Гармоничное развитие эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер у детей посредством технологии "Умные игры в добрых сказках" С.В. Макушкиной

Краснова Юлия Сергеевна

Я хочу познакомить педагогов, использующих в работе развивающие игры Воскобовича и Никитина, с технологией «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор С. В. Макушкина).

 

Преимуществом данной технологии является наличие тематического плана по месяцам (октябрь – май), разработок конспектов НОД (тема занятия, на основе какой сказки строится занятие, музыкальное, иллюстративное сопровождение, развивающие игры В. В. Воскобовича, Никитина, в ходе которых решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи, предусмотрена предварительная работа и наличие электронных презентаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология  «Умные игры в добрых сказках» для старших дошкольников

Актуальность технологии.

А. В.Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к творчеству».

Современный ребёнок чувствует себя удобно и комфортно во время игры. Как в саду, так и дома у детей много игрушек, к которым прилагаются дополнительные аксессуары. Есть планшеты, ноутбуки, компьютеры, телефоны, смартфоны и т. п., позволяющие погрузиться в увлекательный мир компьютерных игр. И не нужно придумывать и находить заменителей в игре.

Детям предлагается меньше возможностей для того, чтобы фантазировать, воображать, представлять себе, чтобы они хотели получить в итоге. Им трудно прогнозировать свою работу и нет навыков воплотить этот результат путём проб и ошибок. Из-за этого у современного ребёнка скудеет воображение, которое является основой для формирования всех познавательных процессов детей в дошкольном возрасте. Исходя из этого, очень важно создать такую образовательную среду для ребёнка, которая будет способствовать увлечению его развивающими играми, стимулированию его воображения, научит его составлять целостные образы.

Поэтому наша задача как педагогов - подобрать такие игры, которые лишены излишнего дидактизма, будут ему по уму и по сердцу, и ребёнок будет получать не только удовольствие, но и овладеет определёнными компетенциями.

Развивающие игры В. В. Воскобовича и Б. П. Никитина представляют большой интерес. Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого начала.

Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или в группе малыш вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется к этим играм.

Цель технологии – гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи технологии:

1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.

2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путём интеграции развивающих игр.

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.

6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, способность к абстрагированию, мелкую моторику рук.

Отличительные особенности технологии.

«Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию личности дошкольника. Сочетание трёх основных технологий (развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ), направленные на личностное развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной деятельности.

Данная технология предусматривает в соответствии с ФГОС ДО реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие». Изучение народных былин и сказок способствуют охвату области «Речевое развитие»«Социально – коммуникативное развитие», а использование иллюстраций с музыкальным сопровождением – «Художественно – эстетическое развитие».

В основе  – технология интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

Базовые компоненты данной программы:

• Игры В. В.Воскобовича«Чудо – Соты 1»«Чудо – Крестики 1»«Чудо – Крестики 2»«Чудо – Крестики 3»«Прозрачный квадрат»«Квадрат Воскобовича двухцветный»«Змейка».

• Сказкотерапия. Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально –нравственные качества: любовь к Родине;интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к духовным и семейным ценностям.

Инновационные методы и технологии.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники –иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать музыкальное сопровождение (классическая музыка) при выполнении заданий.

Основные принципы обучения.

«Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.

«Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.

«Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.

«Участие взрослого». Взрослый является полноправным участником игры: он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.

«Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.

Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля.

В результате освоения данной технологии ребёнок овладеет различными компетенциями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, такими как: произвольность внимания, планирование своей деятельности, ориентировка в пространстве, развитие диалогической и монологической речи, нравственные и эстетические категории (добро и зло, комплекс технических навыков и умений, необходимых для реализации сюжета сказки)



Предварительный просмотр:

Содержание технологии

Каждое занятие построено на основе сказочного или былинного сюжета. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту своего народа, то есть социализация. Сказка развивает фантазию, а желание помочь герою сказки с помощью развивающих игр не только формирует творческие способности ребенка и помогает ему мыслить абстрактно, но и определяет духовное начало, развивает ребенка как личность.

Описание элементов занятия

  1. Эмоциональное реагирование

На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь.

  1. Сказкотерапевтические моменты

Показывая эмоционально с помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют.

Элементы сказкотерапии в конспектах выделены курсивом и состоят из вопросов и воспитательного текста в конце занятия.

  1. Инструкция

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что сейчас в группах встречаются дети разного возраста и уровня интеллекта, в конспектах предлагаются два вида инструкций – для старших детей (подготовительная к школе группа) и для младших детей (старшая группа или дети 6-7 лет с ОВЗ). Тем самым обеспечиваются условия для инклюзивного образования.

Некоторые аспекты работы с развивающими играми

У таких игр ,как «Чудо-соты», «Чудо - крестики», «Прозрачный квадрат» В.В.Воскобовича; «Сложи узор» Б.П.Никитина, есть в инструкции контурные изображения фигур, которые ребенок может выложить. Фигуры в них в основном небольшого размера, и бывает очень трудно выбрать нужную. Поэтому было найдено такое решение :

  1. Сканирование всех контурных изображений.
  2. Переработка каждой из фигур, печать двух изображений

- шаблон фигуры с опорой только на внешние границы, где ребенок сам догадывается, какие детали нужно положить;

- шаблон фигуры с границами внутренних деталей

Ребенку предлагается самому выбрать, каким шаблоном он воспользуется. Затем, как только этот путь пройден, ему предлагается выложить этот образ на столе, глядя на картинку (развивается глазомер ребенка, он учится соотносить образ «издалека» и «рядом» ). И самый сложный вариант – когда картинка с изображением висит на доске и ему предлагается выложить данный образ на столе. Поэтому ,предложенный вариант в конспекте, может быть изменен на более трудный или легкий. Данный подход позволяет педагогу самому выбрать задание, а ребенку осознать успешность своей деятельности.

Ритуал прощания «Вот и сказочке конец»

В ходе проведения занятий, присутствуют две традиции:

  • В конце занятия педагог говорит «Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец». Затем он по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша – молодец!», «Саша - молодец» и т.д. это доставляет детям огромную радость.
  • Затем педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии, и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего.

Предварительный просмотр: