Презентации

Сафарьян Мария Евгненьевна

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности реализации работы психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ Подготовила: Сафарьян М.Е . Научный руководитель : к.псх.н.Е.С.Фоминых

Слайд 2

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности реализации работы психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Объект исследования : процесс адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования: адаптация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях коррекционной группы.

Слайд 3

Задачи исследования: На основе анализа литературы уточнить сущность феномена адаптации, описать специфику адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы; раскрыть возможности психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Экспериментальным путём выявить уровень адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы, проверить ее эффективность.

Слайд 4

М етоды исследования: – теоретические методы: теоретико-методологический анализ научных источников, дедуктивный метод, системный анализ, аспектный анализ, структурно-функциональное моделирование; – эмпирические методы: метод констатирующего эксперимента, беседа (социометрия «Два домика», методика «Раскрась свои чувства», методика «Нарисуй себя»)); – методы обработки полученных данных: метод расчета числовых характеристик распределения (средние значения, медиана), метод статистической проверки гипотез (критерий различий t-Стьюдента), объяснительно-интерпретационные методы (табличное и графическое представление данных, сравнительный и сопоставительный анализ).

Слайд 5

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проанализированы: понятие «адаптация» и его содержание в отечественной и зарубежной литературе; адаптация к дошкольному образовательному учреждению в норме и при тяжелых нарушениях речи; возможности психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Практическая значимость исследования: разработанная и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы может быть использована педагогами образовательных учреждений.

Слайд 6

Адаптация в широком социокультурном контексте предполагает первоначальное приспособление человека к его окружению с последующим влиянием – в той или иной степени – на это окружение. В качестве основных механизмов адаптации выделяются: познавательные процессы; социальное воображение; социальный интеллект; реалистичная направленность сознания.

Слайд 7

Структура адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи должны входить следующие компоненты : когнитивный (уровень развития и функционирование познавательных процессов); коммуникативный (образ «я» в контексте социальной среды, способность к взаимодействию, установлению успешных взаимоотношений); эмоциональный (умение понимать и выражать свои чувства и переживания, способность их регулировать)

Слайд 8

Выборка и база исследования: МБДОУ «Детский сад № 189» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 28 испытуемых, из них 14 дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, которые составили экспериментальную выборку и 14 детей дошкольного возраста 5-6 лет, не имеющих нарушений речи. Контрольная группа введена в исследование с целью доказательства наличия имеющихся нарушений по причине наличия речевого дефекта. Задачи исследования Выявить особенности адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: нарушения когнитивных (познавательных) процессов, длительные негативные изменения в аффективной сфере, трудности в коммуникативной сфере. Разработать организационно-содержательные основы процесса психолого-педагогического сопровождения адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы. Проверить эффективность опытно-поисковой работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной группы .

Слайд 9

Схема диагностического аппарата Методика, метод Диагностируемые переменные Показатели измерения Параметры Методика диагностики развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников (И.В. Дубровина, А. Д. Андреева) Когнитивная сфера (познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие) Баллы Уровни: Низкий (0 баллов); Ниже среднего (1 балл); Средний (2 балла); Высокий – 3 балла Методика «Свободная классификация» (Е.Я. Агаева ) Баллы Уровни: Низкий (0 баллов); Ниже среднего (1 балл); Средний (2 балла); Высокий – 3 балла Социометрия «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) Коммуникативная сфера Выборы Варианты отношения к себе и другим: 1) положительное отношением к себе и другим; 2) положительное отношение к себе и избирательное отношение к окружающим; 3) неприятие себя Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) Баллы Уровень: высокий, средний, низкий Методика «Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов) Эмоциональная сфера Баллы Уровень: высокий, средний, низкий

Слайд 10

Показатели уровня развития когнитивных процессов в Эг и Кг

Слайд 11

Показатели уровня развития логического мышления и способности к обобщению в Эг и Кг

Слайд 12

Показатели по итогам проведения социометрии «Два домика» в Эг и Кг

Слайд 13

Показатели уровня самооценки по результатам проведения методики «Лесенка» (В.Г. Щур) в Эг и Кг

Слайд 14

Показатели уровня эмоционального благополучия по результатам проведения методики «Раскрась свои чувства» в Эг и Кг

Слайд 15

Основны е направления программы психолого-педагогической работы: 1) организация и проведение консультационной работы и семинарских практических занятий – для педагогов с целью повышения психолого-педагогической грамотности взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи и социальной адаптации; 2) организация психолого-педагогической поддержки родителей с целью повышения их педагогической компетентности и психологической грамотности в вопросах оптимального взаимодействия с детьми, имеющими нарушения речи и социальной адаптации (родительские собрания, семинары, группы поддержки, консультации); 3) создание предметно-развивающей воспитательной среды в коррекционной группе для дошкольников с ТНР; 4) организация совместной работы родителей и детей с целью повышения уровня социальной адаптации дошкольников (проведение совместных занятий с детьми); 5) организация и проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, направленной на повышение уровня адаптации детей к условиям коррекционной группы.

Слайд 16

Показатели развития мышления, внимания, восприятия (цвет, форма, величина) детей ЭГ на констатирующем и контрольном этапах

Слайд 17

Показатели логического мышления и способности к обобщению испытуемых ЭГ на констатирующем и контрольном этапах

Слайд 18

Показатели по итогам проведения социометрии «Два домика» испытуемых ЭГ на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Слайд 19

Показатели уровня самооценки по результатам методики «Лесенка» (В.Г. Щур) в ЭГ на констатирующем и контрольном этапе (в %)

Слайд 20

Показатели уровня эмоционального благополучия по результатам проведения методики «Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов) в ЭГ на констатирующем и контрольном этапах (в %)

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логографические, логомоторные и реципрокные упражнения, как эффективные методы при коррекции звукопроизношения.

Слайд 2

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ( снабжением органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС ) речевого аппарата.

Слайд 3

Нейростимуляция - это целенаправленная модуляция активности нервной системы. Нейростимуляция головного мозга прямого воздействия - это аппаратные медицинские методы, которые могут осуществляться только квалифицированными медицинскими специалистами. - Электростимуляция - трансмагнитная стимуляция - микрополяризация - микротоковая рефлексотерапия - денос – терапия - БОС – терапия и т.д.

Слайд 4

Методы непрямого воздействия на головной мозг – методы и технологии которые доступны педагогам: - бионергопластика - мозжечковая стимуляция - кинезиология - гимнастика для мозга - межполушарное взаимодействие и др.

Слайд 5

Логографические упражнения – это упражнения направленные для автоматизации звуков, сопряженно с графомоторными навыками. Логографические упражнения позволяют сочетать процесс автоматизации с привычной деятельностью ребенка, максимально приближая коррекционные упражнения к естественному речевому поведению; сократить срок автоматизации; мотивировать к выполнению упражнений, создавая положительный эмоциональный фон; разнообразить коррекционную работу; развить мелкую моторику, готовить руку к письму.

Слайд 6

Р еципрокные (перекрестные) упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Благодаря слаженной работе обоих полушарий головного мозга становится возможным контроль и программирование не только своих действий, но и речи .

Слайд 7

Логомоторные упражнения – это упражнения, основанные на использовании связи слова и движения. Логомоторика – это одна из форм активной терапии преодоления речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции высших психических функций.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мозжечковая стимуляция как эффективный метод коррекции нарушений у детей с ОВЗ» Семинар – практикум подготовила учитель – логопед МДОАУ №189 Сафарьян Мария Евгеньевна

Слайд 2

Мозжечок - это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус.

Слайд 3

Основные функции мозжечка. • Регуляция позы и мышечного тонуса; • Коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами, поддержания позы; • Правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений; • Участие в регуляции вегетативных функций; • Мозжечок координирует движения конечностей, туловища; • Координирует совместную деятельность мышц, участвующих в акте речи, дыхания, глотания, жевания; • Червь мозжечка регулирует эмоции и внимание.

Слайд 4

Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие и тренировку функций головного мозга для нормализации психических, физических и эмоциональных процессов.

Слайд 5

Функционал мозжечковой стимуляции Центральное нарушение слухового анализатора Нарушение осанки, работы вестибулярного аппарата Расстройство сенсорной обработки Нарушение координации движений, моторная неловкость Поведенческие расстройства Интеллектуальные нарушения ЗПР, ЗРР,ММД,СДВГ Нарушения письменной и устной речи (заикание, дислексия , дисграфия , дизартрия) Нарушения аутистического спектра

Слайд 6

Идея о применении методики мозжечковой стимуляции принадлежит доктору Фрэнку Бильгоу. Именно он первым, в начале 1960-ых разработал программу, которая в последствии его программа получила название Learning Breakthrough , что можно перевести как «Прорыв в обучении», и специальный снаряд – балансировочную доску, с целой серией упражнений на ней. ( Балансировочный комплекс Balametrics ) .

Слайд 7

Принципы программы Ф. Бельгоу : стимулирование сенсорной интеграции; совершенствование работы вестибулярной системы; развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.

Слайд 8

В Комплект тренажера входит: доска - балансир Бильгоу, которая представляет собой деревянную доску с разметкой. Дополнительный инвентарь: мяч-маятник подвесной планка для отбивания с цифрами мешочки разного вес д оска с цифрами стойка с 5 мишенями комплект кинезиологических мячей-прыгунов (1 простой + 1 с креплением на шнурке к поясу) м етодическое пособие, инструкция.

Слайд 9

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие.

Слайд 10

Другие виды балансировочных досок Изогнутая доска-балансир , Доска Совы (подходит детям от 1 года) Доска Совы - это детская игрушка, спортивный, развивающий тренажер. Любое раскачивание помогает сформировать в мозгу нейронные структуры, отвечающие за восприятие ритма. А ритм — это основа процессов в нервной системе. Поэтому качание на Доске Совы - это профилактика дислексии , дисграфии и других бед, имеющих в основе дизритмию . Когда ребёнок использует Доску Совы в качестве балансира и раскачивается стоя, перенося вес тела с одной ноги на другую, — это мощный тренинг для механизмов межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции.

Слайд 11

Титер поппер – балансир с присосками на дне, которые во время движения издают разнообразные звуки. Рассчитан на детей старше 2-х лет. В нем можно сидеть, стоять, вращаться, раскачиваться и прыгать. В процессе игры у ребенка развиваются моторные движения, чувство равновесия и воображение.

Слайд 12

Балансборд «Лабиринт» (подходит детям с 4 лет) Используется для занятий по мозжечковой стимуляции, коррекции особенностей развития, взрослыми для прокачки вестибулярного аппарата. Балансборд с лабиринтом развивает координацию, улучшает навыки работы с телом, повышает концентрацию, совершенствует моторные реакции, укрепляет мышечный корсет, улучшает глазо -двигательные реакции, помогает развивать когнитивные навыки (память, внимание и мышление), синхронизирует работу полушарий мозга, стимулирует работу мозжечка, отвлекает от гаджетов, положительно влияет на эмоциональную сферу.

Слайд 13

В результате применения метода мозжечковой стимуляции, улучшаются: • Концентрация внимания; • Зрительно – моторная координация; • Графомоторные навыки; • Саморегуляция и контроль; • Скорость развития когнитивной сферы; • Эффективность других коррекционных занятий; • Функции сенсорной интеграции; • Произносительная часть речи (четкость звуков и плавность речи); • Скорость мышления; • Скорость чтения;

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум для педагогов Тема: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников» учитель – логопед Сафарьян М.Е.

Слайд 2

Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться».

Слайд 3

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различительной роли звука, 3) выделение качественных основных характеристик звука».

Слайд 4

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки: «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ).

Слайд 5

Этапы формирование звуковой культуры: I этап (до 3-х лет) – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д , и т. д) (звукоподражания). II этап (от 3 до 5 лет) - проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д …(правильная артикуляция звуков) III этап (от 5 до 7 лет) – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.

Слайд 6

Два этапа подготовки к обучению грамоте: • 1 этап - формирование умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывать четкую артикуляцию звуков, уточнять их звучание. • 2 этап - развивать у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры

Слайд 9

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей; В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением); В подготовительной группе навыки звукового анализа и синтеза слов совершенствуются, дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа.

Слайд 10

Общие правила по формированию навыков звукового анализа: . 1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа: • выделение звука из слова; • определение первого звука; • определение последнего звука; • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова); • анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК; • выделение ударных гласных из положения после согласных (дом); • анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ; • полный звуковой анализ слова; • деление слов на слоги.

Слайд 11

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: • с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.); • в речевом плане (проговаривание); • по представлению - в уме (самое трудное). 3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа: • слова из двух гласных (ау, уа ); • слова из двух звуков (ум, ах, ус); • слова из трех звуков (дым, кот); • слова из двух открытых слогов (ваза, сани); • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); • слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук); • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). 4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Слайд 12

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода: • формирование навыков элементарного анализа; • обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Слайд 13

Спасибо за внимание !