Самообразование.
Тема самообразования "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “ Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр».
Актуальность: в настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.
В двадцать первом веке, в веке инноваций, цифровых технологий всё чаще замечаешь, что многие дошкольники испытывают затруднения в общении с окружающими, испытывают затруднения в формулировке вопросов, ответов. Воспитанникам очень сложно, по собственной инициативе, обратиться с каким — то вопросом, предложением; возникают проблемы в умении чётко и грамотно сформулировать ответ на вопрос. Наблюдая за детьми в группе, обратила внимание, что старшим дошкольникам сложно поддерживать беседу на одну тему и развивать установившийся контакт. Слабо развито умение согласовывать свои действия с партнёрами по общению. Не сформировано умение выражать свои чувства словами: обида, горечь, радость, симпатия, сопереживание и так далее.
Возник вопрос, как научить детей старшего дошкольного возраста общаться друг с другом, со взрослыми, вдвоём, в подгруппе, в группе.
Изучая литературу по данном вопросу, для себя я сделала вывод, что одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является формирование диалогической речи старших дошкольников.
Что же такое «диалог, «диалогическая речь»? Как развивать диалогическую речь у воспитанников?
«Диалог — обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц реплики имеют определённый языковой состав».
Л. П. Якубинский считает, что диалог — это не просто одна из форм речи. Диалог — это один из главных видов поведения человека. Диалог — главная форма общения между людьми. Он состоит из высказываний, которые могут принимать форму вопросов и ответов, возражений и пояснений. Во время диалога большую роль играет большую роль жесты, мимика, тон голоса — всё это вкладывается свой смысл и может даже изменять значение произнесённых высказываний.
«Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и не публичность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер, атмосфера нравственного равенства говорящих». Диалогическая речь, как и сам диалог, сопровождается мимикой, жестами, тоном голоса. Во время общения собеседники понимают о чём идёт речь.
Можно выделить следующие характеристики диалогической речи:
- в разговоре должно участвовать минимум два человека;
- речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
- речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек; активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
- языковая ситуация изменяется.
Диалогическая речь позволяет ребёнку лучше усвоить родной язык, научиться использовать различные языковые средства для понятного другим людям изложения своих мыслей.
Многие дошкольники старшего возраста способны участвовать лишь в простых формах диалога. При построении диалога они испытывают такие проблемы, как:
- не могут рассуждать и приводить аргументы своим высказываниям.
- не могут долгое время поддерживать разговор
- не проявляют инициативу в том, чтобы начать разговор.
Диалоги могут различаться:
- диалог сверстников
- диалог «ребёнок — взрослый»
В диалоге со сверстниками воспитанники равны, свободны, раскованы, не возникает ситуации, когда необходимо тщательнее подбирать слова и выражения. В таком диалоге есть содержание, которое может возникать только во взаимодействии. В диалоге сверстников нет прямых указаний, учебной мотивации и жёсткой регламентации.
Но, тем не менее, диалогу со сверстником можно и нужно обучать.
В подготовительной к школе группе (6 — 7 лет) у воспитанников формируется умение грамматически правильно строить развёрнутые, связные высказывания, идёт активное освоение сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, формирование грамматически и фонетически правильной речи, идёт освоение способов выделения из речи предложений, слов, звуков. В это время происходит становление скоординированного диалога со сверстниками.
Не меньшую роль в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (речь идёт о подготовительной к школе группе), имеет диалог «ребёнок — взрослый». Такие диалоги выстраиваются вне занятий и в организованной деятельности.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды в группе детского сада, микроклимате внутри группы, семьи, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
В моей группе созданы условия для реализации тех задач, которые ставятся для обучения детей диалогу. Развивающая предметно-пространственная среда группы организована в соответствии с ФГОС ДО. Создан речевой центр, центр игровой деятельности, центр познания, художественно –эстетический и центр физического развития. Дети имеют возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр в театральном уголке, мини-библиотеке, мини — музее. Методическое оснащение группы направлено на формирование диалогической речи.
В работе по формированию диалогической речи у детей использую следующие методы и приёмы:
- Беседа - организованный диалог группой детей, подгруппой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В ходе беседы воспитатель:
- уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
- воспитывает правильное отношение к окружающему;
- приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
- учит просто и понятно излагать свои мысли;
- воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Для разговоров с детьми использую все моменты жизни воспитанников.
- Приём словесных поручений. Например: можно дать ребёнку поручение передать какую — то словесную информацию родителям, сменному воспитателю и т. д. Попросить повторить поручение (для лучшего запоминания). После выполнения поручения — узнать у ребёнка, как он с ним справился.
- Чтение и пересказ литературных произведений — в произведении даются образцы диалогов, а также формируется умение слушать и слышать другого.
- Рассказывание — игра, когда дети играют в стихи и сказки в ролях, там, где есть диалог персонажей
- Различные игры: дидактические игры (закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, быстроту реакции на услышанное), сюжетно — ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества), подвижные игры (игры, в которых используются диалоги, например, «Гуси-лебеди», «Царь Горы» — закрепляется умение адресовывать речь собеседнику, отвечать на заданный вопрос); игры — драматизации, игры - инсценировки (ребёнок принимает на себя роль сказочного персонажа, понимает его позицию, ведёт диалог с другим персонажем).
Правила ведения диалога:
*соблюдать очередность в разговоре;
*выслушивать собеседника, не перебивая;
*поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
*проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
*не говорить с полным ртом;
*говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
*использовать литературную лексику;
*строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Вся организованная деятельность направлена на развитие связной речи. На каждом занятии ведется учебный диалог.
И ещё, важный аспект успешного развития диалогической речи у детей старших дошкольников в группе детского сада — это эмоциональный комфорт, микроклимат.
Когда воспитанники бегут в группу, когда им не хочется уходить из детского сада домой, когда у них есть возможность задать любой вопрос взрослому, и, знают, что получат на него ответ, когда они понимают, что есть возможность даже пошуметь и поспорить, потому что в споре рождается истина.
Цель самообразования:
1. Изучить влияние игры на развитие диалогического общения дошкольников.
2. Подобрать инструментальные средства для развития диалогического общения в игре и применить их в методике.
Задачи самообразования:
1.Совершенствование диалогического общение детей: умения вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
2.Организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах детской деятельности.
3.Формирование творческих способностей в речевом развитии дошкольников, побуждение детей к речевой импровизации во время игры, игры – драматизации, инсценировок и действий с игрушками.
4.Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Список литературы для самообразования по теме:
1.Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: методическое пособие. — М.: Мозаика-синтез, 2008. — 126с. 2.
2.Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев, 2002.
3.ЯкубинскийЛ.П. О диалогической речи (Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986 — С. 17-58)
4.Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 220с.
5. Арушанова А. Г. Сверстники: обучение диалогу// Дошкольное воспитание.- 1999 - №5, с. 68-105
6. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, 188 с.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997, 200 с.
8. Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения ребенка. - Р-на-Д.: Феникс, 2002, 20 с.
9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. - М.: «Педагогика», 1990, 157 с.
10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М.: Пед. общество России, 2001, 320 с.
11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М.: 2002, 156 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой Т. Н. - М.: «Просвещение», 2000, 165 с.
13. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Школа-пресс, 2000, 528 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт- Петербург.: «Питер», 2000, 720 с.
15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.- М.: «Школа-пресс», 1995, 384 с.
16. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: Владос, 2003, 158 с.
17. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов
по психологии. - Р-на-Д.: Изд. центр «МарТ», 2000, 253 с.
18. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: 1998, 150 с.
19. Усова О. С. Роль игры в воспитании детей. - М.: 1976, 95 с.
20. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе.-- М.: Владос, 2001, 207 с.
21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2000, 200 с.
22.Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду.- М.: 2000, 210 с.
23. Юрьева Н. М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников// Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: 1993, 254 с
Работа с детьми.
Месяц | Тема | Содержание работы | Примечание | ||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме | Индивидуальная работа. | |||
Октябрь | Игра-ситуация: *Просьба-разрешение. *Просьба-побуждение. Благодарность. Дидактические игры. Речевые Подвижные игры. | Просьба - разрешение: - Можно я... - Разреши (те)... - Разреши (те), пожалуйста. (Пожалуйста. -Да(Да-да). -Ладно. -С удовольствием. –Нет) Просьба - побуждение: -... пожалуйста, - Если нетрудно... - Если можно... - Очень тебя прошу... - Ты не можешь? - Вы не смогли бы? (- Охотно. - Я не против. - Не возражаю. - Сейчас. - Не могу... - Я хотел бы, но... - К сожалению...) Благодарность. - Спасибо. - Большое спасибо. - Спасибо Вам (тебе). - Я благодарен Вам (- Пожалуйста. - Не за что. - Не стоит. - На здоровье. - Мне было приятно помочь) Дидактические игры: «Так бывает или нет? («Небылицы») (Цель: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. «Справочное бюро» (Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п. ) «Вежливые поиски» (Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. ) Подвижная игра: «Кошка и воробушки» | Все отказы сопровождаются извинением и мотивировкой За... (указывается повод для благодарности) Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, а также внимание и память. | ||
Ноябрь | Игра ситуация: *Предложение. *Извинение. *Приглашение. *Совет. Сюжетно-ролевые игры. Дидактическая игра. Речевые подвижные игры | Предложение: - Давай (те)... - Прошу... - Возьмите... - Садитесь, пожалуйста. - Хотите (хочешь) я помогу? (Согласие: - Ладно, я согласен. - Спасибо (и др.). Отказ: - Спасибо, не беспокойтесь. - Спасибо, я сам (а). - Извините, но...) Извинение: - Простите меня. - Простите (извините), пожалуйста. - Не обижайся (тесь). - Не сердись (тесь). - Я виноват (а) (- Пожалуйста. - Ладно. - Ничего. - Не стоит извинений. - Я не сержусь. - Ну что Вы (ты)! - Да что Вы (ты)!) Приглашение: - Разреши (те) пригласить на день рождения (праздник, танец...). - Я хочу пригласить тебя (вас)... Ты (Вы) придешь (те)? - Приходи (те), если сможешь (те), в гости (на день рождения). Буду (очень) рад (а). - Прошу к столу.. (- Спасибо за приглашение, обязательно приду. - Спасибо за приглашение, но прости (те), прийти не могу. - С удовольствием. - Я готов (а)) Совет: - Ты не хотел бы сделать так-то..? - Сделай так-то, по-моему, будет лучше. - Можно, мой совет? (- Спасибо, ты прав (а). - Согласен (а), так и сделаю. - Извини, я сам (а). - Извини, пожалуйста, но мне хотелось бы самому (самой) решить, как будет правильно) Дидактическая игра: Волшебный ключ (Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.) Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад» Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др. «Магазин: Игровые ситуации «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары». Подвижная игра «Колобок» | Желательно, чтобы все отказы мотивировались
За... (мотивируется извинение:я нечаянно... я не подумала...) отказы мотивировируем. | ||
Декабрь | Игра с мячом Сюжетно-ролевая игра. Дидактическая игра | «Кто кем был» Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. «Подскажи словечко» Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: -Сорока стрекочет. Примеры вопросов: -Сова летает, а кролик? -Корова ест сено, а лиса? -Крот роет норки, а сорока? -Петух кукарекает, а курица? -Лягушка квакает, а лошадь? Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» (Задачи: воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу). Дидактическая игра «Спрашиваем сами» (Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. | Цель: развитие мышления, расширение словаря. Цель: развитие мышления, быстроты реакции. | ||
Январь | Театральная деятельность. Виды театра: магнитный, настольный, пальчиковый. Сюжетно-ролевая игра. Подвижная игра на развитие внимания. | Рассказ о видах театра. Показ сказки «Теремок» на магнитном театре Сказочный театр для детей «Три поросенка» Повторение сказки. Распределение ролей. Сюжетно-ролевая игра «День рождения». (Цель: Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет, продолжать учить ролевому взаимодействию, упражнять в ведении диалога в игре). ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ (Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет, а также правила диалога) Подвижная игра: «Слушая команду!» Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды: «дерево» - остановка руки вверх; «куст» - приседают; «ручей» - прыгают на месте «тропинка» - встают парами.
| Задачи: *развитие внимания, речи, памяти, воображения *снятие эмоционального напряжения *развитие артистизма *развитие умения слушать партнера Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. | ||
Февраль | Кукольный театр и театрализованные игры (режиссерские игры и игры-драматизации.) | Режиссерские игры Помочь детям самостоятельно создавать сцены. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Дети выбирают персонажей и показывают сценки, играют парами. Игры-драматизации с пальчиками – Дети надевают на пальцы героев, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Игра сказок «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ сказок осуществляется за ширмой). Импровизация – Знакомство детей с разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Экспромт-сказка «Курочка Ряба». Заготавливаются карточки для игроков с изображением героев. Желающий игрок вытягивает из «Чудесного мешочка» себе роль и прикалывает карточку. Добавляются атрибуты: для деда - кепка, для бабы – платок и т. д. Автор читает сказку, а игроки выполняют действия по тексту: Жили – были дед да баба. Дед отменный спортсмен. А баба: губы накрасит, глаза подведет, и давай семечки щелкать. И была у них курочка Ряба. Курочка как курочка, перья растопырит, нахохлит гребешок, попкой повиливает и, снесла курочка яичко. Яичко не простое - оно крутое потому оно и золотое! Дед он же спортсмен. Размялся, потянулся, подошел к яичку то с одной стороны, то с другой. И стал бить… А яичко не боится, оно надулось и такое крепкое, крепкое. Дед бил, бил не разбил. Потому что яичко не простое, оно крутое на руках золотые перстни. Баба : глазенками по сторонам водит и семечки щелкает. Яичко опять надулось… Баба била, била – не разбила. Яичко то наше не простое, оно крутое на каждом пальце по перстню. Вдруг мышка прибежала. Мышка серенькая, пушистая .Она бегает и пищит: «пи-пи-пи». Хвостик у нее длинный предлинный. Машет она им тихо, неслышно. Мышка к яичку на носочках бежала, длинным хвостиком махала. Вдруг как хвостиком махнула! Яичко то и закричала: «, я крутое! ААА», но оно упало и разбилось. Дед хоть и спортсмен – плачет. Баба она и есть баба, тоже плачет. А курочка: перья растопырит, гребешок нахохлит, хвостиком повиливает и кудахчет: «яичко потому сразу не билось, потому что его обработали «зубной пастой». А вы, все К-Р-У-Т-О-Е, З-О-Л-О-Т-О-Е! курочка подходит к разбитому яичку. Хочет его склеить, а яичко хоть и разбитое, но все такое классное, сверкающее – золотое все - таки. Так и хочет яичко свои ручонки протянуть к курочке. А курочка попкой виляет, яичко гладит и кудахчет: «ладно не плачьте дед с бабой и ты мышка не реви. Снесу вам яичко не золотое - простое». Мышка сразу хвостом замахала, на носочках побежала и запищала «пи-пи-пи». Дед спорт бросил к курочке побежал, обрадовался, стал гладить курочке по гребешку. Бабка яичко собрала, на полочку положила. Стали все яичком любоваться. Бабка про семечки позабыла только о курочке и думает, перышки ей расправляет. Вот и сказка заканчивается. Яичко красивое от него красота так и пышет. Дед с одной стороны курочку поглаживает. Баба с другой стороны. Мышка носится и пищит. Сказка окончена. Спасибо за внимание. Все герои выходят на поклон. Игра «Узнай эмоцию и Покажи». | Задачи: *Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. * Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. *Развивать диалогическую и монологическую форму речи. *Развивать память, мышление, воображение, внимание детей | ||
Март Апрель | Потешки Дидактические игры. Подвижная игра. Международный день книги. День космонавтики Дидактические игры. | Читаем и заучиваем по ролям потешку про зайца, стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» Дидактические игры: «Угадай, какой предмет загадали» Цель. (Освоение умения формулировать вопросы в беседе в различной форме при опоре на наглядное содержание. ) Блок «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» * «Игровые диалоги» (Цель. Учить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность. ) * «Хорошо – плохо» (Цели. Упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщения партнеров по игре, корректно выражать свое мнение.) * «Похожи – непохожи» (Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения. ) * «Отвечай быстро» (Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника. ) Подвижная игра: Подвижная игра «Чижик» Ребята приносят из дома свою любимую книгу. С помощью считалочки выбираем выступающего и задающего вопросы. Ребята ведут диалог с помощью вопросов. Один задает вопрос о книге-другой отвечает. Досуг на тему космоса. | Подвижная игра нацеливает детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества. | ||
Май | День победы. Дидактические игры. Театрализованная игра «Госпиталь». | Викторина. «Каким должен быть настоящий солдат/Словесная Дети проигрывают всю процедуру поступления раненого бойца в госпиталь, приема, оказания помощи, заполнение карточки. |
Работа с родителями и педагогами.
Раздел плана | Содержание деятельности | Срок исполнения | Практические выходы (рефераты, док | ||
Работа с родителями | Родительское собрание по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей» Ознакомление с результатами психологического исследования детей группы. Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком» Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи») Совместный досуг с родителями «Дружная семья» Выставка «Как научить малыша играть» Заседание родительского клуба «Дети и родители: мы разговариваем» Фотовыставка «Мы общаемся» | Сентябрь 2 раза в год (октябрь, май) Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Май | Доклад по теме Протокол исследования Памятка для родителей Протокол исследования Сценарий Папка-передвижка План-конспект Газета | ||
Работа с педагогами | Взаимодействие с психологом ДОУ. - исследование межличностных отношений ( по Рене Жилю); - исследование внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»); - диагностика форм общения (по М.И. Лисиной). Презентация для воспитателей ДОУ «Развитие личности младшего дошкольника, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (из опыта внедрения в практику Программы «Азбука общения») | 2 раза в год (сентябрь, май) Ноябрь В течение года Май | Составление практических рекомендаций по работе с каждым ребёнком и с группой в целом (для воспитателей и родителей) |
Планируемый практический выход:
1.Были подготовлены доклады на родительские собрания по темам «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Общаемся в детском саду и дома», «Развитие диалогического общения дошкольников», «Общение детей со сверстниками».
2.Подготовлены консультации для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Поговори со мною, мама», «С пальчиками играем – речь развиваем», «Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника», «Без игры нет детства», «Почему дети разные?», «Кризис трех лет», «Влияние родительских установок на развитие детей», другие.
3.Подготовлены памятки: «Мудрые советы и наставления», «Три способа открыть ребенку свою любовь», «Сюжетно – ролевые игры», папки – передвижки: «Адаптация детей к ДОУ», «Развитие мелкой моторики рук», «Уроки добра», анкетирование: «Оценка детей родителями». «Что нам мешает?»
4. Проведены индивидуальные беседы.
5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать ситуации возникновения диалога, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности педагога.
Нельзя оставлять без внимания детей имеющих низкий уровень диалогического общения. Следует организовать для них индивидуальные занятия, вовлекать в совместные игры, учить культуре общения, чтобы улучшить их уровень диалогического общения, и, вследствие этого, - положение в группе сверстников.
Для детей с высоким уровнем диалогического общения следует предусмотреть дополнительные занятия, чтобы не допустить понижения достигнутого уровня, потери познавательного интереса.
Для воспитателей организовать занятия по культуре речи, с целью научить их общаться с детьми диалогически, строить субъект - субъектные отношения.
Итак, в процессе проведенного исследования влияния обогащения игровой деятельности на формирование уровня диалогического общения дошкольников старшего возраста выяснилось, что наша гипотеза подтвердилась. Полученные результаты свидетельствуют, что после применения разработанной методики уровень диалогического общения дошкольников повышается по сравнению с первоначальным.
Изучение природы диалогического общения - непростая и еще малоисследованная задача. В своей работе мы попытались положить начало для ее дальнейшей разработки.
Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста. Формирование диалогического общения может проходить не только путем обогащения игровой деятельности (как в нашем исследовании), но и при непосредственном общении между взрослым и ребенком, в совместной деятельности разнопланового характера (рисование, лепка и т. д.). Диалогическая форма речи не дана человеку от природы. Диалогу необходимо обучать. Эта обязанность лежит на взрослом, как на основном носителе культуры.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения диалогического общения как в данном возрасте - старший дошкольный, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста испытуемых и ориентации на ведущий тип деятельности.
Коммуникативные игры.
Ошибка.
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, Светлана Михайловна» или «Я согласен с вами, С.М.».
Примеры суждений:
• Карлсон жил в маленьком домике у леса.
• Пятница идет после среды.
• Буратино — один из жителей цветочного городка.
• Мыть руки вредно для здоровья.
• Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
• Если на деревьях есть листья, то это лето.
«Небылицы»
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
• Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
• Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
• У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
«Звонок в поликлинику».
Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Имя, фамилия девочки? Возраст?
— Ваш адрес?
— Наш адрес.
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
Звонок на работу маме (папе).
Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2. Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
Заказ такси по телефону.
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес.
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить исходные уровни сформированности диалогической речи у детей 5-7 годов жизни.
Задачи:
- выявить исходные уровни развития диалогической речи у дошкольников;
- изучить динамику развития диалогической речи;
- определить этапы, условия развития. Особенности диалога в разных возрастных группах.
В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:
- владение речевым этикетом;
- запрос информации;
- реплицирование;
- составление диалога.
Наличие этих навыков определялось по следующим показателям: объем фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные); самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений, употребляемых детьми (краткие, распространенные, наличие обращений, эллипсов, речевых ошибок).
1. Речевой этикет.
Для диагностики были отобраны 6 тем для подбора речевых ситуаций общения:
1. приветствие;
2. знакомство;
3. просьба;
4. извинение;
5. конфликт в игре;
6. обращение к взрослому.
В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.
1. Ты пришел (ла) в детский сад и встретил (ла) воспитательницу — Светлану Михайловну. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?
2. К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?
3. Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог (ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?
4. Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся (лась) игрой и нечаянно сломал (а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?
5. Ты захотел (а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?
6. Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливост. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова: «извините», «скажите, пожалуйста».
2 балла – средний уровень.
Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.
1 балл – низкий уровень.
Дети владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, просьба, извинение, хотя часто смешивают их. Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Незнание речевых оборотов затрудняет попытки детей этого уровня вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют. Смешивают формы обращения к ребенку и взрослому.
2. Запрос информации.
Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык в разных возрастных группах.
Ход проведения:
Детям предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака).
В качестве примера детям называлось несколько вопросов:
- Оно дикое или домашнее?
- Какая у него шерсть?
- Чем питается?
- Где живет? и т. д.
Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям:
- умение правильно формулировать вопросы;
- самостоятельность в ведении расспроса;
- достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания).
Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными).
2 балла – средний уровень.
Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,
1 балл – низкий уровень.
Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.
3. Реплицирование.
Цель: определить какие виды реплик дети употребляют чаще, а также их речевая реакция в беседе.
Ход проведения:
Взрослый предлагал ребенку поговорить с ним по телефону.
Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок. После каждой реплики ребенку давалась возможность самому возобновить беседу, но если этого не происходило, взрослый переходил к следующей реплике.
Из классификации побудительных реплик диалога, представленной М. С. Балабайко, были выбраны четыре вида:
- сообщение,
- побуждение к совместному действию,
- предложение,
- колебание.
Ответы детей анализировались по следующим критериям:
- наличие побудительных реплик (стимулов);
- общее количество произнесенных реплик;
- количество диалогических единств в микродиалогах.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети активно вступают в контакт с собеседником. В беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Охотно беседуют на различные темы (об играх, семье, недавних событиях). По желанию собеседника могут определенное время поддерживать разговор на предложенную тему. Такие микродиалоги включают от трех до семи и более диалогических единств.
2 балла – средний уровень.
Дети охотно вступают в беседу со взрослым, но инициативы в ее ведении не проявляют, часто отвлекаются. Их речевая активность слабая. Поддерживать беседу на предложенную тему не умеют. Стремятся высказать свою информацию, от чего разговор постоянно меняет тему. Реплики, стимулирующие собеседника к беседе, употребляют мало. Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры. Микродиалоги состоят из 1-3 диалогических единств в среднем.
1 балл – низкий уровень.
Дети пассивно включаются в диалог, проявляют слабую речевую активность. Беседа протекает медленно, много длительных пауз. Интерес к беседе отсутствует. Разговор длится, пока взрослый проявляет инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Микродиалоги состоят из одного диалогического единства, имеют простую структуру.
4. Составление диалогов.
Цель: определить используют ли дети имеющиеся навыки диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию.
Ход проведения:
Детям предлагалось по картинке, на которой изображены два беседующих зайца, придумать, о чем они говорят.
Диалоги детей анализировались по следующим критериям:
- самостоятельность в составлении диалога;
- количество в нем диалогических единиц;
- виды реплик;
- объем информации;
- содержание диалога.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, имеют сложную структуру, состоят из 4-6 и более двучленных диалогических единств. В их состав включается также речевой этикет. Содержание диалогов, как правило, отражает сюжет картины, но возможен и отход от нее. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные синтаксические и грамматические ошибки.
2 балла – средний уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических единства. Дети затрудняются придумать содержание беседы, не знают, как начать и закончить диалог. Реплики состоят из одной фразы. Предложения используются как простые, однословные, так и сложной структуры. Речевой этикет в реплики не включается. Диалоги малосодержательны, построены по сюжету картинки или отражают мысли и выражения взрослых. В речи детей много синтаксических и грамматических ошибок за счет употребления сложных конструкций предложений.
1 балл – низкий уровень.
Диалоги по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
11 – 12 - высокий уровень
10 – 7 - средний уровень
6 – 4 - низкий уровень


