Анализ работы

Чистякова Татьяна Павловна

Анализ работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет

о профессиональной деятельности

Чистяковой Татьяны Павловны

за 2018 – 2019 учебный год

Тема по самообразованию: «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»

Задачи на  учебный год:

  • Изучение нормативно-правовой документации и методической литературы.
  • Раскрыть значение формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
  • Провести теоретический анализ проблемы формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
  • Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов дошкольников с нарушением речи.
  • Развивать фонематические процессы через использование игр и игровых упражнений.

  1. Изучение теоретической, психолого-педагогической и методической литературы

Наименование статьи, книги

Тезисы по статье, книги

ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Ст. 2 Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.

П.2.6. Речевое развитие включает владение речью как средством общения  культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13)

П.1.1. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Окунева С.Е. статья «Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников»

Известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок произносит слова искаженно, неточно, сложно происходит формирование фонематического восприятия. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют и на развитие умственных способностей, а впоследствии снижают его успеваемость в школе, приводят к школьной дезадаптации.

Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. статья «Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Так, у детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушена память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста».


Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. 

Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»

В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза. Представлены методические разработки преодоления недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР. В основе приведенных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.

Казакова Ю.В. «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

  1. Использование в практике современных педагогических технологий

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические 
- физкультурно-оздоровительные 
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка 
 - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов 
- образовательные 
- обучения здоровому образу жизни 
- педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

- наставником в выборе  компьютерных программ,  

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности

№ п/п

Формы

Уровень

Период

Содержание (тема)

Результат

1

Педагогические советы

2

Открытые занятия

Дошкольный

15.05.2019

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах и слогах.

Конспект занятия

3

Участие в методической работе ДОО  

4

Участие в работе КМО, РМО, ГМО

5

Участие в конференциях, семинарах, круглые столы и т.д.

6

Выступление на конференции, семинары, круглые столы и т.д.)

Территориальный

04.03.2019 -17.04.2019

Территориальный научно-практический семинар «Карусель педагогических идей» (План-модель совместной познавательной деятельности с детьми третьего года жизни «Что подарим маме?»)

Сертификат о представлении педагогического опыта

7

Участие в профессиональных конкурсах: «Педагогическая копилка - 2019»

Всероссийский

08.04.2019 - 05.05.2019

План-модель совместной познавательной деятельности с детьми третьего года жизни «Что подарим маме?»

Диплом 1 степени

8

Публикации

Дошкольный

29.04.2019

Статья о проведенной викторине о правилах дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

9

Наличие авторских разработок

10

Участие в экспертной (модераторской) деятельности

11

Участие в аттестации педагогических работников

Дошкольный

Митькина Н.А. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР»

Слушатель

12

Повышение квалификации

Дошкольный

06.11.2019

Программа повышения квалификации «Реализация ФГОС дошкольного образования в дошкольной образовательной организации»

Удостоверение о повышении квалификации

4. Результаты мониторинга по теме самообразования.

Мной была подобрана и изучена диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста Каримовой Н.В.

По итогам диагностики педагог:

 определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений.

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

 оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Данную диагностику планирую провести в новом учебном году.

5. Методические находки, идеи которыми можете поделиться с коллегами.

Создание персонального сайта без навыков веб-дизайна и программирования с помощью сервиса Google Sites.

6. Задачи на 2019-2020 учебный год:

  • Изучение нормативных документов, теоретической, психолого-педагогической и методической литературы;
  • Провести диагностику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
  • Представить педагогический опыт по внедрению игровых технологий в практике работы по формированию фонематических процессов.
  • Организовать выставку игровых пособий, дидактических игр по развитию фонематических процессов.

дата                                                                                 подпись