными и короткими словами, учим сравнивать слова по протяженности;
- расширяем представления о разнообразии слов по звучанию и значению: многозначные, родственные слова, названия предметов, действий, признаков; слова, полученные сложением двух слов (самовар, ледокол); знакомим с неизменяемыми словами (пальто, кофе, какао); знакомим с «короткими» словами – предлогами.
- Знакомство со слогом:
- формируем умение делить двух и трехсложные простые слова на слоги;
- как показывает практика, детям непросто научиться правильно разделить слово на слоги. Есть несколько приемов деления слов на слоги. Это отхлопывание ладошками, шагослогометрия, контроль правой рукой за опускаемым подбородком (сколько раз открылся рот, столько в слове слогов).
- учим определять по количеству слогов длинные и короткие слова (чем в слове больше слогов, тем слово длиннее);
- учим подбирать слова с заданным слогом;
- знакомство с ударным слогом;
3. Знакомство со звуковым строением слова и обучение звуковому анализу слова:
- учим понимать термин «звук», формируем понятия «гласный звук», «согласный звук», «ударный гласный звук».
- учим различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие: губы складываются трубочкой (твердый согласный звук), губы в улыбке (мягкий согласный звук);
- учим находить из заданного речевого материала и самостоятельно подбирать слова с заданным звуком;
- учим выполнять звуковой анализ слов, используя различные средства (схема звукового состава, фишки зеленого, красного и синего цвета), интонационное выделение звуков в слове.
Непросто в первое время детям определять, какой звук – гласный или согласный. На помощь приходят фонарики красного, синего цвета. Игра «Светофор».
Ударение – сложное понятие для детей. Здесь мы используем прием «Позови слово». Слово нужно произнести целиком, а не по слогам.
Четвертая задача – формирование понятия «Предложение»:
- учим понимать термин «предложение» (состоит из слов, о чем-либо рассказывает, слова следуют друг за другом - «дружат»);
- учим выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте;
- формируем умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов и анализировать состав предложения;
- учим различать разные типы предложений: (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, всегда учитываю индивидуальные особенности ребенка, уровень развития. Игровые технологии, которые наработаны, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Применяемые мной на практике игровые технологии по развивающим задачам, я условно разделила на следующие группы.
I группа. Игровые технологии, направленные на умение различать слова по звучанию и значению.
Это такие игры, как «Найди букву», «Найди картинку», «Сколько слогов в слове», «Твердый и мягкий».
II группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление со звуковым строением слова.
- моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава;
- игры «Живые звуки», «Найди домик для звука», «Назови слова с заданным звуком», «Поймай звук», «Кто заметил», «Найди общий звук»
III группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление со слоговым строением слова.
- отхлопывание ладошками;
- контроль правой рукой за опускаемым подбородком;
- шагослогометрия;
- речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
- подбор слов с заданным слогом;
- дополнение слога до полного слова;
- превращение коротких слов в длинные и наоборот;
- перестановка слогов в слове (трансформация слов). Например, мышка – камыш, банка – кабан.
Игра «Засели домик».
1 этаж – 1 слог, 2 этаж – 2 слога, 3 этаж – 3 слога.
Могут ли животные, которые живут на первом этаже, переселиться на второй или третий этаж?
IV группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление с предложением и выделением его как смысловой единицей речи.
- придумывание предложений с заданным словом;
- придумывание предложения, которое начиналось бы с заданного слова;
- составление предложения по картинкам;
- составление предложений по «живым сценкам»;
- демонстрация действий с игрушками;
- отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении.
V группа. Игровые технологии, направленные на знакомство с буквами.
Буквы являются графическим символом звуков, я объясняю детям , что это «одежда» для звуков. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят ее название, а не звук пэ, рэ, дэ. В результате получается «КЭОТЭ», вместо «КОТ». Это затрудняет ребенка правильно сделать звуковой анализ слова, и создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В детском саду я предусматриваю называние букв по звуковым обозначениям: п, б, к. Это значительно облегчает дошкольникам овладение навыком профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи).
Научиться распознавать и запоминать форму букв помогут следующие игры:
- «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);
- зачеркивание неправильных букв;
- узнай и дорисуй букву;
- обведи букву;
- на что похожа буква.
Изучая методику работы с кубиками Зайцева, мне пришла идея использовать этот метод в обучении детей составлению предложений, в результате чего была разработана игра «Конструктор предложений». С помощью этой игры ребята с удовольствием составляют предложения, распространяют их прилагательными, записывают графически.
От участия родителей во многом зависит успешность подготовки ребенка к обучению грамоте. Так как родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, с ними проводится работа по вовлечению в процесс обучения грамоте.
Таким образом, с помощью игровых технологий я вовлекаю дошкольников в образовательную деятельность, тем самым, делая ее динамичной и увлекательной. Современным детям нужен современный педагог, а современный педагог – человек творческий, находящийся в постоянном поиске, владеющий соответствующими методиками и технологиями, открывающий воспитанникам неизведанный и сложный мир звуков, слов и предложений – мир русского языка! Ищите творчество в себе и себя в творчестве, дарите свой безграничный потенциал детям!
Игра по обучению грамотности.
«Найди букву».
Цель. Развитие фонематического слуха; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов; развитие умения выделять первый и последний звук в слове; определять местонахождения звука в слове.
В игру входит: 3 игровых карточки; комплекты согласных букв по 3 шт. каждой; комплект карточек с изображением различных предметов.
Ход игры. В игру могут играть 4 человека : 3 игрока и ведущий. У игроков карточки, на которых слева изображена схема слова и на липкой ленте прикреплена буква : на первой карточке - в начале слова, на второй - в середине слова, на третьей - в конце слова. У ведущего комплект карточек с изображением различных предметов. Ведущий по очереди показывает карточки с картинкой игрокам, игроки, проговаривая название картинки, определяют местонахождение звука, который находится у них в данный момент на игровой карточке, в названии картинки. Кто правильно определил местонахождение звука, берет карточку и закрывает пустое окошко на своей карточке. Кто вперед закроет все пустые окошки, тот и считается победителем.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по безопасности.
«Внешность человека может быть обманчива»
Цель: продолжать объяснять детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
Задачи:
- продолжать учить устанавливать собственные представления о том,
какие взрослые могут быть опасными;
- формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.
- продолжать использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением Незнайки, мужчины в шляпе, бабушки.
Ход:
(стук в дверь группы)
Воспитатель: кто там? («Это почтальон, вам посылка» воспитатель открывает дверь, берет коробку, показывает детям)
Воспитатель: ребята посмотрите, что нам принес почтальон, письмо, давайте его прочитаем?
Дети: давайте! (воспитатель открывает конверт, читает)
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, пишет вам (на доску закрепляется изображение Незнайки) Незнайка, я хочу вам рассказать одну историю как я смотрел кино, и ходил в магазин». Ребята, хотите послушать истории Незнайки?
Дети: да!
Воспитатель: (читает)
Я вчера по телевизору
Смотрел одно кино.
У подъезда ходит дядя,
Дядя в шляпе и пальто,
А в руке портфель он держит
Черный, кожаный, отличный.
Тут же я определил -
Этот дяденька приличный.
Фильм был очень интересный.
(закрепляется изображение растерянного Незнайки)
Но в конце я растерялся -
Тот приличный дядя в шляпе,
Он бандитом оказался.
Воспитатель: Ребята, скажите, как выглядел дядя? Кем оказался дядя в конце фильма? (ответы детей) Молодцы, давайте дальше прочитаем письмо Незнайки.
И тогда я догадался -
Все бандиты носят шляпы.
И мой папа носит шляпу.
Тут вообще я растерялся.
А вчера в прихожей папа
Подмигнул и говорит:
- Ты, сынок, меня не бойся,
Папа твой ведь не бандит!
Воспитатель: Скажите, означает ли это, что все дяди в шляпах бандиты? (ответы детей)
А недавно в магазин
Я за пирожным ходил.
Вам сейчас я расскажу,
Что же я там учудил!
Впереди меня старушка
Очень древняя стояла,
Я подумал, что Яга
К нам из сказки прибежала.
Прислонясь слегка к прилавку,
Вроде бы она дрожала,
Обперлась клюкой об пол,
Повернулась и сказала:
«Ты теперь, малыш, за мной»
Показалось мне: «Со мной».
Голос у нее хрипучий,
Можно так сказать - скрипучий.
Руки темные, в морщинах,
В волосах одни седины,
Щеки впалые, худые,
И ее глаза большие -
На меня они глядят,
Будто бы огнем горят.
Тут мне стало жутко, дурно,
И как громко зареву:
«Я так больше не могу,
Уберите-ка Ягу!»
Испугался и назад,
А в народе говорят:
«Это бабушка Настасья,
Убирает детский сад.
Очень добрая она,
Ее любит детвора.
Каждый раз в ее кармане
Есть нешуточный запас -
В нем конфеты и печенье,
Сладости и угощенья.
Во дворе и стар, и млад -
Бабе Насте каждый рад».
Воспитатель: Ребята, скажите, почему Незнайка испугался бабушку? Как она выглядела? Какая была баба Настя на самом деле, добрая или злая? (ответы детей)
Физ. Минутка
Если в дверь звонит звонок -
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда «Кто там?»
Спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!
Если вдруг начнут ломиться –
То звони скорей в полицию!
Прикладывание рук к глазам в виде бинокля.
Отрицательный жест головой.
Наклониться, разводя руки в стороны.
Руки над головой в виде «домика».
Имитация стука в дверь кулаком.
Воспитатель: ребята, скажите, почему незнакомый человек может быть опасен для ребенка? (ответы детей)
Воспитатель: могут ли среди красивых и опрятных людей встречаться люди с недобрыми намерениями? (ответы детей)
Воспитатель: могут ли среди некрасивых, с непривлекательной внешностью людей встречаться люди с добрыми намерениями? (ответы детей)
Воспитатель: вспомните сказочных героев, их внешность и поступки : Золушка, Чудище с аленьким цветочком, Снежная Королева.
Воспитатель: ребята, в письме Незнайка написал вам важные правила, послушайте их, и запомните (читает)
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей;
Никогда НЕ садиться в чужую машину;
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе;
Воспитатель: запомнили правила от Незнайки? (ответы детей) Незнайка передает вам раскраски! (воспитатель раздает раскраски)
Глазами ребенка.
Может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? И вообще человек с открытой улыбкой вряд ли может причинить вред. Другое дело – причудливо одетая старуха с палкой или дядя с бородой – сразу видно, что у них злые намерения…
У ребенка есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Чаще всего дети считают, что:
- Это люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;
- Мужчины опаснее, чем женщины;
- Юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные, вообще не могут быть злыми.
Беседа:
Вопросы:
- Почему незнакомый взрослый может быть опасен для ребенка?
- Как выглядит опасный человек?
- Кого можно не бояться? Опишите внешность.
- Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
- Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?
- Были ли у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказался злым?
Подвести детей к мысли о том, что незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.
Работа с картинками.
Предложите детям внимательно рассмотреть иллюстрации.
Спросите, узнали ли они сюжеты сказок и их персонажей, нарисованные художником. Предложите им назвать сказочных героев:
- С привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых);
- С непривлекательной внешностью (злых, неопрятно одетых, некрасивых);
- Добрых (с хорошими намерениями, поступками);
- Злых, опасных (с недобрыми намерениями).
Смогут ли дети догадаться, внешность каких героев соответствует их намерениям (поступкам), а каких – нет.
Сочиняйте.
Попросите детей придумать короткие истории и описать внешность и действие героев с условием, что их персонажи не животные, а люди.
Постарайтесь направить рассуждения детей таким образом, чтобы в рассказах прозвучали различные варианты. Например, герой с привлекательной внешностью совершает добрый поступок или оказывается коварным и злым; обладатель несимпатичной наружности в одной истории действует жестоко, а в другой может оказаться хорошим и добрым.
Побудите рассказчика уделить особое внимание описанию внешности героя, помогите ему вопросами:
- Как персонаж выглядит?
- Во что одет?
- Какой у него голос?
Пусть остальные дети тоже зададут рассказчику свои вопросы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по мир и я
Средняя группа
Тема: «Что такое улица?»
Цель: Познакомить детей с улицей, её особенностями.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать элементарные представления об улице. Обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад. Поощрять ребят, ко-торые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.
Развивающие:
- Развитие памяти, наблюдательности. Расширение кругозора детей.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, внимание
Методы:
Словесные: вопросы к детям, загадывание загадок.
Наглядные: кукла - Буратино, картинки с видами улицы.
Практические: раскрашивание светофора в технике пластилинография.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Сюжетные картины. Знак «Пешеходный переход». Карточка с изображением светофора, цветные карандаши - на каждого ребёнка.
Мотивация: помочь Буратино понять что такое улица.
Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
Буратино: Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!
Воспитатель: Ну что ребята поможем? А как мы будем ему помогать? (ответы детей – расскажем об улице)
II. Основная часть
Воспитатель:
Ребята, что такое улица? (ответы детей) Правильно. Улица – это длинный ряд домов, между которыми проходит дорога.
Посмотрите на картину. Что здесь изображено? (ответы). В
Кого называют пешеходом? (ответы детей-люди, которые ходят пешком)
А кто такие пассажиры? (ответы детей-это люди, которые едут в транспорте)
А где по улице движется транспорт? (ответы детей) Правильно, дорога, которая называется проезжая часть.
А по какой части улицы должен ходить пешеход? (ответы детей) Пешеходы должны ходить по тротуару.
А по какой стороне они должны идти? (ответы детей) По правой стороне, чтобы не мешать другим пешеходам.
Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пе-шеходный переход. Её ещё называют «зеброй».
Физкультминутка «Мы по улице гуляем»
Мы по улице гуляем, (Ходьба на месте)
За природой наблюдаем (Повороты головы)
Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)
И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)
Птички в гнездышках сидят, (Присесть)
Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)
И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)
И никто не плачет! (Улыбнуться)
В:. А сейчас я расскажу вам о правилах для пешеходов.
– По улице надо идти спокойным шагом.
– Идти следует только по тротуару, по правой стороне.
– Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам.
– На дороге нельзя играть, кататься на санках, коньках, велосипеде.
Каждая улица имеет свое… название. А любое здание, дом имеет свой номер. Для чего нужны названия улиц и номера домов? (ответы детей). Воспитатель интересуется, знают ли дети, на каких улицах они живут. Если дети не знают, то педагог объясняет, что знать название улицы, номер дома, квартиры надо обязательно. Предлагает каждому ребенку спросить у родителей свой домашний адрес и запомнить его. Когда вы станете постарше, то узнаете о других правилах и законах улицы. Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес, и взрослые по-могут вам попасть домой
В: Ребята, Буратино загадали загадку. Поможем ему отгадать?
Днём и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня ,друзья? (светофор)
В: А что обозначают сигналы светофора?
Красный свет – стоять приказ.
Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!
А зелёный загорится – путь свободен
Давайте с вами поиграем в игру «Зеленый, желтый, красный» (подвижная игра) Вспомним правила: зеленый свет – ша-гаем, желтый- прыгаем на месте, красный – замираем на месте.
В: А теперь я предлагаю вам раскрасить сигналы светофора пластилином по порядку (детям предлагаются листочки с бесцветным контуром светофора, они должны в технике пластилинографии «разрисовать» правильно окошки светофора)
III.Заключительная часть
В:
- Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (Буратино)- Зачем он к нам приходил?- Как мы помогали Буратино?
Предварительный просмотр:
Тема | «Мамины помощники». | |||||
Сроки изучения, значимые даты периода | 24.11-28.11 30.11 День Государственного герба Российской Федерации. 30.11 последнее воскресенье ноября – День матери в России. | |||||
Содержание образовательной деятельности педагога | 1.Расширение представлений детей о семье. 2.Формирование уважения к труду родителей, положительного отношения к маме и желания ей помогать. 3.Закрепление личной информации: знание имен, фамилий, возраста детей, а также полных имен родителей. | |||||
Понедельник 24.11.25 | ||||||
1 п д | Направления развития ребенка | Занятия: тема занятия, формы работы | Формы работы с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Прогулка | Отметка о выполнении | Примечания |
СКР | Беседа о трудолюбии. Цель: формировать желание трудиться. | С/р игра «День рождения мамы». Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к маме. | ||||
ПР | Рассказ воспитателя о празднике – День матери. Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям. | Упражнение «Разложи на группы». Цель: учить группировать фигуры по заданному признаку. | ||||
РР | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». | Беседа «Какая моя мама». Цель: активизировать речь, вызвать желание рассказывать о близких. | Речевая игра «Скажи по-другому». Цель: развивать умение подбирать слова, близкие по значению. | О.С.Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. С.41 | ||
ХЭР | Раскраски по разным темам. Цель: развивать аккуратность в работе с красками, усидчивость. | Игра «Выкладываем из палочек». Цель: учить анализировать образец. | ||||
ФР | Занятие по физическому развитию. | Утренняя зарядка. Физкультминутка «Помощники» Н. Нищева. Цель: удовлетворить потребность в движении. | П/и «Бездомный заяц». Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге. П/и «Чья колонна быстрее построится». Цель: формировать умение быстро строиться в колонну по одному. | |||
2 п.д. | СКР | Дежурство по столам. Цель: закрепить последовательность сервировки стола. | Подмести веранду и в домике. | |||
ПР | Познавательно-исследовательская деятельность с разными источниками света. Цель: расширять представления детей о значении света, развивать познавательные способности. | Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников. | ||||
РР | Чтение И. Ревю «Рассказ о маме детям». Цель: познакомить с произведением. | Разучивание чистоговорки: Был у бабушки баран, | ||||
ХЭР | Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Приглашение на праздник». Цель: формировать умение складывать лист бумаги пополам, украшать декоративными элементами. | Игра- драматизация «Три поросенка». | ||||
ФР | П/и «Лошадки». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры, развивать навыки бега в среднем темпе. | П/и «Жмурки», «Прыжки в обруч». | ||||
Работа с родителями | Консультация: «Как научить ребенка помогать вам». | |||||
Предварительный просмотр:
Вторник 25.11.25 | ||||||
1 п д | Направления развития ребенка | Занятия: тема занятия, формы работы | Формы работы с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Прогулка | Отметка о выполнении | Примечания |
СКР | Упражнение «Чем маме помочь». Цель: воспитывать любовь к маме. | Коллективный труд по сбору опавших листьев. Цель: учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. | ||||
ПР | Первые шаги в математику. | Упражнение «Посчитай». Цель: учить пользоваться правильными приёмами пересчёта в пределах 3. | Наблюдение за сорокой. Цель: расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада. | |||
РР | Чистоговорки, артикуляционные упражнения. Цель: добиваться чёткого произношения отдельных звуков. | Беседа «Как животные готовятся к зиме». Цель: развивать связную речь. | ||||
ХЭР | Музыкальное занятие. | Театрализованные игры по выбору детей. Цель: поощрять самостоятельность и желание действовать с разными видами театра. | Рисование «Укрась юбку дымковской барышни». Цель: закрепить умение рисовать линии, мазки, точки и кружочки. | |||
ФР | Утренняя зарядка. Упражнение «Мяч в воротца». Цель: упражнять в прокатывании мяча, развивать глазомер. | П/и «Найди, где спрятано?». Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность. П/и «Не звони». Цель: упражнять детей в подлезании под канат. | ||||
2 п.д. | СКР | Просмотр мультфильма «Уроки осторожности тётушки совы». Цель: формировать основы безопасного поведения. | Насыпать крошки в кормушки. Воспитывать бережное отношение к птицам. | |||
ПР | Разрезные картинки по временам года. Цель: расширять представления детей о признаках времён года. | Беседа-игра «Режим дня», хорошо и плохо! | ||||
РР | Чтение К. Кубилинкас «Мама». Цель: подготовиться к разучиванию. Д/и «Ласковое слово для мамы». Цель: воспитывать внимание, любовь и уважение, заботливое отношение к родным. | Д/и «Волшебные слова». «Что мама делает?» (развитие глагольной лексики) | ||||
ХЭР | Конструирование + аппликация «Открытка для мамы». Цель: развивать чувство пропорции, формировать умение аккуратно наклеивать детали. | Хороводная игра «Зайка». | ||||
ФР | Игра «Через лужицы». Цель: упражнять в перепрыгивании, развивать воображение. | П/и «Устроим снегопад», «Кот и мыши», «Хитрый Заяц». | ||||
Работа с родителями | Знакомство родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду (показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребёнка домашних обязанностей). | |||||
Предварительный просмотр:
Среда 26.11.25 | ||||||
1 п д | Направления развития ребенка | Занятия: тема занятия, формы работы | Формы работы с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Прогулка | Отметка о выполнении | Примечания |
СКР | Беседа «Я умею вести себя». Цель: вспомнить правила поведения в семье. | Посильная помощь младшему воспитателю в уборке на веранде. Цель: учить выполнять трудовые поручения. | ||||
ПР | Игра «Гусеничка-крупеничка». Цель: развивать тактильные ощущения у детей. | Рассматривание луж. Цель: расширять знания о природных явлениях, развивать познавательный интерес. | ||||
РР | Составление рассказов об осени по мнемотаблицам. Цель: совершенствовать умение работать с таблицами. | Пальчиковые игры «Стол и стул». Цель: вспомнить, что относится к мебели. | ||||
ХЭР | Аппликация «Красивый коврик для мамы» | Рассматривание картины «Поздняя осень». Цель: приобщать к миру искусства. | Аппликация «Ромашка для мамы». Цель: Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой. | Леонова Н.Н. Стр. 237-238 | ||
ФР | Занятие по физическому развитию. | Комплекс утренней зарядки №5. Физкультминутка «Помощники». Цель: вспомнить слова. | П/и «Не звони». Цель: упражнять детей в подлезании под канат. П/и «Передай обруч». Цель: познакомить детей с новой игрой. | |||
2 п.д. | СКР | С/р игра «У мамы день рождения». Цель: формировать умение разнообразить сюжет, расширять количество участников. | Собрать веточки в ведерки и отнести в общую кучу. | |||
ПР | Д/и «Кто чем питается». Цель: закрепить знания детей о пище животных. | Наблюдение «Откуда плывут облака?», «Какие они?» (пушистые…). | ||||
РР | Чтение К. Кубилинкас «Мама». Цель: разучить стихотворение. | Чтение детских стихотворений о маме. | ||||
ХЭР | Просмотр мультфильма «Сказка про чужие краски». Цель: обсудить с детьми мультфильм. | Игры с музыкальными инструментами. | ||||
ФР | Беседа «Как мама заботится о моём здоровье». Цель: формировать желание сохранять и укреплять здоровье. | П/и «Хитрая лиса», «Кто быстрее добежит до флажка». | ||||
Работа с родителями | Привлечение к оформлению стенгазеты «Мы с мамой – лучшие друзья». | |||||
Предварительный просмотр:
Четверг 27.11.25 | ||||||
1 п д | Направления развития ребенка | Занятия: тема занятия, формы работы | Формы работы с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Прогулка | Отметка о выполнении | Примечания |
СКР | Проблемная ситуация «Как помочь маме». Цель: способствовать нравственному воспитанию. | Беседа о профессии почтальона. Цель: формировать уважение к труду взрослых. | ||||
ПР | Сравнение семян фасоли, гороха, кукурузы. Цель: формировать стремление изучать природу. | Игры с блоками Дьенеша. Цель: способствовать сенсорному развитию детей. | ||||
РР | Дидактическая игра «Что это и где используется». Цель: формировать навыки правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях. | Дыхательное упражнение «Топор». Цель: формировать плавный выдох. | ||||
ХЭР | 1. «Украшение платочка». 2. Музыкальное занятие. | Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам. Цель: учить внимательно рассматривать изображения, вспомнить сказки. | Упражнение «Платочек». Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, умение повторять образец. | Комарова Т.С. стр.76-77 | ||
ФР | Комплекс утренней зарядки №5. Игры с обручами. Цель: способствовать развитию физических качеств. | П/и «Передай обруч». Цель: развивать физические качества. П/и по выбору воспитателя. Цель: вспомнить правила знакомых игр. | ||||
2 п.д. | СКР | Беседа «Поможем взрослым дома» Цель: уточнить представления детей о труде взрослых дома. | Народная игра «Репка». Цель: Вытянуть «репку», помогая друг другу. | |||
ПР | Проблемная ситуация «Как рассмотреть что-то мелкое». Цель: знакомить детей со свойствами увеличительных стёкол. | Д/и «Кто чем питается». Цель: закрепить знания детей о пище животных. | ||||
РР | Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Цель: учить сопереживать героям сказки, обсудить их поведение. | Р/и «Скажи наоборот». Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. | ||||
ХЭР | Игра «Музыкальные молоточки». Цель: развивать чувство ритма. | Повторить песни и хороводную игру к утреннику. | ||||
ФР | Комплекс зарядки после сна №5. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Гуси – лебеди». | П/и «Мы ребята смелые». Цель: развивать выдержку и дисциплинированность. | ||||
Работа с родителями | Знакомство с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. | |||||
Предварительный просмотр:
Пятница 28.11.25 | ||||||
1 п д | Направления развития ребенка | Занятия: тема занятия, формы работы | Формы работы с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | Прогулка | Отметка о выполнении | Примечания |
СКР | Мир и я «Мои поручения» | Рассматривание герба России (ко Дню Государственного герба Российской Федерации). Цель: знакомить с символикой страны. | Подмести на веранде и в домике. Собрать веточки по участку. | Горбатенко О.Ф. Стр. 36 | ||
ПР | Упражнение «Что нарисовано на картинке». Цель: развивать восприятие. | Упражнение «Разложи на группы». Цель: учить группировать фигуры по заданному признаку. | ||||
РР | Игра «Скажи, как я». Цель: упражнять в чётком произношении звуков, развивать фонематический слух. | Дидактическая игра «Скажи по-другому». Цель: развивать умение подбирать слова, близкие по значению. | ||||
ХЭР | Музыкальное развлечение «Наша мама». Цель: воспитывать нежность к маме, развивать театрализованные способности. | Хороводные игры по выбору детей. Цель: закрепить умение ходить по кругу, развивать музыкальный слух. | ||||
ФР | Занятие по физической культуре. | Комплекс утренней зарядки №5. Игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием. Цель: развивать глазомер, самостоятельность и выносливость. | П/и «Чья колонна быстрее построится». Цель: формировать умение быстро строиться в колонну по одному. | |||
2 п.д. | СКР | Просмотр альбома «Опасные предметы». Цель: вспомнить правила пользования бытовыми приборами. | Навести порядок на веранде: сложить игрушки, подмести песок. | |||
ПР | Упражнение «Чей хвост». Цель: расширять представления о животных. | Наблюдение за лиственницей. Цель: рассказать детям об особенностях хвойного дерева лиственнице. | ||||
РР | Чтение С. Прокофьева «Сказка про маму». Цель: обсудить поступки героев, проследить их последствия. | Р/и «Громко — шепотом» Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. | ||||
ХЭР | Конструктивно-модельная деятельность «Дом для мамы». Цель: упражнять в плоскостном моделировании. | Рисование «Портрет мамочки». Цель: вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу). | ||||
ФР | Комплекс зарядки после сна №5. Элементы ритмопластики. Цель: развивать пластичность, воображение. | П/и «Кот и мыши», «Сделай так…» | ||||
Работа с родителями | Консультация по запросу родителей. | |||||










