Моя собственная педагогическая мастерская.

Назарова Наиля Султановна

                                                Педагогическая мастерская

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

                                                                                                                                        И.А. Мухина 

Образовательные цели технологии: 

  • создать условия для самоактуализации и самореализации  обучающегося;
  • предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.

В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства предприняли попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др. А сама эта необычная система обучения разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к  «Я» ребенка, к его интересам, целям.

В статье «Что такое педагогическая мастерская?» И. А. Мухина приводит следующие принципы и правила ведения мастерской:

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера- руководителя мастерской.
  • Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
  • Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменятся самооценкой и самокоррекцией.
  • Представление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  • Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
  • Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  • Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
  • Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися – например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя – поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Построение мастерской создается по определенному алгоритму. 

Первый этап.

«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Индуктором  может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д.

Второй этап. 

Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал – можно со своими добавками.

Можно найти и такое разделение: «самоинструкция и  социоконструкция».

«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт. 

Третий этап. 

«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и – осваивает все возможные открытия.

Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия.

Четвертый этап. 

Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт.  Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей.   Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать новый продукт.

Пятый этап.

«Афиширование» - представление работ участников мастерской (и Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.

Шестой этап.

«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. 

И. А. Мухина пишет: « «Разрыв» – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.

Седьмой этап.

«Рефлексия» - этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

Типы мастерских

В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:

  • Мастерская построения знаний;
  • Мастерская творческого письма (или просто – письма);
  • Мастерская построения отношений;
  • Мастерская самопознания;
  • Проектная мастерская и др.

Использованы материалы статьи Новик Н.Г. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/6833--l-r--sp-29978.html