Диогностика будущих первоклассников

Шевякова Нина Васильевна

Диогностика

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Диагностика уровня сформированности

предпосылок к овладению

учебной деятельностью дошкольников

подготовительной к школе группы»

 

«Диагностика уровня сформированности

предпосылок к овладению

учебной деятельностью дошкольников

подготовительной к школе группы»

Цель: получение информации об уровне сформированности у будущих первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

- состояние пространственного восприятия;

- состояние зрительного восприятия;

- состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

- наличие интуитивных представлений о числе;

- умение сравнивать два множества по числу элементов;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Диагностика проводится с использованием адаптированных методик. Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают индивидуальные особенности и возможности дошкольников, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт.

Диагностика проводится в индивидуальной форме.

В содержание диагностической работы включено 9 заданий.

Задание 1.

Цель: выявление способности понимать инструкцию педагога; умения правильно располагать лист бумаги и держать карандаш.

Задание № 2.

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги). Закрепление понятий: влево, вправо, вверх, вниз.

Задание № 3.

Цель: выявить владение навыками количественного счета, умение написать цифру и соотносить количество предметов с числом.

Задание № 4.

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, умения сравнивать множества по числу элементов (один – много), знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета, умение использовать указательный жест.

Задание № 5.

Цель: выявление умения классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация (называть предмет по величине, цвету и форме, показывать нужный предмет, выбрать нужный предмет из нескольких).

Задание № 6.

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, определение уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, знание названия предметов.

Задание № 7.

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия, графомоторных навыков, умения ориентироваться на листе бумаги и выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки, графические действия (обведи, выполни штриховку).

Задание № 8.

Цель: выявление уровня развития функций памяти, сформированности понимания слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; выполнения простых инструкций («дай», «покажи» и др.).

Задание № 9.

Цель: выявление уровня развития мышления; выполнения простых инструкций («возьми», «покажи», «проведи» и др.).

Содержание диагностических заданий

Задание 1.

Цель: выявление способности понимать инструкцию педагога; умения правильно располагать лист бумаги и держать карандаш.

Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка будущих первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно! (указывается рисунок к заданию).
  2. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру.
  3. Рассмотри ее.
  4. Возьми карандаш.
  5. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

  1. – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью, или со словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

  1. – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 2

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги). Закрепление понятий: влево, вправо, вверх, вниз.

Качество выполнения данного задания позволяет установить уровень развития пространственных представлений детей, которые лежат в основе формирования умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, определять местоположение предмета относительно заданного ориентира. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к овладению таким учебным действием, как осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать логические блоки Дьенеша. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими геометрическими фигурами.

Инструкция к заданию.

1. Возьми красный квадрат, и расположи его с правой стороны листа.

2. Возьми синий треугольник, размести его в нижней части листа.

3.Возьми желтый круг, расположи с левой стороны листа.

4.Посмотри внимательно.

5. Что получилось?

6. Теперь возьми зеленый прямоугольник и размести его в центре листа.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №3

Цель: выявить владение навыками количественного счета, умение узнавать цифру и соотносить количество предметов с числом.

Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково - символической деятельности младших школьников.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими геометрическими фигурами или фигурами вырезанными из цветной бумаги.

Инструкция к заданию.

  1. Возьми три кубика и расположи их на плоскости (лист бумаги, стол).
  2. Посмотри на карточки с цифрами и выбери цифру, соответствующую количеству кубиков (игрушек).
  3. Положи карточку с выбранной цифрой рядом с кубиками.

Оценка выполнения задания:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №4

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, умения сравнивать множества по числу элементов (один – много), знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета, умение использовать указательный жест.

Данные умения лежат в основе формирования учебной инициативности и самостоятельности суждений, способов и средств деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры.

Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими фигурами или игрушками маленького размера.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно! С левой стороны листа расположены четыре фигуры, а справа - одна.
  2. Покажи, с какой стороны, расположено большее количество фигур?
  3. Покажи, с какой стороны расположено меньшее количество фигур?

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация (называть предмет по величине, цвету и форме, показывать нужный предмет, выбрать нужный предмет из нескольких).

Данные умения являются основой познавательного развития будущих школьников, формирования основ мыслительной деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими фигурами или игрушками маленького размера.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно на предметы, которые находятся перед тобой.
  2. Назови цвет каждого предмета.
  3. Какой предмет здесь лишний? (В случае, если ребенок затрудняется с ответом, педагог указывает признак, по которому осуществляется классификация).
  4. Выбери предмет, который отличается по цвету (по форме, по размеру) от остальных.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 6

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, определение уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, знание названия предметов. Данные умения являются основой успешного овладения навыками чтения и письма.

  СТОЛ - СТУЛ

 КОТ - КРОТ

 ПИЛА - ЮЛА

 ПОЧКА - БОЧКА

 ДУДКА - УТКА

Инструкция к заданию. При работе с учащимися с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки.

Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться дидактическими карточками с изображением предметов разной величины.

Инструкция к заданию

  1. Посмотри внимательно на предметы, которые находятся перед тобой.
  2. Я буду произносить слова, а ты указывай на названный мною (педагогом) предмет.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом, ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 7

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия, графомоторных навыков, умения координировать движение руки, ориентироваться на листе бумаги и выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки, графические действия (проведи линию, выполни штриховку).

Данные умения являются основой успешного овладения навыками письма.

А)  Б)

Инструкция к заданию. Учащемуся предлагается рассмотреть изображение на картинке, и с помощью педагога описать ее.

А). Посмотри, что изображено на картинке?

Возьми карандаш и проведи линию по направлению стрелки, не выходя за контур дорожки.

Б) Посмотри внимательно, что изображено на картинке?

Возьми карандаш и выполни штриховку, проводя прямые линии, не выходя за контур.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 8

Цель: выявление уровня развития функций памяти, сформированности понимания слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; выполнения простых инструкций («дай», «покажи» и др.).

Данные умения являются основой для успешного овладения базовыми учебными действиями.

Инструкция к заданию. Учащемуся предлагается запомнить предметы на рисунке.

  1. Рассмотри предметы, опиши их (картинки, что на них изображено)?
  2. Педагог убирает один предмет или картинку. Учащийся должен ответить на вопрос: Что изменилось? / Какой предмет убрали?
  3. Ученик отвечает на вопрос и описывает предмет (картинку), который ранее убрал педагог.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 9

Цель: выявление уровня развития мышления; выполнения простых инструкций («возьми», «покажи», «проведи» и др.).

Данные умения являются основой для успешного овладения базовыми учебными действиями.

Инструкция к заданию. Ребенку предлагается рассмотреть изображение узора на рисунке.

  1. Рассмотри предметы, опиши их (картинки, что на них изображено)?
  2. Педагог убирает один предмет или картинку. Учащийся должен ответить на вопрос: Что изменилось? / Какой предмет убрали?
  3. Ученик отвечает на вопрос и описывает предмет (картинку), который ранее убрал педагог.

  

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 –действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.



Предварительный просмотр:

«Диагностика уровня сформированности

предпосылок к овладению

учебной деятельностью дошкольников

подготовительной к школе группы»

 

«Диагностика уровня сформированности

предпосылок к овладению

учебной деятельностью дошкольников

подготовительной к школе группы»

Цель: получение информации об уровне сформированности у будущих первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

- состояние пространственного восприятия;

- состояние зрительного восприятия;

- состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

- наличие интуитивных представлений о числе;

- умение сравнивать два множества по числу элементов;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Диагностика проводится с использованием адаптированных методик. Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают индивидуальные особенности и возможности дошкольников, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт.

Диагностика проводится в индивидуальной форме.

В содержание диагностической работы включено 9 заданий.

Задание 1.

Цель: выявление способности понимать инструкцию педагога; умения правильно располагать лист бумаги и держать карандаш.

Задание № 2.

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги). Закрепление понятий: влево, вправо, вверх, вниз.

Задание № 3.

Цель: выявить владение навыками количественного счета, умение написать цифру и соотносить количество предметов с числом.

Задание № 4.

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, умения сравнивать множества по числу элементов (один – много), знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета, умение использовать указательный жест.

Задание № 5.

Цель: выявление умения классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация (называть предмет по величине, цвету и форме, показывать нужный предмет, выбрать нужный предмет из нескольких).

Задание № 6.

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, определение уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, знание названия предметов.

Задание № 7.

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия, графомоторных навыков, умения ориентироваться на листе бумаги и выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки, графические действия (обведи, выполни штриховку).

Задание № 8.

Цель: выявление уровня развития функций памяти, сформированности понимания слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; выполнения простых инструкций («дай», «покажи» и др.).

Задание № 9.

Цель: выявление уровня развития мышления; выполнения простых инструкций («возьми», «покажи», «проведи» и др.).

Содержание диагностических заданий

Задание 1.

Цель: выявление способности понимать инструкцию педагога; умения правильно располагать лист бумаги и держать карандаш.

Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка будущих первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно! (указывается рисунок к заданию).
  2. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру.
  3. Рассмотри ее.
  4. Возьми карандаш.
  5. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

  1. – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью, или со словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

  1. – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 2

Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (на листе бумаги). Закрепление понятий: влево, вправо, вверх, вниз.

Качество выполнения данного задания позволяет установить уровень развития пространственных представлений детей, которые лежат в основе формирования умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, определять местоположение предмета относительно заданного ориентира. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к овладению таким учебным действием, как осуществление контроля процесса и результатов деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать логические блоки Дьенеша. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими геометрическими фигурами.

Инструкция к заданию.

1. Возьми красный квадрат, и расположи его с правой стороны листа.

2. Возьми синий треугольник, размести его в нижней части листа.

3.Возьми желтый круг, расположи с левой стороны листа.

4.Посмотри внимательно.

5. Что получилось?

6. Теперь возьми зеленый прямоугольник и размести его в центре листа.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №3

Цель: выявить владение навыками количественного счета, умение узнавать цифру и соотносить количество предметов с числом.

Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково - символической деятельности младших школьников.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими геометрическими фигурами или фигурами вырезанными из цветной бумаги.

Инструкция к заданию.

  1. Возьми три кубика и расположи их на плоскости (лист бумаги, стол).
  2. Посмотри на карточки с цифрами и выбери цифру, соответствующую количеству кубиков (игрушек).
  3. Положи карточку с выбранной цифрой рядом с кубиками.

Оценка выполнения задания:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №4

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, умения сравнивать множества по числу элементов (один – много), знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета, умение использовать указательный жест.

Данные умения лежат в основе формирования учебной инициативности и самостоятельности суждений, способов и средств деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры.

Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими фигурами или игрушками маленького размера.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно! С левой стороны листа расположены четыре фигуры, а справа - одна.
  2. Покажи, с какой стороны, расположено большее количество фигур?
  3. Покажи, с какой стороны расположено меньшее количество фигур?

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание №5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация (называть предмет по величине, цвету и форме, показывать нужный предмет, выбрать нужный предмет из нескольких).

Данные умения являются основой познавательного развития будущих школьников, формирования основ мыслительной деятельности.

Задание выполняется на листе бумаги или на столе. При работе с учащиеся с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки, объемные геометрические фигуры. Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться плоскими фигурами или игрушками маленького размера.

Инструкция к заданию.

  1. Посмотри внимательно на предметы, которые находятся перед тобой.
  2. Назови цвет каждого предмета.
  3. Какой предмет здесь лишний? (В случае, если ребенок затрудняется с ответом, педагог указывает признак, по которому осуществляется классификация).
  4. Выбери предмет, который отличается по цвету (по форме, по размеру) от остальных.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 6

Цель: выявление способности учащегося понимания инструкцию, определение уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, знание названия предметов. Данные умения являются основой успешного овладения навыками чтения и письма.

  СТОЛ - СТУЛ

 КОТ - КРОТ

 ПИЛА - ЮЛА

 ПОЧКА - БОЧКА

 ДУДКА - УТКА

Инструкция к заданию. При работе с учащимися с менее развитыми мелкомоторными способностями можно использовать игрушки.

Учащиеся с хорошо развитой моторикой рук, могут пользоваться дидактическими карточками с изображением предметов разной величины.

Инструкция к заданию

  1. Посмотри внимательно на предметы, которые находятся перед тобой.
  2. Я буду произносить слова, а ты указывай на названный мною (педагогом) предмет.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом, ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 7

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия, графомоторных навыков, умения координировать движение руки, ориентироваться на листе бумаги и выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки, графические действия (проведи линию, выполни штриховку).

Данные умения являются основой успешного овладения навыками письма.

А)  Б)

Инструкция к заданию. Учащемуся предлагается рассмотреть изображение на картинке, и с помощью педагога описать ее.

А). Посмотри, что изображено на картинке?

Возьми карандаш и проведи линию по направлению стрелки, не выходя за контур дорожки.

Б) Посмотри внимательно, что изображено на картинке?

Возьми карандаш и выполни штриховку, проводя прямые линии, не выходя за контур.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 8

Цель: выявление уровня развития функций памяти, сформированности понимания слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; выполнения простых инструкций («дай», «покажи» и др.).

Данные умения являются основой для успешного овладения базовыми учебными действиями.

Инструкция к заданию. Учащемуся предлагается запомнить предметы на рисунке.

  1. Рассмотри предметы, опиши их (картинки, что на них изображено)?
  2. Педагог убирает один предмет или картинку. Учащийся должен ответить на вопрос: Что изменилось? / Какой предмет убрали?
  3. Ученик отвечает на вопрос и описывает предмет (картинку), который ранее убрал педагог.

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.

Задание № 9

Цель: выявление уровня развития мышления; выполнения простых инструкций («возьми», «покажи», «проведи» и др.).

Данные умения являются основой для успешного овладения базовыми учебными действиями.

Инструкция к заданию. Ребенку предлагается рассмотреть изображение узора на рисунке.

  1. Рассмотри предметы, опиши их (картинки, что на них изображено)?
  2. Педагог убирает один предмет или картинку. Учащийся должен ответить на вопрос: Что изменилось? / Какой предмет убрали?
  3. Ученик отвечает на вопрос и описывает предмет (картинку), который ранее убрал педагог.

  

Оценка выполнения задания:

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:

0 – действие выполняется педагогом (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью или словесной инструкцией;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 –действие выполняет самостоятельно по инструкции педагога (вербальной или невербальной);

5 – действие выполняет самостоятельно.