Кружковые работы

ИВАНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

кружковые работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Кружковая программа

«Волшебная страна Математика»

Старший возраст

        Воспитатель:Иванова О.П.

с.Дульдурга

2019-2020г.

 Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3
  2. Актуальность…………………………………………………………………………………………………………………….4
  3. Цель…………………………………………………………………………………………………………………………………5
  4. Задачи………………………………………………………………………………………………………………………………5
  5. Ожидаемые результаты к концу года……………………………………………………………………………....8
  6. Продолжительность реализации программы……………………………………………………………………..9
  7. Продолжительность реализации программы…………………………………………………………………………….9
  8. Календарно - тематическое планирование……………………………………………………………………………….9
  9. Календарно - тематическое планирование для индивидуальных работ……………………………………………14
  10. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..18

 

1.Пояснительная записка.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

 

2. Актуальность

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,

 3.Цель кружка:

- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

4.Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Формирование представлений о числе и количестве:

- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

 5.Ожидаемый результат.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

7.Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Программа предназначена для работы с детьми 5.5-6.5 лет.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью-25 минут;

8. Календарно - тематическое планирование

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

4«Считай дальше».

Закреплять умение считать до 10.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

1. «Пройди по лабиринту».

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

Декабрь

Тема

Программное содержание

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

Январь

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

Февраль.

Тема

Программное содержание

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

 

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

 Март

Тема

Программное содержание

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

 Апрель.

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

 

Май.

Тема

Программное содержание

1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

Научить детей Логоформочки

Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

9.Календарно - тематическое планирование для индивидуальных работ

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Что общего и чем отличаются»

Учить сравнивать свойства предметов.

2. «Подбери по форме»

Закрепить свойства предметов.

3. «Найди, кто лишний»

Закрепить сравнивать свойства предметов.

4. «Какой фигуры не хватает?»

Закрепить свойства предметов.

Ноябрь 

Тема

Программное содержание

1. «Что изменилось»

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний»

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

 

Декабрь

 

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй и раскрась»

Учить соотношении: часть - целое.

2. «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

3. «Найди одинаковые игрушки»

Учить пространственные отношения: справа, слева.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

 

Январь

 

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

2. «Чем отличаются клоуны»

Закрепить число и цифру 1.

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

Февраль 

Тема

Программное содержание

1. «Продолжи закономерность»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

2. «Что общего»

Учить детей умению составлять равенства.

3. Соедини предметы»

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

4. «Дорисуй»

Закрепить числа и цифры 1-3.

 Март

Тема

Программное содержание

1. «Догадайся, как надо раскрасить»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

2. «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить число и цифру 4.

3. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

4. «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

 

Апрель

 

Тема

Программное содержание

1. «Перехват»

Закрепить число и цифру 5.

2. «Обведи дорожки»

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

3. «Раскрась»

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

4. «Раскрась так же»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

 

Май

 

Тема

Программное содержание

1. «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

 

10.Список литературы:

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.



Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Кружковая работа

«Волшебный мир театра»

Подготовительная группа (от 5.5 до 6.5 лет)

Срок реализации 2017-2018 уч.г.

Автор: Иванова О.П.- воспитатель I кв. категории

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………3

2.Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..7

3. Предполагаемые результаты…………………………………………………………………………………………..12

4.Мониторинг……………………………………………………………………………………………………………..12

5. Список детей……………………………………………………………………………………………………………14

6.Список литературы………………………………………………………………………………………………………15        

1.Пояснительная записка

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.).

В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.

Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Эта кружковая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Кружковая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.

Актуальность

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

   Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и  неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Новизна

   В программе систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано распределены в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.  Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Цель программы – Развивать творческие и артистические способности детей, средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающая. Учить детей имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.

Развивающая. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

Воспитательная. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана возрастную группу (от 5.5 до 6.5лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план выступает именно игра, свободная игра как форма общения ребенка со взрослым.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы

Кружок проводиться в среду группой или подгруппой, вторая половина дня, 1 раз в неделю.

Продолжительность – 30 минут.

- Игры драматизации.

- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

-Задания для развития речевой интонационной выразительности.

- Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

- Упражнения на развитие выразительной мимики.

-Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,     движением, костюмом, декорациями.

2.Календарно – тематическое планирование.

Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Сентябрь

Любимая сказка

Предсказывание любимой сказки самостоятельно, обыгрывание ее игрушками.

Словесный, наглядный.

Сказка «Листопадничек»И.Соколова-Микитова

Ознакомление со сказкой. Развитее речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.

Словесный, наглядный.

Октябрь

Сказка «Зимовье»

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и показ действий. Ознакомление со сказкой. Развитее речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

Сказка «Двенадцать месяцев»

Учиться отделять повествовательную речь от актерски – ролевой. Формировать эстетическое отношение к литературному произведения.

Ноябрь

Индийская сказка «Мотхо и Мунго»

Формировать умение проигрывать все звенья кумулятивной цепи. Стимулировать ролевую речь за персонажей.

Словесный, наглядный.

«Мороз Иванович» В.Одоевского

Учить детей удерживать темп и выразительность обыгрывания , сохраняя целость сюжета сказки. Строить слаженное взаимодействие между рассказчиком и актером.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, словесный, наглядный.

Декабрь

Сказка «Царевна лягушка»

Ознакомление детей с русской народной сказкой. Освоение интонационных средств выразительности чтения по ролям.

словесный, наглядный.

Английская народная сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

Закрепить умение отмечать начало и конец сказки. Воспитывать увлеченность, искренний интерес и переживание детей, техническое совершенство показа.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

Январь

Сказка «Аленький цветочек»

Ознакомление детей с русской народной сказкой. Продолжать стимулировать проигрывание целостного сюжета. Строить слаженное взаимодействие между рассказчиком и актером.

Словесный, наглядный, игровой.

Сказка Братье Гримм «Розочка и Беляночка»

Развить умение внимательно слушать сказку, освоение содержание прочитанной сказки Формировать звуковое оформление которая играет интонационную выразительность определяющая эмоциональное воздействие на слушателя, сила голоса (громкость и правильность произношения) четкая дикция, темп речи.

Словесный.

Февраль

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Помогать ребенку удерживать темп и выразительность обыгрывания.  Продолжать учить ребенка согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.

Словесный, наглядный.

Сказка «Заяц – длинные уши, короткий хвост»

Ознакомление с русской народной сказкой. Развитие речи: ответы на вопросы.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

Март

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

Ознакомление с русской народной сказкой. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки (грамматика и словарь). Использование интонационных средств   для передачи к персонажу сказки.

Словесный, наглядный.

Сказка «Что это за птица?» В. Сутеева

Развитие моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации. Развитие выразительной речи и выразительных движений: разыгрывание сказки по ролям.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, словесный, наглядный.

Апрель

Сказка «Бременские музыканты»

Учить детей отмечать начало и конец сказки.

Умение обыгрывать данную сказку. Помогать прочувствовать и понять образный язык сказки.

Словесный, наглядный.

К Чуйковский «Муха -Цокотуха»

(2занятия)

Развить умение внимательно слушать сказку, освоение содержание прочитанной сказки. Доводить до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует тому, что дети начинают использовать это богатство в словесном творчестве.

Словесный, наглядный.

Май

Сказка «Золушка»

Развить умение внимательно слушать сказку, освоение содержание прочитанной сказки Формировать звуковое оформление которая играет интонационную выразительность определяющая эмоциональное воздействие на слушателя, сила голоса (громкость и правильность произношения) четкая дикция, темп речи.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, словесный, наглядный.

«Путешествие муравьшки»

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и показ действий. Ознакомление со сказкой. Развитее речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.

Словесный, наглядный.

3.Предполагаемые результаты:

Дети 6 – 7 лет:

1. Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения.

2. Умение подражать образу героев.

3. Обладать умением работать в коллективе.

4.Мониторинг

 В качестве критериев для проведения мониторинга, я использовала следующие положения:

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться втеатрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

5.Список детей

         

1.Анудариева Алина

2.Батоев Ринчин

3.Башмаков Артем

4.Елунина Кристина

5.Иванова Полина

6.Игнатьев Вячеслав

7.Каминин Артем

8.Константинов Владислав

9.Мыльников Денис

10.Нардопов Эрдем

11.Санжимитупова Янжима

12.Цыбенов Аюр

13.Шагдаров Руслан

14.Щербаченко Арина

15. Федоров Артем

16. Гомбожапова Одияна

17. Дашидондокова Сарана

18.Тихонов Иван

19. Жапов Захар

20.Гындынова Сойжина

21. Ганжипова Сойжина

6.Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г.

2. Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

3. Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в

 детском саду. М., 2009г.

4. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г.

5. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Кружковая работа

«Маленькие актеры»

Средняя группа (от 3.5 до 4.5 лет)

Срок реализации 2015-2016 уч.г.

        

Автор: Иванова О.П.- воспитатель I кв. категории

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………3

2.Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..7

3. Предполагаемые результаты…………………………………………………………………………………………..12

4.Мониторинг……………………………………………………………………………………………………………..12

5. Список детей……………………………………………………………………………………………………………14

6.Список литературы………………………………………………………………………………………………………15        

1.Пояснительная записка

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.).

В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.

Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Эта кружковая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Кружковая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.

Актуальность

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

   Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и  неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Новизна

   В программе систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано распределены в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.  Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Цель программы – Развивать творческие и артистические способности детей, средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающая. Учить детей имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.

Развивающая. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

Воспитательная. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Возраст детей

Программа рассчитана возрастную группу (от 3.5 до 4.5 лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план выступает именно игра, свободная игра как форма общения ребенка со взрослым.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы

Кружок проводиться во вторник группой или подгруппой, вторая половина дня, 1 раз в неделю.

Продолжительность – 20 минут.

- Игры драматизации.

- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

-Задания для развития речевой интонационной выразительности.

- Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

- Упражнения на развитие выразительной мимики.

-Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой,     движением, костюмом, декорациями.

2.Календарно – тематическое планирование.

Месяц

Тема

Интеграция образовательных областей

Тематический модуль

Программное содержание

Методы и приемы

Взаимодействие с семьей

Октябрь

(40мин)

Любимая сказка

(2занятия)

Речевое, музыкально-художественное

Чтение художественной литературы, социализация

Предсказывание любимой сказки самостоятельно, обыгрывание ее игрушками.

Словесный, наглядный.

Повторить и рассмотреть иллюстрации любимой сказки.

(40мин)

«Три медведя»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное  

Чтение художественной литературы, социализация,

коммуникация.

Ознакомление со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя». Развитее речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.

Словесный, наглядный.

Итоговое мероприятие: Выступление с театрализованным представлением на праздники Осени

Ноябрь

(40мин)

«Курочка  ряба»

(2 занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и действия с игрушками.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

(40мин)

«Репка»

(2занятия)

Речевое, музыкально-художественное

Чтение художественной литературы, социализация.

Учить детей отмечать начало и конец сказки.

Умение обыгрывать данную сказку.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

Словесный, наглядный.

Итоговое мероприятие: Выступление с театрализованным представлением на празднике посвященный дню матери

Декабрь

(40мин)

«Теремок»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Формировать умение проигрывать все звенья кумулятивной цепи. Стимулировать ролевую речь за персонажей.

Словесный, наглядный.

Подготовка костюмов к драматизации сказки.

(40мин)

«Колобок»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное, музыкально-художественное  

Чтение художественной литературы, социализация,

музыка.

Учить детей удерживать темп и выразительность игры , сохраняя целость сюжета сказки.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, словесный, наглядный.

Январь

(40мин)

«Волк и семеро козлят»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Ознакомление детей с русской народной сказкой. Освоение интонационных средств выразительности чтения по ролям.

словесный, наглядный.

(40мин)

«Маша и медведь»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Закрепить умение отмечать начало и конец сказки.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

Февраль

(40мин)

«Гуси лебеди»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация,

физическая культура

Ознакомление детей с русской народной сказкой. Продолжать стимулировать проигрывание целостного сюжета.

Словесный, наглядный, игровой.

Итоговое мероприятие: Выступление с театрализованным представлением на праздники день папы

(40мин)

«Петушок золотой гребешок»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.

Чтение художественной литературы, социализация.

Развить умение внимательно слушать сказку, освоение содержание прочитанной сказки.

Словесный.

Март

(40мин)

«Красная шапочка»

(2занятия)

Речевое, музыкально-художественное

Чтение художественной литературы, социализация.

Помогать ребенку удерживать темп и выразительность игры. Продолжать учить ребенка согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.

Словесный, наглядный.

Создание костюмов и масок.

(40мин)

«Лиса заяц и петух»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное  

Чтение художественной литературы, социализация,

коммуникация .

Ознакомление с русской народной сказкой. Развитие речи: ответы на вопросы.

Упражнения на развитие выразительной мимики. Словесный, наглядный.

Итоговое мероприятие: Выступление с театрализованным представлением на празднике посвященный 8 марта

Апрель

(40мин)

«Снегурушка и лиса»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Ознакомление с русской народной сказкой. Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки (грамматика и словарь). Использование интонационных средств   для передачи к персонажу сказки.

Словесный, наглядный.

(40мин)

«Зимовье зверей»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и действия с игрушками.

Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, словесный, наглядный.

Май

(40мин)

«Рукавичка»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.  

Чтение художественной литературы, социализация.

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и действия с игрушками.

Словесный, наглядный.

(40мин)

«Смоляной бочок»

(2занятия)

Речевое, социально-коммуникативное.

Чтение художественной литературы, социализация.

Развить умение внимательно слушать сказку, освоение содержание прочитанной сказки.

Словесный, наглядный.

Итоговое мероприятие: Выступление с театрализованным представлением на творческом отчете.

За учебный год:6ч. 40 минут

3.Предполагаемые результаты:

Дети 3 – 4 лет:

1. Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения.

2. Умение подражать образу героев.

3. Обладать умением работать в коллективе.

4.Мониторинг

 В качестве критериев для проведения мониторинга, я использовала следующие положения:

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться втеатрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

5.Список детей

         

1.Анудариева Алина

2.Батоев Ринчин

3.Вологдин Илья

4.Башмаков Артем

5.Елунина Кристина

6.Борокченов Болот

7.Иванова Полина

8.Игнатьев Вячеслав

9.Каминин Артем

10.Константинов Владислав

11.Кисилевская Снежана

12.Дашинимаев Ананда

13.Мыльников Денис

14.Нардопов Эрдем

15.Нимаева Радна

16.Рыкова Валерия

17.Санжимитупова Янжима

18.Цыбенов Аюр

19.Шагдаров Руслан

20.Щербаченко Арина

21. Федоров Артем

22. Гомбожапова одияна

23. Дашидондокова Сарюна

24. Томских Иван

25. Жапов Захар

6.Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г.

2. Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

3. Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в

 детском саду. М., 2009г.

4. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г.

5. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка:

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты».

Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

2.Актуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

3.Цель:

• Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

4.Задачи:

•Учить детей рисовать карандашами, акварельными красками, гуашевыми красками, воспитывать интерес к аппликации, лепки.

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

• Формировать умение оценивать созданные изображения.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

• Формировать интерес к работе с пластилином.

• Развивать мелкую моторику.

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

5.Отличительные особенности данной программы кружка

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Кружок проводятся с детьми младшего дошкольного возраста в четверг подгруппами, вторая половина дня.

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

2.5-3.5 лет

15 мин.

1 раз

15 мин.

9 часов

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Художественный труд:

Формировать стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности. Выполнять работу аккуратно и красиво;

Коммуникация:

Обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками;

Содействовать налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совместной деятельности.

Познание:

Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;

Выделять форму в объектах;

Экспериментировать с цветом, формой, величиной.

Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Труд:

Продолжать формировать элементарные способы сотрудничества;

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других.

Социализация:

Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам;

Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом;

Безопасность:

Учить соблюдать меры безопасности при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, оборудованием.

Здоровье:

Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

6.Ожидаемые результаты к концу года:

Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином.

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетка и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

7.Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

8.Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием, лепкой и аппликацией (опуская критерии, нехарактерные для некоторых видов деятельности, например, цвет для лепки).

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/

Имя   ребенка

 Форма

Изображение   предметов

Пропорции  

Композиция

Передача   движения

Цвет

 

Общее   число балов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

Изображение предметов округлой, прямоугольной и состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др. )

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

 Изображение предмета:

Изображение простых предметов, рисование прямых линий( короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клеточный платок и др.)

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

 Передача пропорций предмета в изображении:

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

 Композиция:

Создание несложных сюжетных композиций, повторяя изображение одного предмет ( елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

 Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

 Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

оттенки: розовый, голубой, серый

-передан реальный цвет предметов -3б;

-есть отступление от реальной окраски-2б;

-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

 Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/лепка/

Имя   ребенка

 Форма

Изображение   предметов

Передача   движения

Общее   число балов

1

 

 

 

 

 

 Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /лепка/

 Передача формы:

Раскатывание комочков прямыми и круговыми движениями; соединение концов получившейся палочки; сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

 Изображение предмета:

Создание предмета состоящего из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

 Передача движений:

-движение передано достаточно точно-3б;

-движение передано неопределенно, неумело-2б;

-изображение статичное-1б.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/аппликация/

Имя   ребенка

Выкладывать детали разной формы 

Наклеивать детали

Держать ножницы

Общее   число балов

1

 

 

 

 

 

 Выкладывать детали разной формы

-рисунок выложен на лист бумаги правильно -3б;

-рисунок выложен с неточностями -2б;

-рисунок не  выложен -1б.

Умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

- выполняются все действия при наклеивание правильно -3б;

- выполнение с неточными последовательными движениями -2б;

- не выполнение правильного наклеивание деталей -1б.

Навыки правильного пользования ножниц.

- правильно держит и пользуется ножницами – 3б;

- пользуется с подсказками воспитателя-2б;

- не умеет пользоваться ножницами -1б.

9.Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

10.Календарно - тематическое планирование.

Месяц

Тема

Направление развития

Интеграция образовательных областей

Программное содержание

Методы и приемы

Взаимодействие

с семьей

Октябрь

“Волшебный пластилин» (лепка)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы, художественное творчество

Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем «Колобок».

Словесный, наглядный, практический.

Чтение и пересказ сказки «Колобок»

“Колобок»

(лепка)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрять инициативу детей.

Словесный, наглядный, практический.

«Путешествие за Колобком» (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество, труд.

Приобщать детей к аппликации – формировать умение выкладывать на листе бумаги готовые детали, аккуратно наклеивать их, развивать мелкую моторику рук, пальцев.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Колобок катится по дорожке» (рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Развивать умения детей строить элементарную композицию, умение создавать изображение на всем листе, передавать правильно отношение цветов, размеров, форм в продуктивной деятельности.

Словесный, наглядный, практический.

Ноябрь

«Солнышко, которое мне светит» (рисование)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы, художественное творчество, труд.

Познакомить с техникой печатания ладошками.Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками.Развивать световосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Словесный, наглядный, практический.

«Дождик» (лепка)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Мой любимый дождик» (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество, труд.

Учить наклеивать готовые капельки-дождя, тучку. Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

Рассказ от куда берется дождик.

«Дождик чаще

кап-кап-кап!» (рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, художественное творчество, труд, музыка.

Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

Декабрь

“Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки” (Декоративная аппликация с элементами нетрадиционной формы рисования)

Речевое, продуктивное.

Социализация, труд, художественное творчество.

Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.Учить составлять узор из кругов и листочков.Развивать чувство цвета, композиционные умения.Прививать навыки в сравнении матрешек, нахождение общих и отличительных черт (одна – много, разноцветные).Развивать мелкую моторику пальцев.Учить аккуратному наклеиванию.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Ёлочка красавица» (лепка)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие, так и маленькие, колбаску между ладонями, учить соблюдать порядок на своем рабочем месте, развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Словесный, наглядный, практический.

Рассмотрение дома елочки, рассказ.

«Украсим елочку» (рисование)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Коммуникация, художественное творчество

Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый.

Словесный, наглядный, практический.

Выставка «Хоровод елочек»

Январь

«Бусы» (лепка)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы, художественное творчество.

Знакомить детей с соленым цветным тестом, как нетрадиционным материалом для лепки.Закреплять приемы лепки из теста: раскатывание круговыми и продольными движениями, придавливание, загибание, отщипывание.

Словесный, наглядный, практический.

«Бедный зайчик заболел – Ничего с утра не ел » (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное.

Чтение художественной литературы, художественное творчество, коммуникация.

Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему. Учить наклеивать готовые формы (морковку, аккуратно пользоваться кистью, клеем, салфеткой.

Словесный, наглядный, практический.

«Морковка для зайчика» (рисоавние)

Речевое, продуктивное.

Коммуникация, художественное творчество.

Дальнейшее освоение техники раскрашивание контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа.

Словесный, наглядный, практический.

Февраль

«Грибочек на лужайке» (аппликация)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Коммуникация, художественное творчество

Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали.

Словесный, наглядный, практический.

«Цветочек» (лепка)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Закреплять умение лепить знакомые цветы, применяя усвоенные раннее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность.

Словесный, наглядный, практический.

«Красивый цветок» (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное.

Коммуникация, художественное творчество, труд.

Учить составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие.

Словесный, наглядный, практический.

«Одуванчики в траве» (рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество,труд.

Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приём рисования красками. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Словесный, наглядный, практический.

Март

«Грибы для бельчат» (рисование)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное.

Чтение художественной литературы, художественное творчество, коммуникация.

Учить детей рисовать грибы, используя овальные формы, расположенные по вертикали и горизонтали.

Словесный, наглядный, практический,

игровой

«Самолет» (лепка)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы, художественное творчество.

Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы (удлинённых кусков). Закреплять умение делить ком на глаз на две равные части, раскатывать продольными движениями и сплющивать.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Светофор» (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество, труд.

Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы (удлинённых кусков). Закреплять умение делить ком на глаз на две равные части, раскатывать продольными движениями и сплющивать.

Словесный, наглядный, практический.

«Красивый поезд»(рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Продолжить формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Развивать воображение.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

Апрель

«Грибы» (лепка)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Учить лепить предмет из двух частей, передавать их форму (шар, столбик), плотно их соединить.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Улиточка» (лепка)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное.

Чтение художественной литературы, художественное творчество, коммуникация.

Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. Продолжать учить лепить пальцами.

Словесный, наглядный, практический.

«Солнышко лучистое» (аппликация)

Речевое, продуктивное, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное.

Чтение художественной литературы, художественное творчество, коммуникация.

Учить составлять изображение из готовых фигур: одного круга и нескольких прямых полосок. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Солнышко» (рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

Выставка «Солнечная полянка»

Май

«Ягоды для Мишутки» (лепка)

Речевое, продуктивное.

Коммуникация, художественное творчество.

Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке впечатление от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

«Удиви маму» (аппликация)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. Учить доводить работу до конца.

Словесный, наглядный, практический.

«Корзина фруктов» (аппликация)

Речевое, продуктивное.

Коммуникация, художественное творчество.

Свободно располагать изображение на бумаге. Закреплять правильные приёмы наклеивания.

Словесный, наглядный, практический.

«Ягоды и яблочки» (рисование)

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Социализация, коммуникация, художественное творчество

Упражнять в печатании с помощью печаток. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.Развивать чувство композиции.

Словесный, наглядный, практический, игровой.

11.Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Программа «Воспитание ребенка-дошкольника»/под ред. О.В.Драгуновой – Чебоксары, 1995.
  3. Программа  «Художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства». – Чебоксары:  Издательство Чувашского РИО, 1994.
  4. Баронова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2009.
  7. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  11. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
  12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  1. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. – Чебоксары: ЧРИО, 2002.

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Авторская программа

«Радуга творчества»

        

Воспитатель:Иванова О.П.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Отличительные особенности данной программы кружка
  6. Ожидаемые результаты к концу года
  7. Продолжительность реализации программы
  8. Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества
  9. Формы проведения итогов реализации образовательной программы
  10. Календарно - тематическое планирование
  11. Список литературы


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Старшая группа

Воспитатель: Иванова Ольга Петровна (2квалификационная категория)

Для дополнительного образования и развития детей проводится кружок «Фантазеры»

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами изобразительной деятельности (работа с бумагой (оригами, аппликация),рисование, работа с природным материалом, пластилином, с соленом тестом, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение детьми элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

По каждому виду изобразительной деятельности программа содержит примерный перечень практических  работ.

Программа рассчитана на детей старшего и подготовительного возраста.

Кружок проводиться один раз в неделю, по 20 минут с чередованием видов изобразительной деятельности. В месяц 4 занятия, за учебный период 36. Возраст детей 3,5 – 4, 5 лет. В группе 23 детей.  Форма провидения подгрупповая, групповая и индивидуальная. Занятия проводятся в группе, в музыкальном зале. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрывает его личностные задатки, прививает любовь к народному творчеству, развивает художественно-эстетический вкус.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по ручному труду я включила различные виды деятельности, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель  – создание условий для развития творчества дошкольников через процесс создания образов из различных изобразительных материалов.

Задачи:
* развитие эстетического восприятия мира, природы и художественного творчества;
* развитие у дошкольников воображения, фантазии,;
* обучение детей различным приемам преобразования бумаги, пластилина, соленого теста, природного материала;
* развитие мелкой моторики рук у детей;
* создание условий для эмоционального раскрепощения ребенка в процессе художественного творчества.

К концу обучения учащиеся должны знать:

 название и назначение материалов – бумага, соленое тесто, пластилин и т.д.;

 название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея и т.д.;

 правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

 анализировать поделку (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

 правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

 экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея и т.д.,

 

Критерии мониторинга

  1. название и назначение ручных инструментов и правила безопасной работы с ними,
  2. названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  3. передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности деталей, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.
  4. лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения,
  5. умение вырезать предметы, соблюдая их форму, строение и пропорции, развивать чувство композиции,
  6. знать приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции,
  7. умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  8. умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  9. умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  10. умение правильно использовать кисти, клей и пластилина т.д  в работе;
  11. умение использовать трафареты и шаблоны при работе;
  12. умение убирать за собой рабочее место,
  13. умение давать четкие ответах на занятиях;
  14. умение в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении их,
  15. использовании способов нетрадиционного рисования ,
  16. умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  17. проявление фантазии, художественного творчества;
  18. умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  19. умение отличать росписи прикладного искусства по цветам и элементам,
  20. использовать различные методы и приемы в аппликации и лепке,
  21. использование приемов оригами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение   «Дульдургинский детский сад «Светлячок»

Младшая группа

Планирование кружковой работы на 2014 -2015г.

Месяц

Название сказок

Цель

Сентябрь

«Курочка Ряба»

Развивать у ребенка умение согласовывать рассказывание сказки и действия с игрушками. Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

октябрь

«Репка»

Учить детей отмечать начало и конец сказки. Формировать умение проигрывать все звенья кульминации. Стимулировать ролевую речь за персонажей.

ноябрь

«Теремок»

Продолжать задавать детям  вопросы по сказке, уча отмечать начало и конец сказки, используя живую ролевую речь за персонажей. Развивать наблюдательность, внимание, память.

декабрь

«Колобок»

Учить детей удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки.

январь

«Волк и семеро козлят»

Учить детей внимательно слушать сказку, совместно рассказывать ее, соблюдая последовательность сюжета, овладевать способами игры, ориентироваться на сигнал для начала игры и на игровом поле.

февраль

«Маша и медведь»

Продолжать обыгрывать совместно с детьми сказку и предлагать обыгрывать самостоятельно отдельный сюжет.  Воспитывать  решительность и характер при игре.

март

«Гуси - лебеди»

Продолжать стимулировать проигрывание целостного сюжета. Воспитывать самостоятельность при пересказе сюжета.

апрель

«Петушок – золотой гребешок»

Помогать, ребенку выдерживать темп и выразительность игры. Развивать активную речь ребенка. Активизировать словарный запас словаря.

май

«Красная шапочка»

Продолжать учить ребенка согласовывать игровые действия с происходящим  в сказке событием. Развивать творческие способности детей.